11.04.2024

Что будет, если в самолёт ударит молния. Стоит ли бояться молний Что делать, если молния застала вас на открытой местности


Согласно данным, собранным ресурсом Quartz, каждый работающий самолет в мире получает удар молнией, по крайней мере, один раз в год. Но прежде, чем вы решите никогда больше не летать, давайте разберемся, что происходит, когда молния ударяет в самолет.

Да, и видео этого случая под катом …

По сути, не происходит ничего страшного.

Во время проектирования современных самолетов всегда учитывается, что все оборудование, электрические и топливные системы должны быть защищены от разряда молнии, в котором сила тока достигает 30 000 ампер. Когда разряд попадает в корпус, электричество проходит через внешнюю алюминиевую оболочку фюзеляжа, не вызывая никаких реальных повреждений.

Зачастую такая защита работает настолько хорошо, что пассажиры не понимают, что молния попала в самолет, а единственное возможное повреждение, это небольшой ожог на обшивке в месте удара.

На самолет устанавливаются электростатические разрядники, которые обычно находятся на концах крыльев. Если в самолет ударит молния - они отводят электричество в воздух.

Бортовые электросистемы самолета экранированы, что защищает их от электромагнитного излучения, которое вызывает молния.

В прошлом году 10 июня в самолет авиакомпании British Airways, летевший из Лондона в Москву, ударила молния. Аналогичный инцидент произошел 4 июня с Boeing 737, выполнявшим рейс по маршруту Симферополь - Москва. При осмотре самолета во Внуково выяснилось, что молния оплавила 18 заклепок по обеим сторонам фюзеляжа, поврежден датчик угла атаки и статические разрядники на стабилизаторе.

«Электрический разряд не самый опасный фактор для безопасности пассажиров и экипажа. Современные самолеты имеют достаточную молниезащиту», - рассказал «Газете.Ru» Валерий Макаров, старший научный сотрудник государственного центра «Безопасность полетов на воздушном транспорте».

Обычно молния ударяет в выступающие части самолетов, например в законцовки крыла и нос.

В этих местах можно обнаружить небольшие оплавления конструкций. При ударе молнии электрический ток пробегает по металлической обшивке самолета, пока не выйдет из другой точки, например из хвоста. По словам пилота Патрика Смита, автора книги «Говорит командир корабля», молнии бьют в самолеты гораздо чаще, чем мы могли бы подумать. Просто, как правило, для пассажиров и членов экипажа это остается незамеченным. «Молния попадает в самолет в среднем раз в два года. Изредка на самолете можно обнаружить внешние повреждения - поверхностную точку входа и выхода молнии - или несерьезные повреждения электрических систем. Хотя обычно молния не оставляет следов», - уверен пилот.

Современные пассажирские лайнеры оснащены специальными средствами защиты от ударов молний. По словам профессора Маму Хаддада из Университета Кардиффа, изучающего воздействие молний на конструкцию самолетов, многие современные самолеты помимо композитных материалов в своей конструкции имеют медные экранирующие сетки - ими, например, оснащены самолеты семейств Boeing 787 и Airbus A350.

Эти медные слои выступают в роли так называемой клетки Фарадея, которая защищает от электрических токов все, что находится внутри нее.

Хаддад уверен, что еще более важным является то, что топливные баки самолетов, размещенные в крыльях, защищены от любых искр. Это достигается за счет того, что вся обшивка, структурные соединения, люки, отверстия и заливные горловины должны выдерживать разряд молнии, температура которого может достигать 30 тыс. градусов Цельсия.

По статистике, молнии чаще всего бьют в самолеты, летящие в дождево-кучевых облаках, на высотах 2–5,5 км. Часто пролетающие самолеты могут сами вызвать разряд в сильно наэлектризованных облаках. Считается, что в частные легкомоторные самолеты молнии попадают реже, так как они меньше по размерам и могут избегать встреч с грозами.

«Ток при молнии может достигать 200 тыс. ампер - люди могут услышать шум, увидеть свет или вспышку в иллюминаторе, но они не почувствуют ничего, - поясняет Хаддад. - Одним из эффектов может быть небольшое локальное расплавление там, где ударила молния, однако авиапромышленность довольно консервативная, испытания проводятся жесткие, так что пассажиры не рискуют».

За всю историю авиации серьезные происшествия, связанные с ударом молний, действительно можно пересчитать по пальцам. В январе этого года на востоке Индонезии разбился легкомоторный самолет компании Intan Angkasa Air, который попал в грозу и был поражен молнией. Тогда погибли четыре находившихся на борту человека. В 2010 году один человек погиб после того, как в самолет Boeing 737-700, летевший из Боготы, при посадке ударила молния, и лайнер развалился на три части. Однако, по данным расследования, сама молния не была единственной причиной крушения. К нему привели внезапный порыв ветра и воздушная яма, вызванная разрядом во время снижения, которые произошли почти одновременно.

Самая серьезная катастрофа по этой причине случилась в 1963 году, когда из-за удара молнии в воздухе взорвался Boeing 707 ныне не существующей авиакомпании Pan American.

Тогда по итогам расследования Американское управление гражданской авиации велело оснастить все гражданские суда специальными разрядниками, снимающими статическое электричество. После этой катастрофы инженеры впервые додумались, как уменьшить вероятность взрыва топлива в баках.

Было принято решение заполнять освобождающиеся по мере выработки горючего баки инертным газом, что мешает воспламенению паров топлива.

Менее трагичные и вовсе незаметные удары молний происходят куда чаще, и от них не застрахованы даже самолеты президентов. Так было с лайнером Франсуа Олланда, который летел на переговоры с Ангелой Меркель в 2012 году. Из-за удара молнии президенту пришлось пересесть на другой самолет и опоздать к канцлеру на полтора часа.

«Угроза травмирования лиц, находящихся на борту, серьезных отказов оборудования и систем воздушного судна в результате поражения самолета минимальна. Попадание молнии в самолет редко приводит к изменению плана полета, а повреждения, как правило, незначительны», - уверен Валерий Макаров.

источники

http://www.gazeta.ru/science/2014/06/15_a_6067281.shtml

http://cyclowiki.org/wiki/%D0%A3%D0%B4%D0%B0%D1%80_%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D0%BD%D0%B8%D0%B8_%D0%B2_%D1%81%D0%B0%D0%BC%D0%BE%D0%BB%D1%91%D1%82

А вот вам еще что нибудь интересного про молнии: вот например , а вот почему и . Ну и конечно мои любимые Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Порой намного приятнее оказаться в автомобиле, когда на улице плохая погода, чем идти пешком, пытаясь добраться до дома или работы.

Но погода может преподносить разные сюрпризы, помимо привычного для всех нас дождя и снега. В зависимости от сезона и климатических особенностей конкретного региона, вместе с грозами, сопровождающиеся сверканием молний. Некоторые из этих молний достигают поверхности земли и ударяют в разные предметы, здания, деревья и пр.

Случается и так, что молния бьёт прямо в автомобиль, который находится в движении. Это достаточно редкое явление. Как утверждают некоторые люди, вероятность попадания в автомобиль составляет менее 1 к 10000. Откуда берутся подобные статистические данные, сказать сложно. Но суть в том, что человек должен понимать, чем его ожидает, а также как правильно действовать в случае возникновения такой ситуации.

Немного теории

Некоторые путают такие понятия как гроза и молния, считая их фактически синонимами. Но это не совсем так.

Грозой называют атмосферное явление, когда в дождевых облаках между поверхностью земли и ними возникают мощные электроразряды, которые именуются молниями. При этом гроза сопровождается громкими звуками, являющимися громом. Обычно гроза сопровождается сильными ливневыми осадками, реже наблюдается град, усиливается сила ветра, порой вплоть до шквальных порывов.

Что же касается молнии, то это следствие грозы и образования электрических разрядов. В итоге формируется высокомощный разряд в атмосфере, который проявляется в виде яркой вспышки. Молнии обычно возникают после образования кучево-дождевых облаков. Их также принято называть грозовыми. Но ещё молнии способны формироваться при возникновении таких явлений как извержение вулкана, торнадо, пылевая буря и слоисто-дождевые облака.


В среднем протяжённость или длина одной молнии составляет 2,5 километра. Но встречаются такие разряды, которые способны растягиваться на 20 километров.

Можно смело и утвердительно отвечать на вопрос относительно того, может ли грозовая молния ударить в вашу машину. Такая вероятность присутствует, хоть она и незначительная. То есть полностью исключать подобный сценарий нельзя.

Никто не проводил сознательные эксперименты с воздействием удара молнии на автотранспортные средства. В этом нет никакой необходимости. Потому все статистические данные и умозаключения специалистов в этой области основываются исключительно на доказанных законах физики, а также на знаниях об устройстве и конструктивных особенностях автомобилей.

Начнём с того, что в конструкции автомобилей используется достаточно большое количество металла. Особенно это актуально для более старых машин, поскольку в активно применяют пластик, полимеры и прочие более лёгкие альтернативы металлу. Но полностью от металлических компонентов избавиться не удалось.

Поскольку металл прекрасно проводит электричество, кузов можно справедливо считать отличным проводником. Это несколько повышает вероятность попадания молнии во время грозы в движущееся или стоящее на месте транспортное средство.

Точно сказать, бьёт ли молния чаще в подвижную или неподвижную машину, никто не сможет. Но если представить подобную ситуацию, здесь можно ожидать следующих развитий события:

  1. При наличии на машине антенны молния наверняка будет направлена на неё. Это объясняется тем, что этого элемент является верхней точкой автотранспорта, обладает слабым электромагнитным полем и хорошо притягивает заряды.
  2. Если молния попадает по конусу антенны, заряд начнёт словно растекаться по металлической поверхности кузова и стремиться вниз, достигая поверхности земли. Световой эффект при этом прекратится. От подобного соприкосновения кузов никак не повредится, не деформируется и ничего не взорвётся.
  3. Если антенна отсутствует, это не отменяет автоматически факт возможного попадания разряда. Шанс всё равно остаётся.
  4. В машинах без антенны молния будет бить в верхнюю точку, а именно в крышу. Заряд опять же начнёт растекаться по кузову, двигаться к шинам и далее к земле.
  5. Минимальная доля вероятности прямого попадания непосредственно в топливный бак есть. Только в этом случае возникает реальная угроза воспламенения. Но подобные ситуации огромная редкость. Да и зафиксированы они сугубо со слов очевидцев. То есть полностью верить в достоверность такой информации нельзя.

Насколько серьёзно удар отразится на состоянии машины, зависит от ряда факторов. Редко это приводит к тяжёлым последствиям. Но и о них следует знать, дабы не верить в распространённые мифы, а объективно оценить все потенциальные риски.

Поскольку нанесение ударов молнии в машину является редким явлением, утверждать наверняка о точном перечне последствий контакта нельзя.

Но если отталкиваться от курса физики и особенностей устройства современного автомобиля, можно предугадать некоторые возможные последствия, к которым приведёт удар молнии в вашу движущуюся или неподвижную машину.

  1. На поверхности кузова могут образовываться небольшие сколы. Причём происходит это по причине того, что при поглощении проходящего через авто заряда машина способна на небольшое расстояние подпрыгивать. В результате летящий из-под колёс щебень портит лакокрасочное покрытие. Вероятность повреждения лака и краски вплоть до сколов минимальная.
  2. Более реальным последствием считается сгорание предохранителей. Это чувствительные легкоплавкие элементы, которые защищают электрооборудование транспортного средства от негативных последствий короткого замыкания и резких скачков напряжения. Поскольку молния по своей сути является концентрированным зарядом электричества, удар может спровоцировать резкое возрастание напряжения, от которого вступит в реакцию легкоплавкий элемент предохранителя. Но лучше пускай сгорают предохранители, нежели перегорает проводка и электрооборудование. В этом компоненте активное применение предохранителей в конструкции авто идёт на пользу, если вдруг в кузов попадает молния.
  3. Поломка электроники. Если предохранители не сгорят или их просто не будет, а также напряжение окажется чрезмерно высоким, электроника в машине всё равно может сломаться.
  4. Прожиги на крыше. При условии отсутствия выступающей антенны, которая принимает обычно на себя удар, происходит попадание в крышу. Если попадание окажется прямым, на поверхности могут образоваться следы прожига. Это тёмные пятна, частично способные разрушить лакокрасочный слой. Объясняется подобное тем, что в момент удара разряд имеет очень высокую температуру.
  5. Порча покрышек. Такое возможно преимущественно в ситуациях, когда машина находится в движении. Потенциально удар способен разорвать шины. Тут снова ключевую роль играет резкий удар и высокотемпературное воздействие. Подобный температурный скачок способствует разрыву покрышки.

Важно понимать, что описанные ситуации могут произойти в очень редких случаях. Не обязательно удар молнии в вашу машину означает именно такие последствия.

Поскольку вероятность возникновения подобной ситуации всё же есть, особенно когда приходится часто ездить в плохую грозовую погоду, лучше заранее знать о возможных последствиях.

Всё же большинство людей обеспокоены вопросом возможного попадания молнии в автомобиль из-за потенциальной угрозы их жизни и здоровью. То есть человек опасается, что при нахождении внутри машины в грозовую погоду он может серьёзно пострадать.

Любой физик, даже только поступивший на первый курс университета, вам уверенно скажет, что поводов для паники и переживания нет. И он будет абсолютно прав в своих утверждениях.

Да, молния может причинить определённый вред. Но только кузову автомобиля, шинам и в некоторых случаях электронике. Для человека же никакой угрозы нет.

Эксперты утверждают и настаивают на том, что в грозовую погоду, когда возникают раскаты гроза и молнии, салон машины является куда более безопасным местом, чем улица. В подобной ситуации лучше залезть в авто, нежели пытаться укрыться от молнии где-нибудь на улице.


Здесь действуют законы и принципы физики. Когда подводится внешнее заряженное поле, то есть молния, к кузову автотранспортного средства, разряд полностью нейтрализуется снаружи, и внутрь проникнуть не может. Это обусловлено функциями клетки Фарадея. Физический закон, согласно которому происходит блокировка электрического разряда, не позволяющая ему проникать внутрь клетки. В нашем случае в качестве клетки выступает салон, окружённый .

Да, сидеть в машине с открытой дверью и выставлять конечности наружу не стоит. Если вы будете находиться в салоне или за рулём, даже при попадании молнии, что уже маловероятно, никто их людей не пострадает.

Абсолютно безопасными выступают не все транспортные средства. Тут большую роль играет наличие внутри металлических элементов, которые соприкасаются с внешней оболочкой, то есть кузовом автомобиля. Через такие компоненты разряд всё же может оказаться внутри и нанести определённый вред здоровью человека.

Современные машины собирают таким образом, чтобы изолировать салон от самого кузова. Плюс внутри обычно располагаются резиновые коврики, являющиеся превосходным элементом защиты против тока.

Но даже когда внутри автомобиля всё же есть металлические элементы, с целью обеспечения собственной безопасности просто не прикасайтесь к ним. Тогда и угрозы никакой не будет.

Только при стечении сразу нескольких неблагоприятных обстоятельств возможно развитие сценария, когда удар молнии спровоцирует возгорание машины. Наибольшая вероятность подобной ситуации связана с прямым попаданием молнии в топливный бак. Поскольку в момент контакта с поверхностью температура разряда достигает около 28 тысяч градусов Цельсия, это без проблем спровоцирует воспламенение горючего со всеми вытекающими последствиями.

Что нужно делать водителю и пассажирам

Случилось так, что вы попали в грозовую погоду, вокруг вас сверкают молнии и есть определённый шанс попадания одной из них в автомобиль.

  1. Отыщите подходящее и максимально безопасное место, чтобы остановиться. Продолжать движение можно, но всё же будет лучше, если вы переждёте непогоду.
  2. Для стоянки не выбирайте возвышенности и низменности. Нечто среднее. Избегайте открытой местности, поскольку в таких условиях вероятность получить удар электрического разряда намного выше.
  3. Выбрав подходящее место, остановите автомобиль, включите ручной тормоз, закройте все окна. Также рекомендуется отключить электрооборудование. Для этого достаточно вытащить ключ из замка зажигания, .
  4. При наличии такой возможности лучше временно снять наружную антенну. Обычно она фиксируется довольно просто, потому с демонтажными работами проблем возникнуть не должно.
  5. После этого оставайтесь внутри машины, не выходите из неё до тех пор, пока не закончится гроза и угроза пройдёт.

Это довольно простой, но эффективный план действий в подобных ситуациях. Огромную опасность гроза в себе не несёт, но чтобы минимизировать возможные последствия, а также предотвратить попадание молнии в ваше транспортное средство, лучше выполните каждый из представленных пунктов.

Подобные меры позволят уберечь водителя и пассажиров его автомобиля от бушующей погоды. Гроза обычно долго не задерживается на одном месте, а потому после выхода из опасной зоны вы сможете спокойно продолжить своё движение в назначенный пункт.

При этом двигаться за грозой не рекомендуется. Лучше выждать ещё некоторое время или откорректировать свои планы, отложив поездку на более благоприятное время. Хоть риск и незначительный, сознательно подвергать себя возможной угрозе не стоит.

Как действовать при попадании

Предположим, что ситуация сложилась не самым лучшим образом, и электрический разряд с неба всё же угодил в ваше транспортное средство.


Если молния ударила непосредственно в вашу машину, первой реакцией большинства будет испуг. Исключить его и как-то контролировать практически невозможно. Даже при нахождении в эпицентре грозы всё равно шанс того, что молния попала бы в машину, незначительный. То есть мало кто из водителей или их пассажиров реально готов столкнуться с эффектом попадания электрического разряда.

Поскольку предотвратить испуг не получается, нужно понимать, как поступить дальше, после первой реакции на крайне необычную ситуацию.

  1. Первым делом соберитесь, успокойтесь и утихомирьте всех пассажиров, которые продолжают паниковать и кричать. Раз молния попала, удар произошёл, но все целы, здоровы и живы, ничего страшного не случилось. Угроза от самой молнии фактически миновала. Теперь главное не усугубить всё её последствиями.
  2. Не начинайте резко маневрировать. Старайтесь продолжать прямолинейное движение. Резкий поворот руля, удар по тормозам и прочие манёвры могут сбить с толку позади идущие автомобили, спровоцировать , а также привести к вылету с дороги. Лучше никак не менять направление своего движения, поддерживать текущую скорость, если она небольшая, либо начать постепенно подтормаживать.
  3. Когда удар произошёл, и вы удержали руль, теперь постепенно снижайте скорость, убирая ногу с педали газа. Резко тормозить не стоит, поскольку при наличии машин позади это спровоцирует серьёзную аварию. Последствия окажутся куда плачевнее, чем от удара электрическим разрядом по кузову.
  4. Снизив скорость, убедитесь, что с колёсами всё хорошо. В определённых ситуациях их разрывает от резкого скачка температуры. При разрыве покрышек удержать машину намного сложнее. Это обычно ощущается сразу, как только шины взрываются. Если этого не произошло, то это очень хорошо. Тогда уровень угрозы существенно снижается.
  5. Если гроза продолжается, рассчитывать на утверждение о том, что молния никогда не бьёт дважды в одно и то же место, не стоит. Лучше остановиться, припарковаться в безопасном месте и переждать непогоду.
  6. Когда гроза закончится, выйдите из машины, осмотрите её со всех сторон, оцените возможный нанесённый ущерб. Если вы застрахованы от подобных ситуаций, зафиксируйте повреждения на камеру, после чего позвоните в свою страховую компанию.
  7. При разрыве покрышки её потребуется заменить, либо же вызвать службу эвакуации. Но делать это можно лишь после того, как гроза уйдёт и опасность минует.
  8. Если по какому-то стечению обстоятельств машина загорелась, что крайне маловероятно, но всё же возможно, покиньте салон, бегите в безопасное место и звоните в пожарную службу. При наличии пострадавших также обратитесь в скорую помощь.

Относительно мобильных телефонов и любых электронных гаджетов в грозовую погоду нужно помнить одну важную вещь. Поскольку в этот момент вы находитесь в условиях очень наэлектризованной атмосферы, электроприборы будут буквально притягивать к себе молнии. Потому лучше не просто не пользоваться гаджетами, а отключить их полностью.

Здесь и возникает сложность выбора между звонком в службы спасения и соблюдением правил безопасности. Если вы находитесь внутри машины, и никто не пострадал, острой необходимости звонить нет. Но когда требуется осуществить звонок, лучше сделайте это, сидя в салоне.

Когда произошло возгорание, кто-то пострадал и нужна помощь, первым делом отыщите наиболее безопасное место, позвоните в соответствующие службы, после чего обязательно отключите телефон. Передав необходимую информацию, отключите устройство. Лучшее заранее предупредить об этом абонента, чтобы он не поднимал панику.

Никто не спорит, что с ударами молнии сталкиваются в крайне редких ситуациях, и говорить о каких-то массовых случаях поражения автомобилей в грозовую погоду электрическими разрядами не приходится. Но поскольку прецеденты бывали, и в теории всегда есть вероятность столкнуться с подобным, нужно заранее знать о возможных последствиях и правильных действиях. Это позволит вам не допустить ошибки и сохранить своё здоровье, а порой даже жизнь.

Один из выпусков новостей по телевидению сделал экспертов по молниезащите и атмосферному электричеству чуть ли не самыми востребованными людьми для журналистов всех уровней. В передаче рассказывалось, как в китайца дважды ударила молния. И оба раза он остался жив, более того, ушёл с места происшествия своим ходом. Этот случай привлёк огромное внимание к самому явлению молнии, хотя на самом деле не представлялся чем-то исключительным. Попадание молнии не всегда приводит к смерти. Если покопаться в архивах, то легко можно найти массу сообщений на эту тему. Вот молнией ударило целую футбольную команду, игравшую на стадионе во время грозы. Вот она поразила людей, ждущих автобус. Вот не повезло стаду коров и т.д. Во многих случаях после таких происшествий люди оказываются на больничной койке, но не в морге. Неужели опасность атмосферных разрядов просто преувеличена? Неужели люди могут выдержать прямое попадание молнии без серьёзных последствий для себя? А кто сказал, что в описанных выше ситуациях это воздействие было прямым? Как правило, когда речь идёт о чудесных спасениях, мы имеем дело не с прямым контактом, а с попаданием разряда в землю рядом с человеком.

Для начала давайте оценим масштаб этого опасного атмосферного явления. Небольшая молния, которую даже можно назвать слабой, имеет силу тока около 30 тысяч ампер. Разряды, которые можно отнести к категории мощных, имеют силу в десять раз больше. При ударе в землю этот заряд растекается по всему объёму грунта. Именно для этой цели (перевода мощного заряда в грунт) служат молниеотводы, оснащённые заземлителями . Последние представляют собой электроды, уходящие на определённую глубину в землю. Здесь действует закон Ома, согласно которому, чтобы рассчитать напряжение на заземлителе, необходимо силу тока умножить на сопротивление.

В данном примере нужно учесть, что напряжение в грунте принимается за нулевое. Когда речь идёт о человеке, стоящем на земле при ударе молнии, всё буквально переворачивается с ног на голову. Напряжение будет действовать на нас снизу, через ноги. Попробуем разобраться в том, каким образом это будет происходить.

Для начала рассмотрим нашу землю как проводник. Насколько хорошо она проводит электричество? Первый ответ, который напрашивается сам собой, – очень хорошо. Неслучайно же мы делаем заземление, вводя электричество в грунт. Однако нам нужна более точная оценка свойств земли как проводника, а именно – удельное сопротивление. Для хорошей земли оно составляет в среднем 100 Ом на метр. То есть сопротивление здесь просто огромное. Для примера: в обычной чёрной стали оно в миллиард раз меньше. Однако, несмотря на это, земля эффективно отводит ток благодаря своему большому объёму.

Теперь, чтобы уточнить, как ведёт себя электричество при попадании в землю, рассмотрим ещё один важный параметр – напряжённость электрического поля. Этот параметр определяет, каким образом падает напряжение на определённом промежутке. Мы будем рассматривать падение напряжения на длине 1 метр. Этот показатель, называемый шаговым напряжением, выбран неслучайно – примерно столько составляет длина человеческого шага. То есть, если в грунте имеется поле напряжённостью 1 вольт на метр, на шагающего человека будет воздействовать напряжение 1 вольт.

Теперь разберём гипотетическую ситуацию с попаданием молнии в громоотвод и её выводом в заземлитель. Для примера рассмотрим случай, когда в качестве заземлителя используется металлическая полусфера диаметром полметра. Ток, пройдя по проводнику, будет утекать с полусферического заземлителя равномерно в грунт. Рассчитаем плотность тока при его силе, равной 30 тысячам ампер. Для этого силу тока разделим на площадь, в которой он действует. Получим величину примерно в 76 000 ампер на квадратный метр. Теперь рассчитаем напряжённость, по закону Ома умножив сопротивление грунта на полученный результат. В результате получим величину около 7,6 миллиона вольт на метр. Внушительная цифра. И вряд ли описанный в начале статьи счастливец из Китая подвергался воздействию именно такого напряжения.

Так почему же китаец выжил? Для ответа на этот вопрос нужно понять, каким образом меняется полученный здесь показатель по мере удаления от заземлителя. Мы будем брать гипотетический пример с описанным выше полусферическим заземлителем и однородным грунтом. По мере удаления от заземлителя будет расти радиус полусферы, для которой мы проводим расчёты. В результате вырастет и площадь полусферы, а следовательно, снизится плотность тока, а за ней и напряжённость. Уже в десяти метрах от заземлителя вместо пугающих нас миллионов вольт напряжённость составит всего 5 тысяч вольт на метр. А это хотя и опасно, болезненно, но уже не всегда смертельно. Такой удар вполне может отбросить человека, сбить на землю, как это и было в описанном телевизионщиками случае. Учтите ещё и то, что время, которое электричество будет воздействовать на человека, составит всего 0,1 миллисекунды.

Таким образом, чем дальше мы находимся от места попадания молнии в землю, тем меньше будет напряжение, воздействию которого мы подвергаемся. Поэтому понятно, почему на уроках ОБЖ нам говорили, что нельзя прятаться от грозы под высокими деревьями. Именно в них обычно попадают разряды. И, находясь рядом, мы рискуем подвергнуться серьёзному удару. Дело в том, что корневая система деревьев в данном случае выступит как заземлитель. И чем ближе к нему, тем сильнее разряд. А особенно сильным будет удар, если мы не стоим под деревом, а лежим, так как в данном случае увеличится контур, с которого мы получим разряд.

Мы не хотим вводить читателя в заблуждение, говоря о том, что молнии не опасны. Озвученные цифры нисколько не завышены. Наоборот – столкнуться с молнией зарядом до 100 тысяч ампер может каждый из нас, в то время как расчёты мы проводили для молнии в 30 тысяч ампер. Поэтому критическое шаговое напряжение может быть более внушительным и на более отдалённом расстоянии от заземлителя.

Кроме этого, нужно учесть, что мы в своих расчётах приводили пример с полусферическим заземлителем. При такой конструкции напряжённость поля будет обратно пропорциональна квадрату расстояния от центра полусферы. Однако такие электроды используются крайне редко. На промышленных объектах их вообще нет. Как правило, там применяются специальные стержни, из-за чего напряжённость по мере удаления от громоотвода убывает медленнее. Здесь уже радиус критического поражения, в том числе летального, может составлять несколько десятков метров.

Теперь приведём пример с типовыми устройствами, применяемыми в молниезащите в нашей стране. Возьмём для расчётов критические данные, которые дадут нам более внушительный результат. В качестве грунта будет использоваться сухой песок с сопротивлением 1 кОм на метр. Силу тока в молнии возьмём за 100 тысяч ампер. Сам заземлитель будет состоять из рекомендованных техническими нормами трёх штырей и шины, к которой они крепятся. В таком контуре и при указанной выше силе тока на расстоянии 15 метров от заземлителя будет действовать напряжение в 70 тысяч вольт. А в радиусе 40 метров – 10 тысяч вольт, что тоже немало.

Именно поэтому для сложных объектов, в которые часто попадает молния, и рядом с которыми высока вероятность нахождения людей, разрабатываются индивидуальные системы молниезащиты. Например, такая система использована при строительстве храма Христа Спасителя. Она состоит из множества шин, расположенных под землёй. Они обеспечивают растекание молнии и снижение шагового напряжения вблизи храма.

С воздействием мощного электрического заряда связана ещё одна серьёзная опасность. Если показатели напряжённости доходят до 1 мегавольта на метр, начинается ионизация грунта. А при совпадении ряда факторов результатом такой ионизации будет увеличение плазменного канала. Он будет проходить уже под землёй, неглубоко от её поверхности. Такие каналы в ионизированном грунте, по сути, являются частью основной молнии и могут уходить на расстояние до десятков метров от места непосредственного удара.

Сила тока в таких каналах меньше, чем в основных молниях, но при этом тоже внушительная. Более того, подземный разряд сопровождается высокой температурой, которая достигает 63 тысяч градусов. А теперь представьте, что такой подземный разряд прошёл рядом с какими-либо горючими веществами или в зону его действия попало важное оборудование, люди.

Именно с такой ситуацией в 2010 году столкнулись жители небольшой деревни в Омской области. Здесь случился пожар, в результате которого сгорели все дома. Местные жители не могли тушить пламя, поскольку, как они сказали, по земле бегали огненные стрелы. Нужно ли говорить, что само возгорание случилось в результате попадания молнии? Жители деревни поступили правильно, не став рисковать, – напряжение в зонах прохождения таких каналов по своим параметрам ничуть не уступает местам, где заземлители громоотводов входят в землю.

Думается, рассказанного здесь достаточно, чтобы понять, что даже при попадании молнии в громоотвод или в землю в отдалении от человека есть реальный риск нанесения ущерба расположенным рядом объектам и людям. Молния словно хитрит, находя обходные дороги и взламывая простую защиту. Именно поэтому важно, чтобы даже домашнюю систему молниезащиты просчитывали и монтировали опытные специалисты. Только они смогут учесть все нюансы и по-настоящему надёжно защитить от всех факторов воздействия грозового разряда.

На протяжении всей истории существования человечества гроза с молниями вызывала повышенное чувство опасности и беспокойства.

Молния представляет собой электрический искровой разряд и образуется в атмосфере. Сила тока такого разряда может достигать 100.000 ампер, а напряжение – до 1.000.000.000 вольт. Для сравнения через электрический стул пропускают ток в 5.000 вольт. Молния может нанести ущерб зданиям и сооружениям, и представляет серьезную реальную угрозу для жизни людей и животных.

Чтобы ответить на вопрос – может ли ударить шаровая молния в окно или залететь в него – необходимо понять:

  • какие виды молний бывают,
  • рассмотреть варианты с закрытым и открытым окном.

Молнии могут происходить как в самих облаках (внутриоблачные молнии), так и ударять в землю или другие объекты (молнии облако-земля). Разряд молнии движется по пути наименьшего сопротивления, по материалам с высокой электропроводностью.

В первую очередь удару молнии подвержены высокие дома, а также выступающие предметы на кровле дома – теле и радиоантенны, трубы, башни, флюгеры и прочее. Последствия – возгорание, разрушение, выход из строя электронного и электрического оборудования. В открытом пространстве молния может ударит в высокое дерево. Но бывают случаи, когда молния залетает в открытое окно.

Существует два типа молнии: линейная и шаровая.

Линейная молния

Самый распространенный тип молнии – линейная. Этот тип молнии хорошо изучен и его возможно воспроизвести искусственно. Линейная молния, где ток идет прямолинейно, это и есть переменный ток, который открыл Тесла и ввел его в нашу жизнь.

Поражение такой молнией человека внутри здания практически невозможно. Молния бьет в самые высокие точки объектов, которые проводят ток, к примеру металл или тело человека. Затем ее энергия проходит через эти материалы и гасится материалами, не проводящими ток – дерево, резина, пластик, земля и т.д. Возможен вариант, когда молния образовалась в стороне от дома под углом к горизонту, и разряд произошел в сторону окна дома.


Шаровая молния представляет собой яркий светящийся сгусток плазмы, где ток идет по кругу образуя шар – отсюда и название. Размеры шаровой молнии могут начинаться от размера грецкого ореха до футбольного мяча. Этот тип молнии до сих пор изучается и не был получен искусственным путем. Шаровая молния от линейной может отличаться «поведением», она может застывать в воздухе, но затем будет двигаться по прямой к интересующему предмету, именно поэтому шаровая молния гораздо опаснее линейной.

Если окно закрыто

Линейная молния распространяется по пути тока, по наименьшему электрическому сопротивлению. На пути молнии будет оконный пластиковый или деревянный профиль, или стекло. Они являются диэлектриками и не проводят ток. Сила молнии сойдет на нет.

Шаровая молния, приблизившись к стеклу, в дальнейшем удаляется от него. Но по словам некоторых очевидцев, шаровая молния может пройти через стекло, оставляя в нем отверстие размером 3-5 см, хотя доказанных случаев нет.

Если окно открыто

Если окно открыто на распашку, проход линейной молнии в дом теоретически возможен. В этом случае молния ударит в предмет внутри помещения, который будет лучшим проводником электричества. Если человек будет стоять вплотную к окну, он может пострадать. Линейная молния вряд ли влетит в пластиковое окно в режиме проветривания, когда створка откинута вверху.

Шаровая молния может проникнут в помещение не только через открытое окно, но и через щели в фасаде, особенно, если в помещении будет сквозняк. Далее она также, как и линейная ударит в объект, притягивающий ее – являвшийся проводником тока.


Чтобы обезопасить себя и близких, находящихся в помещении, даже от гипотетически возможного удара молнии, необходимо вовремя, а лучше – до грозы: закрыть все окна и двери, выключить электрические приборы, отсоединить антенные кабели и отойти от окон.

На крышах располагают мансардные окна. Они немного выступают за пределы плоскости кровли, но вероятность попадания в них молнии невелика. Возможные варианты соответствуют ситуациям с обычными окнами. Необходимо придерживаться тех же норм безопасности, что и к стандартным окнам. Современные пластиковые или деревянные окна и двери в закрытом состоянии надежно защитят от проникновения шаровой или линейной молний, но профилактические меры безопасности необходимо соблюдать.

Берегите себя и своих близких!

Приобрести и установить качественные пластиковые окна вы всегда можете у нас: г. Ижевск, ул. Кирова, 8Г

  • Внешние ссылки откроются в отдельном окне О том, как поделиться Закрыть окно
  • Правообладатель иллюстрации Getty Images

    Из 10 людей, в которых попадает молния, девять остаются в живых. Что чувствует человеческое тело, когда в него попадает молния? Узнаем это из первых уст.

    Иногда они хранят у себя ту одежду. Обрывки или обгорелые лоскутки, которые почему-то не выбросили врачи и медсестры, когда приводили в себя жертву неожиданного удара с небес.

    Они снова и снова возвращаются к этой истории - пересказывают случившееся с ними помногу раз в кругу семьи или в соцсетях, делятся фотографиями и статьями о других таких же как они выживших после попадания молнии.

    Или о настоящих трагедиях, к которым привело такое попадание.

    Вот видео из Бразилии, как на берегу океана молния попадает в туриста. Вот электроразряд с неба убивает техасца, вышедшего на утреннюю пробежку. Вот новости из Бангладеш, где за четыре дня сплошных гроз погибли 65 человек.

    Картина того, что произошло с ними самими, восстанавливается по кусочкам, постепенно: из рассказов свидетелей, частей обгоревшей одежды и ожогов на коже - всего того, что оставил после себя 200 000 000-вольтовый атмосферный разряд, свалившийся с неба со скоростью в треть скорости света.

    Я увидел, как он дымится - вот тогда-то я и перепугался

    Примерно так члены семьи Хаиме Сантаны восстановили то, что произошло в ту субботу в апреле 2016 года. Ко всему перечисленному выше надо добавить еще соломенную шляпу, порванную в клочья.

    "Он выглядел так, словно сквозь него пролетело пушечное ядро", - вспоминает Сидни Вейл, хирург-травматолог из Финикса, штат Аризона, к которому в тот день скорая привезла Хаиме.

    Пока Сантану везли в больницу, парамедикам пришлось несколько раз применить дефибриллятор, чтобы не дать сердцу Хаиме остановиться.

    Хаиме Сантана совершал конную прогулку в горах вместе со своим шурином и еще двумя друзьями. По выходным они часто это делали.

    Внезапно налетели темные тучи, и всадники засобирались домой. Молнии уже сверкали в небе на фоне горных вершин, но дождь никак не начинался.

    Они уже были почти рядом с домом, когда случилось это, рассказывает Алехандро Торрес, щурин Хаиме.

    Правообладатель иллюстрации William LeGoulon Image caption Обгоревшие от удара молнии джинсы Хаbме Сантаны

    Алехандро считает, что пробыл без сознания недолго. Придя в себя, он обнаружил, что лежит на земле ничком. Все тело страшно болело. Его лошадь куда-то исчезла.

    Двое других всадников были очевидно потрясены, но целы и невредимы. Алехандро огляделся и увидел Хаиме рядом с лежащей на земле лошадью.

    Подходя, он случайно задел ноги этой лошади - они были отвердевшие, вспоминает он, как будто сделаны из металла.

    Он подошел поближе к Хаиме: "Я увидел, как он дымится - вот тогда-то я и перепугался".

    На груди Хаиме он увидел языки пламени. Трижды Алехандро сбивал пламя голыми руками. И трижды огонь снова загорался.

    Странно, но только позже, когда на помощь уже прибежал сосед и прибыла скорая, до них дошло: в Хаиме попала молния.

    Белая вспышка

    Джастину Годжеру хотелось бы, чтобы его воспоминания не были столь яркими и живыми.

    Тогда, быть может, он бы не мучился так долго от постравматического синдрома и постоянной тревожности.

    Молния попала в него, когда он ловил форель в озере неподалеку от Флагстаффа, всё в той же Аризоне.

    Даже сейчас, спустя три года, когда на небе начинают сверкать молнии, он уютнее всего чувствует себя, закрывшись в ванной и следя с помощью мобильного приложения за тем, когда же наконец уйдет гроза.

    Заядлый рыболов, Джастин поначалу даже обрадовался, когда в тот августовский день начался дождь. В такую погоду рыба лучше клюет, сказал он жене Рейчел.

    Буря началась внезапно - как, собственно, и бывает здесь в это время летом. Дождь лил все сильней и наконец перешел в град.

    Жена с дочерью укрылись в автомашине, и вскоре к ним присоединился и сын Джастина.

    Градины становились все больше, некоторые уже были размером чуть ли не с мячик для гольфа, и когда они попадали в Джастина, ему было по-настоящему больно.

    В конце концов, он сдался. Накрывшись складным стулом с матерчатым сиденьем, он направился к машине. Этот обгорелый с одной стороны стул до сих пор хранится у Годжеров.

    Боль была такая… Я просто не могу ее описать

    Тем временем Рейчел с переднего сиденья автомобиля вела видеосъемку, надеясь застать тот момент, когда муж прибежит, спасаясь от града.

    На видео, которое записала на свой смартфон Рейчел, сначала на экране всё белое, и в ветровое стекло бьют градины. Затем - яркая вспышка. Рейчел считает, что это и была та молния, которая попала в ее мужа.

    Громовой удар. Выворачивающая наизнанку боль.

    "Мое тело было полностью парализовано - я просто не мог двигаться, - вспоминает Джастин. - Боль была такая… Я просто не могу ее описать. Ну разве что так: вспомните, как когда-то в детстве вас случайно ударило током - так вот, умножьте то чувство на миллиард и представьте эту боль во всем теле".

    "Я видел, как ослепительно белый свет окружает мое тело - как будто я в пузыре. Все вокруг замедлилось. Мне казалось, что я теперь останусь в этом пузыре навсегда".

    Другие мужчина и женщина, прятавшиеся от непогоды под деревом, прибежали на помощь. Потом они рассказали Джастину, что он продолжал сжимать в руках стул, и все его тело дымилось.

    Когда Джастин пришел в сознание, у него в ушах звенело. Затем до него дошло, что он парализован от пояса и ниже.

    Диагональные ожоги

    Сейчас, описывая произошедшее в тот день, Джастин показывает, как располагаются ожоги у него на спине.

    След от молнии начинается от правого плеча и по диагонали идет вниз, говорит он, а затем выходит на внешнюю поверхность обеих ног.

    Он приносит показать ботинки, в которых был тогда. На них тоже ожоги. В некоторых местах они прогорели насквозь.

    Правообладатель иллюстрации William LeGoullon Image caption

    Джастин считает, что молния ударила его в плечо, прошла через тело и вышла через ноги.

    Хотя выжившие часто показывают места, куда молния вошла и где вышла, точно сказать, по какому маршруту она пронзила человека, довольно трудно, комментирует Мэри Энн Купер, врач из Чикаго, долгое время изучавшая молнии, а сейчас вышедшая на пенсию.

    Каждый год молнии уносят более чем 4 тысячи жизней по всему миру - это следует из статистики 26 государств. (Реальные цифры погибших от удара молнии еще предстоит узнать, когда мы начнем получать достоверную статистику из развивающихся стран - в частности, центральноафриканских.)

    Каждый год молнии уносят более чем 4 тысячи жизней по всему миру - при этом многие случаи в развивающихся странах просто не документируются

    Купер - одна из сравнительно небольшого числа специалистов (врачей, метеорологов, инженеров-электриковm и т.д.), которые пытаются лучше понять, каким образом молнии поражают людей и как этого избежать.

    Из каждых 10 человек, в которых попадает молния, девять остаются в живых и готовы рассказать свою историю. Однако эти случаи не проходят для них без последствий - как краткосрочных, так и долгосрочных.

    Перечень этих последствий длинный и пугающий: остановки сердца, туман в голове, приступы и припадки, головокружения, боли в мышцах, глухота, головные боли, потеря памяти, потеря внимания, изменения в характере, хронические боли…

    Они обмениваются своими историями в интернете и на ежегодных конференциях Lightning Strike & Electric Shock Survivors International ("Международное общество выживших после удара молнией или током").

    Эти люди каждую весну собираются в горах на юго-востоке США. Их встречи начались в начале 1990-х, когда на первую конференцию переживших удар молнии приехали 13 человек.

    В дни, когда не существовало интернета, довольно трудно было найти похожих на тебя, тех, кто после удара молнии в одиночку пытается справиться с головными болями, провалами в памяти, бессонницей, рассказывает Стив Маршберн, основатель общества.

    Стив живет со всеми этими симптомами с 1969 года, молния попала в него, когда он стоял у здания банка.

    Правообладатель иллюстрации Lena Lozhkina/Flickr/CC BY 2.0-ND Image caption

    Он и его жена почти 30 лет на общественных началах занимаются этой организацией, в которой уже почти 2 тысячи членов.

    Изменения в характере, перемены настроения, которые испытывают выжившие (иногда с приступами глубокой депрессии), иногда приводят семьи на грань распада.

    Мэри Энн Купер приводит свою любимую аналогию: молния, по ее словам, влияет на мозг человека примерно так же, как короткое замыкание - на ваш компьютер. Внешне вроде бы ничего не изменилось, но программное обеспечение уже не может функционировать так, как прежде.

    И Маршберн, и Купер высоко ценят заслуги организации Lightning Strike & Electric Shock Survivors International, которая, по словам самого Маршберна, своей деятельностью предотвратила по меньшей мере 22 самоубийства.

    Молния влияет на мозг человека примерно так же, как короткое замыкание - на ваш компьютер Мэри Энн Купер, исследователь

    Для Маршберна вполне привычно, когда ему звонят среди ночи, и он проводит несколько часов, разговаривая с человеком, находящимся на грани нервного срыва. После таких разговоров Маршберн чувствует себя опустошенным.

    Купер, которая присутствовала на нескольких встречах этих людей, признается, что до сих пор не до конца понимает, что с ними происходит. "Но я слушаю, слушаю и слушаю их".

    Несмотря на то, что она очень сочувствует пострадавшим, некоторые вещи в их рассказах вызывают у нее недоверие.

    Иногда они утверждают, что чувствуют приближение грозы задолго до ее начала. "Это возможно, - признает Купер, - их травма дала им повышенную чувствительность к непогоде".

    Однако более критически она относится к рассказам о том, как зависают компьютеры, когда в комнату входит один из тех, в кого когда-то попала молния. Или о том, что у этих людей быстрее садятся батареи в гаджетах.

    После десятилетий изучения и наблюдений Купер и другие специалисты по молниям с готовностью признают: по-прежнему вопросов больше, чем ответов.

    Например, непонятно, почему после удара молнии некоторые люди страдают от припадков. И влияет ли перенесенный удар на те проблемы со здоровьем, которые возникают с возрастом?

    Некоторые из таких людей говорят, что чувствуют себя медицинскими кочевниками, поскольку никак не могут найти врача, который хоть что-то бы понимал в травмах, полученных от удара молнии.

    Джастин Годжер, ноги которого обрели подвижность в течение пяти часов после попадания молнии, сейчас страдает от посттравматического стрессового расстройства. Кроме того, его мозг работает не так быстро, как раньше.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption

    Он не понимает, как ему вернуться к той работе, которую он выполнял до случившегося с ним (Джастин работал юристом).

    "Когда я разговариваю по телефону, слова в моей голове как будто перемешаны, - рассказывает он. - Я начинаю задумываться над тем, что же именно я хочу сказать, и у меня всё окончательно путается. И когда я наконец что-то произношу - это не совсем то, что я хотел сказать".

    Эффект дугового разряда

    Когда в кого-то попадает молния, это происходит так быстро, что только очень небольшое количество электричества проходит сквозь тело. Основная его часть остается снаружи, создавая так называемый эффект дугового разряда, объясняет Купер.

    Для сравнения: контакт с высоковольтным проводом имеет результатом гораздо более серьезные внутренние травмы, поскольку воздействие электричества может быть более долгим, даже если речь идет о нескольких секундах - этого вполне хватит, чтобы ваши органы были сильно повреждены.

    Отчего случаются внешние ожоги? Купер объясняет, что они могут возникать от контакта молнии с потом на коже или с капельками дождя.

    Вода увеличивается в объеме, когда превращается в пар, и даже небольшой ее объем может привести к так называемому паровому взрыву.

    "Одежду буквально срывает таким взрывом", - говорит Купер. Иногда и обувь.

    Ботинки, однако, скорее, будут разорваны или повреждены изнутри, потому что именно там накапливается жар.

    Что касается одежды, то пар будет взаимодействовать с ней по-разному - в зависимости от того, из чего она сделана. Скажем, кожаная куртка может задерживать пар внутри, что приведет к ожогам кожи.

    Мобильный телефон, который был у Хайме Сантаны в кармане, расплавился и прилип в штанам.

    Как же Хайме выжил? Ведь его конь погиб.

    Одно из возможных объяснений, как считает хирург-травматолог Сидни Вейл, состоит в том, что именно конь и принял на себя основную часть разряда молнии, которая чуть не убила его 31-летнего седока.

    Правообладатель иллюстрации iStock Image caption

    А возможно, помогло искусственное дыхание, которое тут же начал делать Хайме подбежавший вовремя сосед. Он продолжал делать его до тех пор, пока не приехали парамедики.

    Какова же вероятность попадания?

    Расхожее мнение таково, что вероятность быть ударенным молнией - один к миллиону. Но это верно лишь отчасти.

    Если взглянуть на данные по США за один год, то все вроде бы правильно. Но эта статистика вводит в заблуждение, считает Рон Холл, американский метеоролог, давно изучающий молнии.

    Он призывает взглянуть и на другие цифры. Если кто-то прожил до 80 лет, его уязвимость на протяжении жизни возрастает до 1 к 13 000.

    Примите во внимание и то, что каждая жертва молнии имеет родственников и друзей, на которых эта трагедия так или иначе влияет - таким образом шанс попасть в число тех, кого затронул удар молнии, возрастает еще больше - чуть ли не до 1 к 1300.

    Холлу вообще не нравится слово "удар" - по его мнению, это предполагает, что молния попадает прямо в тело человека. На самом деле такие прямые попадания крайне редки.

    Если кто-то прожил до 80 лет, его уязвимость на протяжении жизни возрастает до 1 к 13 000

    Холл, Купер и некоторые другие видные исследователи молний недавно совместными усилиями подсчитали, что прямые попадания стали причиной не более чем 3-5% травм от электроразряда.

    (Правда, Сидни Вейл предполагает, что Хайме Сантана был поражен именно прямым ударом молнии, учитывая то, что тот скакал по пустынной местности, где вокруг не было ни одного дерева или иного высокого объекта.)

    Джастин Годжер считает, что он пострадал от молнии, которая задела его по касательной, отраженная от какого-то другого объекта - дерева или телефонного столба.

    Считается, что отраженные молнии - причина 20-30% травм или смертей от удара электричеством.

    Правообладатель иллюстрации William LeGoulon Image caption

    Как правило, в регионах мира с высоким доходом населения у мужчин гораздо больше шансов погибнуть от удара молнии, чем у женщин: две трети случаев попадания молнии в человека имеют жертвой именно мужчину.

    Объяснить это можно тем, что мужчины более склонны рисковать, и их работа чаще связана с возможностью быть пораженным молнией, отмечает Холл.

    Павлины Аризоны

    …Когда Хайме привезли в травматологию Финикса, его сердце билось с перебоями, у него было кровоизлияние в мозг, повреждены легкие и другие внутренние органы, в том числе печень, рассказывает доктор Вейл.

    Ожоги второй и третьей степени покрывали почти одну пятую его тела. Чтобы его организм мог восстановиться, врачи ввели Сантану в искусственную кому почти на две недели.

    После пяти месяцев лечения и реабилитации Хайме вернулся домой. "Самое трудное для меня то, что я не могу ходить", - признается он.

    "Врачи говорят, что некоторые нервы Хайме все еще не проснулись", - говорит Сара, сестра Хайме. Семья надеется, что время и процедуры реабилитации исправят это.

    В тот день, когда Сара и Алехандро вернулись домой из больницы, где они оставили пораженного молнией Хайме, Алехандро вышел на задний двор позвонить жене. И вдруг он увидел сидящего на ограде загона для лошадей павлина - настоящего павлина, с разноцветным хвостом.

    До этого Сара и Алехандро видели павлинов в Аризоне только в зоопарке.

    Они оставили того павлина у себя и чуть позже нашли ему пару. Сейчас у них - целая семья павлинов.

    Когда Сара решила посмотреть, что символизирует собой эта красивая птица, она была поражена: обновление, воскрешение, бессмертие.

    Эта статья на английском языке первоначально появилась на сайте Mosaic и публикуется здесь по лицензии Creative Commons.