03.02.2024

Что такое культ тела. Культ тела: мы и они


Нынче у нас в большой моде культ тела. Гонка за сантиметрами, килограммами и объемами, подсчет калорий, тщательное планирование меню, упорные тренировки, каждодневные проверки степени упругости собственной попы, фотографии здоровых порций здоровой пищи на крохотных тарелочках. Многочисленные споры о правильности питания с легкостью становятся настоящими "холиварами" (т.е. буквально "священной войной"). Подтянутые спортивные дивы окатывают волной презрения тех, у кого "широкая кость" и "плохая генетика", последние и сами тихо презирают себя и стесняются пойти в спортзал или же, напротив, отчаянно себя насилуют, превращая свою жизнь в отчаянную борьбу с собственным телом.

Вам никогда не казалось, что все это - легкая степень сумасшествия? Все равно, что увлеченно коллекционировать марки, или обставлять свое жилище в стиле "Эрмитаж и Наполеон нервно курят в сторонке", или покрывать себя татуировками с ног до головы?

Я могла бы к этому сумасшествию присоединиться и рассказать вам, как я похудела на 20 с лишним кг за первые пару лет занятий йогой, и как это хорошо и приятно - жить в здоровом теле, но хочу поговорить совсем о другом.

Почему человек думает, что идеальное тело сделает его счастливым?


Тело изначально несовершенно по своей природе. Идеального тела не бывает. Хотя бы потому, что идеал - понятие достаточно субъективное. Но даже если пытаться опереться на какие-то стандарты, возьмите как-нибудь, посмотрите на доску почета или фотопапку с выпускного и вглядитесь в лица людей. Вы не найдете ни одного идеально симметричного лица. У кого-то левая бровь вздернута, у кого-то нос на бок смотрит, у кого-то одно плечо выше другого. И точно так же вы не найдете идеальной фигуры - у всех есть свои недостатки.

Тело - это временно. Тело будет стареть, хоть даже вы будете всю свою жизнь проводить в спортзале. Рано или поздно вам придется с ним расстаться.

Возводить культ вокруг тела так же нелепо, как холить и лелеять одно-единственное любимое платье в надежде, что оно никогда не выцветет, не порвется и не выйдет из моды.

Вы мне можете не поверить, но самые прекрасные люди, которых я знаю, вообще не видят физического тела в том смысле, в каком его видим мы. Для людей, у которых развито тонкое внутреннее видение, другие люди вообще не являются физическим телом. Они иным образом воспринимают окружающих. Как-то после очередного периода бурных внутренних перемен мой учитель мне сказал: "Слушай, я тебя не узнал. Думал, что это за девочка новая приехала, а это, оказывается, ты". Это при том, что внешне я не изменилась совершенно. К чему это я: быть рядом с духовным человеком - это всегда благословение. Потому что его радость, любовь, тепло, простота мировосприятия, внутренняя свобода перетекают к тебе. И чтобы быть рядом, чтобы получить эту благость, не нужно быть королевой красоты.

Однако случайному наблюдателю может показаться, что даже такая духовная практика как йога возводит в культ красивое и здоровое тело.

Почему так?
На самом деле, тут произошла некая подмена понятий.

Тело - это инструмент. Инструмент познания, восприятия, совершения действий. Чтобы наше тело могло адекватно воспринимать окружающий мир и проявлять в него тот свет, что есть у каждого из нас внутри, нужно, чтобы энергия свободно циркулировала в нем. Это и есть здоровое тело.

Здоровое тело - важное условие духовного развития, но не самоцель, поскольку само по себе оно не может служить источником счастья. И уж тем более оно не сможет служить постоянным, неисчерпаемым источником счастья, потому что само по себе оно временно и склонно портиться.

Человек же склонен полностью идентифицировать себя с телом. Он создает себе некий образ идеального себя - идеального тела - и думает, что только в таком теле он будет счастлив. И бросает на это все свои усилия. Это, в свою очередь, порождает чувство вины за каждый лишний грамм или кусочек хлеба, и вгоняет человека в депрессию, если вдруг тело его не слушается и ведет себя по-своему.

Вы никогда не задумывались о том, откуда в нас сидит вот эта установка на совершенство: "Чтобы быть счастливым, надо быть идеальным?" Надо иметь идеальное тело. Надо всем нравиться. Надо быть таким, каким общество хочет тебя видеть.

Это коллективная бессознательная установка, программа нашего времени. Она обуславливает нас и вгоняет в определенные рамки. Коллективное бессознательное не поощряет многообразия вариантов красоты, оно зациклено на некоем "эталоне". Любое отклонение вызывает у человека комплекс неполноценности. Если я не буду соответствовать, меня не полюбят муж/жена, дети, коллеги, друзья. Я не буду счастлив.

И эта программа кому-то выгодна. И на этой программе зарабатываются огромные деньги. Фитнес-клубы, тренажеры, биодобавки, таблетки для похудания, чудо-штаны и чудо-массажеры, целая огромная индустрия. Мы отдаем этому колоссальное количество своей энергии, не только материальной, но и духовной. Энергии, которую мы могли бы потратить на то, чтобы найти неисчерпаемый источник счастья и радости внутри самих себя.

Но выгодно ли это лично вам - соответствовать эталону? Принесет ли это вам счастье?

Здоровое и красивое тело - это не то, которое "90-60-90". Здоровое тело - это то, в котором нет блоков, и свободно течет энергия. В силу пракрити - изначальной конституции - оно может быть полным или худым, иметь быстрый обмен веществ или медленный, быть мягким и рыхлым или угловатым и жестким, низким или высоким, но от этого оно не перестает быть прекрасным. Красота мира - в его многообразии. Скучно было бы жить в мире, если бы все цветы были розами.

Но если тело болит, если лишний вес вызывает одышку и мешает жить, если одолевают лень и апатия, с телом можно и нужно работать. С чего начинать эту работу?

Один из первых принципов йоги - это ахимса. Ненасилие. И по отношению к себе в самую первую очередь. Во многих книжках можно прочесть, что нужно для начала "принять свое тело". Что это вообще означает?

Человеческое тело несовершенно, если рассматривать его с точки зрения эталона красоты. Но с точки зрения выполнения вашей личной задачи, вашей собственной программы на эту жизнь, ваше тело идеально вам подходит. Даже если оно вам совсем не нравится. Нужно понять: такое тело дано нам не в наказание за что-то, оно дано для чего-то. Чтобы проработать какие-то внутренние качества, какие-то аспекты отношений с жизнью.

Иногда мы завидуем более гибким и стройным людям, которым от природы дана отличная фигура. Мой учитель говорит, что иногда у девочек, которые легко стоят на руках или садятся на шпагат, внутренний прогресс идет медленнее, потому что тело не дает им такой возможности для внутренней работы, как у менее гибких учеников.

И если все это осознать, внутри рождается благодарность к телу. Поверьте - оно делает максимум того, на что оно способно в тех условиях, в какие вы его поставили.

Если вкратце говорить о моем опыте - никогда в жизни я не сидела на диете. Никогда в жизни не было у меня упорных мучительных тренировок, никогда я не шла на занятие и не выходила на пробежку через силу. Йога на физическом плане с самого начала была для меня удовольствием. И все эти килограммы ушли сами по себе, я никогда не ставила себе такой цели. Хотя мой учитель мне сразу сказал: если ты будешь заниматься, ты похудеешь, потому что уйдут внутренние блоки, из-за которых у тебя нарушен обмен веществ. С точки зрения общепринятых стандартов мне не помешало бы скинуть еще килограмм пять и подтянуть кое-какие места, но я не загоняюсь по этому поводу, потому что сейчас чувствую себя в своем теле отлично. Здоровые капхи не бывают худышками.

Само по себе перестроилось питание. Моя свекровь говорит: "У тебя такая сила воли! Тебе столько всего нельзя, как же ты можешь никогда не есть мяса?" На самом деле, я уже давно не воспринимаю мясо как еду. Вот как идешь и смотришь - ребенок сосет чупа-чупс, или мужики на скамейке пьют водку и закусывают килькой в томате, так же и мясо - просто не воспринимаешь это как нечто съедобное. Если есть отвращение, то это другое, отвращение - это обратная сторона привязанности... Но когда привязанность уходит, остается совершенно ровное отношение.

Надо понимать, что какими бы ни были внешние причины лишнего веса - переедание, пищевые привычки, нарушенный обмен веществ или гормональный баланс, истинная причина всегда лежит внутри. Мой учитель говорит, что лишний вес - это, обычно, страх. Вот главбухши часто бывают женщинами весомыми, а все почему - на них лежит большая ответственность. Все эти страхи, обиды, блоки, надо раскопать, осознать, принять и проработать. (Помните, убирая блоки в теле?)

Еще один мой любимый принцип работы над собой - это принцип замещения. Не нужно бороться с нежелательной привычкой, нужно заменить ее чем-то, что приносит больше удовольствия.

Если вас радует еда, но не радует лишний вес, не отказывайтесь от еды, просто ищите другой источник радости. Иногда, когда мужа вечером нет дома, я начинаю заниматься йогой и так увлекаюсь, что забываю поужинать. Мне просто не хочется. Бег - это мощный источник эндорфинов. Горные лыжи подарят больше адреналина, чем самый жуткий фильм. Массаж расслабляет лучше, чем алкоголь. И самую большую радость дарит медитация.

Еще один секрет - это общение. Когда мы общаемся с теми или иными людьми, к нам перетекают их качества. Поэтому общайтесь с теми людьми, качества которых вы хотели бы перенять. И в этом смысле групповые занятия очень полезны, особенно вначале.

Со временем осознаешь, насколько состояние тела влияет на внутреннее состояние. И когда внутри появляется вот эта доминанта - ощущение легкости, радости, утонченности, тебе уже не хочется грубой еды. Потому что это состояние более ценно, чем возможное удовольствие от еды. И тело уже само просит движения, хочет нагрузки, и для тела это в радость.

Да, тело - важная штука, тело требует заботы и приложения усилий. Но ставить его на первое место и превращать всю свою жизнь в борьбу за красивое тело - не очень разумно, потому что можно упустить самое главное.

Гонка за сантиметрами, килограммами и объемами, подсчет калорий, тщательное планирование меню, упорные тренировки, каждодневные проверки степени упругости собственной попы, фотографии здоровых порций здоровой пищи на крохотных тарелочках - все это прекрасно до тех пор, пока это просто игра. Пока вы не вложили в свое тело центр себя. Пока лишний килограмм не вгоняет вас в депрессию. Пока вы не обливаетесь слюнями, глядя на ужин соседа. Пока вы не превратились в злобную замученную стерву, потому что все время насилуете себя. Пока наряду с заботой о теле вы находите время, силы, энергию на то, что сделает вас по-настоящему счастливыми. Вашу собственную программу, а не навязанную извне. Вашу личную связь с бесконечностью, назовите ее как хотите - с Истиной, с Богом, со своим сердцем, с источником внутренней радости. С тем, что неисчерпаемо и не зависит от времени.

1. Культ тела и духа в досуге жителей Древней Греции

1. Миф как основа досуговой жизни человека в Древней Греции

В развитие культуры Греции III-1-й половины I тыс. до н. э. включают период древнейших цивилизаций (III-II тыс. до н. э.), гомеровский период (XI-IX вв. до н. э.) и архаический период (VIII-VI вв. до н. э.)

Помимо мифов о богах и начале мира, у греков были очень распространены всевозможные мифы о героях, причем наиболее популярные объединялись в циклы, например, о Троянской войне, о подвигах Геракла, Персея и многих других героях.

- культ тела и духа

Античный гуманизм прославляет лишь культ тела - физическое совершенство человека, но субъектность личности, ее духовные возможности еще не раскрыты. Эталоном гармонии была телесная развитость человека. Даже греческие боги — прежде всего вечные совершенные тела. Отсюда вытекает соразмерность пропорций греческой архитектуры, расцвет скульптуры. Показательным выражением телесности античного гуманизма было исключительное положение физической культуры в системе общественного воспитания.

Однако в античном обществе признавалась биосоциальная природа человека, закрепленная в формуле Аристотеля: «Человек — животное общественное». Тело осмысливалось как эстетический символ греческого города-государства, «полиса». Древние греки пытались через тело и благодаря ему воспитывать в себе соответственно гармонические духовные качества, усматривая в нем наличие чувства и ума в их взаимном единстве и противоречии, но слабое развитие индивидуальности личности не позволило греческой культуре отразить высоты проявления человеческой эмоциональности и духа.

Возвеличивая тело, в целом античные искусство и культура, как и на Востоке, решали противоречие между личным и общественным в пользу последнего. Личность считалась полезной обществу лишь благодаря своим гражданским добродетелям. Противоречия объекта н субъекта как сторон человеческой личности можно назвать главным нервом античной культуры. Если во взаимоотношениях с социумом личность находила какой-то выход, то по отношению к судьбе и личность, и общество были лишь объектами, слепыми орудиями Рока.

Идея неумолимости Рока тесно связана с античным рабством, ибо в античном мире свободные люди мыслили себя рабами общего мироустройства. Единичные прорывы человеческого духа в античной культуре не стали парадигмой античного мировоззрения, не выразили его сути.

- индустрия развлечений

у древних греков отсутствовало как слово «скука», так и описания соответствующих симптомов.

Немало времени проводилось в гимнасиях и палестрах, где занимались физическими тренировками. В гимнасиях, кроме того, вели беседы софисты, Сократ, возникали политические и философские споры. Особым местом общения был рынок, где, делая покупки, обменивались новостями. Довольно часто устраивались симпосионы - дружеские пирушки, на которых пели песни, иногда состязались в красноречии, поэзии, вели философские споры. Участвовали в симпосионах только мужчины, но нередко для развлечения пирующих приглашались флейтистки, другие музыканты, гетеры. (Гетера (от греч. hetaira - подруга, любовница) - в Древней Греции образованная незамужняя женщина, ведущая свободный, независимый образ жизни.)

2.Театр как основа духовного воспитания граждан, досуга и развлечения

В VII-VI вв. до н. э. зарождаются греческий театр, выросший из хороводов, песен, молитв, исполнявшихся на религиозных праздниках в честь Диониса. Развитие драматических представлений связано с выделением из хора действующего лица - актера.

Искусство периода архаики характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.

Творцом классической греческа трагедии является Эсхил (525-456 до н. э.). Он оживил драму, введя в нее второго актера, сделал театральное действие более динамичным, интересным, кроме того, с его именем связано применение декораций, масок. Один из основных мотивов творчества Эсхила - прославление гражданских добродетелей, патриотизма, особенно характерна в этом отношении трагедия «Прометей прикованный». Еще одна важная тема Эсхила - идея возмездия и фактор судьбы, лучше всего выраженные в трилогии «Орестея».

Тема неотвратимой судьбы занимает большое место и в творчестве другого знаменитого греческого трагика - Софокла (ок.496-406 до н. э.). Показывая борьбу свободной человеческой воли против несправедливости слепого рока, Софокл подчеркивает бессилие человека, неизбежность уготованной ему участи. Наиболее известны трагедии Софокла о легендарном царе Эдипе. Софоклу приписывают слова: «Я изображаю людей такими, какими им надлежит быть, а Еврипид изображает их такими, какие они есть.»

Творцом психологической драмы был Еврипид (485/484 или 480-406 до н. э.). Основной конфликт в его произведениях - борьба рассудка и страстей, которые так же неотвратимо, как и судьба, приводят человека к гибели. Особенно выделяются среди трагедий Еврипида «Медея» и «Федра».

Великолепным комедиографом был Аристофан (ок. 445 - ок. 386), придавший комедии политическую остроту и злободневность. В его творчестве (комедии «Мир», «Всадники», «Лисистрата» и др.) отразились политические взгляды аттического крестьянства. Аристофан был горячим сторонником демократии, приверженцем традиционных полисных идеалов, поэтому в его комедиях часто высмеиваются софисты и Сократ как сторонники индивидуализма, противоречащего коллективистской морали.

Вся жизнь афинских граждан в V в. до н. э. была связана с коллективными интересами, проходила в постоянном общении. Большинство граждан - мужчин - принимало участие в работе народного собрания, органов управления,

4.Олимпийсике игры как единство духа и спортивный потенций человека

Важным фактором культурного развития Греции были игры, устраивавшиеся в честь некоторых богов. Самыми значительными из них были: Олимпийские игры - спортивные состязания, посвященные Зевсу, проходившие раз в четыре года в Олимпии, начиная с 776 г. до н. э.; Пифийские игры - спортивные и музыкальные состязания в честь Аполлона в Дельфах (раз в четыре года); Истмийские - в честь Посейдона, проводившиеся под Коринфом раз в два года.

В играх в честь богов проявляется один из важнейших элементов древнегреческой культуры - агонистика. (Агностика (греч. agon - борьба) - стремление к успеху в спорте, музыке, поэзии и т. д.)

Стремление к противоборству, состязаниям, органично присущее мировоззрению древних греков, пронизывает практически все сферы их деятельности. Характерно, что в системе воспитания архаической эпохи главное - превзойти остальных, стать лучшим. Образованный человек должен был владеть всеми видами оружия, играть на лире, петь, танцевать, участвовать в спортивных и игровых состязаниях и т. п.

Олимпийские игры (греч. τὰ Ὀλύμπια) — величайшие из эллинских национальных празднеств.

Они происходили в Олимпии на Пелопоннесе и, по древнейшему сказанию, возникли ещё во времена Кроноса, в честь Идейского Геракла. По этому сказанию, Рея передала новорождённого Зевса Идейским Дактилам (Куретам). Пятеро из них пришли с Критской Иды в Олимпию, где был уже воздвигнут храм в честь Кроноса. Геракл, старший из братьев, победил всех в беге и был награждён за победу венком из дикой оливы. При этом Геракл установил состязания, которые должны были происходить через 5 лет, по числу прибывших в Олимпию идейских братьев.

Существовали ещё и другие сказания о возникновении национального праздника, приурочивавшие его то к той, то к другой мифической эпохе. Несомненно, во всяком случае, что Олимпия была древним святилищем, давно известным на Пелопоннесе. В «Илиаде» Гомера упоминается о гонках квадриг (колесниц с четвёркой лошадей), устраиваемых жителями Элиды (область на Пелопоннесе, где находилась Олимпия), и куда присылали квадриги из других мест Пелопоннеса (Илиада, 11.680).

Первый исторический факт, связанный с олимпийскими играми — это возобновление их царём Элиды Ифитом и законодателем Спарты Ликургом, имена которых были начертаны на диске, хранившемся в Гереоне (в Олимпии) ещё во времена Павсания. С этого времени (по одним данным год возобновления игр — 884 до н. э., по другим — 828 до н. э.) промежуток между двумя последовательными празднованиями игр составлял четыре года или олимпиаду; но как хронологическая эра в истории Греции был принят отсчёт с 776 до н. э. (см. статью «Олимпиада (хронология)»).

Возобновляя Олимпийские игры, Ифит установил на время их празднования священное перемирие (греч. έκεχειρία), которое объявлялось особыми герольдами (греч. σπονδοφόροι) сперва в Элиде, затем в остальных частях Греции; месяц перемирия назывался ίερομηνία. В это время нельзя было вести войну не только в Элиде, но и в других частях Эллады. Пользуясь тем же мотивом святости места, элейцы добились у Пелопоннесских государств согласия считать Элиду страной, против которой нельзя было вести войны. Впоследствии, однако, элейцы сами не раз нападали на соседние области.

В праздничных состязаниях могли участвовать лишь чистокровные эллины, не подвергнувшиеся атимии; варвары могли быть только зрителями. Исключение было сделано в пользу римлян, которые, как хозяева земли, могли изменять по своему произволу религиозные обычаи. Не пользовались правом смотреть игры также женщины, кроме жрицы Деметры. Число зрителей и исполнителей было очень велико; очень многие пользовались этим временем, чтобы совершать торговые и другие сделки, а поэты и художники, — чтобы знакомить публику со своими произведениями. От разных государств Греции посылались на праздник особые депутаты (греч. θεωροί) которые соперничали друг с другом в обилии приношений, для поддержания чести своего города.

Тем не менее женщины, могли стать олимпийскими чемпионами заочно — просто прислав свою колесницу. Так например первой олимпийской чемпионкой стала Киниска — родная сестра спартанского царя Агесилая.

Праздник происходил в первое полнолуние после летнего солнцестояния, то есть падал на аттический месяц Гекатомбеон, и длился пять дней, из которых одна часть была посвящена состязаниям (άγών Όλυμπιακός, άέθλων άμιλλαι, κρίσις άέθλων), другая часть — религиозным обрядам (греч. έορτή) с жертвоприношениями, процессиями и общественными пирами в честь победителей. По словам Павсания, до 472 до н. э. все состязания происходили в один день, а позднее были распределены на все дни праздника.

Судьи, наблюдавшие за ходом состязаний и присуждавшие награды победителям, назывались Έλλανοδίκαι; они были назначаемы по жребию из местных элейцев и заведовали устройством всего праздника. Элланодиков было сперва 2, затем 9, ещё позднее 10; со 103-й Олимпиады (368 до н. э.) их было 12, по числу элейских фил. В 104-ую олимпиаду число их было уменьшено до 8 и наконец со 108-ой олимпиады до Павсания их считалось 10 человек. Они носили пурпурную одежду и имели на стадии особые места. Под их начальством состоял полицейский отряд άλύται, с άλυτάρκης во главе. Прежде чем выступить перед толпой, все желавшие принять участие в состязаниях должны были доказать элланодикам, что 10 месяцев, предшествующих состязанию, были посвящены ими предварительной подготовке (греч. προγυμνάσματα)и дать в том клятву перед статуей Зевса. Отцы, братья и гимнастические учителя желающих состязаться должны были также поклясться в том, что они не будут виновны ни в каком преступлении. За 30 дней все желающие состязаться должны были в Олимпийской гимназии предварительно показать своё искусство перед элланодиками.

Порядок состязаний объявлялся публике посредством белой вывески (греч. λεύκωμα). Перед состязанием все желающие участвовать в нём вынимали жребий для определения порядка, в каком будут выходить на борьбу, после чего герольд объявлял во всеуслышание имя и страну выходящего на состязание. Наградой за победу служил венок из дикой оливы (греч. κότινος), победителя ставили на бронзовый треножник (τρίπους έπιχαλκος) и давали ему в руки пальмовые ветви. Победитель, помимо славы для себя лично, прославлял ещё и своё государство, которое предоставляло ему за это разные льготы и привилегии. Афины давали победителю денежную премию, впрочем, сумма была умеренная. С 540 г. до н. э. элейцы разрешали ставить статую победителя в Альтисе (см. Олимпия). По возвращении домой ему устраивали триумф, сочиняли в его честь песни и награждали различными способами; в Афинах победитель Олимпиады имел право жить на казённый счёт в Пританее, что считалось очень почётным.

Олимпийские игры были запрещены христианами в 1-м году 293-й Олимпиады (394 г.) императором Феодосием как языческие и были заново возрождены лишь в 1896 г.

5.Древне Греческие праздники

Симпосий (др.-греч. Συμπόσιον) — ритуализированное пиршество в Древней Греции, сопровождавшееся буйным весельем, важная составляющая мужского времяпрепровождения. Симпосий проводился после трапезы у домашнего алтаря и начинался с ритуального омовения рук и обрызгивания благовониями. Участники симпосия — симпосиасты — украшали себя и сосуды с вином венками из плюща, мирта и цветов. В качестве украшений также использовались белые и красные повязки, символизировавшие преданность богу Дионису. Первый глоток вина из чаши, пускаемой по кругу, выпивался в честь доброго духа — демона. Богам также полагалось вино, которое выплёскивалось из кубков под старинную культовую песню, посвящённую богу Аполлону, и музыкальное сопровождение флейтой.

Роль виночерпиев обычно исполняли молодые юноши, в обязанности которых входило разносить вино среди собравшихся и разводить его водой. Во время симпосиев кифаристки и флейтистки исполняли музыкальные произведения, а приглашённые танцоры, акробаты и певцы обоих полов услаждали взоры гостей. Сами гости тоже исполняли песни, называвшиеся сколиями. Ксенофан сообщает, что на симпосиях устраивались артистические представления, проводились конкурсы импровизированных речей и игры в сравнения, и разгадывались загадки. Принимать участие в симпосиях приглашались и гетеры.

Симпосии славились своими играми. Наиболее популярной был так называемый «коттаб» (др.-греч. κότταβος), изображения которого сохранились на многих вазах, в том числе на знаменитом псиктере Ефрония из Государственного Эрмитажа. Во время этой игры участники выплескивали остатки вина из своих открытых сосудов (киликов или скифосов), пытаясь попасть в цель.

В античное время существовало немало сосудов различных форм, получивших в современной литературе название сосудов «грязной шутки» (dirty tricks). Среди них были килики с отверстием в ножке, вино из которых неожиданно проливалось на пьющего, сосуды с двойным дном, сосуды, в конструкции которых использовался эффект сообщающихся сосудов, а вино то появлялось, то исчезало. Все эти сосуды использовались во время симпосиев, чтобы повеселить собравшихся на пирушке.

Из числа присутствующих на симпосии выбирался симпосиарх. Он руководил пирушкой, следил за порядком и выбирал темы для бесед. От порядочного человека ожидалось, что выпивая он сохранит добродетели и самостоятельно найдёт дорогу домой.

Единственные сохранившиеся письменные предписания по проведению симпосиев содержатся в «Законах» Платона. Одноимённое стихотворение Ксенофана Колофонского свидетельствует о том, что симпосии проводились ещё в VI в. до н. э. В описанной форме традиция симпосиев сохранялась до самого конца античного времени.

Дионисии — одно из основных празднеств в Древней Греции. Праздник посвящен богу Дионису. Сельские дионисии отмечались в ноябре — декабре. Городские дионисии (Великие дионисии) праздновались пять дней в феврале — марте. Во время Великих дионисий ставились представления в театре, во время этого периода драматурги представляли на суд зрителей свои произведения и участвовали в конкурсе.

Дни дионисии были не рабочими. В празднестве участвовало все городское население.

Панафинеи, Панафинейские игры (др.-греч. Παναθήναια, лат. Panathenaia) — самые крупные религиозно-политические празднества в античных Афинах, проводившиеся в честь покровительницы города богини Афины.

По преданию афинское празднество Афинеи учредил мифологический царь Эрехтей, а Тесей, объединив аттические поселения в единое государство, дал празднику новое название — Панафинеи, то есть «праздник для всех афинян». При архонте Гиппоклейде за шесть лет до царствования тирана Писистрата, в празднествах уже принимали участие соседние государства.

Панафинеи проводились Большие и Малые. Малые Панафинеи проводились ежегодно, а Большие, отличавшиеся большей продолжительностью, — один раз в пять лет, в третий олимпийский год. Малые Панафинеи проходили с 25 по 28 число месяца гекатомбеона по афинскому календарю, Большие — с 21 по 29. Апогей празднества приходился на последний праздничный день. Во время празднеств совершались жертвоприношения, проводились шествия, театральные представления и состязания: с 566 г. до н. э. — гимнические и со времён Перикла — музыкальные агоны. Музыкальные состязания, открывавшие празднества, проводились в Одеоне.

От десяти афинских фил выбиралось десять судей Панафинейских игр — агонотетов, или атлотетов. Награду победителю состязания составляли венок из ветвей освящённого оливкового дерева и большие красивые глиняные кувшины — так называемые панафинейские амфоры, наполненные святым маслом.

Кульминацией Панафиней была праздничная процессия, в которой участвовали не только все граждане Афин независимо от пола и возраста, но и поражённые в правах жители Афин и метэки. Во главе процессии двигалась специальная повозка — так называемый панафинейский корабль — с расшитым одеянием богини Афины шафранового цвета, которое для каждого празднества Панафиней ткали и шили женщины Аттики. После шествия афиняне совершали ритуал жертвоприношения — гекатомбу, за которым следовало совместное застолье, завершавшее программу Панафиней.

Именно в ходе Панафиней 514 г. до н. э. Гармодий и Аристогитон, получившие впоследствии прозвище тираноубийц, совершили неудачную попытку покушения на афинских тиранов Гиппия и Гиппарха, которая однако вошла в историю как дата рождения демократии.

Тарге́лии или Фаргелии (греч. Θαργήλια, «жатва, созревание плодов») — афинский праздник, совершавшийся 6-го и 7-го таргелиона в честь Аполлона и Артемиды. Таргелии и Дельфинии были важнейшими из Аполлоновых праздников в Афинах. Аполлона почитали как бога жаркого лета, способствующего созреванию полевых плодов, и приносили ему и орам первенцы этих плодов. Но так как жара, с другой стороны, может также действовать гибельно не только на растительность, но и на самих людей, то афиняне в этот праздник, стараясь сделать угодное богу, совершали разные умилостивительные и очистительные обряды.

Первоначально, как гласит предание, приносили в жертву либо двух мужчин, либо мужчину и женщину, называя их греч. φαρμακοί (т. е. служащими очистительной жертвой за грехи народа). Впоследствии афиняне, вероятно, отменили эту казнь и производили её только для вида. Подробности этого символического обряда неизвестны. 7-го таргелиона афиняне предавались праздничному веселью, сопровождаемому процессиями и всевозможными состязаниями. Важность этого праздника явствует из того, что заведование им поручалось первому архонту (эпониму).

Теофании (греч. θεοφάνια) — у древних греков дельфийский праздник богоявления, т. е. явления Аполлона. Этот день считался днем рождения Аполлона и в древние времена был единственным в году днём, когда открывался оракул для желающих вопросить бога. Праздник теофании символизировал возвращение или возрождение бога света и наступление весны. Церемонии дня состояли в процессии с лавровыми ветвями, в принесении жертв и молитв и в пиршестве, при котором совершались возлияния. Геродот упоминает об огромной серебряной чаше в Дельфах, вместимостью в 600 амфор, которая в праздник богоявления наполнялась вино.

Тесмофории (др.-греч. Θεσμοφόρια, лат. Thesmophoria) — большой аттический праздник в честь Деметры Законодательницы (Θεσμοφόρος) и отчасти Коры (Персефоны), справлявшийся исключительно при участии свободнорождённых женщин, во время посева, в конце октября (в аттическом месяце Пианопсионе).

На этом празднике Деметра чествовалась как покровительница земледелия, земледельческого быта и браков — тех установлений (θεσμοί), на которых зиждется культура народов, перешедших к оседлому образу жизни. Праздник длился 5 дней и справлялся отчасти в деме Галимунте на берегу Аттики, отчасти в городе. Тесмофории были народным и национальным праздником. Для совершения обряда и устройства пира в каждом деме выбирались по две из наиболее зажиточных и уважаемых женщин, на средства которых относились все расходы по устройству праздника.

В первый день тесмофории женщины собирались в определённом пункте и все вместе отправлялись в Галимунт, обмениваясь по дороге шутками и насмешками цинического характера. В Галимунте находился храм Деметры Законодательницы: сюда и направлялась процессия. Во второй день праздника приносились в жертву свиньи; в третий день женщины возвращались в Афины, неся на головах священные книги с установлениями Деметры. Четвёртый день праздника проводился в посте и унынии, в пятый же день устраивался веселый пир, с играми и плясками. Характер праздника изображён в дошедшей до нас комедии Аристофана «Женщины на празднике Тесмофорий». Тесмофорический культ Деметры существовал, кроме Афин, во многих других городах.

22.01.2018

Культ тела. Совершенное несовершенство

«Горе тому, кто любил только тела, формы, видимость. Смерть отнимет у него все.
Учитесь любить души, и вы найдете их вновь»
Виктор Гюго

Современный фитнес - не такое уж новое понятие: сам культ здорового тела возник еще во времена античности. Римские и греческие атлеты внимательно следили за своим духовным и физическим здоровьем, старались быть уравновешенными, бодрыми и собранными. В Древней Греции очень популярны были такие виды спорта, как плавание и бег. Также атлеты упражнялись в метании копей и дисков.

С тех пор минуло много времени и преобразований - ряд направлений пережил трансформацию и сегодня мы видим огромную индустрию! Самое главное – каждый может найти себе занятие физической активностью, соответствующее уровню своей подготовки. Но порой желание сногсшибательного внешнего вида побеждает здравый смысл, и люди делают из своего тела настоящий культ. Ведь ЗОЖ и все что с ним связно - это тренд, и многие стремятся не отставать от модных течений.

В общественной жизни тоже произошло некоторое смещение приоритетов – такого обилия откровения в жизни обывателя, пожалуй, еще не было! С экранов телевизоров и страниц журналов мы видим оголенные глянцевые тела. Повсюду слышны разговоры о сексе и отношениях мужчины и женщины. В клипах звезд шоу-бизнеса мы видим идеальные, еле прикрытые лоскутками одежды формы. Обычные люди, особенно молодые, находясь в информационном пространстве такой вседозволенности, начинают поклоняться этим образам и пытаются добиться совершенства любой ценой.

Философ, социолог, неустанный исследователь современного человека и общества потребления Жан Бодрийяр утверждает, что "нарцистический культ тела пришел на смену устаревшего культа души. Культивирование красоты и эротизма помогает превращать тело в объект инвестирования, приносящий доход, а такая трансформация отношения к себе ведет еще к большему отчуждению от самих себя и своих истинных душевных порывов" .

О том, каких последствий данного культурного феномена нам ожидать,
и как работать фитнес-инструктору в рамках создавшейся ситуации, поговорим с нашими экспертами.

Брейслер Марина Борисовна, врач терапевт-кардиолог высшей категории.

«В погоне за идеальным телом многие стремятся добиться быстрого результата и начинают резко ограничивать себя в питании и подвергать неадекватным физическим нагрузкам. Ввиду этого может развиться сахарный диабет, а если ограничивать себя в потреблении жидкости – могут образоваться камни в желчном пузыре. Резкое похудение – сильнейший стресс для организма, а он очень умен и целостен и попытается вернуть все потерянное с запасом. Таким образом, после быстрого похудения высока вероятность набрать еще большее количество килограмм. Раньше в психиатрии в лечении ожирения применяли трёхнедельное голодание. Пациенты только пили воду. Сейчас такой подход категорически запрещен в официальной медицине. Путь к идеальному телу должен быть умным и постепенным. Нужно выработать культуру питания, и придерживаться ее постоянно. И конечно, к правильному питанию необходимо добавить адекватную физическую нагрузку под руководством грамотного тренера. Иначе потеря веса будет происходить не только жировым компонентом, но и мышечным».

Александр Полищук, врач-психотерапевт, психолог.

«Сегодня пропаганда фитнеса и культ тела все больше набирают обороты. Если говорить о зависимости от фитнеса, то тут можно увидеть явные психологические (возможно даже психиатрические) проблемы. Если разложить по «полочкам» основные причины «фитнесмании », то получится следующее:

  • Во-первых, это признак низкой самооценки. А нелюбовь к себе проявляется непринятием себя полностью или частично. Обычно такая проблема маскируется в желании постоянно себя улучшать - оттачивать участки своего тела, отслеживать каждую съеденную калорию. Причины этого явления кроются в детстве: а дальше переходный возраст, желание понравиться противоположенному полу, и «зерно» случайно заброшенное ранее родительским поведением, прорастает в «сорняк» под названием – я себе не нравлюсь.
  • Во-вторых, причиной фитнес-зависимости является внутренняя повышенная тревожность. Она могла начать формироваться также в детстве. Все это ведет к накоплению внутреннего напряжения. Человек инстинктивно хочет от этого избавиться, а так как мораль и совесть не позволяют применить крик, битье предметов и рукоприкладство, то выбор падает на активные физические нагрузки. Тело получает разрядку и закрепляется привычка ходить в зал и «спускать пар» там. Проблема таким образом не решается, но временное «обезболивание» человек получает.
  • И третья причина лежит гормоне счастья - ЭНДОРФИНЕ. Именно он выделяется в организме, когда человек активно напрягается физически.

Если попытаться проанализировать последствия культа тела и фитнеса, то ничего хорошего, полезного для жизни это не даст. Люди будут активно верить в том, что как только они приобретут желаемую форму тела, то вся их жизнь станет «глянцевой», счастливой и успешной. Увы таким образом, они лишь убегают от себя, а не реализуют. Пока не придет внутренняя уверенность в себе, принятие себя таким какой(ая) есть, то погоня за идеальным телом будет лишь отдалять их от самих себя.

Тимур Беставишвили, эксперт-аудитор в фитнес-бизнесе, президент группы компания «Evolution – спортивный консалтинг».

«Для некоторых клиентов фитнеса мотивация к изменению формы тела настолько сильна, что приобретает характер таких состояний сознания, которые создают реальную угрозу жизни человека. Естественно, в XXI веке сложно ссылаться на недостаток предостерегающей информации, но тем не менее некоторых людей не останавливает даже естественный страх смерти. Впрочем, и сильнейшее чувство голода на определенном этапе «диеты» не останавливает человека, правда, потом все жертвенные усилия неизбежно сводятся на нет булимией.

В любом начинании важно грамотно поставить цель, именно поэтому, говоря об ожирении, люди руководствуются, скорее, субъективными оценками, которые в немалой степени определяются искусственными эстетическими канонами, принятыми в данном социуме. Практика свидетельствует о том, что многие специалисты фитнеса, особенно тренеры-женщины, склонны считать «жирными» вполне нормальных и здоровых клиентов. Часто причиной ухода таких клиентов из клубов является не низкий уровень мотивации, а профессиональная позиция, которую занимают некоторые российские тренеры. Впрочем, эту позицию лучше назвать непрофессиональной. Для некоторых и даже слишком многих тренеров фитнес-клубов не интересен и не нужен любой клиент, который не хочет, например, заниматься силовым тренингом, бодибилдингом или «похуданием». Причина банальна: тренеры выступают как продавцы лишь одного-двух видов продуктов, и любые пожелания потенциального покупателя, выходящие за пределы скудного ассортимента, вызывают неприятие и раздражение.

Вопреки широко распространенному обывательскому мнению о том, что «тренер тренирует клиента» в процессе занятия квалифицированный тренер не воздействует на «клиента», а они взаимодействуют между собой. Создание внутренней эмоциональной и ментальной связи - обоюдный процесс. Только при создании такой связи эффективность тренировки, то есть качество «товара», будет высоким».

Татьяна Казанцева, руководитель сети образовательных центров по фитнесу «Олимпия Лайф»

Имея возможность, хотела бы обратить внимание читателей на стремительный рост в индустрии фитнеса культа тела. Думаю, вы согласитесь с данным фактом. Культ тела в настоящее время активно берет верх над духовным развитием человека. Как результат, человек теряет опору, он утрачивает самое ценное, что позволяет ему гармонично существовать, испытывая радость и полноту жизни. Он теряет связь со своей Душой, полностью отдаваясь заботам о красоте тела. Люди, которые самозабвенно увлекаются формами и изгибами становятся «больными», зависимыми от своей фигуры и восхищением со стороны. Поэтому все больше и больше начинают раздеваться перед камерами своего телефона, демонстрируя обществу в социальных сетях обнаженные части своего тела. Если еще раньше это были в большей массе мужчины, то сейчас с появлениям различного рода проектов, типа – «Измени себя», «Похудей за 3 дня» и др., женщины превзошли сильный пол, забыв о нравственности и женственности. Обращаюсь в первую очередь к носителям прекрасной профессии фитнес-инструктора. В чем же миссия данного рода профессиональной деятельности? Вы задумывались, возможно, читали?! Давай те вместе попробуем ответить на данный вопрос.

Фитнес-предприятие - это коммерческий вид деятельности, безусловно, основная задача которого - это извлечение прибыли. Раньше, еще даже 3-5 лет назад ее извлекали путем продажи абонементов и клубных карт как можно большему количеству людей, продавая им, в первую очередь, положительные эмоции, благоприятную атмосферу, общение, физический тонус, привычку здорового образа жизни. При этом фитнес-инструкторы все были одеты по должностной инструкции, согласно последним тенденциям моды, но это не были мини-шорты и чересчур открытый топ или голый торс у мужчин. Конечно же, подчеркивали свои достоинства, но все было в меру, с уважением к окружающим.

Вопросы похудения не стояли в приоритете, потому что умный и знающий фитнес-инструктор всегда понимает, что лояльность клиента к фитнес-клубу и своим программам на вопросе похудения и коррекции веса не построишь, это как пилить сук, на котором сидишь. Мы не можем гарантировать клиенту, что он похудеет, согласитесь, особенно если он занимается в группе, и по вечерам в тайне от тренера кушает шоколадные конфеты. Мы не можем гарантировать, потому что процесс похудения и коррекции веса - это сложный процесс, требующий массу профессиональных компетенций от тренера, которыми увы, он не всегда обладает. Не всегда обладает, но все же начинает бить по самому больному месту человека, который пришел в фитнес-клуб и доверился.

Тренер стал манипулировать одной из актуальнейших проблем человечества - проблемой веса и ожирения. В какой-то момент тренер понял, что так быстрее, наверняка, покажи свое тело во всей красе, создай ему культ у большинства, станешь богатым и знаменитым. Фитнес нашел еще один способ зарабатывать, бизнес и ничего личного. Посыпались проекты: «Измени себя», «Похудей», «До и после..», соответственно стали появляться фото с обнаженными девушками как мотивирующий фактор, а как иначе привлечь внимание и заработать? Вы успели обратить внимание, как в ленте новостей в контакте и инстаграм резко стали меняться фото - с одетых фитнес-людей на раздетых. Но разве это и есть наша миссия, коллеги, раздевать людей?! Люди, которые это затеяли и продолжают активную агитацию не осознают печальные последствия. Складывается впечатление, что они никогда не имели отношение к спорту, фитнесу и здоровому образу жизни. Именно поэтому масса печальных примеров, люди уходят, расплачиваясь своим физическим и психическим здоровьем от таких тренеров. Куда? Туда, где кроме лозунга «Заплати 10.000 и похудей за месяц», он получает внимание к себе, общение с грамотным и образованным тренером, сервис, оздоровительные тренировки, направленные на союз Души и Тела, способные укрепить его здоровье, а не ослабить.

Проблема культа тела создана нашими же собственными руками, коллеги. Мы совсем забыли, что наша миссия, кроме коммерческой цели, является оздоровления Российской нации, именно наша индустрия призвана служить людям, укрепляя их Дух и Тело, формируя в них привычки Здорового Образа Жизни и физическую готовность противостоять внешним и внутренним проблемам и трудностям. Ответственная задача! Как это возможно реализовать в практике?!

  • Фитнес-это не спорт и не шоу-бизнес. Важнейший принцип фитнеса - «НЕ НАВРЕДИ!» . Образованные тренеры всегда на него ссылаются.
  • Имидж успешного тренера складывается не из демонстрации своего обнаженного тела, а из трудолюбия, терпения, уважения и заботе к людям, которые вам доверились.
  • Фитнес-тренер – это специалист, который должен нести культуру здорового образа жизни в массы, эрудирован, позитивно настроен, обладающий достойным образованием. Времена, когда данную профессию воспринимали как хобби, прошли. Дилетантам не устоять против возрастающей конкуренции и современных требований к профессиональным компетенциям тренера. Курсы по фитнесу – минимум 2 раза в год, в качестве повышения квалификации!
  • Работа с людьми - это всегда служение им, необходимо сместить акцент с себя на своих подопечных.
  • Быть примером для своих занимающихся – это быть всегда в хорошей форме, с улыбкой на лице, полным энергии, имея свой стиль в одежде

Во всем всегда важен разумный подход! Согласитесь?!
Человеческое тело должно быть красивым и ради этого стоит прикладывать усилия, но красота должна идти изнутри.
Именно здоровое тела и свет души, делают человека особенно привлекательным и счастливым!


Количество показов: 1039

Культура тела – это здоровье, уровень физического развития, пропорциональное телосложение, красивая осанка. Культура движения включает всю совокупность двигательных качеств, в том числе и двигательную эстетику – пластичность, ритмичность, легкость, изящество движений и двигательных умений. Движение – основное проявление жизни и в то же время средство гармоничного развития личности. Культура манер – норма личной и общественной гигиены, правила приличия (привычка быть чистоплотным, опрятным, аккуратным, подтянутым, учтиво приветствовать), культура окружающей среды и быта, культура одежды.

Эстетики тела не существует вне эстетики движения. Человеческое тело прекрасно в движении и движением. Воспитание эстетики движения – самая трудная из всех задач. Движение человека, стиль его поведения – это сфера не только эстетическая, но и этическая. Когда мы воспитываем эстетику движения, мы параллельно воздействуем и на внутренний, духовный мир.

С этой точки зрения наиболее высокий уровень развития гимнастика получила в Древней Греции, где ценилось ее воспитательное значение. Греки возвели гимнастику в ранг искусства. Ею вдохновлялись скульпторы, ей посвящали свои трактаты греческие и римские философы, на протяжении ряда веков ее выдвигали на первое место среди физических упражнений как важнейшее средство гармонического развития человека. В Древней Греции воспитание чувства гармонии и ритма посредством гимнастики считалось обязательным и необходимым для всей жизни, независимо от того, будет ли человек впоследствии оратором, педагогом или философом.

Если обратиться к афинской просветительской практике, то конечная цель воспитательной и образовательной системы в этом обществе определялось греческим понятием калокагатия («прекраснодоброе»). В это понятие входило всестороннее интеллектуальное развитее, культура тела. В греческом языке слово « гимнастика» охватывало очень широкий круг действий, относящихся к культуре тела. В «Государстве» Платон пишет, что обучение гимнастике вместе с «мусическим» обучением начинается с детства. Там же указывается и на то, какая неразрывная взаимозависимость существовала между музыкой и гимнастикой. В диалоге «Тимей» Платон обосновывает необходимость одновременного мусического и гимнастического образования тем, что в этих условиях достигается гармоническое развитие как душевных, так и телесных сил. Воспитывают не душу, не тело, а человека.

В Греции, как говорят историки, жители отличались от всех других наций свободным, благородным видом, плавными движениями, так как с ранней юности укрепляли свои силы в гимнасиях и палестрах, где достигали гармонического развития тела.
Физические упражнения разделялись на палестрику, орхестрику и подвижные игры. Палестрика – это как бы легкая атлетика: бег, борьба, прыжки, метания. Орхестрика подразделялась на приготовительные танцы для развития легкости и ловкости движений и имитационные танцы с представлением различных душевных состояний и действий. Упражнения рук (хейрономия) содействовали большей тонкости и выразительности движений.
Подвижные игры включали в себя игру с мячом, бег, метания мяча, упражнения, развивающие ловкость. Самым любимым упражнением почти для всех возрастов была игра с мячом, в которой проявлялись ловкость и грациозность. После нее самым распространенным упражнением был бег.
Наилучшим средством развития тела и достижения идеала внутренней и внешней красоты Сократ и Платон считали танец. Древние памятники искусства, изображающие танец, сохранили до наших дней необыкновенную чистоту пластических форм и гармонию линий. Э

У римлян священные игры все больше вырождались в зрелища. В римском танце уже больше формы, чем содержания. Орхестрика удержала только свой наружный облик, а внутреннюю, духовную сторону утратила. В глазах римлян танцы стали занятием недостойным. В период правления Юстиниана были закрыты древние учреждения физической культуры.

Идеал человека средневековья был далек от античного. Христианство учило заботиться о спасении души, тело следовало подчинять, а иногда и подавлять как пристанище греха. В средние века физическое воспитание стало носить военно-прикладной характер подготовки рыцарей, развития силы и выносливости. Что касается танцев, то религиозные ограничения и запреты не помешали народу плясать, а вскоре и высшее общество позаимствовало это развлечение.

Физическая культура эпохи Возрождения опиралась на идеи античности и гуманизма. Правда, первые попытки гуманистов возродить гимнастику как средство всестороннего развития человека и ввести ее в учебные заведения не имели успеха. Вод влиянием возрождения и развития пластических искусств обратили внимание и на древнее искусство танца, почти исчезнувшее в средние века.

Италия эпохи Возрождения стала родиной балетных представлений. Благодаря изучению античной культуры снова стали возникать идеи, утверждавшие физическое воспитание наряду с умственным. В эпоху Возрождения в Италии возникает новая школа, «Дом радости», Витторино да Фельтре в Мантуе, общие установки которой являлись типичными для педагогики итальянского гуманизма.

В конце ХVIII – начале XIX вв. появляются национальные системы гимнастики, целью которых вновь стала подготовка воина. Это немецкая и шведская системы, которые постепенно слились; французская и сокольская системы гимнастики. Сокольское движение возникло в Чехии в 1862 году и стало одним из средств объединения чешского народа в рамках национально-освободительного движения; основной задачей гимнастики было оздоровление и подготовка к войнам. Но эти гимнастики не могли удовлетворить потребность общества в физической культуре.
Значительный вклад в научное обоснование занятий гимнастикой, спортом и играми внес Жорж Демени. Он считал, что движения в немецкой и шведской системах не согласуются с законами анатомии и физиологии, в них много неестественного. В 1880 году он основал в Париже клуб рациональной гимнастики, где сам и преподавал.

Возникновение новых гимнастических систем и нового танца (сравнительно с классическим балетом) связано с именем французского оперного певца Франсуа Дельсарта. Он является основателем науки о телесной выразительности, о человеческом теле как орудии художественной выразительности. Дельсартианские школы положили начало новой культуре движения. Дельсарт и его последователи видели основу движения в его естественности.

В начале ХХ века возникает стихийный протест против окаменевших стилизаций в различных видах художественного творчества. Возникло стремление к освобождению человеческого тела от системы «условной выразительности» как в движениях, так и в костюмах. Внешне это было связано с интересом к античности. Гармония движений, которую несли античные статуи, барельефы и росписи на вазах, красноречиво говорила о естественности, определяющей красоту. Стремление к античным образцам, поиск свободы и естественности выразительного тела нельзя не связать с именем Айседоры Дункан, представительницы новой культуры движения. Пример Дункан подействовал освобождающим образом на целый ряд художественных воль. Танец Дункан стал не только эпохой в искусстве движения, но дал толчок созданию новой гимнастики.
Одной из важнейших причин большого успеха новой гимнастики было приближение ее к искусству. В заслугу новой гимнастике надо поставить и то, что она внедрила в физическое воспитание идею духовности.

В 20-х годах, после приезда А. Дункан в Россию, у нас появилось множество студий пластики, ритмики, свободного танца. Они оказали влияние на школьное физическое воспитание, на гимнастику и спортивное движение. Новаторство Дункан в области танца естественно дополняло расцвет разнообразных видов спорта, образование всевозможных спортивных и, в частности, гимнастических обществ. Но к 30-м годам ХХ века почти все эти студии прекратили свое существование.

(Источник информации - http://www.artmoveri.ru/publications/articles/fizra/ )

Философ, социолог, неустанный исследователь современного человека и общества потребления Жан Бодрийяр о том, когда нарциссический культ тела пришел на смену «устаревшей» идеологии души, как культивирование красоты и эротизма помогает превращать тело в объект инвестирования, приносящий доход, и почему трансформация тела в товар ведёт нас к ещё большему отчуждению от самих себя, чем даже его эксплуатация в качестве рабочей силы.

Пожалуй, нет сферы современной жизни, которой удалось избежать внимания «гуру постмодернизма» Жана Бодрийяра — человека, приоткрывшего завесу над «нереальностью происходящего». Анализируя общество потребления (которое когда-то называли обществом изобилия) и образы действительности, создаваемые рекламой и СМИ, он одним из первых заговорил о том, что мы живём в мире псевдореальности: псевдособытий, псевдоистории и псевдокультуры, которые состоят из бесконечного потока копий и симулякров.

Но какой товар и симуклякр средства массовой информации любят больше всего? Какой культ преследует нас по телевидению, в торговых центрах и на рекламных билбордах? Конечно же, культ тела, который, по мнению Жана Бодрийяра, занял сегодня место души. Философ видит проявления этого культа в пропаганде массового спорта, в рекламе косметической продукции и средств ухода за телом, в мании здоровья, сопровождающейся неслыханным ростом использования лекарств и различных медицинских услуг: нас приглашают ухаживать за своим телом-товаром, так как его красота, идеальные пропорции и ухоженность составляют знак престижа. Но почему так активно оживают темы тела и секса в современных СМИ? И каким целям служит этот культ?

Сегодня мы публикуем небольшие фрагменты из знаменитой работы Жана Бодрийяра «Общество потребления», в которой философ размышляет о том, как формируется новая этика отношения к телу, основанная на нарциссической привязанности к нему, каким экономическим и идеологическим смыслом обладает культ человеческого тела и почему превращение тела в товар ведёт нас к ещё большему отчуждению от самих себя, чем даже его эксплуатация в качестве рабочей силы.

«…Потребителю вменяется обязанность наслаждаться, он становится предприятием по наслаждению и удовлетворению. Он как бы обязан быть счастливым, влюбленным, расхваливающим (расхваленным), соблазняющим (соблазненным), участвующим, эйфоричным и динамичным. Это принцип максимизации существования через умножение контактов, отношений, через интенсивное употребление знаков, объектов, через систематическое использование всех возможностей наслаждения».

Читайте также

Тело - самый прекрасный объект потребления

(фрагменты)

Современная идеология тела

Однако продуктивистская цель, экономический процесс рентабельности, благодаря которому на уровень тела распространяются принципы общественного производства, являются, конечно, вторичными по отношению к целям интеграции и общественного контроля, утвержденным при помощи всего мифологического и психологического механизма, связанного с телом.

В истории идеологий те из них, которые относились к телу, долго имели критическую наступательную ценность в борьбе с идеологиями спиритуалистической, пуританской, морализующей направленности, сосредоточенными на душе или каком-либо другом имматериальном принципе. Начиная со средневековья, все ереси приобретали тем или другим образом характер протеста с позиций плоти, как бы предвосхищая возрождение тела в противовес суровой догме церквей (подобная «адамическая», постоянно возрождающаяся тенденция, всегда осуждалась ортодоксией). С XVIII века сенсуалистская, эмпирическая, материалистическая философия пробила брешь в традиционных спиритуалистических догмах. Было бы интересно проанализировать ближе долгий процесс исторического распада такой фундаментальной ценности, как душа, в связи с которой была выстроена вся схема индивидуального спасения и, конечно, также весь процесс общественной интеграции. Долгая десакрализация души, секуляризация в пользу тела проходит через всю западную эру: ценности тела были разрушительными, являлись очагом самого острого идеологического противостояния. Как с ними обстоит дело сегодня, когда эти ценности имеют право гражданства и навязываются как новая этика? (Можно бы еще многое сказать, мы находимся скорее в фазе резкого столкновения пуританской и гедонистической идеологий, дискурсы которых смешиваются на всех уровнях.)

Мы видим, что сегодня тело, по-видимому торжествующее, вместо того чтобы предстать как еще одна живая и противоборствующая инстанция, инстанция «демистификации», попросту переняло эстафету души как мифической инстанции, как догмы и схемы спасения. Его «открытие», которое долго было критикой священного, направленной на завоевание большей свободы, истины, эмансипации, короче - борьбой за человека против Бога, сегодня оказалось осененным знаком ресакрализации . Культ тела не находится больше в противоречии с культом души: он его заменяет и наследует его идеологическую функцию. Как говорит Норман Браун (Браун Норман (1913) - американский искусствовед. - Прим. перев.; «Эрос и Танатос», с. 304):

«Нельзя позволить себе ошибиться насчет абсолютной антиномии священного и мирского и интерпретировать как «секуляризацию» то, что является только метаморфозой священного».

Материальная очевидность «освобожденного» тела (но мы видели: освобожденного как объект-знак и подавленного в его разрушительной истине желания, что реализуется как в эротике, так и в спорте и гигиене) не должна нас обмануть - она просто выражает замену устаревшей идеологии души, не адекватной развитой продуктивистской системе и не способной отныне обеспечить идеологическую интеграцию, современной, более функциональной идеологией, которая в основном охраняет индивидуалистическую систему ценностей и связанные с ней общественные структуры. Она их даже усиливает, дает им весьма устойчивую основу, так как заменяет трансценденцию души тотальной имманентностью тела, его спонтанной очевидностью. Однако эта очевидность фальшива. Тело, каким его представляет современная мифология, не более материально, чем душа. Как и она, оно является идеей , или скорее, ибо термин идея означает немногое, отдельным гипостазированным объектом, привилегированным двойником души, инвестированным в качестве такового. Оно стало тем, чем была душа в свое время, - исключительной опорой объективации, главным мифом этики потребления . Видно, насколько тесно связано тело с целями производства как опора (экономическая), как принцип (психологический) управляемой интеграции индивида и как стратегия (политическая) общественного контроля.