17.12.2023

Как научиться учиться самостоятельно? Как рационально использовать свое время? Как заставить себя учиться, если все лень. Рекомендации по самостоятельному обучению Какое важное умение развивается в колледже, в институте


Учеба – необходимый процесс, длящийся практически всю жизнь. Если школьникам и студентам необходимо осваивать науки для получения аттестата и диплома, взрослым подчас приходится быстро осваивать новые навыки и знания для повышения квалификации. Поэтому по-настоящему злободневным становится вопрос: как научится учиться?

Что необходимо для качественного усвоения знаний

Прежде, чем приступать к процессу обучения, важно создать правильную атмосферу. Психологическая готовность – один из основных критериев.

Нужно разобраться, почему до сих пор попытки самостоятельного усвоения знаний не приносили должного результата. Возможно, этому мешает постоянная усталость, недостаточная концентрация или отсутствие интереса к данной области знаний.

Если самостоятельно не удается выявить причину и снять барьер, можно прибегнуть к профессиональной помощи, обратившись к психологу.

Концентрацию внимания следует начать разрабатывать с детства. Однако и взрослый человек реально может повысить способность концентрироваться на определенном предмете, используя различные тесты, а также игры. Великолепный способ – пазлы.

В вопросе, как научится самостоятельно учиться, не последнее место отводится сосредоточенности. Чтобы ее добиться, необходимо создать спокойную обстановку, в которой ничто не будет мешать занятиям.

Поэтому следует заранее выполнить работу, способную отвлечь внимание, предупредить семью и друзей, чтобы не беспокоили в это время звонками. Кстати, намного проще добиваться сосредоточенности, если учеба не является обязанностью, а становится поистине увлекательным процессом.

Отличное выражение: «учиться одно, научиться другое ». Именно оно помогает понять, что теоретические знания недолго удерживаются в голове. Чтобы закрепить навыки, необходима практика. Это касается любого дела: изучения основ математического анализа или кулинарного искусства.

Только в одном случае придется решать многочисленные задачи, а в другом – добиваться усовершенствования навыков на кухне, осваивая нюансы приготовления незнакомых блюд.

Одно из непременных правил, как научится учиться хорошо, это способность до конца доводить любое начатое дело. В случае неудачи не стоит останавливаться, следует продолжать попытки, пока дело не увенчается успехом. В этом случае будет получен мощный психологический стимул. Приучив себя доводить до конца любое начатое дело, можно многого добиться в жизни.

Нужно заранее продумать алгоритм действий, который поможет хорошо усвоить знания. Важно заранее продумать, какой последовательности необходимо придерживаться в изучении материала.

Считается, что удобнее всего к самым тяжелым заданиям приступать в середине занятия. В это время будет уже набран необходимый темп, мозг активизируется, но не успеет устать.

Самое легкое обучение предстоит, если предмет представляет интерес. Гарантировано, что занятия любимым делом будут проходить на «отлично »!

Методы быстрого обучения интересуют многих людей, так как в век высоких технологий каждый день приходится воспринимать много информации, и от того, насколько быстро и хорошо ты их усвоишь, зачастую зависит твой успех в жизни.

Этот вопрос актуален для школьников и студентов, которым приходиться совмещать интенсивный процесс обучения с насыщенной социальной жизнью.

Основная ошибка в обучении

Если человек не усваивает ту или иную дисциплину, то чаще всего ссылается на врожденные способности. Это приводит к тому, что человек, в конце концов, перестает ею заниматься, так как мы воодушевляемся и продолжаем обучение только тогда, когда видим действительный результат наших усилий. В этом и есть основная ошибка в обучении

Но в большинстве случаев бывает так, что мы просто не пользуемся полезными техниками обучения, не принимаем во внимание базовые принципы работы нашего мозга. Так давайте же их рассмотрим.

Особенности работы нашего мозга

Существую два принципиально разных типа мышления: сфокусированный и рассеянный. В первом случае мы полностью сосредотачиваемся на том, что пытаемся понять и выучить.

Этот тип обучения нам хорошо известен, мы постоянно им пользуемся, но дело в том, что для освоения чего-то нового или сложного сфокусированное внимание должно идти вместе с рассеянным.

Вашему разуму нужно уметь переключаться между двумя режимами обучения. Рассеянный тип мышления – это расслабленное состояние, когда мы способно уйти от конкретной задачи и рассмотреть проблему в целом, найти его аналоги в совершенно другой области знаний.

Как же использовать эти два вида мышления одновременно на практике с учетом особенностей работы нашего мозга?

Эффективное распределение времени обучения

Существует очень интересный и полезный «метод томато» или как еще его называют «метод помидорного планирования». Метод заключается в на 25-минутные отрезки, между которыми предусмотрены перерывы по 5 минут, в течение которых нужно отдохнуть и полностью изменить вид деятельности.

В это время полезно встать и сделать несколько физических упражнений. Во время перерыва мы неосознанно перерабатываем полученную раннее информацию. Бывает так, что после отдыха в голову приходит гениальное решение задачи, над которой мы сидели целый день.

Внедрение полезной практики учебного процесса

В течение заданных 25 минут, нужна полная концентрация внимания. Желательно по возможности исключить все виды раздражителей: телевизор, телефон, интернет, присутствие других людей.

Процесс обучения всегда вызывает в человека чувство сопротивления и нежелание этим заниматься, и чтобы уменьшить пагубное влияние этих чувств, желательно в повседневную жизнь внести некий ритуал обучения, когда вы выполняете одни и те же действия перед непосредственным процессом освоения информации.

Выберите определенное место обучения, любимый стол, стул, особенную ручку, и тогда через некоторое время, как только вы оказываетесь на этом месте и берете ту самую ручку, так сразу у вас активизируются все необходимые функции мозга для восприятия новой информации.

Эффективная методика обучения

Кроме того, существует эффективная методика обучения. Для успешного освоения новой информации желательно разделить ее на блоки информации, которые будут объединяться по смыслу и по логической связи.

Общая логика позволяет легче запомнить отдельный блок, а также встроить его в общую картину того, что вы изучаете. Таким образом, вы можете из одного блока, при необходимости, восстановить следующий блок или даже всю информацию в целом.

В этой технике обучения для успешного создания таких блоков информации следует придерживаться следующей последовательности действий.

Во-первых, нужно сосредоточиться и постараться понять основную идею. На этом этапе очень полезно пользоваться такими методами как сравнение, аналогия и метафора, мысленно заменяя сложные процессы простыми и знакомыми.

Во-вторых, следует определить области применения данной информации. Этот этап достаточно важный, так как любая информация теряет свою значимость без фактического применения.

И, в-третьих, использовать полученную информацию на практике. Только практика, способность самостоятельно выполнить определенную задачу от начала до конца, способна трансформировать любую информацию в твое истинное знание.

Подобные методы быстрого обучения достаточно эффективны. Полезно будет также прочитать статью « » на нашем сайте.

Золотое правило учебного процесса

Мы должны понимать, что обучение чему-то сложному может занять много времени, так как строительство прочных фрагментов, доступных для использования в любое время суток, требует передачи информации из краткосрочной памяти в долгосрочную.

Поэтому так важно избегать зубрежки в последний момент и стараться осваивать информацию постепенно. А, кроме того, во время обучения.

Повторение как неотъемлемая часть процесса обучения

Кроме того важной частью процесса обучения является повторение. Как говорится, «Повторение – мать учения». Без повторения любая информация теряется без следа. Желательно повторять новую информацию через 10 минут, 24 часа, неделю, месяц и через 6 месяцев.

Первое повторение, особенно в случае, если при обучении делались краткие записи, должно проходить в форме полного просмотра всех записей и возможной замены их переработанной и окончательной версией.

Второе, третье и все последующие повторения должны проходить следующим образом: не заглядывая в конспект, на чистом листе бумаги надо кратко набросать все, что запомнилось, затем сопоставить свои записи с ранее составленным конспектом и внести все поправки и дополнения.

Как лучше усвоить информацию

Существую очень интересные данные, что люди в среднем помнят 10% того, что читают; 20% того, что слышат; 30% того, что видят; 50% увиденного и услышанного одновременно; 70% того, что говорят; 90% рассказанного и сделанного одновременно.

Учитывая особенности работы нашего мозга, следует отметить, что в процессе обучения одни люди усваивают одну часть информации, а другие люди – другую. Так что в процессе общения, происходит взаимный обмен усвоенной информацией и объяснение не усвоенной.

Немаловажным фактором также является вера в свои силы. Даже самые титулованные профессора когда-то были студентами, и проходили через эту дорогу познания. То есть, определяли для себя, как научиться учиться эффективно.

И для вас сейчас , искать свои методы быстрого обучения, и продолжать узнавать что-то интересное и полезное.

Не потеряйте. Подпишитесь и получите ссылку на статью себе на почту.

Все мы, безусловно, понимаем великую ценность учения и время от времени изучаем какие-то новые навыки. Это прекрасное стремление, но мы замечаем, что кому-то обучение дается легко и от природы, а другим приходится прилагать массу усилий. Это кажется несправедливым, но кто в нашем мире ищет справедливости. Попробуем разобрать этот вопрос с разных сторон.

Чтобы научиться чему-то, мало знать о том, что нужно делать, важно еще и понимать, чего делать нельзя.

Чего не надо делать

Многие люди, которые хотят чему-то обучиться, обычно задают вопросы о том, как чему-то научиться. Как быстро изучить как быстро научиться , как быстро научиться играть на гитаре? Конечно, всему этому можно научиться быстро, но дело вот в чем: как правило, такие люди так и не приступают к изучению чего-либо, потому что они считают, что наступит конкретный день, в который они смогут себе сказать, что научились чему-то. Обучение - это процесс постоянный.

Наверное вы слышали много раз о том, что любой язык выучить просто невозможно в виду его постоянного изменения. Вы можете быстро взобраться на гору из правил и правописания, это правда возможно, но затем происходит очень неприятная вещь - либо вы считаете, что последующее изучение языка придет само собой, либо разочаровываетесь, потому что понимаете, что язык полностью изучить невозможно.

Вы видите свой результат, гордитесь им, но в этот самый момент наступает полная апатия, говорящая вам, что еще столько неизвестных слов и идиом нужно выучить, а вы даже не знаете, за что браться. Когда вы начинаете думать, что вот уже понимаете вкус языка, обязательно возникнет ситуация, которая вам укажет, что это не так. Тема изучения языка является самой болезненной, потому что она актуальная, но главное - проблемы видны наглядно.

Не нужно браться за все сразу. В современном мире огромное количество информации, которую невозможно запомнить, большое количество навыков. И давайте признаемся честно, все изучить невозможно. Поэтому прежде всего вы должны понять, и чего вы хотите, и какие навыки помогут вам в этом. Да, мы сейчас говорим не о скорости обучения, а о целесообразности, но этот момент является крайне важным. Каждый хочет выучить здесь и сейчас пять новых навыков, но не берется ни за один.

Не занимайтесь ерундой. Безусловно, всем интересно попробовать что-то новое для себя, однако перед этим хотя бы немного подумайте, насколько это нужно и важно для вас. Вы можете поддаться эмоциям и начать учиться игре на гитаре, но что если вам совсем неинтересна музыка? А ведь подобный пример отнюдь не высосан из пальца, такие люди существуют.

Все мы должны понимать, что чтобы обучиться какому-нибудь навыку, на это, как правило, требуется минимум месяц, а то и вовсе от года до трех. Есть люди, которые учат испанский язык, но при этом у них даже нет желания изучать историю Испании, даже поехать туда. Эти люди занимаются ерундой, аргументируя это тем, что должен же быть у каждого человека какой-нибудь особенный навык. Никто в компании не знает испанского, а он знает. И это считается аргументом.

Почему одни учатся быстро, другие медленно?

Есть несколько причин. Люди, которым изучение дается легко, знают, чего хотят от жизни. Любой навык, который они изучают, каждый день получает подтверждение, что он важен для них. Такие люди изучают английский язык, а помимо него читают историю англоязычных стран, интересуются культурой, литературой, они планируют поездки в эти страны. Для них выделенный час на английский язык не ограничивается шестидесятью минутами, они всегда на этой волне. В конце-концов, вплести изучаемый навык в свою жизнь - вот что идеально для изучения чего угодно.

Учитесь готовить, спрашивайте у людей, к которым приходите в гости, как они приготовили это блюдо. Необязательно теперь болтать о готовке целыми днями, просто после окончания формальной части обучения не забывайте о навыке. Если вы уделяется изучению навыка час в день, а остальное время вас тошнит от него, это не ваше.

А если навык изучить нужно обязательно, составьте огромный объемный список преимуществ, которые вы получите, когда его изучите. Перечитывайте его постоянно, дополняйте. Читайте его до обучения и сразу после. Всегда помните о том, как этот навык важен для вас, иначе это станет вашей обузой, а учить все равно нужно. Представьте, что вы каждый день ходите по аллее и постоянно спотыкаетесь об один и тот же камень. А через месяц этих камней становится десять. Можно ли любоваться погодой, прогуливаясь по аллее, когда внутри постоянно сидит страх споткнуться? Их меньше не станет, количество камней будет только расти.

Эти люди добиваются совершенства в любом аспекте навыка. Они не учатся ради кого-то, они делают это для себя. Если вы спустя рукава относитесь к неправильным глаголам английского языка, а все остальное вам учить интересно, то о каком прогрессе может идти речь? Да возьмите себя в руки, выделите даже пару дней и выучите эти глаголы так, чтобы больше никогда о них не думать. Иначе они будут всплывать в сознании и подсознании и рушить вашу уверенность. Как приятно знать, что выучил сложнейшее и неприятнейшее правило и теперь можешь сосредоточиться на чем-то легком.

У этих людей перед глазами есть живой пример. Они видят и общаются с людьми, которые изучили этот навык и могут помочь разобраться. Форумы хороши, но такого количества быстрых ответов там не получить, да и в режиме живого общения можно получить много энергии и себя живым примером.

Они постоянно задают себе правильные вопросы. Крайне важно в любом обучении изучать микрокосмос и макрокосмос, видеть детали и общую картину. Изучая правило, аккорды или текст, нужно время от времени спрашивать себя: «Что я сейчас делаю? А как это поможет мне в глобальном изучении навыка?». Получив ответ, вы проясняете цель, начинаете дышать свободно. Когда вы учитесь играть на гитаре, всегда помните о том, зачем вы это делаете - вы хотите писать собственные песни. Часто случается ситуация, когда человек, учащийся игре на гитаре, может прийти в ступор и посмотреть на себя со стороны - какой-то человек с деревянной палкой трет пальцы о никель. В такие моменты способность к обучению падает в несколько раз. Спросите себя: «Что я делаю сейчас в глобальном смысле?».

Они планируют. Это кажется скучным. Даже когда есть интерес к изучению навыка, хочется просто взять и изучать его, не хочется размышлять. хорошо тем, что позволяет раздумывать, а также увидеть картину целиком.

Моментальная практика

Если вы взяли в руки самоучитель (по сценарному мастерству, готовке, ), не берите его «просто почитать», не занимайтесь самообманом. Когда вы читаете книгу о сценарном искусстве и первая глава в ней о создании персонажа, возьмите и создайте тут же персонаж. Если читаете книгу о развитии памяти, тут же воплощайте это в жизнь. Зачем тратить время на прочтение, когда можно здесь и сейчас взять и воплотить совет в книге. Если вы прочитали самоучитель и ничего не сделали на практике, вы потратили время впустую. Эту простую вещь вам стоит понять здесь и сейчас, иначе прочитанные книги и советы так и останутся просто теорией.

Каждодневная практика

Конечно, сложно выделять время каждый день на десятки навыков, ну так и не беритесь за все сразу. Выделяйте хотя бы 30 минут в день, но это и в самом деле должен быть каждый день. Организм должен приучиться к новому необычному чувству выходу из зоны комфорта, ведь любая новизна для вашего мозга и есть этот самый выход.

Чему учиться

Учитесь только тому, что привлекает вас, что привлекало вас давно, потому что учиться придется сравнительно долго. Подумайте о своих ценностях, о том, кто вы и чего хотите добиться в жизни, а затем ответьте на вопрос, какие вам навыки нужны для этого. Если вы работаете с людьми и вам нравится это, вам просто необходимо изучать и навыки влияния на людей. Есть люди, которым нравится общаться, но они не прогрессируют в общении, не могут добиться того, чего хотели бы.

Вам нравится музыка? Подумайте еще раз и ответьте на вопрос - вам действительно нравится музыка? Это то, что заставляет вас чувствовать себя собой живым и настоящим? Тогда начните заниматься музыкой. Только в этом случае вы добьетесь успеха. Даже если у вас совершенно другая профессия, вы придете к своей цели.

Если вам нравится изобразительное искусство, вы обязательно обучитесь ему. Может вы не гений, но любому навыку можно научиться на хорошем уровне, даже если «у вас нет таланта».

Любите компьютерные игры? Да, программистом стать невероятно тяжело, однако вы вполне можете писать рецензии, создать свой Ютуб-канал и комментировать игры.

Повышайте свои когнитивные способности

Несмотря на то, что этот пункт идет не первым, он, по правде говоря, ключевой. Развивая память, вы становитесь способны запоминать больше важной информации, вспоминать забытую, начинаете проявлять свои способности в творческом мышлении (это связанные вещи). Когда вы научитесь быть внимательным и сосредоточенным, вы перестанете отвлекаться и сможете изучить намного больше, чем раньше.

Вы сможете замечать вещи, которых раньше не видели, улавливать интонацию собеседника, разбираться во вкусе пищи и читать быстрее. Это все ваша опора, которая поможет научиться учиться и делать это быстрее (если это ваша цель).

Вы наверняка знаете людей, которые схватывают все на лету и при этом особо начитанными и умными их не назовешь. У этих людей, от рождения или с детства, развиты именно когнитивные навыки. Они способны заметить, запомнить и осознать больше, чем другие. Они быстрее вспоминают что-либо, они могут в ту же секунду придумать необычную ассоциацию для любого слова. И да, их самое главное достоинство - они легче других людей учатся. Правда, много из них не пользуются этим даром. То, что не выстрадано, редко имеет ценность. Но если вы будете повышать свои , это будет иметь для вас цену.

Что прекрасно в когнитивных способностях - повышение одной повышает другую. Одна способна творить чудеса с вашим мозгом.

21 век идеален для обучения

При наличии интернета, вы можете научиться почти любому навыку. Конечно, если вы не хотите научиться оперировать людей (да и то это профессия, а мы говорим о навыках). Для многих других случаев есть тысячи книг, статей и сайтов по теме. Одного ютуба хватит на целую жизнь. Гугл уже оцифровал 30 миллионов книг, знаменитые университеты мира делают то же самое и выкладывают их в открытый доступ, веб-сервис Coursera предлагает бесплатные видеокурсы каждому желающему.

Всегда помните, что вы учитесь чему-либо только для себя лично. И если вы спустя рукава отнеслись к одному аспекту навыка, думая, что обманули кого-то, вы обманули себя. Не занимайтесь самообманом, доводите до совершенства любой аспект и гордитесь собой за это.

А как вы думаете, как еще можно научиться учиться? Оставляйте свои комментарии.

Бусыгина Т.А., к.псих.н.

Цыганов К.Г., к.п.н.

КАК НАУЧИТЬСЯ ХОРОШО УЧИТЬСЯ В ИНСТИТУТЕ?

Поздравляем с поступлением, теперь вы – студенты! Первый курс – всегда особенный - вы знакомитесь с новым типом обучения, с новыми педагогами и ребятами, входите во взрослую жизнь, становитесь самостоятельными. Наверняка вопрос в названии статьи уже начал волновать вас. Начнем искать ответы.

Почему студенческий возраст особенный?

Студенческий возраст считается возрастом установления рекордов, он характеризуется достижением наивысших, «пиковых» результатов интеллектуальных и физических сил. Именно студенческом возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения интеллектуальных задач и т. д. За эти годы можно укрепить такие качества как целеуст­ремленность, решительность, настойчивость, самостоятельность, инициатива, умение владеть собой. Если этот момент «прогулять», то можно упустить возможность для максимального развития своей личности, умственных и деловых способностей.

Где сложнее в школе или в колледже, институте?

В первый год обучения важно побыстрее адаптироваться к новым условиям. В школе есть систематический контроль успеваемости, учителя лично следят за выполнением домашних заданий, ставят отметки, в вузе - иначе. Оценки выставляются два раза в год по результатам экзаменов, остальное время полностью в твоем распоряжении. Но иллюзия полной свободы и легкости обучения, которая может возникнуть в начале обучения, опасна. В течение семестра необходимо в срок сдавать задания, отвечать на семинарах, писать научно-исследовательские работы, но рассчитывать приходится только на себя, точнее на свою дисциплинированность и ответственность. Если не выполнять учебные требования, откладывать все до сессии, проживая студенческую жизнь на крыльце института, в буфете, то никто не будет напоминать об учебе, но проблемы в сессию обеспечены. Таким образом, вуз предоставляет свободу действий, выбор эффективности которых только за тобой!

В школе за годы учебы ты уже приобрел определенный авторитет, учителя знают о твоих способностях и особенностях общения, в новом же учебном заведении тебя еще никто не знает, придется заново нарабатывать авторитет упорным трудом. Создавай позитивное мнение о себе у педагогов сначала семестра, а не перед зачетами! Как? Приходи вовремя на занятия, соблюдай дисциплину в аудитории, задавай вопросы по сути преподавателю, бери дополнительные задания, отвечай на семинарах, сдавай в срок нужные задания. В служебной карьере действует тот же принцип: сначала вы зарабатываете авторитет, потом ваш авторитет работает на вас.

Какое важное умение развивается в колледже, в институте?

При добросовестной учебе в колледже, в вузе приобретается умение учиться, самообразовываться.

Бывшие студенты, а ныне успешные бизнесмены, политики, профессора, единодушно (в специальной анкете) признались, что их секрет обучения в институте был прост и состоял из триады –они учились не зубрить , а: они учились искать информацию, они учились самостоятельно думать, они учились себя организовывать.

Не проще ли следовать указаниям преподавателей от и до, послушно конспектировать лекции, сдавать экзамены, так потихоньку образование и диплом и придут сами собой? К сожалению, а может быть и к счастью, обучение не заканчивается получением диплома. За дипломом – работа, надо расти, делать карьеру, то есть опять учиться, быть в курсе всего нового, а любимых преподавателей уже рядом нет, посоветоваться не с кем. А если вдруг жизнь заставит поменять профессию? Или Вы не угадали с выбором профессии и она мало приносит денег или душевного удовлетворения. И так бывает – кто не ошибается. Значит – доучиваться или переучиваться.

К каким опасным последствиям приводит неумение учиться?

Недостаточное внимание к развитию у учащихся навыков умственного труда, работы над собой, приводят в результате к тому, что даже студенты старших курсов,казалось бы накопившие известный опыт учебного труда, зача­стую не умеют рационально исполь­зовать время, планировать свою ра­боту, «отодвигать» утомление, отды­хать; они не умеют искать информацию ни в библиотеке, ни в Интернете, не умеют работать со специальной литературой, выделять наиболее существенное в информации. Поиск литературы сводится к выписыванию её из рекомендованных методических пособий, конспектирование сводится к переписыванию источника, сообщение по статье представляет не анализ взглядов, а простой пересказ материала, не владеют культурой чтения, осмысления, записи и запоминания прочитанного, рациональными навы­ками труда непосредственно на за­нятиях. Студенты с трудом интегрируют и используют знания смежных наук и т.д.

Так что же входит в умение учиться?

Для того чтобы труд был успешным и принес желаемые результаты, в процессе учебы нужно будет развить необходимые для каждого студента умения. Какие?

    владение приемами быстрого чтения,

    умение сжимать большие тексты до нескольких предложений (способы структурирования учебного материала - составление тезисов, аннотирование, опорных схем;)

    навыки скоростного конспектирования,

    умение искать информацию в библиотеке и Интернет,

    владение приемами и методами запоминания текстов, цифр, иностранных слов,

    навыки управления вниманием

    критическое осмысление при переработке информации;

    умение организовать свое время так, чтобы все успевать,

    подготовка к зачетам и экзаменам,

    психологические аспекты сдачи экзамена (правила эффективного взаимодействия с экзаменатором, средства воздействия на него и др.)

    коммуникативные умения,

    умение преодолевать лень и мотивировать себя к учебе.

Давайте о каждом поподробнее.