28.01.2024

Какие изменения могут произойти в «Салавате Юлаеве. Какие изменения могут произойти в «Салавате Юлаеве Список использованной литературы


«Салават Юлаев» чудом избежал потери очков в домашнем матче с «Северсталью», которая за последний месяц . Можно не сомневаться, что эта победа спасла Николая Цулыгина от отставки, но игра команды и её результаты продолжают оставлять желать лучшего. Да что там говорить – «Салават» сейчас очень плох.

Турнирное положение

1. «Автомобилист» - 67 очков

2. «Авангард» - 57

3. «Ак Барс» - 64

4. «Металлург» - 58

6. «Салават Юлаев» - 49

«Салават» практически точно останется без преимущества домашней площадки в первом раунде плей-офф. С такими проблемами в игре им никогда не догнать «Автомобилист», «Ак Барс», «Авангард» и «Магнитку». Будет сложно достать и «Барыс», их с уфимцами разделяют сейчас пять очков.

Больше того, «Салават» пока не выглядит фаворитом в борьбе с «Торпедо» за шестую строчку и такими темпами рискует дать шанс другим преследователям. «Салават» разделяют с «Трактором» - 10 очков, с «Куньлунем» - 12. К счастью для уфимцев их ближайшие преследователи играют с перепадами, иначе бы они давно оказались на границе зоны плей-офф.

До нового года «Салават» сыграет дома с «Локомотивом», «Сибирью» и «Куньлунем». Если уфимцы наберёт в них меньше четырёх очков, это будет результат, который означает, что команда продолжается топтаться на месте.

Последние результаты (15 матчей)

Победы всего: 7.

Победы над командами из зоны плей-офф: 2 (при 6 поражениях).

Проблемы в игре «Салавата Юлаева» возникли ещё до перерыва на первый этап Евротура. Казалось, что пауза даст возможность команде перезапуститься, но чем дальше заходит сезон, тем больше проблем в игре уфимцев. Всего семь побед в 15 играх после Кубка Карьяла, из них только две победы над командами из зоны плей-офф («Йокерит» и «Барыс», который приехал в Уфу с переполненным лазаретом).

И это при шести поражениях от команд, входящих в кубковую зону. «Автомобилисту», «Металлургу», «Авангарду» и ЦСКА уфимцы проиграли с общим счётом – 0:10, добавив к этому поражения от «Спартака» и «Сочи». Вообще-то за такие результаты в топ-клубах убирают тренера не задумываясь. Вопрос, насколько ещё хватит терпения руководству уфимского клуба.

«Салават» последний из топ-клубов КХЛ. В чём дело и где бразильский хоккей?

Очень много цифр.

Результативность нападающих из топ-9

«Салават» забросил в 15 последних матчах 31 шайбу. Это уже не самый хороший результат, а теперь отнимите отсюда 15 голов, которые пришлись на матчи со «Слованом», рижским и минским «Динамо». Атака «Салавата» работает только в играх с командами, которые уступают им в классе на две головы. Стоит уфимцам столкнуться с обученным оппонентом, как они чаще всего даже не бьются в стену, а не могут к ней подойти.

Сравните результативность нападающих из первых трёх звеньев после Кубка Карьяла.

Ткачёв – 0 голов в 11 матчах.

Бурмистров - 0 голов 7 матчах.

Филатов – 0 голов в 7 матчах.

Умарк – 1 гол в 13 матчах («Сочи»).

Бурдасов – 2 гола в 12 матчах («Динамо» Мн, «Сочи»).

Майоров – 2 гола в 14 матчах («Йокерит», «Динамо» Мн).

Хохряков – 2 гола в 15 матчах («Слован», «Динамо» Мн)

Кемппайнен – 3 гола в 15 матчах («Динамо» Р – 2, «Динамо» Мн).

Кугрышев
– 4 гола в 15 матчах («Слован» - 2, «Динамо» Мн, «Северсталь»).

Хартикайнен – 5 голов в 15 матчах («Йокерит» - 2, «Слован», «Динамо» Мн, «Барыс»).

Если убрать голы из матчей с аутсайдерами КХЛ, то останутся шайбы Хартикайнена и Майорова в ворота «Йокерита», результативные броски Умарка и Бурдасова» в матче с «Сочи». И ведь не сказать, что у «Салавата» было мало большинства или неквалифицированные исполнители. Это лучшая линия нападения команды за последние сезоны. Но пока тренеры «Салавата» думают, что с ней делать, боссов уфимского клуба обвиняют в плохой селекции, а на трибунах становится всё меньше болельщиков.

«Салават» - «Северсталь»: матч посетили 4563 зрителя - антирекорд Уфы в КХЛ

Четвёртое звено

Если в начале сезона мы восхищались четвёртой тройкой «Салавата», которая успевала не только отрабатывать в обороне, но и забивать больше других сочетаний при игре в равных составах, то сейчас они играют не так продуктивно в чужой зоне.

Феномен этой тройки заключался в идеальном подборе хоккеистов. Жарков – это энергия, Кадейкин – креатив, а Солодухин – игрок, умеющий завершать атаки. Цулыгин сам создал это сочетание, но сам его и убивает. Дело не в том, что Солодухин давно травмирован. Это потеря для «Салавата», но вместо того, чтобы попробовать её компенсировать, тренеры уфимцев продолжает затыкать дыру Бусаровым, Дубровским, Гиматовым или Лукиным. Игроками не без способностей, но ни разу не напоминающими по стилю игры Солодухина. Нарушается баланс, не говоря уже о банальном отсутствии взаимопонимания у игроков. Моменты они создают, но исключительно за счёт индивидуальных действий.

Холланд: в «Детройте» следят за Кадейкиным, он прогрессирует в этом сезоне

Самое интересное, что это происходит на фоне того, что Кадейкин и Майоров регулярно создают остроту у ворот соперника при игре «4 на 5» и хорошо взаимодействовали в начале сезона. Одному не с кем отыграться в четвёртой тройке, а другому никто не подносит снаряды в третьем звене. Все 38 матчей в сезоне Кадейкин начинал в четвёртой пятёрке и после травмы Солодухина может играть в комбинационный хоккей только в играх за сборную России. И, судя по всему, следующий матч Кадейкин и Жарков начнут не с Майоровым или Солодухиным, а будут ломать борта в компании с Максимом Рыбиным.

«Северсталь» подтвердила обмен Максима Рыбина в «Салават»

«Салавату» нужно укреплять оборону

Пока «Салават» подписывает 37-летнего ветерана, потихоньку начинают вскрываться проблемы в оборонительной линии. Если долгое время уфимцы были одной из самых малопропускающих команд лиги и не проигрывали с разницей более двух шайб, то теперь имеют проблемы и в обороне.

Это видно по количеству пропущенных шайб и по игре защитников. В матче с «Сочи» голевой пас сопернику отдал Семёнов, в игре с «Северсталью» Терещенко. Панин и Сергеев хорошо помогают нападающим, но часто допускают позиционные ошибки в обороне, не говоря уже о Ларсене. Предложите взять датчанина в топ-клубы КХЛ и, как минимум, половина из них от него откажется. Кто радует в последних играх, так это Захар Арзамасцев, который начинает обретать уверенность после не самого лучшего начала сезона.

Будут обмены?

Проблемы для «Салавата» заключается в том, что рынок защитников пуст. Возможно уфимцам стоило бы принести в жертву кого-то из своих нападающих. Не секрет, что слухи давно отправляют Антона Бурдасова в СКА. Но он лидер команды, и вряд ли такой переход возможен до конца сезона. Хотя СКА нужны забивающие игроки и у него много защитников (Андрей Зубарев наверняка не отказался бы вернуться в Уфу) – главное захотеть получить Бурдасова здесь и сейчас.

Два вызова в сборную подняли цену за Кадейкина, который успел сыграться с Плотниковым на Кубке Первого канала, а СКА, на секундочку, проиграл все четыре матча ЦСКА в сезоне и наверняка попробует усилить состав перед дедлайном. Зачем «Салавату» удерживать ценный актив, если тренерский штаб не видит Кадейкина в сочетании с креативными игроками и оставляет без большинства? Это не на руку ни клубу, ни самому хоккеисту. В четвёртом звене могут играть Рыбин и игроки из «Тороса».

Тоже самое касается Жаркова, который может помочь любому клубу КХЛ, и на которого уже был спрос. Жарков покинул ЦСКА исключительно из-за переизбытка игроков оборонительного плана, а так его высокий уровень не вызывает вопросов. Или покажите клуб, который не отдаст крепкого защитника за Владимира Ткачёва, пусть у него и всего один гол в сезоне. У Майорова нет своего места в составе, мало того, его посадили в запас в игре с «Северсталью». Это тоже игрок, за которого можно получить хорошую компенсацию от конкурентов. Спрос на него будет, весь вопрос в том, какие планы на него и других упомянутых игроков у тренеров и руководства уфимского клуба? Определяться нужно уже сейчас, трансферное окно закрывается в КХЛ 27 декабря.

. ПЛАН

1. Общая характеристика раннего юношеского возраста

2. Система общения и взаимоотношений у старшеклассников

3. Развитие познавательных процессов старшеклассника

4. Эмоционально-волевая сфера в ранней юности

5. Развитие самосознания старшеклассника

. Литература

1 возрастная психология /. Под ред. Г. С. Костюка -. К, 1976 -. Раздел VII

2 возрастных психология:. Учеб пособие /. В. В. Скрипченко,. Л. В. К-Линский,. С. В. Огороднийчук и др. -. М.:. Просвещение, 2001 -. С 233-259

3. Забродский. М. М . Основы возрастной психологии:. Учеб пособие -

Тернополь, 2005 -. С91-106

4. Захаров. Н . Профориентация школьников -. М, 1989 -

5. Ковалев. С. В . Подготовка старшеклассников к семейной жизни -. М:. Просвещение, 1991 - 143 с

6. Кон. И. С . Психология ранней юности -. М:. Просвещение, 1989

7. Костюк. Г. С . Учебно-воспитательный процесс и психическое развитие личности -. М.:. Сов клыков, 1989 - 608 с

8. Кулагина. И. Ю,. Колюцкий. В. Н . Возрастная психология:. Полный жизненный цикл развития человека:. Учебное пособие для студентов высш учебных заведений -. М:. ТЦ"Сфера", 2001 -

9. Миславский. Ю . АСаморегуляция и активность личности в юношеском возрасте -. М:. Педагогика, 1991 - 152 с

10. Радчук. Г. К . Формирование самооценки профессионально значимых качеств личности старшеклассника при выборе педагогической профессии: дис кандидата психологических наук: 190007 -. К, 1992 - 216 с

11. Ремшмидт. Х . Подростковый и юношеском возраст: проблемы становления личности -. М:. Мир, 1994 - 319 с

12. Рувинский. Л. И самовоспитания личности -. М:. Просвещение, 1984 - 138 с

1 Общая характеристика раннего юношеского возраста

Юность - это довольно длительный период жизни человека от 14-15 до 25 лет, разделяют на раннюю и позднюю юность. Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет

Изучение психологических проблем юности отмечается двумя основными подходами

Ряд теорий (биологического, психологического, психоаналитического направления) объясняют юность, исходя преимущественно из изменений в организме и их внутренних факторов. При этом противопоставляется развитие человека или в качестве индивида, или как личности. На одном из полюсов этого подхода - биологические теории, для которых юность - это важный этап роста организма детерминирует все линии (морфологическую, физиологическую, социал ьно-психологическую) онтогенеза индивидда.

Психологические теории подчеркивают, что юность является своеобразным этапом развития внутреннего мира, прежде всего - самосознания ребенка

В психоаналитических теориях акцентируется внимание на юности как этапе бурного психосексуального развития ребенка

Другой подход - социологический - отмечается попытками раскрыть основном внешнюю детерминацию периода юности с точки зрения общества, интересов его развития. В этом смысле юность - этап социализаци ее ребенка, перехода от зависимого детства к самостоятельной взрослости, формирование социальных ролей, ценностных ориентацийй.

Для отечественной психологии характерно учета диалектического единства биологических, психологических и социальных составляющих в развитии личности. Трудности юности объясняются различием в моментах д достижения индивидом, с одной стороны, биологической зрелости, а с другой - социальной зрелости. В нашем технологически высокоразвитом обществе, где период школьного обучения достаточно длительный и имеет тенд. Энке к росту, биологическое созревание опережает хозяйствовоне.

Большинство юношей и девушек этого возраста уже достигают половой зрелости. Почти завершается созревание и всего организма ребенка. Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется и более заметен у девушек, а юноши постепенно"догоняют"их. Увеличение роста у девочек продолжается в основном до 16-17 лет, а у юношей - до 17-18 рокио 17-18 років.

Особенно быстро растет мышечная масса и сила у ребят, что делает этот период важным для их достижений в некоторых видах спорта. Более сбалансированными становятся показатели в росте внутренних органов, размер р сердца в пропорциях относительно показателей сосудистой и мышечной систем достигает показателей взрослого человека. Значительно совершенствуется нервная система, которая становится стабильной и выносливой. Тормозные процессы врив новажени с процессами возбужденияння.

Еще одной особенностью современности является ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального. Социальная зрелость измеряется многими параметрами, которые появляются неодновременно и инди ивидуально. Так, общество признает взрослость человека с 17 лет, когда она получает паспорт, начинает отвечать за все свои поступки перед законом, пользуется избирательным правом и всеми другими правами д орослои человека время фактическая социальная зрелость может наступить как раньше момента ее юридического признания (например, во время войны, когда используется труд подростков и юношей), так и позже. Еще долгое время после вступления совершеннолетия молодой человек сохраняет материальную зависимость от родителей и семьи (особенно, если продолжает учебуння).

. Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь, который заключается в выборе профессии, в определении дальнейшего жизненного пути (продолжить обучение, создать семью, начать трудовую ди ияльнисть т.п.). Отсюда - наиболее актуальной личностной проблемой старшеклассника является осуществление жизненного самоопределения, которое бы дало ему в будущем в полной мере реализовать себя в труде, обществе венных жизни, в семьиї.

Психическое развитие в ранней юности - это та необходимая основа, которая позволяет человеку сознательно и обоснованно осуществить выбор дальнейшего жизненного пути согласно своим возможностям и индивидуальных осо обливостей. Проверка правильности сделанного жизненного выбора, а в некоторых случаях и его смена длится во второй половине юношеского возрасту.

Социальная ситуация развития старшеклассника порождает противоречие между идентификацией и индивидуализацией его личности среди окружающих людей (Д. И. Фельдштейн). С одной стороны, юноши стремятся к независимый ежности, самостоятельности, защищают свое право на индивидуальность. Кроме того, активизируется ценностно-ориентационная деятельность, усиливается стремление сознательно строить свое поведение в соответствии с су действующих общественных норм и требований. Результатом взаимодействия процессов индивидуализации и идентификации является дифференциация умственных способностей и интересов, развитие интегральных механизмов самосознания, произведут ения мировоззрения, жизненной позициизиції.

. Ведущей деятельностью для старшеклассников выступает учебно-профессиональная деятельность

. Центральным новообразованием личности в ранней юности является готовность старшеклассника к жизненному самоопределению (И. В. Дубровина), центром которого является профессиональный выбор. В 80-е годы в выборе профессии старшеклассники, прежде всего, ческие нтувались на престижность профессии (ее социальную значимость), требования профессии к личности, принципы и нормы взаимоотношений, характерные для данного профессионального круга. Сегодня заметно возрастает прагматичность молодых людей при решении этого вопросаання.

Жизненное самоопределение происходит с опорой на главное новообразования психики старшеклассника - его мировоззрение, что составляет систему обобщенных взглядов на действительность, где научные знания переплетаются я с убеждениями и отношением.

Заключение об общей характеристике раннего юношеского возраста:

Ранняя юность охватывает период от 14-15 до 18 лет;

Для современных юношей характерно ускорение биологического созревания (акселерация) и замедления социального с опережением биологического;

Физическое развитие старшеклассников в темпах замедляется рост размера внутренних органов происходит пропорционально относительно показателей сосудистой и мышечной систем, в нервной системе тормозные о оцесы уравновешены с процессами возбуждения

Социальная ситуация развития обусловлено подготовкой старшеклассника к поступлению в самостоятельную жизнь;

Центральным новообразованием личности в ранней юности является готовность ребенка к жизненному самоопределению;

Главное новообразования психики старшеклассника - его мировоззрение

Ранняя юность - это начало завершающего этапа созревания и формирования личности. Мы уже упоминали, что важнейшим фактором развития личности в ранней юности является стремление старшеклассника строить жизненные планы, осмысливать построение жизненной перспективы. Поэтому центральным новообразованием этого возрастного периода является предварительное профессиональное и личностное самоопределение.

В словаре русского языка самоопределение понимается как действие от глагола самоопределяться, что означает осознать себя, свои классовые, общественные интересы, определить свое собственное существование, свое место в жизни, в обществе, начать существовать самостоятельно.

Самоопределение связано с выработкой жизненного плана , определения смысла жизни. У старшеклассников жизненные планы зачастую еще весьма расплывчаты и не вычленяются из мечты. Старшеклассник просто воображает себя в самых разнообразных ролях, соизмеряет степень их притягательности, но не решается окончательно выбрать что-то для себя и часто ничего не делает для достижения задуманного.

Чтобы построить жизненный план, юноша должен более или менее четко поставить перед собой как минимум следующие вопросы:

  • В каких сферах жизни сконцентрировать усилия для достижения успеха?
  • Что именно и в какой период жизни должно быть достигнуто?
  • Какими средствами и в какие конкретные сроки могут быть реализованы поставленные цели?

О жизненных планах в точном смысле слова можно говорить лишь тогда, когда в них включены не только цели, но и способы их достижения, путь, по которому намерен следовать молодой человек, и те субъективные и объективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся. В отличие от мечты жизненный план - это план деятельности, поэтому он сводится в первую очередь к выбору профессии.

К проблемам субъективного плана можно отнести следующие:

  • несколько профессий нравятся одновременно;
  • на выбор профессии влияют мнения различных людей;
  • неадекватное представление о содержании будущей профессиональной деятельности;
  • несоответствие знаний, умений и навыков содержанию и условиям конкурсных экзаменов при поступлении в вуз;
  • несоответствие между профессиональными склонностями и способностями.

Следует отметить, что в последнее время на выбор профессии влияют совокупность представлений о ценности и престижности профессии в данной референтной группе, в «своей тусовке». При таком подходе «стадность» повышает вероятность появления в будущем большого числа людей с несостоявшейся судьбой.

Из проблем объективного плана в первую очередь можно выделить:

  • сложности трудоустройства после окончания учебного заведения;
  • уровень материального обеспечения и т.д.

Помочь в этой ситуации в определенной мере может формирование у юноши резервного профессионального плана. Это вариант жизненного плана, который, хотя и в несколько меньшей степени, удовлетворяет молодого человека.

Согласно И. Кону профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанное с ним поведение. Заканчивается профессиональное самоопределение в ранней юности, когда уже необходимо принять решение, которое повлияет на всю дальнейшую жизнь человека.

По теории Гинзберга решение о выборе профессии проходит следующие стадии:

  • на стадии фантастического выбора (до 11 лет) ребенок, размышляя о будущем, еще не умеет связывать цели и средства. Первичный выбор, совершаемый на этой стадии, производится в условиях малодифференцированного представления о профессиях, при отсутствии выраженных интересов и склонностей;
  • стадия пробного выбора (до 16-18 лет). Постепенно фокус внимания подростка сдвигается с субъективных факторов к реальным обстоятельствам. Из множества вариантов постепенно выделяются несколько наиболее реальных и приемлемых, между которыми и предстоит выбирать. Эта стадия включает в себя четыре периода: период интереса (11-12 лет), период способностей (13-14 лет), период оценки (15-16 лет), переходный период (17-18 лет);
  • стадия реалистического выбора (после 18 лет) включает обсуждение вопроса с осведомленными лицами, осознание возможности конфликта между способностями, ценностями и объективными условиями реального мира. Данная стадия включает три периода: период исследования (17-18 лет), период кристаллизации (19-21) и период специализации .

В зарубежной психологии процесс самоопределения обозначается как процесс формирования идентичности, введенный в научный оборот американским ученым Э. Эриксоном. Главной задачей, которая встает перед индивидом в ранней юности, по Эриксону, является формирование чувства идентичности в противовес ролевой неопределенности личностного «Я». Юноша должен ответить на вопросы: «Кто я?» и «Каков мой дальнейший путь?». В поисках личной идентичности человек решает, какие действия являются для него важными, и вырабатывает определенные нормы для оценки своего поведения и поведения других людей. Идентичность необходима юноше для того, чтобы принимать взрослые решения, чтобы сближаться с друзьями, а в дальнейшем с супругой(ом).

Источником идентичности служат:

  • самопознание;
  • референтная группа и значимые «другие».

Основными составляющими чувства идентичности, по Э. Эриксону, являются:

  • способность видеть свою жизнь в определенной перспективе;
  • уверенность в себе;
  • предвосхищение успеха;
  • половая идентичность;
  • экспериментирование с широким набором ролей;
  • готовность принять лидерство и подчиненность власти.

Полноценная включенность в жизнь, подразумевающая принятие ценностей общества, реальное участие в жизни общества, определение «пути своей жизни», формирует адекватную идентичность . Если юноше не удается решить эти задачи, у него формируется ролевое смешение, вынуждающее его возвратиться на более раннюю ступень развития. При этом могут возникнуть специфические трудности:

  • диффузия времени - нарушение восприятия времени, проявляющееся двояким образом: либо возникает ощущение жесточайшего контроля времени, либо растянутости и пустоты времени, скуки и никчемности;
  • застой в работе - нарушение работоспособности, выражающееся в поглощенности бесполезными для дальнейшего развития вещами в ущерб всем остальным занятиям, возвратом к эдиповой ревности и зависти к братьям и сестрам; неспособность ни продолжить образование, ни выбрать работу;
  • отрицательная идентичность проявляется прежде всего в отрицании, вплоть до презрения, всех предлагаемых ролей и ценностей, ориентация на «противоположное» - опасный, вредный, нежелательный образец, от которого настойчиво предостерегают (алкоголь, наркотики) . Рост отрицательной идентичности «находит свое выражение в мобилизации различных ксено- фобных установок и националистических настроений, а также в организации различных экстремистских молодежных групп» , удовлетворяющих потребность в самовыражении, эпатаже, вызове и демонстрации своих отношений к миру. К сожалению, многие из этих сообществ принимают асоциальную и антисоциальную направленность (сатанисты, панки, металлисты, эмо- киды), основные ценности которых сводятся к хаосу, анархии, вандализму, допингу, что чаще всего и приводит их в преступную среду. Этот неблагоприятный прогноз зачастую подкрепляется низким уровнем развития родительской мотивации, недостаточной организацией бытовой стороны жизни ребенка, его режима. Причем значительное число нынешних родителей множественные неудачи в семейной, профессиональной и иной сферах, серьезные профессиональные и личностные проблемы переносят на ребенка, который находится в атмосфере переживания трудностей, несостоятельности, неуспеха, беспомощности и безнадежности. А когда ребенок с детства лишен ощущения успеха, это резко подрывает его уверенность в себе. «В итоге сегодня дети, в том числе подросткового и юношеского возраста, которым свойственна ориентация на взрослость, не хотят взрослеть, так как у них формируется подспудное недоверие к окружающему миру, особенно к миру взрослых» 66 .

Характерная особенность личности старшего школьника - рост его самосознания. Уровень самосознания определяет и уровень требований старшеклассников к окружающим людям и самим себе. Они становятся более критичными и самокритичными.

Стремление познать самого себя как личность приводит к развитию рефлексии, углубленному самоанализу, которые в свою очередь ведут к самовоспитанию, самоорганизации, к работе над самим собой .

Рис. 8.2.

66 Фельдштейн Д.И. Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития // Проблемы современного образования. 2010. № 2. С. 7.

Однако самовоспитание (рис. 8.2) сталкивается с большими трудностями, так как этому возрасту свойственен ряд противоречий :

  • стремление проявить волевые усилия в самовоспитании и не всегда положительное отношение к конкретным приемам самовоспитания, которые предлагают взрослые;
  • чуткость, восприимчивость к нравственной оценке своей личности со стороны коллектива и стремление показать внешнее равнодушие к этой оценке, желание действовать по-своему;
  • стремление к принципиальности в больших, ответственных делах и беспринципность в малом, незначительном;
  • желание формировать стойкость, выдержку, самообладание и в то же время проявление ребячьей непосредственности, импульсивности в поведении, речи, тенденции к преувеличению личного горя, незначительной неприятности.

Эти обстоятельства надо учитывать родителям, когда они сталкиваются с непривычной, неожиданной реакцией юноши на те или иные факты и события.

В этом возрасте на основе самооценки формируется многокомпонентный образ собственного «Я», т.е. целостного представления о самом себе (рис 8.3). Вопрос «Кто я такой?» подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: «Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы?»


Рис.

У интеллектуально развитых юношей расхождение между реальным и идеальным «Я», т.е. между теми свойствами, которые юноша себе приписывает, и теми, которыми, он хотел бы обладать, значительно больше, чем у ребят со средними способностями.

От того, насколько глубоко юноша познает себя, во многом зависит правильность выбора жизненного пути. Кроме того, если в юности человек не приобрел навыков самоанализа, то впоследствии это маловероятно. У него не сложится верная картина мира и правильное представление о своей личности и своих взаимоотношениях с миром.

Юношеский возраст является периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладение понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о значительном качественном переломе в характере становления системы моральных ценностей. Именно ценностные ориентации, сформированные в юношеском возрасте, определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и тем самым позволяют выйти на проблему смысла человеческой жизни.

В связи с необходимостью самоопределения возникает необходимость в целостной системе мировоззрения как системе взглядов на мир . Если подростки видят проявление своей самостоятельности в делах и поступках, то старшие школьники наиболее важной сферой проявления своей самостоятельности считают собственные взгляды, оценки, мнения.

Активно развивается в юности сфера чувств. Направленность на будущее создает у юношей и девушек оптимистическое самочувствие и повышенный жизненный тонус. Резкие аффективные вспышки, как правило, уходят в прошлое; но в некоторых ситуациях, (например, когда взгляды молодого человека расходятся со взглядами собеседника) могут возникать резкие выпады и неожиданные реакции.

Для эмоциональной жизни юности характерно то, что в эти годы переживаются не только предметные чувства (направленные на определенные события, лица, явления), но и формируются

обобщенные чувства (чувства прекрасного, трагического, чувство юмора). Эти чувства выражают уже более или менее устойчивые мировоззренческие установки личности.

Эмоциональная сфера в юности становится значительно богаче по содержанию и тоньше по оттенкам переживаний, повышается эмоциональная восприимчивость и способность к сопереживанию .

К концу поздней юности человек переживает кризис «отрывания от родительских корней», связанный с уточнением жизненных планов и началом их осуществления; поиском себя, выработкой индивидуальности; окончательным осознанием себя как взрослого человека со своими правами и обязанностями, выбором супруга и созданием собственной семьи; специализацией и приобретением мастерства в профессиональной деятельности.

Для достижения истинной взрослости, по мнению Левинсона, необходимо решить четыре задачи развития:

  • увязать мечты о достижениях и жизненные реальности (только реалистичные мечтания гарантируют достижения, успех и формируют оптимистичную жизненную позицию);
  • найти наставника (наставник желателен как образец, с которого молодой человек станет «делать жизнь»);
  • начать строить карьеру (карьерный рост для молодого человека есть средство профессионального самоопределения);
  • установить близкие отношения (единственный, особенный партнер по интимным отношениям не менее прочих факторов способствует обретению уверенности и независимости) .
  • Словарь современного русского языка. Т. 13. М.-Л.: Изд-во АНСССР,1972.
  • Л.Г. Асмолов. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построению гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 77.

ТЕМА: ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕКА

В РАННЕЙ ЮНОСТИ (ЮНОСТИ)

ВОПРОСЫ:

§ 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность в ранней юности.

§ 2. Личностное развитие в ранней юности. (Развитие личности в период ранней юности).

§ 3. Девиантное поведение в подростковом и юношеском возрастах: причины и виды (см. кн. И.С. Кон «Психология ранней юности». – М., 1989).

§ 1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность

в ранней юности

Юность недавно выделилась в самостоятельный период жизни человека, основным содержанием которого является возмужание, взросление. В человеческом обществе критерием взрослости является не физическое возмужание, а овладение культурой, системой знаний, ценностей, норм, подготовленность к трудовой деятельности.

Современная психология относит к юности период от 14-15 лет до 18-20 лет.

Социальная ситуация развития (С.С.Р.) в юности характеризуется рядом специфических особенностей. Эти особенности связаны с изменением положения и статуса юношей в школе, семье, обществе. Юноши еще зависят материально от семьи, однако в остальном они становятся полноправными членами семьи: с ними советуются взрослые, предоставляют им свободу и самостоятельность. В школе, как правило, на старшеклассников учителя возлагают определенные обязанности (присмотреть за младшими школьниками, помочь им в учебе; подготовить школьное мероприятие и т.п.).

В обществе юношество также начинает играть определенную роль, особенно после получения паспорта в 16 лет, в этом же возрасте девушки (16 лет), а юноши в 18 лет уже имеют полноправную возможность вступать в брак. В 18 лет юношество может участвовать в выборах (президента, парламента и т.п.). Это расширяет круг общественных интересов и обязанностей юношей и девушек.

Л.И. Божович отмечала, что старшеклассник стоит на пороге самостоятельной жизни, что и создает совершенно новую социальную ситуацию развития.

Вступление в самостоятельную жизнь предполагает решение острого для старшеклассников вопроса об определении дальнейшего жизненного пути, об избрании для себя той или иной профессии. Л.И. Божович отмечает, в связи с этим, что личность старшеклассника обращена в будущее .

Это подтверждают такие данные исследований. Так, если больше 50% учеников 10-11-х классов довольно точно указывают ту профессию, которую они хотят избрать после окончания школы, то среди учащихся средних классов – приблизительно 20%.

Т.е. можно сделать вывод, что необходимость определить свое место в жизни выступает в качестве основного компонента социальной ситуации развития в период юности .

Новая С.С.Р. приводит, как показано в исследованиях Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б., Божович Л.И., к формированию новых мотивов деятельности, изменению мотивационной сферы и овладению новым видом ведущей деятельности – учебно-профессиональной . Юношество занято определением своего места в жизни и внутренней позиции; у них формируется мировоззрение, моральное сознание и самосознание.

Таким образом, юношескому возрасту свойственно изменение общественного положения и социальной деятельности личности, причем акцент делается на социально-демографических свойствах личности: завершение среднего образования, расширение диапазона фактически доступных человеку или нормативно обязательных социальных ролей, с расширением сферы жизнедеятельности.

Л. Коул и Дж. Холл отмечают 9 задач развития юношей: 1) общая эмоциональная зрелость; 2) пробуждение гетеросексуального интереса; 3) общая социальная зрелость; 4) эмансипация от родителей; 5) интеллектуальная зрелость; 6) выбор профессии; 7) навыки обращения со свободным временем; 8) осознание совести и сознание долга в поведении; 9) идентификация «Я». (Асеев, С. 154-156).

§ 2. Развитие личности в период ранней юности

Юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой проявляются в подростковом возрасте. Особенности личности старших школьников своими корнями уходят в психологические новообразования, которые зарождаются уже в подростковом возрасте. Однако у юношей и девушек уже мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают.

В юношеском возрасте особенности, появившиеся у подростков, претерпевают значительные изменения, качественно преображаются. (Асеев, С. 163, Немов, С. 193).

Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются: 1) развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания; 2) формирование мировоззрения; 3) развитие активной жизненной позиции, самоопределения; 4) преобразование эмоциональной сферы личности.

Рассмотрим 1-ю из названных особенностей – развитие самосознания . Его отличительной характеристикой становится резкое усиление процесса рефлексии , т.е. стремления к познанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. (Асеев, С. 164). Рефлексия – (от лат. «reflexio» – обращение назад) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний; размышления о самом себе; осознании того, что воспринимают и оценивают человека окружающие люди по-разному.

Рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время – рефлексия – это и умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди. То, как они тебя понимают.

Рефлексия как психологический феномен связана в своей основе с процессом общения, но общения особого вида – общения с самим собой; рефлексия подразумевается всегда внутренний диалог.

Чем сильнее развита рефлексия, тем активнее человек становится способным решать встающие перед ним задачи, в частности, – выбора дальнейшего жизненного пути, – и тем быстрее он становится субъектом, хозяином своей жизни и деятельности.

Таким образом, в юношестве человек по существу впервые открывает свой внутренний мир, начинает проявлять глубокий интерес к субъективным переживаниям и к собственному «Я».

В юношеском возрасте желание самоутвердиться также претерпевает трансформацию. В отличие от подростков, которые, пытаясь самоутвердиться, как правило, понимают под этим желание быть похожим внешне на взрослого, юноша же озабочен другим – он жаждет , чтобы окружающие признали его оригинальность . Это проявляется в форме повышенной активности в некоторых видах деятельности, например, в музыке, технике, литературе, спорте и т.п. (Асеев, С. 164). Таким образом, в этом периоде отмечается тенденция . Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность. (Сапогова, С. 359-368).

Еще одной особенностью юношеского самосознания является становления нравственного самосознания . Юношеству, благодаря быстрому развитию интеллекта, становятся открытыми для понимания многие вопросы и проблемы, волнующие взрослых. Такими вопросами являются, в частности, морально-нравственные. Эти вопросы начинают волновать юношей и девушек в связи с установлением отношений с лицами противоположного пола и началом поры любви. Старшеклассников интересуют проблемы добра и зла, справедливости и беззакония. Современным юношам свойственны трезвый, практический взгляд на жизнь, независимость и самостоятельность.

Перейдем ко 2-ой особенности личности юношей и девушек – формированию мировоззрения . Юношеский возраст связан с формированием мировоззрения как системы взглядов на общество, мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний.

Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений . Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни, как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. (Сапогова, С. 357).

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни , причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («приносить пользу», «служить людям» и т.п.). (Сапогова, С. 357).

В настоящее время в обществе нет единых взглядов на окружающее, как было раньше, а характерна некая противоречивость, изменчивость.

Это по-своему сказывается на формировании мировоззрения у старшеклассников. С одной стороны (положительный момент) неоднозначность побуждает человека самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой, имеющих свою точку зрения. С другой стороны (отрицательной) данная ситуация разделяет людей на группы, отличающихся социально-мировоззренческой зрелостью. Те, кто способен самостоятельно решать сложные мировоззренческие проблемы, намного уходят вперед в своем развитии от тех, кто не способен сам справиться с проблемами.

В настоящее время важно, чтобы было сформировано экономическое мировоззрение , заключающееся в способности разбираться в экономической ситуации, сложившейся в обществе. При отсутствии данного мировоззрения у людей, трудно приспособиться и выжить в обществе.

Также важное значение имеет и развитие этического и эстетического мировоззрения , т.к. в настоящее время встречаются люди, богатые в материальном плане, но имеющие не развитые эстетические, этические, литературные, музыкальные вкусы.

Остро стоит сейчас и проблема формирования научного и религиозного мировоззрения . Необходимо, чтобы эти два вида мировоззрения дополняли друг друга, т.к. они связаны с познанием мира, а оно полно тайн и противоречиво. (Немов, С. 196-197).

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью . Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают юношескую неуравновешенность с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Но поскольку пик эмоциональной напряженности, тревожности большинство психологов относят к 12-14 годам, то чаще эмоциональные сдвиги юношества объясняют социальными факторами, причем индивидуально-типологическими. В частности, это – противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира и т.д.

Обнаружено, что по ряду психологических тестов нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых . Вполне нормальные юноши и девушки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения», чем взрослые (ММР I). Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослых считались бы отклонениями, у юношей являются статистической нормой. Проективные методики (Роршаха, ТАТ) показывают рост уровня тревожности к юношескому возрасту. Возрастает число случаев деперсонализации ; часто встречается синдром дисморфофобии (бред физического недостатка). (С. 357-359).

Максимум эмоциональных реакций (в т.ч. и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум – в отношениях с посторонними взрослыми и преподавателями. Возраст до 18 лет является критическим для появления психопатий . В юношеском возрасте остро акцентируются некоторые свойства характера (в частности, повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость и т.д.), которые могут закрепиться и повышать возможность возникновения психических травм и отклоняющегося поведения. Например, повышенная активность и возбудимость могут привести к неразборчивости в выборе знакомств, участию в рискованных авантюрах и сомнительных предприятиях, толкают к алкоголю, наркотикам. Таким способом юноши рассчитывают самоутвердиться и избавиться от чувства собственной неполноценности. Замкнутость в ранней юности часто перерастает в болезненную самоизоляцию, формирует комплекс неполноценности.

В целом в юношестве способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Это обеспечивает психологическую устойчивость личности к ряду внешних факторов.

Характер : В юношестве улучшается коммуникативность , снижается чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребности в опеке; уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т.е. развитие идет в сторону большей уравновешенности.

В ранней юности устанавливаются внутренние нормы поведения, расширяется сфера эстетических чувств , юмора, иронии.

Центральным новообразованием является становление самоопределения (т.е. становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я») . Это связано с открытием своего внутреннего мира, что подтверждается результатами стандартных личностных тестов (описывая себя, юноши акцентируют внимание на мыслях, чувствах, внутренних проблемах; в то время как подростки говорят о действиях, поступках). У юношей усиливается внимание к личностным, внутренним, собственным психологическим качествам других людей, а внимание к внешности, одежде, манерам, так свойственной подросткам, снижается.

Отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других . Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени . Прежде всего с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, продолжается до конца жизни. Это связано с тем, что человек начинает жить преимущественно будущим, а не настоящим, как живут дети.

Формирование образа «Я» (идентичности по Э. Эриксону) акцентировано на 3-х важных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание .

Опасностью этой стадии, по Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности . Это может быть связано с неуверенностью в сексуальной идентичности (следствие этого – психотические и криминальные эпизоды → так достигается прояснение образа «Я»), но чаще – с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности, что вызывает тревожность.

Неспособность разрешить, выйти из диффузии приводит к задержке в развитии личности (кризис идентичности затягивается), а выход приводит к достижению «взрослой идентичности». Состояние острой диффузии составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности , по Эриксону, связан с рядом моментов: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; пребывание в состоянии ожидания чего-то такого, что способно изменить жизнь; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («юнисекс»); презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного. (Сапогова, С. 359-368).

Юность – время реального перехода к настоящей взрослости, первые признаки которой проявляются в подростковом возрасте. Особенности личности старших школьников своими корнями уходят в психологические новообразования, которые зарождаются уже в подростковом возрасте. Однако у юношей и девушек уже мало чисто детских черт, которые у подростков преобладают.

В юношеском возрасте особенности, появившиеся у подростков, претерпевают значительные изменения, качественно преображаются. (Асеев, С. 163, Немов, С. 193).

Основными особенностями развития личности в юношеском возрасте являются: 1) развитие самосознания, в том числе, нравственного самосознания; 2) формирование мировоззрения; 3) развитие активной жизненной позиции, самоопределения; 4) преобразование эмоциональной сферы личности.

Рассмотрим 1-ю из названных особенностей – развитие самосознания . Его отличительной характеристикой становится резкое усиление процесса рефлексии , т.е. стремления к познанию своей личности, к оценке ее возможностей и способностей. (Асеев, С. 164). Рефлексия – (от лат. «reflexio» – обращение назад) – процесс познания человеком самого себя, своего внутреннего мира, анализ собственных мыслей и переживаний; размышления о самом себе; осознании того, что воспринимают и оценивают человека окружающие люди по-разному.

Рефлексия – это способность и умение видеть себя, свои действия, отношения с людьми, познавать свой внутренний мир, понимать себя. В то же время – рефлексия – это и умение видеть и понимать то, как к тебе относятся другие люди. То, как они тебя понимают.

Рефлексия как психологический феномен связана в своей основе с процессом общения, но общения особого вида – общения с самим собой; рефлексия подразумевается всегда внутренний диалог.

Чем сильнее развита рефлексия, тем активнее человек становится способным решать встающие перед ним задачи, в частности, – выбора дальнейшего жизненного пути, – и тем быстрее он становится субъектом, хозяином своей жизни и деятельности.

Таким образом, в юношестве человек по существу впервые открывает свой внутренний мир, начинает проявлять глубокий интерес к субъективным переживаниям и к собственному «Я».

В юношеском возрасте желание самоутвердиться также претерпевает трансформацию. В отличие от подростков, которые, пытаясь самоутвердиться, как правило, понимают под этим желание быть похожим внешне на взрослого, юноша же озабочен другим – он жаждет , чтобы окружающие признали его оригинальность . Это проявляется в форме повышенной активности в некоторых видах деятельности, например, в музыке, технике, литературе, спорте и т.п. (Асеев, С. 164). Таким образом, в этом периоде отмечается тенденция . Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность. (Сапогова, С. 359-368).


Еще одной особенностью юношеского самосознания является становления нравственного самосознания . Юношеству, благодаря быстрому развитию интеллекта, становятся открытыми для понимания многие вопросы и проблемы, волнующие взрослых. Такими вопросами являются, в частности, морально-нравственные. Эти вопросы начинают волновать юношей и девушек в связи с установлением отношений с лицами противоположного пола и началом поры любви. Старшеклассников интересуют проблемы добра и зла, справедливости и беззакония. Современным юношам свойственны трезвый, практический взгляд на жизнь, независимость и самостоятельность.

Перейдем ко 2-ой особенности личности юношей и девушек – формированию мировоззрения . Юношеский возраст связан с формированием мировоззрения как системы взглядов на общество, мир в целом, представлений об общих принципах и основах бытия, как жизненной философии человека, суммы и итога его знаний.

Мировоззрение – это не только система знаний и опыта, но и система убеждений . Поэтому мировоззрение тесно связано с решением в юности смысложизненных проблем, осознанием и осмыслением своей жизни, как цельного направленного процесса, имеющего преемственность и смысл. (Сапогова, С. 357).

Фокусом всех мировоззренческих проблем становится проблема смысла жизни , причем юношество ищет некую всеобщую, глобальную и универсальную формулировку («приносить пользу», «служить людям» и т.п.). (Сапогова, С. 357).

В настоящее время в обществе нет единых взглядов на окружающее, как было раньше, а характерна некая противоречивость, изменчивость.

Это по-своему сказывается на формировании мировоззрения у старшеклассников. С одной стороны (положительный момент) неоднозначность побуждает человека самостоятельно думать и принимать решения. Это способствует их ускоренному развитию и превращению в зрелых личностей, обладающих независимостью суждений, внутренней свободой, имеющих свою точку зрения. С другой стороны (отрицательной) данная ситуация разделяет людей на группы, отличающихся социально-мировоззренческой зрелостью. Те, кто способен самостоятельно решать сложные мировоззренческие проблемы, намного уходят вперед в своем развитии от тех, кто не способен сам справиться с проблемами.

В настоящее время важно, чтобы было сформировано экономическое мировоззрение , заключающееся в способности разбираться в экономической ситуации, сложившейся в обществе. При отсутствии данного мировоззрения у людей, трудно приспособиться и выжить в обществе.

Также важное значение имеет и развитие этического и эстетического мировоззрения , т.к. в настоящее время встречаются люди, богатые в материальном плане, но имеющие не развитые эстетические, этические, литературные, музыкальные вкусы.

Остро стоит сейчас и проблема формирования научного и религиозного мировоззрения . Необходимо, чтобы эти два вида мировоззрения дополняли друг друга, т.к. они связаны с познанием мира, а оно полно тайн и противоречиво. (Немов, С. 196-197).

Юность характеризуется повышенной эмоциональной возбудимостью, реактивностью . Это проявляется в неуравновешенности, раздражительности, вспышках то хорошего, то плохого настроения и т.п. Физиологи связывают юношескую неуравновешенность с нарастанием в этом возрасте общего возбуждения и ослаблением всех видов условного торможения.

Но поскольку пик эмоциональной напряженности, тревожности большинство психологов относят к 12-14 годам, то чаще эмоциональные сдвиги юношества объясняют социальными факторами, причем индивидуально-типологическими. В частности, это – противоречивость уровня притязаний и самооценки, противоречивость образа «Я», противоречивость внутреннего мира и т.д.

Обнаружено, что по ряду психологических тестов нормы психического здоровья для юношей значительно отличаются от тех же норм для взрослых . Вполне нормальные юноши и девушки имеют более высокие показатели по шкалам «психопатия», «шизофрения», чем взрослые (ММР I). Это значит, что эмоциональные реакции, которые у взрослых считались бы отклонениями, у юношей являются статистической нормой. Проективные методики (Роршаха, ТАТ) показывают рост уровня тревожности к юношескому возрасту. Возрастает число случаев деперсонализации ; часто встречается синдром дисморфофобии (бред физического недостатка). (С. 357-359).

Максимум эмоциональных реакций (в т.ч. и тревожности) юноши проявляют в отношении сверстников, близких, друзей и минимум – в отношениях с посторонними взрослыми и преподавателями. Возраст до 18 лет является критическим для появления психопатий . В юношеском возрасте остро акцентируются некоторые свойства характера (в частности, повышенная активность, возбудимость, подозрительность, педантичность, замкнутость и т.д.), которые могут закрепиться и повышать возможность возникновения психических травм и отклоняющегося поведения. Например, повышенная активность и возбудимость могут привести к неразборчивости в выборе знакомств, участию в рискованных авантюрах и сомнительных предприятиях, толкают к алкоголю, наркотикам. Таким способом юноши рассчитывают самоутвердиться и избавиться от чувства собственной неполноценности. Замкнутость в ранней юности часто перерастает в болезненную самоизоляцию, формирует комплекс неполноценности.

В целом в юношестве способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций. В юношестве заканчивается формирование механизмов внутреннего эмоционального торможения и способности избирательного реагирования на внешние воздействия. Это обеспечивает психологическую устойчивость личности к ряду внешних факторов.

Характер : В юношестве улучшается коммуникативность , снижается чувствительность, мягкость характера, чувство зависимости и потребности в опеке; уменьшается неуверенность в себе, внутреннее беспокойство и тревога, т.е. развитие идет в сторону большей уравновешенности.

В ранней юности устанавливаются внутренние нормы поведения, расширяется сфера эстетических чувств , юмора, иронии.

Центральным новообразованием является становление самоопределения (т.е. становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я») . Это связано с открытием своего внутреннего мира, что подтверждается результатами стандартных личностных тестов (описывая себя, юноши акцентируют внимание на мыслях, чувствах, внутренних проблемах; в то время как подростки говорят о действиях, поступках). У юношей усиливается внимание к личностным, внутренним, собственным психологическим качествам других людей, а внимание к внешности, одежде, манерам, так свойственной подросткам, снижается.

Отмечается тенденция подчеркнуть собственную индивидуальность, непохожесть на других . Причем, юношеству свойственно преувеличивать собственную уникальность.

В юношеском возрасте впервые в самосознание осознанно входит фактор времени . Прежде всего с возрастом заметно ускоряется субъективная скорость течения времени. Эта тенденция, начавшись в юношестве, продолжается до конца жизни. Это связано с тем, что человек начинает жить преимущественно будущим, а не настоящим, как живут дети.

Формирование образа «Я» (идентичности по Э. Эриксону) акцентировано на 3-х важных для возраста моментах: 1) физический рост и половое созревание; 2) озабоченность тем, как юноша выглядит в глазах других, что он собой представляет; 3) необходимость найти свое профессиональное призвание .

Опасностью этой стадии, по Эриксону, является ролевое смешение, диффузия (спутанность) «Я»-идентичности . Это может быть связано с неуверенностью в сексуальной идентичности (следствие этого – психотические и криминальные эпизоды → так достигается прояснение образа «Я»), но чаще – с неспособностью разрешить вопросы профессиональной идентичности, что вызывает тревожность.

Неспособность разрешить, выйти из диффузии приводит к задержке в развитии личности (кризис идентичности затягивается), а выход приводит к достижению «взрослой идентичности». Состояние острой диффузии составляет основу специальной патологии юношеского возраста. Синдром патологии идентичности , по Эриксону, связан с рядом моментов: регрессия к инфантильному уровню и желание как можно дольше отсрочить обретение взрослого статуса; смутное устойчивое состояние тревоги; чувство изоляции и опустошенности; страх перед личным общением и неспособность эмоционально воздействовать на лиц другого пола; пребывание в состоянии ожидания чего-то такого, что способно изменить жизнь; враждебность и презрение ко всем признанным общественным ролям, вплоть до мужских и женских («юнисекс»); презрение ко всему отечественному и иррациональное предпочтение всего иностранного. (Сапогова, С. 359-368).

Список использованной литературы

1. Би, Х. Развитие ребенка: Учеб. пос. / Х. Би - СПб., 2004. – 786 с.

2. Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: Хрестоматия: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – М., 1999. – 624 с.

3. Карандашев, Ю.Н. Психология развития: Ч.1. Введение: Учеб.пос. / Ю.Н. Карандашев. – Мн., 1997. – 240 с.

4. Крайг, Г. Психология развития: Учеб.пос.: 7-е изд. / Г. Крайг. – СПб., 2003. – 993 с.

5. Краснова, О.В., Лидерс, А.Г. Социальная психология старения: Учеб.пос. для студ. высш. учеб. заведений / О.В. Краснова, А.Г. Лидерс – М., 2002. – 288 с.

6. Кулагина, И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: Учеб.пос. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М., 2001. – 464 с.

7. Мухина, В.С. Возрастная психология: Феноменология развития, детство, отрочество: Учебник / В.С. Мухина. – М., 1998. – 456 с.

8. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: Учеб.пос. / Л.Ф. Обухова. – М., 2000. – 448 с.

9. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов: Учеб.пособие для студ. высш. учеб.