24.04.2024

Классный час как научиться жить без драки. Как научиться жить без драки агрессия


Классный час «Как научиться жить без драки».

Задачи: Учить детей понимать друг друга, сопереживать, заботиться друг о друге, умение обсуждать проблемы сообща, принимать коллективные решения.

Воспитывать товарищество, взаимовыручку.

Развивать связанную речь учащихся, наблюдательность.

Оборудование: разрезные буквы, картинки сказочных друзей, слова качеств, карточки красного и зеленного цвета.

Ход урока.

Организационный момент.

Учитель:

Давайте определим тему классного часа , о чем мы будем говорить сегодня. Для этого надо расставить буквы на доске.

Д Р А Ж У К Б А

Учитель:

Значит, мы будем говорить сегодня о драке. Должны решить, что лучше: драться или дружить?!

Драка – это хорошо или плохо? (ответы детей)

Ребята, послушайте, стихотворение в нашей жизни иногда возникают, такие ситуации.

Кто кого обидел первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Кто кого ударил первым?

Он меня!

Нет, он меня!

Вы же раньше так дружили!

Я дружил!

И я дружил!

Что же вы не поделили?

Я забыл!

И я забыл!

Из-за чего поссорились два друга?

Кому из вас хотелось бы, чтобы дружба выражалась таким способом? (Ответы детей)

Вывод: мы видим, что ссоры, драки могут возникнуть по пустякам, ведь дружить надо уметь!

Учитель:

- А вот другая ситуация.

А дело было так. После первого урока Петров обозвал Иванову «плохо». Это слышал одноклассник Карасев. На следующей перемене он подошел к Петрову и, ни слова не говоря, толкнул его в грудь. Петров не понял, почему его толкают, но на всякий случай стукнул Карасева по носу. Завязалась драка, продолжалась до прихода учителя. А Иванова так и не узнала, что случилось.


Кто виноват в случившейся драке?

Почему они так поступили?

А как было нужно поступить, чтобы избежать драки?

Давайте прочитаем правила дружбы: на доске

Конфликты решаем словами.

В конфликте используем волшебные слова.

Не обзываемся, не ругаемся, не драться.

Не применять руки и ноги в решении конфликта .

Физическая минутка « МЫ - ДРУЗЬЯ».

Встаньте, дети, встаньте в круг, (дети встают в круг)

Я твой друг и ты мой друг, (берутся за руки)

Пусть будет шире дружбы круг, (дети делают круг шире - уже)

В кругу стоят друзья твои,

Ты им свою улыбку подари, (дети улыбаются друг другу ).

Слева друг и справа друг, (повернуться вправо – влево)

А вместе это дружбы круг,

Другу справа руку ты пожми, (пожимают руку соседу слева - справа ).

Передай ему тепло твоей руки (обняться)

Игра «Кто с кем дружит?»

1. Зеленый крокодил Гена и (Чебурашка).

2. Доверчивый Буратино и (Мальвина).

3. Смешной Вини-Пух и (Пятачок).

4. Какая девочка выручила своего друга из ледового плена? (Герда - Кая).

5. Карлсон и (малыш)

Учитель:

А сейчас обратите внимание, у вас на столах карточки красного и зеленого цвета.

Я буду называть вам качества, свойственные дружеским отношениям (красная карточка), и качества, несвойственные дружеским отношениям (зеленая карточка).

(добрый, отзывчивый, черствый, искренний, враждебный, рассудительный, лживый,

ласковый, любознательный, общительный, драчливый).

Учитель:

Молодцы. Ребята, перед вами пиктограммы. Нарисуйте такое настроение, которое должно быть всегда на лицах друзей.

Ребята, и в заключении споём песню «Дружба».

Беседа «Уголовная ответственность за драку»

Вместе с радостными событиями, к сожалению, для некоторых учебный год – это время общения с инспектором.

По статистике, именно во время учебного года, увеличиваются количества правонарушений подростков.

Дети, не достигшие 16-летнего возраста, являются (согласно законодательству РФ) малолетними, и до этого возраста ответственность за их проступки несут родители.

Конечно, у детей, не достигших 16 лет, есть обязанности, которые существуют в рамках семьи и школы. Это, конечно, соблюдение устава, выполнение поручений старших членов семьи, но за серьезный проступок – порчу чужого, например школьного, имущества, причинение вреда здоровью другому ребенку в результате драки, ответственность несут родители.

Итак, еще раз повторим: если ребенку нет 16 лет, то за него ответственность несут родители, если уже есть 16 лет, то уже он сам отвечает за свои поступки перед законом.

Давайте представим, что в школе произошла драка. Итак, за драку наступает уголовная ответственность.

И в Статье 116 Уголовного кодекса РФ указывается, что драка это насильственные действия по отношению к человеку, которые доставляют ему физическую боль.

Какие же наказания могут быть за драку, если ребенку нет 16 лет:

  • Денежный штраф установленный судом, который выплачивают родители. А штрафы немаленькие. Есть ли у Ваших родителей лишние деньги?
  • Постановка ребенка, затеявшего драку на учет в КДН, полицию, ВШУ.

Если уже есть 16 лет:

Штраф в размере заработной платы родителей;
исправительные работы на срок до 6 месяцев;
-арест на срок до 3 месяцев.

Помещение ребенка в другое образовательное учреждение закрытого типа (исправительные колонии)

В вашем случае, всю ответственность несут родители за ВАС, РЕБЯТА!

Вот приведу Вам пример.

Мне бы хотелось, чтобы Вы запомнили, что может произойти за невинную, на первый взгляд, драку.

В одной из школ Нижнего Новгорода от удара от одноклассника юноша упал, из носа у него потекла кровь. После этой драки подросток был вынужден лечиться и несколько недель не посещал школу.

Мальчику, который затеял драку было 13 лет. Т.е. он не достиг возраста, после которого начинается уголовная ответственность, но драчуна все равно наказали. Его поставили на учет в КДН, отдел полиции и в школе, кроме того привлекли родителей драчуна к гражданско-правовой ответственности. Родители любителя махаться кулаками выплатят компенсацию морального вреда в размере 10 тысяч рублей.


Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Возникла необходимость проведения классного часа на тему: «Школьные драки и как их избежать?» при появлении нового ученика в нашем классе. Материал иллюстративный можно дополнять отдельной информацией по вашему усмотрению. Классный руководитель специального коррекционного 8б класса Челябинской области г. Коркино Федюшина Оксана Михайловна

3 слайд

Описание слайда:

Наказывают ли «драчунов» - ? Ответственность: Уголовная - ? Гражданско-правовая - ? Необходимо знать об ответственности за нанесение вреда здоровью, причиной которого являются школьные драки. И, уж если дело дошло до драки в школе, необходимо действовать. Если не бороться с таким явлением как драки, то хулиганы будут чувствовать свою безнаказанность и избивать других детей. Законодательством РФ предусмотрены различные возможности для защиты прав потерпевшего. Кроме уголовной ответственности за драки школьников есть еще и гражданско-правовая. Поэтому необходимо обратиться в суд с гражданским иском о возмещении вреда (ст. 1073-1074 ГК РФ). Сюда относится и возмещение затрат на медицинские услуги и моральный вред.

4 слайд

Описание слайда:

Так, лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности (статья 20 УК РФ). за убийство (статья 105 УК РФ), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (статья 111 УК РФ), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (статья 112 УК РФ), похищение человека (статья 126 УК РФ), изнасилование (статья 131 УК РФ), насильственные действия сексуального характера (статья 132 УК РФ), кражу (статья 158 УК РФ), грабеж (статья 161 УК РФ), разбой (статья 162 УК РФ), вымогательство (статья 163 УК РФ). Если виновному в избиении исполнилось 16 лет, он может нести уголовную ответственность по ст. 115 УК РФ - «умышленное причинение легкого вреда здоровью» или по ст. 116 УК РФ – «побои» и др.

5 слайд

Описание слайда:

6 слайд

Описание слайда:

7 слайд

Описание слайда:

Если драки школьников происходят в то время, когда ребята должны находиться под надзором, то ответственность несет и школа. Поскольку в соответствии со ст.1068 Гражданского кодекса РФ, юридические лица отвечают за вред, причиненный действиями (бездействиями) их работников при исполнении ими своих служебных обязанностей. Данную статью конкретизирует статья 32 Закона «Об образовании»: образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за: жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса; нарушение прав и свобод обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Поэтому по вашему иску ответчиками будут родители и школа. Если виновному больше 14 лет, то ответственность он несет самостоятельно. Однако если своих средств у него нет, то возмещать вред будут родители.

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

За совершение противоправных действий, например, школьные драки, учеником, а также иное грубое неоднократное нарушение устава учреждения предусмотрена дисциплинарная ответственность, регулируемая законом РФ «Об образовании», правилами внутреннего распорядка, уставом образовательного учреждения. Мерой дисциплинарного взыскания может служить отчисление учащегося в соответствии с решением органа управления образования. Это дисциплинарное взыскание применяется, если ученику исполнилось 15 лет. Если ему меньше 15 лет, то отчисление из учебного заведения возможно только с согласия родителей и комиссии по делам несовершеннолетних.

Просьба изучить и поработать над собой.

24 декабря обучающиеся 5-11 классов были собраны в спортивном зале для проведения профилактической беседы по поводу участившихся школьных драк. Беседу проводил директор школы Жанкулов Артур Трарович.

Мы предлагаем вашему вниманию материал, который был озвучен в ходе беседы. Огромная просьба изучить эту информацию и сделать правильные выводы.

Серия психологических классных часов “Как научиться жить без драки” поможет учащимся понять природу собственного агрессивного состояния, выявить различия между агрессивным состоянием и агрессивным действием, разработать вместе с учителем рекомендации поведения в различных конфликтных ситуациях.

Занятие первое.
Тема первого занятия “Что такое драка, причины ее возникновения”. Как вы считаете, актуальна ли эта тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки?.. (Ответы детей.)

Драки являются следствием агрессии человека. Заглянем в словарь: агрессия - это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда другим.

Давайте подумаем, чем отличаются друг от друга агрессивное состояние и агрессивное действие?
Агрессивное состояние сопровождается эмоциональным состоянием гнева, враждебности, ненависти и т. п.

Агрессивное действие выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т. д.

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести - от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это - агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

  • рукоприкладства;
  • прямых оскорблений, в т. ч. и “невинных” дерганий девочек за косички;
  • ущемляющих достоинство “дразнилок” и “обзывалок”.

Школьной агрессией назовем всякое умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим.

Вам предлагается описать те чувства, которые вы испытываете в различных ситуациях.

Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

Что вызывает во мне агрессию

1. Я терпеть не могу, когда.

2. Я не могу слышать.

3. Я очень сильно раздражаюсь, когда.

4. Когда я злюсь, .

5. Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием

(Дети в течение 5 мин заполняют опросник.)

Предлагаю всем вместе выработать способы:

  • действия во время драки;
  • саморегуляции, когда “чешутся руки” и хочется подраться;
  • противодействия, когда вас кто-либо втягивает в драку.

(С помощью жребия учащиеся разбиваются на 3 группы, которые в течение 10 мин разрабатывают проект, а затем представляют и обосновывают его.

После обсуждения проектов дети отвечают на вопросы:

  • Кто, на ваш взгляд, является зачинщиком драки?
  • Кто является виновной стороной в потасовке или драке?)

Итак в результате сегодняшнего занятия нам удалось выработать следующие рекомендации.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками, то мы предлагаем:

1. Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

2. Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

3. Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

4. Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника и хотите его ударить, то мы предлагаем следующее:

1. Снять напряжение с помощью:

  • счета до 10;
  • умывания рук.
  • эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;
  • боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале.

3. Пойти к социальному педагогу / психологу.

4. Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

1. Переведите конфликт в шутку.

2. Отойдите в сторону.

3. Зайдите в класс.

4. Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

- “Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой”.

- “Я возмущен твоим поведением”.

- “Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать”.

- “Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?”.

Занятие второе.

Давайте попробуем разобраться, от чего зависит, как пройдет очередной школьный день.

Как вы считаете, начало учебного дня (спокойное, доброжелательное, воинственное) влияет на дальнейшее ваше эмоциональное самочувствие, успешность на уроках?

Как бы вам хотелось, чтобы прошел день? Вспомните истину, которая гласит: “поступай с другими так, как тебе хочется, чтоб поступали с тобой”. (Учащиеся отвечают на вопросы.)

У вас сейчас есть возможность вернуться обратно в сегодняшнее утро. Представьте, что вы входите в здание школы и встречаете того, с кем сейчас сидите за партой.

Поприветствуйте друг друга так, чтобы получилось тепло и радушно, как вам хотелось бы, чтобы поприветствовали вас. (Дети выполняют упражнения.)

А теперь давайте представим себе такую ситуацию. Звенит звонок, начинается урок иностранного языка. Не у всех получается правильно произносить слова и звуки чужого для нас языка. Кто-то встал и произнес слово неверно, да так смешно получилось… Что ж, здесь каждый отреагирует по-своему. Кто-то засмеется, возможно, обидев тем самым чувства своего одноклассника, кто-то исправит, дав понять, что он знает правильное произношение, а кто-то после уроков подойдет и предложит научить произносить эти сложные звуки, которые никак не даются.

Предлагаю вам закончить фразу:

  • Когда кто-то ошибается на уроке, я …;
  • Когда мне хочется засмеяться над ошибкой своего одноклассника, я …;
  • Когда я ошибаюсь перед всем классом, то чувствую, что…;
  • Я считаю, что ошибаться на уроке …

(Учащиеся выполняют задание.)

Как вы считаете, то что мы сейчас услышали может иметь отношение к дракам, которые возникают между одноклассниками? (Ответы детей.)

А теперь давайте подведем итоги. Так от чего же накапливается агрессия в течение школьного дня?

  • От утреннего настроения.
  • От того, как тебя поприветствовали с утра (и было ли это вообще).
  • От того, как отнеслись к твоим возможным ошибкам.
  • От того, как развита твоя нервная система (закаляешь ли ты ее).

И в конце занятия поблагодарите своего соседа за работу и помощь на сегодняшней встрече.
Что важного на нашем занятии вы услышали и отметили для себя? (Ребята своими ответами подводят итог встрече.)

Занятие третье.

На сегодняшней встрече мы будем составлять коллажи на разные темы, касающиеся настоящего и будущего класса. Вот их названия:

  • “Наш класс”.
  • “Перемена - время отдыха”.
  • “Будущее нашего класса”.
  • “Какие мы есть на самом деле”.

Для этого нам понадобятся:

  • листы ватмана по количеству групп;
  • журналы;
  • газеты;
  • клей;
  • ножницы;
  • фломастеры.

Данное занятие научит вас проявлять и выражать свои мысли и чувства в коллективе, договариваться, обсуждать и выбирать верное решение. (С помощью жеребьевки ребята делятся на 4 группы. Каждая группа получает задание и в течение 20-25 мин выполняет его. Затем дети презентуют свои работы, обосновывают изображение и тему коллажа, делятся своими впечатлениями о работе в группе, оценивают активность участников.)

А теперь каждый участник должен разными способами, но доброжелательно поблагодарить членов своей группы за участие в работе. (Ребята выражают благодарность друг другу.)

Заключительное занятие

На последнем занятии с помощью видеопрезентации учащиеся и социальный педагог вспоминают всю проделанную работу, ожидания от встреч, достижения, делятся своими чувствами. Слайды презентации помогут восстановить атмосферу групповой работы, вспомнить смешные истории. Желательно повторить рекомендации по поведению во время и перед назреванием драки, способы саморегуляции, возможности разрядить обстановку, прекратить конфликт. В завершении занятия проводится игра “Спасибо за приятное занятие”.

Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Для этого нужно образовать круг. Игра проходит следующим образом. Один из вас становится в центр круга, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: “Спасибо за приятное занятие!”. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: “Спасибо за приятное занятие!”. Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.



КАК НАУЧИТЬСЯ ЖИТЬ БЕЗ ДРАКИ

ЧАС ОБЩЕНИЯ (7 КЛАСС)

Составила: педагог-психолог

МБОУ СОШ № 48 г.Орла

Асташкина Т.М.

Цели занятия: развитие психологической культуры учащихся.

Задачи занятия:

    познакомить учащихся с понятиями «конфликт», «агрессия», их составляющими;

    ознакомление учащихся с различными стилями реагирования в конфликтных ситуациях;

    применение навыков конструктивного разрешения конфликтов;

    развить у учащихся способность к выработке собственных способов эффективной коммуникации.

Материалы: тестовые бланки, таблички с основными понятиями, листы бумаги, цветные лепестки, цветные мелки, фломастеры.

Оформление доски:

РАЗНЫЕ ВМЕСТЕ

в этом наше богатство в этом наша сила

Ход занятия:

1.Разминка «Приветствие без слов».

Цель игры – разогрев участников, вовлечение их в активную работу.

Участникам предлагается поиграть в игру: выбрать себе пару и поприветствовать друг друга по команде ведущего различными способами: глазами, мизинцами, пятками, ушами, локтями.

2.Упражнение «Ладонь».

Цель игры: показать уникальность внутреннего мира каждого человека, стимулировать взаимооценку учащихся.

Участникам предлагается на листе бумаги обвести свою ладонь, затем на каждом из пальцев написать какое-либо свое положительное качество. Ведущий собирает листы, перемешивает их, а потом зачитывает вслух. Участники должны понять и назвать того человека, кому принадлежит ладонь.

Ведущий: «Ну, вот. Мы убедились с вами, что все мы разные (обращение к высказыванию на доске). Причем видим особенности своей личности и личности другого человека по-разному. А что же нас объединяет? Назовите, пожалуйста, эти факторы (обращение к доске). Правильно, молодцы! Вот мы и подошли к теме нашей встречи. Как вы считаете, актуальна ли тема в нашем классе? Почему? Отчего же возникают драки? (ответы детей)

Драки являются следствием агрессии человека. Давайте разберемся с понятиями, что же это такое.

3. Работа с понятиями: агрессия (физическое или вербальное поведение, направленное на причинение вреда другим) , агрессивное состояние (сопровождается эмоциональным состояние гнева, враждебности, ненависти и пр. ), агрессивное действие (выражается в непосредственном агрессивном акте причинения вреда другому человеку: оскорблениях, издевательствах, драках, избиениях и т.д.) , школьная агрессия (умышленное действие, причинившее душевную или физическую травму другим).

Агрессивные поступки и действия могут быть различной степени тяжести – от легких, непреднамеренных и случайных до тяжелых и умышленных. Ребенок выкрикивает обидное прозвище, дерется или сильно кусает своего противника. Все это – агрессия, хотя и в различных формах. Под это определение не попадают случайные столкновения детей в классах или неумышленные удары на спортплощадках.

Зато оно подходит для:

    рукоприкладства;

    прямых оскорблений, дерганий за волосы, толкания и пр.;

    ущемляющих достоинство «дразнилок» и «обзывалок».

4. Мини-анкетирование. Что вызывает во мне агрессию.

Участникам предлагается описать те чувства, которые они испытывают в различных ситуациях. Заполнение опросника поможет вам осознать, какие жизненные проблемы и ситуации вызывают у вас агрессивные чувства.

Что вызывает во мне агрессию

1. Я терпеть не могу, когда................................................................................

2.Я не могу слышать.........................................................................................

.........................................................................................................................

3.Я очень сильно раздражаюсь, когда.............................................................

.........................................................................................................................

4.Когда я злюсь,................................................................................................

.........................................................................................................................

5.Для преодоления агрессии родители мне помогают таким советом или действием...............................................................................................................

..................................................................................................................................

Дети в течение 5 минут заполняют опросник.

5. Работа по группам.

Участникам в группе предлагается выработать способы:

    действия во время драки;

    управления собой, когда «чешутся» руки и хочется подраться;

    противодействия, когда тебя кто-то втягивает в драку.

Полученные результаты участники рассказывают друг другу и обсуждают.

6. «Бумажные мячики»

Цель: дать детям возможность вернуть бодрость и активность после того, как они чем-то долго занимались сидя, снизить беспокойство и напряжение, войти в новый жизненный ритм.

Перед началом игры каждый ребенок должен скомкать большой лист бумаги (газеты) так, чтобы получился плотный мячик.

«Разделитесь, пожалуйста, на две команды, и пусть каждая из них выстроится в линию так, чтобы расстояние между командами составляло примерно 4 метра. По команде ведущего вы начинаете бросать мячи на сторону противника. Команда будет такой: «Приготовились! Внимание! Начали!»

Игроки каждой команды стремятся как можно быстрее забросить мячи, оказавшиеся на ее стороне, на сторону противника. Услышав команду «Стоп!», вам надо будет прекратить бросаться мячами. Выигрывает та команда, на чьей стороне окажется меньше мячей на полу. Не перебегайте, пожалуйста, через разделительную линию».

Бумажные мячики можно будет использовать еще неоднократно.

7. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Учащимся предлагается заполнить мини-анкету с отзывом о занятии.

1.Допустите, что вы можете испытывать такие чувства, как раздражение, злость и гнев. Запрещая себе испытывать "плохие" чувства и вытесняя их из сознания, мы тем самым исключаем сознательный контроль над ними. И напротив: допуская, что мы можем испытывать негативные чувства и позволяя их себе испытывать, мы получаем больше возможностей для сознательного контроля собственных состояний и поведения.

2.Допустите, что вы испытываете негативные чувства по отношению к конкретным людям. Вы прекрасно знаете, почему так к ним относитесь. Вам будет проще контролировать собственное состояние, если вы четко представляете себе, какие качества в людях вам не нравятся.

3.Научитесь определять возникающее раздражение и злость на ранних этапах, желательно, как только они возникают. Напряжение и плохое настроение трансформируются в готовность к агрессивным реакциям, которые могут принимать следующие формы:

Безучастная, резкая или грубая интонация;

Хмурое, угрюмое, раздраженное выражение лица;

В речи или в мыслях появляются грубые выражения и/или мат (а если вы используете его регулярно, то количество матерных слов резко увеличивается);

Ваш юмор становится (еще) более черным;

Вас всё раздражает; вы швыряете вещи.

4.Выражайте свои состояния сразу, по мере их возникновения. Говорите об этом человеку, который их вызвал. Сильные чувства редко удается подавить полностью. Стремление подавить, вытеснить, сдержать их может привести к ухудшению физического самочувствия.

Не в силах сдерживать негативные чувства, вы, в конце концов срываетесь на того, кто позволяет это делать. К сожалению, часто "жертвами" в подобных ситуациях становятся люди, в чьем присутствии мы чувствуем себя в большей безопасности, кому мы доверяем, и кто нас любит. Поэтому так важно своевременно отреагировать в адрес именно того человека, который вас расстроил или задел.

5.Чувствуя в себе нарастающие раздражительность и злость - просто предупредите об этом окружающих. Вы просто ставите в известность окружающих о своем состоянии, чтобы они не попали вам под горячую руку.

Способность своевременно и адекватно реагировать на негативные проявления других людей развивается постепенно.

Приложение 2

СПОСОБЫ ВЫРАЖЕНИЯ (ВЫПЛЁСКИВАНИЯ) ГНЕВА:

Громко спеть песню;

Попрыгать на скакалке;

Полить цветы;

Пробежать несколько кругов вокруг дома;

Стучать карандашом по парте;

Скомкать несколько листов бумаги, а затем их выбросить;

Быстрыми движениями руки нарисовать обидчика, а затем зачеркнуть его.

Если вы стали свидетелем драки между одноклассниками:

    Выяснить причину ссоры, попытаться объяснить ребятам, что это не повод для драки.

    Уговорить драчунов продолжить разбор отношений на следующей перемене (есть надежда, что ребята забудут обиду и помирятся, также за это время можно предложить учителю или психологу оказать им помощь в примирении).

    Рассказать о возможных последствиях (моральные и физические травмы).

    Если указанные выше способы не помогли, позвать учителя.

Если вы рассержены действиями одноклассника

и хотите его ударить, то можно:

    Снять напряжение с помощью: счета до 10 или умывания рук;

    Направить агрессию на неодушевленный предмет:

Эспандер, шарики, подушку, если вы находитесь дома;

Боксерскую грушу, если вы находитесь в спортивном зале:

Пойти к психологу;

Подумать о возможных последствиях и постараться не допустить, чтобы они стали реальными.

Если вас втягивают в драку:

    Переведите конфликт в шутку;

    Отойдите в сторону;

    Зайдите в класс;

    Не нападайте первым.

Передайте обидчику свои чувства следующими словами:

    «Я зол и рассержен, но отказываюсь драться с тобой»

    «Я возмущен твоим поведением»

    «Отойди от меня, я не хочу с тобой разговаривать»

    «Я вижу, что ты хочешь втянуть меня в драку, я прав?»