26.11.2023

Конспект нод "история ложки". Беседа «История деревянной ложки В каком году появилась первая ложка


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск»

«Детский сад общеразвивающего вида № 10 «Родничок»

КОНСПЕКТ

непрерывной образовательной деятельности

по познавательно-речевому направлению

в старшей группе «История ложки»

Кайсина Татьяна Вячеславовна,

воспитатель

Архангельск, 2016г.

Форма проведения – фронтальная.

Цель: устойчивый познавательный интерес детей к процессу открытия новых, необычных знаний о знакомом предмете – ложке.

Задачи:

Обучающие:

  1. Расширять кругозор детей; закреплять знания детей о предмете – ложка;
  2. Научить детей видеть, понимать и применять по назначению ложку как предмет быта, игры, театрализованного реквизита;
  3. Учить ритмично играть на ложках; продолжать учить составлять описательные рассказы.

Развивающие:

1Развивать связную речь, творчество, инициативу, самостоятельность в выполнении заданий, зрительное и слуховое восприятие, память, музыкальный слух, чувство ритма.

Воспитательные:

  1. Воспитывать навыки взаимодействия в игре и на занятии, самостоятельность, инициативность, артистизм.
  2. Воспитывать бережное отношение к музыкальным инструментам, культуру общения со сверстниками.

Коррекционные:

  1. Закреплять умение образовывать прилагательные от существительных (железо – железная, пластмасса – пластмассовая, дерево – деревянная и т.д.)
  2. Активизировать словарь: экскурсовод, экспонаты, расписные.

Воспитательные:

  1. Воспитывать интерес к познанию окружающего мира
  2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку заниматься сообща.

Методы : наглядные, словесные, игровые.

Материалы к занятию:

Разные виды ложек; театр «Ложки» для сказки «Колобок», ширма, деревянные ложки; дидактическая игра «Составь узор на ложке; дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?»

Технические средства : магнитофон, концерт ложкарей.

Методические комментарии:

Русские традиции и народное творчество – это неотъемлемая часть нашей истории, но в силу перемен в современном обществе всё более заметна утрата интереса к родной истории и традициям.

Данное занятие проводится фронтально, со всей группой детей.

Непосредственная образовательная деятельность состоит из трёх частей: вводной (организационный момент), основной и заключительной. Все части непосредственно образовательной деятельности тесно взаимосвязаны друг с другом, объединены одним сюжетом, что способствует поддержке интереса у дошкольников на протяжении всего занятия.

Перенапряжения детей во время занятия позволило избежать за счёт переключения на разнообразные виды деятельности, повысить у детей познавательный интерес. При построении НОД учитывала требования к структуре НОД: чёткость, красочность и компактность материала, логическая взаимосвязь частей НОД.

Организация детей: сначала дети сидят на стульях (стулья соответствуют росту детей) полукругом, после проведения физкультминутки (русская народная игра «Сахаринка»), дети проходят к стендам с экспонатами; затем переходят к центрам: театральному и творческому. Для активизации детей используется разный материал, смена действий.

Каждому ребёнку даётся возможность участвовать в занятии. Осуществляется индивидуальный подход. Длительность непосредственно образовательной деятельности выдержана в соответствии с СаНПиН, также возрастными особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Программный материал подбирался в соответствии с требованиями.

Большое значение на планируемый результат оказывает правильно организованная предметно – пространственная среда, которая направлена на познавательную деятельность детей дошкольного возраста.

С большим интересом активное участие в подборе материалов принимали и наши родители. Это позволило объединить образовательное учреждение и семью, приобщить родителей к воспитательно – образовательному процессу.

В данном конспекте представлен познавательный материал в помощь педагогу. Данный материал на занятии даётся с учётом знаний детей. Мои воспитанники дома с родителями рассматривали энциклопедии, подбирали материал об истории ложки, пословицы и поговорки, загадки и стишки о ложке, поэтому во время занятия дети принимали активное участие.

Предварительная работа:

Рассказы, подобранные родителями, об истории возникновения ложек и об основных видах с подбором иллюстраций. Подбор загадок, стихов, пословиц, посвящённых ложкам. Ложковый театр. Выставка ложек, применяемых нами в быту. Занятия по изодеятельности «Ложки, ложки, ложечки…». Дидактическая игра «Составь узор».

Ход занятия:

  1. Организационный момент (1-2 минуты)

Дети заходят в группу, где сидят гости.

Проходите, пожалуйста. Вы не забыли сказать волшебное слово? Давайте посмотрим на гостей, друг на друга, подарим всем свои добрые улыбки.

Пройдите, пожалуйста, на стульчики. Садитесь удобно, чтобы стульчик был по вашему росту. Всем хватила стульчиков?

2. Основная часть: (22 минуты)

В: Были ли вы когда – нибудь в музее?

Д: Были. В музее деревянного зодчества Малые Карелы, в музее изобразительных искусств.

В: Что вы там видели?

Д: В малых Карелах деревянные дома, мельницы, амбары. В музее изобразительных искусств картины.

Физкультминутка:

Предлагаю сыграть в русскую народную игру «Сахаринка», которую мы разучили в музее «Малые Карелы».

В: Кто знакомит в музее с экспонатами?

Д: Экскурсовод. Он рассказывает о том, что есть в музее.

В: Сегодня мы пойдём с вами в музей «Ложки». Экскурсоводом у нас будет София.

Дети проходят к стенду где расположен мини – музей.

София: Давным-давно у людей не было ложек и они ели руками. Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины, но эти ложки были не прочные, они ломались, крошились. Люди стали делать каменные ложки. Эти ложки были тяжёлые, неудобные и тоже ломались. Первые ложки, похожие на современные, появились в Египте. Ложки украшали драгоценными камнями, наряжали. Ложки были только у богатых людей. У нас на Руси ложки появились во времена царя Алексея Михайловича. У богатых были золотые и серебряные ложки, а у бедных деревянные. Деревянные ложки некрасивые и люди расписывали их разными узорами.


Сейчас ложки есть у всех. Здесь представлены ложки сделанные из разных материалов: (стеклянные, железные, деревянные, пластмассовые). Дидактическая игра «Какой? Какая? Какие?» - если ложка сделана из стекла – она стеклянная, из железа – железная, из дерева – деревянная и т. д.

София: У меня есть большая деревянная ложка, она волшебная кто её возьмёт должен рассказать загадку, стишок или пословицу. Дети, передавая ложку друг другу, рассказывают стихи, пословицы, загадывают загадки

Дети проходят к театрализованному центру, где есть ложковый театр.

София: У нас в музее есть ложковый театр. Давайте возьмём ложки и посмотрим какие персонажи в нём есть и покажем сказку.

Д: Персонажи из сказки «Колобок».

Дети показывают сказку «Колобок».

Дети подходят к творческому центру.

София: Ещё у нас в музее есть мастерская «Иван-да-Марья».

В: Давным-давно, в глухой деревушке, жил-был парень Иван – деревянных дел мастер. Бывало заготовит он древесины из разных пород деревьев: из берёзы, осины, липы. Возьмёт в руки инструменты: топор, нож, резаки разные и давай мастерить. Умелые руки Ивана то табурет, то лавочку, то саночки, то кадку сладят. А вот из остатков дерева, из обрубочков, резал мастер ложки.

Уж такие у него замечательные ложечки выходили: большие и маленькие, лёгкие и тяжёлые. Были они беленькие с гладкими, тёплыми щёчками! Всем хороши ложки, да вот только сам мастер смотрел на них и вздыхал. Сделает ложку из обрубочка, все неровности, шероховатости снимет, да и уберёт с глаз долой, на полку – пылиться. Долго лежали, скучали ложечки.

Но как то раз заглянула на чаёк к Ивану Марья – девица Мастерица. А Марья очень рисовать любила. Увидала Марья, что у мастера на полках ложек видимо – невидимо. Позабыты они, позаброшены, лежат, скучают, от пыли, да от времени темнеют. Пожалела девица ложки. Украсила их узорами разными. Все ложки у Ивана преобразились, одна другой краше. Любо – дорого взглянуть, в руки взять.

Быстро разлетелась по округе молва о ложках деревянных – расписных. Понаехало народу со всех волостей и скупили у Мастера и Мастерицы все ложки.

И до сих пор они вместе ложки деревянные расписные мастерят, дружно живут и нас с вами в гости ждут!

В: Давайте рассмотрим ложки расписные. Что на них нарисовано?

Дети рассматривают узоры на ложках и рассказывают какие элементы узора они знают из какой росписи.

В: Ребята, мы с вами в мастерской Ивана-да-Марьи можем придумать свои узоры для ложек. Только сначала разогреем наши пальчики.

Дети делают пальчиковую гимнастику.

В: У вас на подносиках есть разные элементы, составьте узор.

Дети украшают ложки.

В: Какие вы молодцы! У вас получились разные узоры!

Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей.

Дети подходят к музыкальному центру.

В: Ребята, ложки ещё использовались как музыкальный инструмент. Раньше, в деревнях, девушки и ребята играли в игры и использовали ложки, как музыкальный инструмент. Звучит музыка в исполнении ансамбля ложкарей, дети подыгрывают на деревянных ложках.

  1. Заключительная часть (2-3 минуты)

Спасибо, ребята сегодня вам за знания, которыми вы поделились с нами.

Вам понравилось узнавать что – то новое из истории ложек?

В: Вот и закончилась наша экскурсия по музею «Ложки». Спасибо нашему экскурсоводу Софии. Сейчас я вам предлагаю отдохнуть, вспомнить всё самое интересное, что вы узнали сегодня, можно подойти к тем стендам, которые вас заинтересовали и ещё раз посмотреть на экспонаты.

Пояснительная записка

Интерес и внимание к народному искусству в последнее время в нашей стране еще более возрос. Все чаще говорят о необходимости приобщения детей к истокам русской культуры, о возрождении народных праздников с их традициями, обычаями и верованиями. Ведь, приобщая детей к народному творчеству, мы тем самым приобщаем их к истории русского народа, к нравственным общечеловеческим ценностям, которых так не хватает в наше неспокойное время.

Рассказывая детям о разнообразных предметах посуды встал вопрос об их назначении, отличительных признаках. Так начался мой проект.

Почему именно ложка?

Ложки – это отражение самобытности нашей русской культуры и её культурных традиций.

В нашем саду есть музей в который мы ходим на экскурсии, проводим тематические занятия. Наша главная задача пополнение нашего музея экспонатами. Для детей сложно подготовить экспозицию понятную и доступную, а в развитии детей важную задачу играет воспитание культурно-гигиенических навыков.

История ложки.

Ложки использовались в качестве столового прибора ещё в древности, в отличие от изобретённых позднее вилок. В древней Европе ложки делались в основном из дерева, греки пользовались удобными по форме морскими ракушками, которые применяли в качестве ложек ещё древнейшие примитивные люди. В Египте ложки делали из слоновой кости, камня и дерева. Часто их покрывали религиозными изображениями. Во время расцвета римской и греческой цивилизаций появилась бронзовая и серебряная посуда. Сохранилось много экземпляров бронзовых и серебряных ложек этого периода, которые хранятся в исторических музеях по всему миру. В средние века ложки были в основном деревянные и роговые. Кроме того, для их производства иногда использовали латунь, медь и олово: такие ложки приобрели популярность в XV веке. Аристократы и короли пользовались ложками из серебра и золота. Наиболее раннее упоминание о таких ложках относится к 1259 году. В число личных вещей английского короля Эдуарда I в 1300 году входили золотые и серебряные ложки, маркированные fleur-de-lis (название парижской мастерской). Интерес представляют коронационные ложки, использовавшиеся для помазания английских королей. В Эпоху Возрождения в Европе были распространены так называемые апостольские ложки. Они появились ещё в начале XV века, но приобрели популярность в XVI столетии как подарки на христианские праздники. На апостольских ложках были изображены ученики Христа. Реже на ложках изображали самого Иисуса. Примерно в то же время изменилась сама форма ложки - ручка стала плоской, а черпак приобрёл форму широкого эллипса. В XVIII веке черпак сузился, ручка оказалась на несколько градусов развёрнута по отношению к ней. В 1760 году ложка приобрела свою современную форму, в которой чашеобразная часть в конце уже, чем в основании.

Проект “История ложечки” был организован с целью уточнения, расширения и обогащения знаний детей о быте, ремесле, художественных промыслах, традициях. Работа над проектом была направлена на формирование нравственного воспитания, создание единого воспитательного пространства дошкольного образовательной организации и семьи, объединенных общей целью: приобщение детей к культуре; на развитие интереса к продуктивной деятельности, активизацию творческой деятельности и игрового опыта детей.

Задачи проекта: помочь детям с помощью разнообразных приёмов развить представления о величине ложки, её назначении, отличительных признаках и условных моделях соразмерности (большая, поменьше, маленькая); обогатить знания детей о разнообразных предметах посуды; в процессе экспериментирования расширить представления дошкольников о разных материалах, из которых изготавливают ложки (дерево, металл, пластмасса); совершенствовать умения: сравнивать и выделять нарядную ложку; развивать воображение ребенка, способность фантазировать: показ возможностей детского творчества.

Что такое ложка, какими были ложки раньше, из чего изготавливают ложки, где можно увидеть разнообразные ложки.

Название проекта: “История ложечки”.

Тип проекта: коллективный, познавательно - творческий.

Участники проекта: воспитатель, дети детского сада, родители.

Длительность проекта: краткосрочный

Цель проекта: поддерживать и развивать социальную активность дошкольников через формирование у них познавательного интереса к окружающему миру, к окружающим предметам.

Ожидаемые результаты:

Тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно влияет на различные виды их деятельности и достижение образовательных результатов в соответствии с ФГОС ДО:

  • ребенок проявляет самостоятельность, способность без помощи взрослого решать адекватные возрасту задачи, находить способы и средства реализации собственного замысла на материале народной культуры; использует народный фольклор, песни, народные игры в самостоятельной и совместной деятельности, общении с другими детьми и взрослыми;
  • ребенок способен чувствовать прекрасное, воспринимать красоту окружающего мира, искусства, литературного народного, музыкального творчества;
  • ребенок проявляет познавательную активность, способность и готовность расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, переживать радость открытия нового; умение использовать разнообразные источники получения информации для удовлетворения интересов, получения знаний и содержательного общения;
  • ребенок любознательный, активный проявляет интерес к малой родине, родному краю, их истории, стремление к знакомству с их культурой; активно включается в проектную деятельность, самостоятельное исследование, экспериментированию.

Этапы работы.

  1. Подготовительный:
  2. Подбор художественной литературы для чтения.
  3. Подбор ложек, картинок и иллюстраций для рассматривания с детьми.
  4. Подбор методической литературы для знакомства детей с русским народным костюмом, с промыслами.
  5. Основной (практический):
  6. Чтение художественной литературы: Кристиан Пино “История деревянной ложки” в сокращении, сказка “Жихарка”.
  7. Дидактические игры на классификацию: “Какая бывает посуда”, “Ложки разные бывают” (по размеру), “Из чего ложечка?” (материал), “Для чего и почему?” (по назначению).
  8. Игры-забавы: “Пронеси – не урони!”

Ход занятия

Воспитатель: - Сегодня я предлагаю вам вспомнить и поговорить о знакомых предметах, которыми мы пользуемся на кухне.

Вопросы к детям по презентации:

Что делают люди на картине? (слайд 2)

Чем они пользуются за столом?

Как вы думаете, когда появились первые ложки?

Зачем людям понадобились ложки и почему так много разных ложек? (слайд 3)

Рассказ воспитателя: очень-очень давно, когда первые люди жили на Земле, они ели руками сырую пищу, у них не было огня и не было никакой посуды (слайд 4) .

Со временем они научились вытачивать из камня инструменты (слайд 5) , добывать и сохранять огонь. Обнаружив глину, люди узнали – что из нее можно лепить разные предметы (слайд 6) , которые попадая в огонь, не сгорают, а становятся крепкими, прочными, удобными (слайд 7)

В них можно было хранить и варить еду (слайд 8) , а горячую пищу можно было брать не руками, а глиняными дощечками, напоминающими ложку. Так появилась посуда, и самая первая ложка. Спустя много лет человек научился создавать посуду из разных материалов, для разных видов пищи и поэтому разной формы и размеров (слайд 9)

В некоторых странах ложка так и не стала обычным столовым предметом, и люди едят там палочками – Китай, Япония (слайд 10) , или руками – как в Индии, Казахстане, Киргизии (слайд 11)

Посмотрите, какими разными могут быть ложки. Попробуйте догадаться, из какого материала они сделаны и для чего? (слайд 12)

И напоследок, несколько загадок и пословиц о ложках.

Загадки:

Если я пуста бываю,
Про тебя я забываю,
Но когда несу еду -
Мимо рта я не пройду.

Длиннохвостая лошадка
Привезла нам каши сладкой.
Ждёт лошадка у ворот -
Открывай пошире рот.

Кто такая?

Каши зачерпнёт
И отправит в рот.

Неприступная на вид,
Подбоченившись стоит,
А внутри-то, посмотри,
Угощение внутри!

По моей тарелке
Лодочка плывёт.
Лодочку с едою
Отправляю в рот.

Сама не ем,
А людей кормлю.
Кто такая?

Каши зачерпнет
И отправит в рот.
Я совсем как поварешка,
Но счастливее немножко,
- Людям я милей и ближе,
Ведь меня еще и лижут!

Сама не ест,
А людей кормит.

Деревянные ложки -
Постучи-ка немножко.
Хочешь - вальс играй,
А хочешь - суп хлебай!

Пословицы:

  • Был бы мир пловом, а я - ложкой! (даргинская)
  • В один рот двух ложек не впихнёшь (китайская)
  • Дорога ложка к обеду (русская)
  • Каши мало, зато ложка большая (малайская)
  • Кошкам по ложкам, собакам по крошкам, нам по лепёшкам (русская)
  • Ложка дёгтя в бочке мёда (русская)
  • Не клади свою ложку туда, где нет твоей миски (абхазская)
  • Пустая ложка рот царапает (осетинская)
  • Нечего хлебать, так дай ложку полизать (русская)
  • Состояние котла лучше всего знает разливная ложка (лакская)
  • Что положишь в котёл, то и попадёт в ложку (казахская)
  • Что себе в миску накрошишь, то и в ложке у себя найдёшь (армянская)

Используемая литература.

  1. Белая К.Ю., Теселкина Н. В., Мурзина М. Р., Щеткина Т. Т., и др. Организация проектной деятельности в дошкольном образовании. – М.: УЦ “Перспектива”, 2013. – 104 с.
  2. Веракса Н. Е., Веракса А. Н., Проектная деятельность дошкольников. М.: Мозаика-Синтез, 2008.
  3. http://stranamasterov.ru/node/454664 – Ложковый кукольный театр. Роспись по дереву.
  4. Н.Ф. Сорокина “Играем в кукольный театр”, М.: АРКТИ, 2002.
  5. М. В. Тихонова, Н.С. Смирнова “Красна изба” – знакомство детей с русским народным искусством, ремеслами, бытом, СПб: “Детство-пресс”, 2004.
  6. Картушина М. Ю., Логоритмика для малышей. Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. М., 2004.

История создания такого полезного прибора как ложка началась еще во времена неолита. Тогда для этого брались любые материалы, будь то рога, кости, раковины, ореховая скорлупа, дерево. Научившись плавить металлы, люди стали делать ложки и из них. Примерно за 3 тысячи лет до нашей эры их изготавливали из обожженной глины. Так, известно, что древние египтяне использовали преимущественно ложки из бронзы, а жители Эллады – из серебра.

Когда именно на Руси стали использовать этот прибор неизвестно, но установлено, что первую серебряную ложку отлили для Владимира Красно Солнышко в 998 году. Интересен тот факт, что европейцы начали применять ложки на несколько веков позже, предпочитая потреблять пищу руками.

За всю историю ложки ее форма всячески менялась, однако, в строении всегда присутствовали три основные части: черпало (хлебало) для набирания и переноса, держало, предназначенное для управления ложкой и перемычка, соединяющая первое и второе.

Примерно до середины XVII века ложки делали с коротким держалом. С распространением же моды на жабо оно удлинилось в несколько раз. А вот к концу XIX века держало стало более широким и плоским, чтобы можно было его удерживать тремя пальцами. Мода на кофе и чай привела к появлению ложек маленького размера.

Есть несколько разновидностей ложек: чайная, суповая, десертная, иногда встречаются специальные ложки-щипцы. Для салатов используется большая салатная ложка или ее аналог с прорезями, чтобы излишки масла или лимонного сока могли через нее стекать обратно в тарелку. Для употребления супов, например, борща, применяют глубокую сметанную ложку, похожую на небольшой половник. А для овощей и соусов используют крупную ложку, которая глубже обычной для того, чтобы не капнуть мимо и не испачкать стол.

Сегодня основными материалами для изготовления столовых приборов, в том числе и ложек, являются нержавеющая сталь, иногда с покрытием из золота и серебра на локальных участках, алюминий и пластмасса. А вот деревянные ложки в быту уже почти не встречаются, они больше используются как элемент декора.

Музыкальные ложки по внешнему виду мало чем отличаются от обычных столовых деревянных ложек, только выделываются они из более твёрдых пород дерева. Кроме того, музыкальные ложки имеют удлинённые рукоядки и отполированную поверхность соударений. Иногда вдоль рукоядки подвешивают .

В игровой комплект ложек могут входить 2, 3 или 4 ложки среднего размера и одна большей величины. Оттого что размеры ложек разные возникает впечатление чередования звуков по высоте.

Происхождение и история

С древнейших времён восточные славяне употребляли ударные инструменты в ратном деле, на охоте, в обрядах, в пастушестве и в качестве музыкального инструмента для ритмизующего сопровождения пения или пляски. Использование этих инструментов родственно хлопанию в ладоши, притоптыванию, что существовало у всех народах мира с древности.

Употребление ложек в качестве музыкального инструмента не уникально. Известно, что на пирушках, в пылу плясового азарта в ход пускались не только ложки, но и сковороды, тазы, печные заслонки, самоварные трубы, кастрюли, вилки, словом всё, что может издавать звук. Среди предметов домашней утвари устойчивую музыкальную функцию приобрели коса и пила.

Время возникновения на Руси ложек как музыкального инструмента пока не установлено. Первые довольно подробные сведения о них появляются в конце XVIII века и свидетельствуют о широком распространении их среди крестьян. Некоторые исследователи предполагают, что ложки возникли у русских в подражание испанским .

То что инструмент бытовал задолго до конца XVII в. косвенно свидетельствуют лубочные картинки, относящиеся к XVIII — XIX векам. Например, изображены ложки в руках потомственных скоморохов Савоськи и Парамошки. Их инструменты снабжены . Под другой картинкой, изображающей козу и медведя есть надпись Медведь с козою прохлаждается, на музыке своей забавляются. Медведь шляпу вздел, в дудку играл, а коза сива в сарафане красивом — с рожками, и с , и с ложками скачет, и в присядку пляшет.

В XIX — XX веках ложки широко бытовали в хорах песенников и ансамблях русских народных инструментов в качестве эффектного номера с элементами трюкачества. Игра на ложках достигала в прошлом веке высокого мастерства, о виртуозах-ложечниках сохранились в литературе весьма восторженные отзывы. Ложечники выступали соло, сопровождали пение и пляски, а также входили в состав различных ансамблей.

Необычайный успех ложечников , привлеченных в начале ХХ в. в состав оркестров русских народных инструментов, привел к тому, что мастерские по производству музыкальных инструментов стали изготовлять модернизированные металлические ложки с и . Такими ложками пользовались как маленькими их держали в руке и по мере надобности встряхивали ими. Подобного рода ложки находили применение в полковых хорах.

В наше время ложки узаконили свое место не только в домашних ансамблях и самодеятельных оркестрах, но и на профессиональной сцене.

Игра на ложках, техника игры

Существует множество приёмов игры на ложках. Обычно в игре одного исполнителя используются три ложки. Две из них закладываются между пальцами левой руки, третья берется в правую. Первые две служат как бы двойной «наковальней» по которой бьют третьей ложкой. Причем бьют скользящим ударом с одной чашечки на другую, тут же еще раз прихлопывая ими при помощи пальцев левой руки. Получается все время многозвучный ажурный ритмический рисунок.

Иногда, при игре между пальцами левой руки выпуклостями полушарий наружу зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары скользящий — по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый — по ложке, находящейся за голенищем сапога.

Видео: Ложки на видео + звучание

Видео с этим инструментом очень скоро появится в энциклопедии!

Продажа: где купить/заказать?

В энциклопедии пока ещё нет информации о том, где можно купить или заказать этот инструмент. Вы можете это изменить!

В европейской культуре без ложки никто не может обойтись. Ее производят из разных материалов. Размер и форма столового предмета зависит от его назначения: кофейная, чайная, десертная. Мы сразу понимаем, чем будем есть то или иное блюдо, и даже не задумываемся, кто этот предмет изобрел и когда он приобрел привычный для нас внешний вид.

История и эволюция ложки

Ложка – настолько древнее изобретение, что невозможно установить временной промежуток ее существования. Исследователи называют разные даты ее рождения, предположительный возраст колеблется от трех до семи тысяч лет. Неизвестно даже происхождение названия этого слова. Лингвисты видят общеславянский корень в словах «лизать» или «елозить», а также «лог», что означает «углубление». Возможно происхождение от греческого – «глотать».

Одно известно точно, что ложка появилась гораздо раньше вилки. Ею можно есть как твердую, так и жидкую пищу, а вилкой – только твердую.

Древний мир

Подобие ложек использовали еще первобытные люди, это были морские раковины, половинки ореховой скорлупы или согнутые плотные листья растений. До сих пор некоторые племена в Африке и Южной Америке используют вместо них удобные раковины моллюсков. Первые ложки, сделанные людьми, выглядели как небольшие глиняные ковшики с короткими ручками. Позже для создания этого предмета использовали дерево, кости и рога животных, еще позже – металл.

Раскопки подтвердили, что в Древнем Египте использовали столовые приборы еще в пятом веке до нашей эры, – были найдены похожие изделия из камня. Древние греки изготовляли ложки из перламутровых раковин. Археологи находили подобия столовых предметов из рогов животных и рыбьих костей, относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры. Во время расцвета римско-греческой цивилизации появились бронзовые и серебряные приборы, используемые для поедания пищи.

Средневековье

На Руси ложки стали применять на несколько столетий раньше, чем в остальных странах Европы. В летописях упоминается заказ князя Владимира (Х век) мастерам на изготовление ложек из серебра для всей своей дружины. К этому времени на Руси деревянные ложки уже использовались повсеместно. В некоторых семьях умельцы сами себе изготавливали приспособления для поедания пищи. Но в большинстве случаев пользовались продукцией мастеровых-ложкарей. В качестве материала применялись: осина, клен, береза, липа, слива, яблоня. Это были простые и практичные изделия. Резными и расписными они стали гораздо позже.

Кроме Италии и Греции, знакомых со столовыми приборами с глубокой древности, в XIII столетии ложки из серебра появились и у народов Европы. На ручках изображались ученики Иисуса Христа, поэтому столовые предметы стали называть «апостольскими ложками».

Эпоха Возрождения

В XV веке, кроме бронзы и серебра, стали изготавливать столовые предметы из меди и латуни. Металл по-прежнему считался привилегией богатых людей, бедные пользовались деревянными изделиями.

Эпоха Просвещения

Петр Первый ходил в гости со своими столовыми приборами. Следуя его примеру, на Руси закрепился обычай: собираясь в гости, брать с собой ложку. В XVIII веке, когда был открыт алюминий, первые столовые приборы из этого металла подавались только уважаемым гостям, остальные ели с помощью серебряных приспособлений. В этом же столетии круглые ложки обрели привычный и удобный овальный вид. Кроме того, закрепившаяся мода пить чай стала причиной производства столовых приборов разных размеров. К этому времени относят появление чайных ложек, а немногим более – и кофейных.

Мода в одежде на длинные рукава тоже сыграла свою роль в преобразовании столовых приборов – возникла необходимость в более длинной ручке, что сделало этот предмет похожим на современный.

XIX век

Немец Э. Гейтнер первым в Европе (1825 г.) стал выпускать столовые приборы из сплава меди, цинка и никеля, он назвал его аргентаном. Сплав стоил дешевле серебра, поэтому его стали применять для своей продукции многие европейские фабриканты. Сегодня такие ложки называют мельхиоровыми, и они до сих пор не утратили своей популярности.

ХХ, XXI век

Открытие нержавеющей стали в начале прошлого века стало переломным моментом в истории столовых приборов. Теперь этот металл лег в основу 80% всех ложек на планете. Хром, вошедший в состав изделия, уберегает его от коррозии.

Сегодня ложки производят из различных металлов и сплавов, но столовое серебро по-прежнему остается в почете.

Ложки кажутся обычной, привычной кухонной утварью. Но, пройдя долгий исторический путь, они стали участниками многих интересных историй. Например, не каждый знает, откуда пошло выражение «бить баклуши», хотя всем известно, что так говорят о лентяях. В деле ложкарей есть простое занятие – полено разбивать на части (баклуши), которые становятся заготовками для будущих изделий. В производстве ложек бить баклуши считалось легким делом и поручалось самым неумелым подмастерьям.

В старину каждый имел свою ложку. Когда у новорожденного появлялись первые зубки и он начинал получать другую пищу, кроме материнского молока, ему дарили небольшую ложечку. Считалось: если она изготовлена из серебра или золота, младенец в будущем не будет ни в чем нуждаться. К обычаю нередко обращаются и современные люди, даря малышу серебряную ложечку «на зубок».

Люди верили и в другие приметы, связанные со столовым прибором:

  • положив случайно две ложки в одну чашку, можно ожидать свадьбу;
  • ложка упала со стола – ждите в гости женщину, нож уронили – придет мужчина;
  • лишний столовый прибор оказался на столе во время семейного обеда – будет гость;
  • нельзя стучать по столу ложкой – придет беда;
  • тех, кто облизывает ложку после еды, ждет счастливое супружество.

Столовый предмет играл свою роль и в студенческой жизни прошлого. В XIX веке молодые люди, получающие образование в Казанском университете, перед каждым экзаменом клали чайные ложки под шкаф, чтобы успешно пройти испытания. Трудно сказать, какой смысл вкладывался в данную примету, но студенты верили, что она работает. В Кембриджском университете ложка использовалась по другому поводу: из дерева вырезали грандиозный столовый прибор размером почти в человеческий рост и дарили самому отсталому студенту в знак утешения.

Знаменитый мастер сюрреализма Сальвадор Дали использовал ложку в качестве будильника. Он придавал большое значение дневному сну, но не хотел тратить на него слишком много времени. Засыпая в любимом кресле, художник держал в руках столовый предмет. Когда он падал, Дали просыпался от звука. Этого времени ему хватало, чтобы восстановить силы для продолжения работы.

Такой небольшой предмет, как ложка, имеет длинную историю и является незаменимым атрибутом нашей жизни.

В следующем видео вас ждет история ложки в картинках.