22.02.2024

Обзор стилей семейного воспитания: особенности личности ребенка, родительского поведения и рекомендации психологов. Стили воспитания ребенка в семье Стили воспитания ребенка


Последнее обновление: 16/07/2015

Психологов, изучающих развитие, уже давно интересует влияние, которые на развитие ребёнка оказывают родители. Тем не менее, определить фактическую причинно-следственную связь между конкретными действиями родителей и поведением детей позже в жизни очень сложно. Некоторые дети, выросшие в разных условиях, впоследствии проявляли поразительно схожие черты. И наоборот, дети, которые росли в одних и тех же условиях, демонстрировали разные, даже противоречащие друг другу качества.

Несмотря на эту проблему, исследователи обнаружили убедительные доказательства существования этой связи между применяемым родителями стилем воспитания и воздействием, которое он оказывает на ребёнка. В начале 1960-х годов психолог Диана Баумринд провела исследование, в котором приняли участие более 100 детей дошкольного возраста. Через наблюдение, беседы с родителями и другие методы исследования, она определила четыре важных аспекта воспитания:

  • дисциплинарная стратегия;
  • тепло и забота;
  • стиль общения;
  • ожидание взрослости и способности контролировать себя.

Четыре стиля воспитания

Основываясь на этих факторах, Баумринд предположила, что большинство родителей придерживаются одного из трёх стилей воспитания. Позднее исследователи Маккоби и Мартин добавили к ним ещё один (1983).

Авторитарный стиль

При этом стиле воспитания дети должны следовать строгим правилам, установленным родителями. Их несоблюдение приводит, как правило, к наказанию. Авторитарные родители не склонны объяснить причины, лежащие в основе этих правил. Если попросить прокомментировать запрет, авторитарный родитель может запросто ответить: «Потому что я так сказал». Эти родители предъявляют высокие требования, при этом не склонны отвечать на потребности своих детей.

Авторитетный стиль

Как и авторитарные родители, родители с авторитетным стилем воспитания устанавливают правила и принципы, которым их дети должны следовать. Тем не менее, этот стиль воспитания гораздо более демократичен. Авторитетные родители реагируют на потребности своих детей и готовы выслушать их вопросы. Когда дети не отвечают их ожиданиям, эти родители вместо наказания склонны их прощать.

Баумринд предполагает, что эти родители устанавливают чёткие стандарты поведения для своих детей. Эти стандарты носят напористый, но ненавязчивый характер - и не ограничивают их свободу. Их методы установления дисциплины поддерживают, а не карают. Они хотят, чтобы их дети были настойчивыми и ответственными, могли сами себя контролировать и помогать другим «(1991).

Либеральный стиль

Либеральные родители очень мало требований предъявляют к своим детям. К наказаниям эти родители прибегают редко, потому что они не склонны ожидать от ребёнка самостоятельности суждения и самоконтроля. По мнению Баумринд, родители, выбирающие этот стиль, «склонны давать, чем требовать. Они придерживаются нетрадиционных и мягких методов воспитания, не требуют от детей зрелого поведения и самостоятельности, склонны избегать конфронтации» (1991).

Либеральные родители, как правило, близко общаются своими детьми, часто ребенок воспринимает такого родителя скорее как друга.

Попустительский (индифферентный)

Индифферентный стиль воспитания характеризует практическое отсутствие требований, реакции на потребности ребенка и близкого общения с ним. Эти родители удовлетворяют основные потребности ребенка, тем не менее они, как правило, далеки от его жизни. В самом крайнем случае они вообще отказываются от своих обязательств перед ребёнком.

Влияние стиля воспитания на развитие ребёнка

Какой эффект эти стили оказывают, в конечном итоге, на развитие ребенка? В дополнение к первоначальному исследованию Баумринд учёные организовали ещё несколько экспериментов, которые позволили им сделать некоторые выводы о влиянии стиля воспитания на детей.

  • Авторитарный стили воспитания приводит, как правило, к тому, что дети вырастают послушными и умными, но в большинстве своем не могут похвастаться ни счастливым детством, ни социальной компетентностью, ни высокой самооценкой.
  • Авторитетный стиль, по мнению специалистов, больше способствует тому, что своё детство ребёнок будет считать счастливым; он делает детей способными и успешными (Маккоби, 1992).
  • Либеральный стиль воспитание часто выливается в низкую степень самоконтроля. У таких детей часто возникают проблемы с субординацией;в школе они обычно демонстрируют плохую успеваемость.
  • Попустительский стиль формирует у ребёнка недостатки, которые проявляются практически во всех областях жизни. Этим детям, как правило, не хватает самообладания, они обладают низкой самооценкой и компетентностью по сравнению со своими сверстниками.

Почему же именно авторитетный стиль воспитания обладает неоспоримыми преимуществами перед остальными? «Во-первых, когда дети считают просьбы своих родителей справедливыми и разумными, они, скорее всего, будут их выполнять», - поясняют авторы Хоккенбери и Хоккенбери в одной из своих работ. - «Во-вторых, дети скорее усваивают причины вести себя определённым образом, и, таким образом, достигают самоконтроля».

Чем отличаются стили воспитания друг от друга?

Узнав о влиянии стилей воспитания на развитие ребенка, вы можете задаться вопросом: почему бы всем родителям просто не взять и не перестроиться на авторитетный стиль воспитания. Ведь он ведёт к счастью, уверенности в себе, самостоятельности и т.д. Каковы причины выбора того ли иного стиля?

К факторам, определяющим предпочтения родителей относят культуру,их собственные качества, размер семьи, происхождение, социально-экономический статус, уровень образования и религию.

Естественно, стили воспитания в отдельных семьях часто смешиваются, образуя уникальное сочетание. Например, мать может демонстрировать авторитарный стиль, в то время как отец будет предпочитать более либеральный подход. Для того, чтобы выработать согласованный подход к воспитанию детей, важно, чтобы родители научились сотрудничать, гармонично сочетая различные элементы собственных уникальных стилей воспитания.

Ограничения и критика

Существуют, однако, некоторые важные ограничения, о которых следует сказать. Сам факт существования связи между стилями воспитания и поведением на основе корреляционного исследования был установлен, однако до сих пор учёные не могут окончательные установить ее характер. Они нашли много свидетельств тому, что что определённый стиль воспитания может быть связан с конкретной моделью поведения, нельзя забывать и роли, которую играют и другие важные переменные - например, темперамент ребенка.

Исследователи отмечают также, что корреляция между стилями воспитания и поведением иногда носит в лучшем случае слабый характер. Очень часто ребёнок не оправдывает родительских ожиданий или не соответствует представлениям специалистов: родители, придерживающиеся авторитетного стиля, получают ребёнка с вызывающим поведением или склонностью к преступному поведению, тогда как либерально или даже попустительски настроенные родители - детей, уверенных в себе и успешных во всех отношениях.

«Универсального или лучшего стиля воспитания просто не существует», - пишет Дуглас Бернштейн в своей книге «Основы психологии». - «Так, авторитетный стиль, который связывают с положительными результатами в европейских семьях, никак не связан с хорошей успеваемостью среди представителей других рас».

Выводы

Уже давно доказано, что различные стили воспитания приводят к различными результатам. Тем не менее, огромное значение имеют и другие факторы: культура, детские представления о правильном воспитании или социальное воздействие.


Есть что сказать? Оставть комментарий!.

Различают 4 типа воспитания : авторитетный, авторитарный, либеральный, индифферентный.

Авторитетный (демократический). Воспитатель (педагог, родитель) осознает свою важность в становлении личности ребенка, но и за ним признает право на саморазвитие. Трезво понимает, какие требования необходимо диктовать, а какие- обсуждать. В разумных пределах готов пересмотреть свои позиции, пойти на компромисс.

Либеральный . Взрослый высоко оценивает ребенка, считает простительными его слабости, легко общается, доверяет мнению ребенка, не склонен к запретам, ограничениям и контролю. Но по плечу ли ребенку такая свобода7 в каждом возрасте свои особенности, и маленькому ребенку либеральный стиль воспитания больше навредит, чем поможет.

Авторитарный. Взрослый хорошо представляет, каким должен быть ребенок и прилагает максимум усилий, чтобы приблизить его к «идеалу». Категоричные требования, неуступчивость, излишняя требовательность - основные составляющие авторитарных отношений.

Индифферентный (попустительский) . Проблемы воспитания не являются у взрослого первостепенными. Свои проблемы ребенку приходится решать самому («пусть растет самостоятельным, а мне некогда»). Нет в таких отношениях и эмоциональной связи.

Остановимся подробнее на двухособенно часто встречающихся типах воспитания:

Эти стили м.б. как в семье (отношения родители / дети), так и у педагога по отношению кдетям группы, класса.

Авторитарный стиль воспитания — стратегия педагогического воздействия, основанная на безусловном подчинении воспитанника власти воспитателя. В рамках такого стиля само воспитание расценивается как целенаправленный процесс формирования личности; при этом ребенок, выступает объектом данного процесса, испытывающим на себе воздействие субъекта воспитания — родителя или педагога.

Авторитарный стиль воспитания в значительной мере складывается под влиянием принятого в обществе стиля руководства и подчинения. Авторитарная власть как в обществе в целом, так и в какой-либо социальной группе способствует насаждению авторитарных отношений во всех сферах общественной жизни. Так, человек, вынужденный в своей профессиональной деятельности беспрекословно подчиняться начальству, стремится и в сфере семейных отношений насадить подобный тип подчинения. Тем самым он, в частности, компенсирует неудовлетворенность от собственного зависимого положения в служебной иерархии и стремится выступить в роли безусловного авторитета в доступной ему сфере — в семейных отношениях, в деле воспитания детей. Немалую роль играет при этом и с детства усвоенные стереотипы воспитания, которые демонстрировали человеку его собственные родители.

Противники авторитарного стиля указывают, что он приводит к формированию у воспитанника пассивной личностной позиции, конформизма, бездумной зависимости от навязанного авторитета. Эти аргументы во многом справедливы. Ребенок, с малых лет приученный только подчиняться, утрачивает творческое начало, стремится уходить от ответственных решений; ему недостает инициативы и самостоятельности. В то же время формируется скрытая, бессознательная жажда власти. Обретя в зрелом возрасте достаточно высокий статус, такой человек как бы мстит окружающим за перенесенное в детстве унижение, прибегая в свою очередь к жестким методам руководства подчиненными и воспитания собственных детей.

В настоящее время педагоги и родители все чаще отказываются от этого метода воспитания, а вот в 60- 90х годах прошлого столетия это был основной метод воспитания, используемый в образовательных учреждениях и, часто, в семьях.

В противовес авторитарному выдвигается демократический стиль воспитания . В рамках такого подхода ребенок рассматривается уже не как объект воздействия, а как равноправный субъект взаимонаправленного диалога . Очевидно, что именно такой стиль является идеалом воспитания. Однако исключительная приверженность ему также чревата серьезными проблемами.

На самых ранних этапах своего развития беспомощный ребенок просто не обладает потенциалом участника равноправного взаимодействия. Воспитание на этом этапе может рассматриваться не иначе как воздействие старшего на ребенка. Но по ходу развития процесс постепенно приобретает взаимонаправленную форму, поначалу резко асимметричную. Равноправным участником взаимодействия человек становится лишь по достижении зрелости. Задача старших — чувствовать темп этого поступательного процесса и не предпринимать бесполезных попыток его затормозить или ускорить.

Таким образом, на ранних этапах развития ребенка некоторые элементы авторитарности в его воспитании полезны и необходимы. В ряде случаев следует не устраивать дискуссию о целесообразности какого-то действия, а однозначно потребовать его выполнения. Ребенок научается регулировать свое поведение постепенно; поначалу регулирующая функция принадлежит взрослому. Если же внешняя регуляция отсутствует, поведение ребенка долгое время продолжает оставаться спонтанным, импульсивным, безответственным. По мере взросления ребенок обретает способность принимать внешние, социальные нормы, требования и ограничения как свои собственные жизненные установки. Этому способствуют здоровые отношения в семье, которые, утрачивая элементы авторитарности, становятся все более демократичными.

Итак, элементы авторитарного стиля воспитания на определенном этапе развития ребенка могут сыграть положительную роль. Но если отношения в семье постоянно строятся на авторитарных принципах, это приводит к искажениям в развитии личности. В равной мере и противоположная крайность может породить распущенность и личностную незрелость.

Семья - это первичная ячейка воспитания. Очень много в будущем ребенка зависит от нее. То, какой стиль воспитания предпочтут взрослые по отношению к малышу, определит его дальнейшую жизнь.

Важно осознавать уместность тех или иных требований, наказаний и поощрений. Нужно знать плюсы и минусы применяемых в воспитании стилей. Это поможет выстроить наиболее благоприятные взаимоотношения с ребенком.

Семья - это первичная ячейка общества, в которой начинается воспитание и развитие малыша. Она настолько многогранна, что может как создать здоровую личность, так и разрушить её. Потребности и влечения ребенка либо поощряются, либо создается барьер, мешающий самореализации.

В каждой семье закладываются свои интересы и ценности, есть уникальный опыт предыдущих поколений. От того, какими эти показатели будут, и зависит будущий характер детей. Ведь они очень чутко реагируют на поведение родителей и усваивают его в качестве нормального для всего общества. Отсюда и возникают проблемы воспитания.

Родители как первые воспитатели имеют наибольшее воздействие на детей. Поэтому они имеют и преимущество перед представителями дошкольных учреждений, также принимающих участие в развитие ребенка. В здоровой семье налажен благоприятный контакт между взрослыми и детьми. У них единые цели и стремления. Это приносит душевное удовлетворение всем её членам. Такой семье не чуждо проявление родительской любви, заботы и уважения со стороны детей.

На формирование личности ребенка влияет стиль воспитания в семье. Родители могут влиять на своих детей при помощи подкрепления, когда становление правильного поведения зависит от поощрения тех действий своего чада, которые им кажутся правильными. Во второй ситуации всё основано на подражании. Ребенок копирует поведение родителей с целью стать таким же, как они, не отдавая отчета тому, правильно это или нет. И, наконец, семья, в которой главным механизмом воспитания является понимание. Здесь родители уважают интересы и потребности своего малыша, отзываются на его проблемы, воспитывая таким образом коммуникативную и осознанную личность.

Многое ли зависит от стиля семейного воспитания?

Стиль воспитания ребенка в семье подразумевает поведение и установки родителей по отношению к детям. Выделяют три стиля: авторитарный, демократический и либеральный. Каждый из них имеет свои особенности и последствия.

В авторитарном воспитании ребенок воспринимает желание родителей, как закон для себя самого. Однако взрослые и не подозревают о том, что таким образом подавляют детей. Они требуют непререкаемого подчинения, при этом не объясняя причины таких указаний. Жесткий контроль за жизнью ребенка не всегда ведется корректно. Результатом такого воспитания является замкнутость и нарушение общения ребенка с родителями. Такие дети менее самостоятельны и неуверены в себе. Лишь малая часть из них конфликтует с родителями, отстаивая свои позиции.

Совет родителям

Если эта ситуация напомнила вас самих, то следует срочно принять меры и смягчить жесткий контроль над ребенком. Нужно перестать давить на малыша и дать ему возможность проявить себя. Будьте более благосклонны к желаниям, интересам и увлечениям ребенка. Если вы не хотите, чтобы из малыша вырос замкнутый, боязливый и неуверенный в себе человек, работайте над стилем вашего воспитания.

Демократический

Считается, что демократический стиль является наиболее благоприятным в воспитании подрастающего поколения. Родители не только заботятся о дисциплине, но и не препятствуют самостоятельности детей. В такой семье ребенок выполняет свои обязанности, но при этом его права не ущемляются. Родители уважительно относятся к мнению детей и поэтому советуются с ними, когда это нужно. Чрезмерной опеки в таких семьях нет, поэтому дети прислушиваются к объяснениям того, что делать можно, а чего не стоит. При демократическом стиле не бывает больших конфликтов.

Ещё одной особенностью подобного воспитания является умеренность. То есть у детей нет излишней агрессивности, они способны стать лидерами, могут контролировать окружающих, но сами практически не поддаются манипулированию извне. Они достаточно коммуникабельны, легко приспосабливаются к жизни в обществе. Однако есть и черты, которые встречаются лишь у небольшой части подрастающего поколения в семьях с демократическим стилем воспитания. Это сензитивность, умение поставить себя на место другого человека, и альтруизм.

Совет родителям

Демократический стиль предполагает уважение установок ребенка и его самого. Поэтому поддерживайте дружеские отношения с малышом, но не увлекайтесь, поддерживайте свой авторитет, чтобы в будущем ребенок смог положиться на вас и довериться вам.

Либеральный

Либеральный стиль воспитания ещё называют попустительским, и, видимо, не зря. Ведь родители в таких семьях практически не занимаются детьми. Для них нет запретов и ограничений. Это не очень хорошо, потому что ребенок может попасть под негативное влияние в будущем и даже поднять руку на родителей. Да и ценностей у таких детей практически нет.

Совет родителям

Не очень хорошо, когда ребенок предоставлен самому себе. Если вы не хотите, чтобы в будущем он связался с плохой компанией, был подвержен влиянию извне, измените тактику своего поведения, пока ещё не поздно. Введите какие-то правила и обязанности, которые должны выполнять все члены семьи. Уделяйте больше времени ребенку и занимайтесь с ним. Не допускайте, чтобы ребенок был без контроля вообще.

По результатам воспитания в семье можно выделить детей, которые уверены в себе, способны контролировать собственное поведение, не избегают новых ситуаций и практически всегда пребывают в хорошем настроении. Более тяжело устанавливать контакты со сверстниками избегающим общения детям. Они боятся новых событий, пытаются убежать от них, а их настроение можно назвать унылым. Отказы от напряженных ситуаций чаще можно наблюдать у детей незрелых. Как правило, они обладают плохим самоконтролем и неуверены в себе.

Таким образом, чтобы воспитать самодостаточных, уверенных в себе детей, нужно уметь правильно сочетать контроль и демократичность в семейном воспитании. И тот и другой показатель должны быть оптимальными. При этом нужно принимать ребенка и его интересы такими, какие они есть.

Стиль воспитания откладывается в психике ребенка как норма. Это происходит скорее бессознательно, так как начинается в дошкольном возрасте. Когда человек вырастает, то воспроизводит этот стиль как естественный.

Чтобы воспитание детей прошло успешно, нужно найти нечто среднее между стилями. Идентификация и зависимость не должны быть слишком сильными, но и полное их отсутствие неприемлемо. Детское поведение является отражением семейного воспитания. Поэтому дальнейшее поведение ребенка будет зависеть именно от опыта, полученного в семье.

Немного о типах воспитания

В каждой семье складывается определенная система воспитания. Она основывается на взаимоотношениях ребенка и родителей. Так, можно выделить 4 типа воспитания детей в семье: невмешательство, диктат, сотрудничество и опека.

В семье с диктатом достоинство и самостоятельность ребенка систематически подавляются. Если такие решения оправданы, то родители вправе предъявлять некие требования к своим детям, но только тогда, когда этого требует ситуация. Однако если родители воздействуют на ребенка, унижая его самолюбие, то встречают резкий протест. Так, дети становятся лицемерными, грубыми, часто обманывают, а иногда и ненавидят своих родителей. Если это сопротивление ломается, то подавляется активность, самостоятельность, вера в себя.

Семья, в которой ведущим типом воспитания является опека , ограждает своих чад от внешних трудностей и забот. Родители стараются удовлетворить любые потребности малыша. Дети, как правило, не готовы столкнуться с реальностью. Им трудно наладить контакт с людьми, в них неразвита самостоятельность, они не способны принимать решения.

Невмешательство строится на независимом существовании родителей и детей. Таким образом выстраивается два мира, между которыми проведена черта, и заступать за неё обе стороны не имеют права. В этой ситуации родители пассивны, как воспитатели.

Иначе строится сотрудничество . В такой семье существуют общие цели и ценности, её по-другому можно назвать коллективом. Плюсом этого типа воспитания является то, что ребенок никогда не вырастет эгоистом.

К чему приводит тот или иной тип воспитания

Придерживаясь демократического стиля воспитания, родители могут наладить хорошее взаимоотношение с детьми. Дети вырастают самостоятельными, ответственными, активными, проявляют инициативу. Демократический стиль позволяет направлять поведение ребенка гибко и последовательно. Требования родителя всегда объясняются, а обсуждение их ребенком только поощряется. Что касается власти, то она тоже присутствует, но только в тех случаях, где она наиболее уместна. В таких семьях ценится не только послушание ребенка, но и его независимость. Здесь есть правила, по которым действуют родители, при этом прислушиваясь к мнению малыша, но не исходя из него.

Оставшиеся стили воспитания дают не очень хорошие результаты. Так, авторитарный тип отношений отчуждает детей от родителей, вызывает у них чувство незначительности. Дети чувствуют себя нежеланными в семье. Необоснованные требования родителей в первом случае вызывают агрессивное поведение и протест, а во втором - пассивность и апатию. Если дети воспитываются в семьях с либеральным типом отношений, они чувствуют себя никому не нужными. Такие родители не могут стать предметом подражания для ребенка, и образовавшийся пробел в воспитании не сможет заполнить никто другой. «Я» таких детей очень слабое.

Несмотря на все негативные стороны, авторитарный метод продолжает жить и существовать в семьях. Это обуславливается, во-первых, опытом, который передается из поколения в поколение. Такие родители помнят о том, как трудно им было, но всё же выстраивают подобные отношения со своими детьми. Во-вторых, свою роль играют общественные отношения. В-третьих, весь негатив, испытанный за день в транспорте, очередях и прочем, родители вымещают на детях. И, наконец, в-четвертых, это понимание силы, как способа решения любых конфликтов.

Авторитарность в отношении малыша не встречает никаких протестов, а вот со стороны подростка можно ожидать конфликты. При этом родители расплачиваются за свои старые промахи. Важно помнить, что формировать личность нужно с малых лет, а не ждать переходного возраста. К этому времени стиль отношений уже складывается, поэтому переиграть его не представляется возможным.

Зависимое поведение как последствие стилей воспитания

Каждый стиль отношений в семье, несмотря на то, насколько положительным он был, вызывает формирование зависимого поведения у ребенка. К одной из форм такого результата воспитания относят привлечение ребенком внимания за счет ссор, агрессивного поведения, неисполнения воли родителей. Она возникает, когда мать занимается любыми делами, но не малышом. В другом случае это привязанность дочери к отцу. Если последний надолго уходит из дома, то это вызывает у малышки агрессию.

Второй формой зависимого поведения является поиск подтверждения . Она проявляется в большой требовательности родителей в отношении достижений ребенка. Эта форма характерна для семей, где дочь привязана к отцу или, наоборот, сын к матери. Когда дети чувствуют ревность и высокую требовательность со стороны второго родителя или отсутствие таковых факторов, они проявляют иждивенческое поведение.

Ещё одной формой зависимого поведения выступает поиск одобрения . На это ребенок направляет все свои усилия. Такое поведение характерно для девочек, которых мамы считают похожими на себя, мало участвуют в уходе за ними и поощряют их зависимость. У мальчиков такое явление наблюдается в том случае, если его редко наказывают и терпят выходки.

Четвертой формой зависимого поведения является «пребывание вблизи» . Оно проявляется в том случае, когда ребенок не знает, как правильно себя вести, если мать относится к нему, как к менее зрелому, чем это есть на самом деле, и не доверяет отцу из-за действий в противоположном направлении.

И, наконец, прикосновение и удержание окружающих ребенком. Такое поведение проявляется в том случае, когда родители проявляют невысокую требовательность и напрочь лишены тревожности за малыша.

Как сегодня воспитывают детей

Семья влияет на становление личностных качеств человека с самого его рождения. Особенности воспитания детей в семье определяют дальнейшее развитие ребенка. Если взрослые не будут принимать участие в воспитании малыша, они не смогут стать для него предметом подражания. Ни в коем случае нельзя допускать доминирование над детьми.

Всё чаще современные родители прибегают к помощи других людей из-за собственной занятости. Дети, которые воспитываются няней, недополучают нужной теплоты и любви. Допускается оставлять малыша у родственников или с кем-либо ещё на непродолжительный период. Ребенку будет полезна смена обстановки, к тому же он получит новый опыт общения.

Стоит поговорить о родительской ответственности в современной семье. Все чаще наблюдаются такие ситуации, когда дети предоставлены самим себе. Заблуждением является и то убеждение родителей, что дети получают нужное воспитание в дошкольном учреждении или школе. Сегодня родители ограничивают свои обязанности проверкой дневника или посещением школьных собраний.

Родители не должны забывать о своих детях. Важно принимать участие в их жизни, знать интересы, знакомиться с друзьями и любопытствовать, где они проводят свободное время. Если вы будете спокойны в предъявлении своих требований и избежите насилия, ребенок обязательно прислушается к вам. Воспитание детей в современной семье должно строиться на взаимном уважении. Поэтому нужно относиться к своим детям так, как бы вы это делали по отношению к себе.

Познавательная программа по теме

Мне нравится!

Воспитание ребенка в семье – сложная и ответственная задача, ложащаяся на плечи родителей. Существуют разные стили воспитания. И от того, какой будет выбран вариант, зависит, как человек будет вести себя во взрослой жизни. Существуют разные стили, и каждый родитель может выбрать какой-то один вариант. Но в то же время следует понимать: маленький человек – индивидуальность и любой подход в его воспитании должен быть особенным. Будь то авторитарный стиль воспитания или демократический.

Родители как никто другой знают своего малыша. И только они могут правильно подобрать ту или иную модель поведения с ним. Найти подход в определенной ситуации. Нельзя строго следовать какому-то одному принципу, не внося определенных коррективов. К тому же не стоит забывать – родительский пример самый яркий , и именно он действует сильнее всего. Семья в первую очередь несет ответственность за дальнейшую судьбу своих воспитанников.

Стили воспитания в семье

Ниже перечислены основные модели поведения с несовершеннолетними членами семьи, применяемые в обществе. Зная о них и последствиях применения, родители могут выбрать тот вариант, который, по их мнению, больше всего подойдет конкретной семье.

Он предусматривает жесткий родительский контроль не только над поступками детей, но и над их эмоциями. Авторитарный стиль воспитания предусматривает наложение серьезных ограничений на поведение, эмоциональное состояние отпрысков. То есть родители стараются полностью контролировать жизнь воспитанника. В семье даже запрещается плакать, так как бытует мнение, что это проявление слабости, которое ни в коем случае нельзя показывать и допускать вообще.

В результате такого воспитания дети:

Со временем дети из семей с такой моделью воспитания становятся одинокими, замкнутыми. Очень часто появляются проблемы в образовательном процессе. И что самое страшное – они не могут найти общий язык со сверстниками.

Демократичный стиль

Этот стиль считается одним из лучших методов . Применяя его, родители как бы поощряют ребенка становиться самостоятельным. Учится брать на себя ответственность за совершенные поступки, слова. В такой семье ребята отлично умеют отличить хороший поступок от плохого поведения. Родители в семье с этим стилем стараются:

  • Дать возможность выбора;
  • Приучить свое чадо к ответственности;
  • Внятно объяснить свое желание конкретного поведения малыша;
  • Следят за действиями отпрысков и в случае необходимости даже наказывают, но при этом ребенок абсолютно не чувствует себя униженным или обиженным.

В семьях с такой моделью поведения дети принимают активное участие в семейных советах и принятии определенных решений. Ошибки, сделанные ребенком, обсуждаются вместе с ним. Это способствует тому, что маленький человек учится понимать, как надо себя вести в определенной ситуации.

Что бы ни сделали сын или дочка, это стараются рассматривать как урок жизни , а не лишний повод для наказания. Демократический стиль приводит к послушанию, хорошему поведению, которые, в свою очередь, щедро вознаграждаются. Малыши в таких семьях, как правило, очень способные, так как умеют раскрывать свои таланты. Кроме того, они могут сделать правильный выбор, самостоятельно откорректировать свое поведение.

Попустительский стиль (пренебрежительный)

По факту это даже не стиль, а отсутствие всякого воспитания. То есть, дитя предоставлено само себе . Мамы и папы в таких семьях считают, что если они одели и накормили ребенка, купили ему самые необходимые вещи – они выполнили свою миссию. Дети делают что хотят, ими никто не занимается. Никто на них не обращает внимание. Как результат – полное отсутствие послушания, безответственность. Самое страшное – такие дети очень часто страдают от психологического стресса. Лучше уж применять авторитарную модель поведения, чем попустительскую.

Либеральный стиль (разрешительный)

Полная противоположность авторитарному режиму . Родители дают своим детям полную свободу действий. Такая семья не вмешивается в дела человека, предоставляя возможность самому контролировать свою жизнь. Либеральная модель избавляет детей от строгих рамок, правил и ограничений. Даже если в семье к ребенку и выдвигаются какие-то требования, они достаточно мягкие, ненавязчивые.

Такая себе безграничная любовь не предусматривает наказания даже за самые плохие поступки, будь то истерика, полное непослушание и так далее. Маленький человек получает:

  • Полную свободу действий;
  • Возможность самостоятельно выбирать модель поведения;
  • Самостоятельно принимать решения;
  • Возможность намеренно поступать неправильно.

В то же время в нужный момент родители всегда готовы прийти на помощь и уберечь от фатальных ситуаций. Мамы и папы в такой семье свято верят в то, что дети должны сами, исключительно личным опытом учиться жизни.

Эмоциональный стиль

Это абсолютно уникальная модель отношений родителей и детей, являющаяся также полной противоположностью авторитарного стиля. Семья с такой моделью фокусирует свое внимание на воспитании чувств малыша . Если дети что-то делают не так, родители не разбирают с ним ситуацию, почему так произошло. А сопереживают ему.

Придерживаясь такого стиля, мамы и папы желают эмоционально стать ближе малышу. Они ни в коем случае не препятствуют выражению ребенком определенных чувств, а наоборот – даже поощряют выражение эмоций.

Любая ситуация в жизни малыша, провоцирующая эмоциональный всплеск, как бы дает возможность родителям сблизиться с детьми. Помочь в решении той или иной проблемы, но при этом готовое решение никто не выдает.

Такая модель воспитания приводит к тому, что у детей возникает мало проблем с поведением. Они элементарно учатся самостоятельно справляться со своими эмоциями. И уже во взрослой жизни, во многих ситуациях это очень помогает.

Некоторые родители применяют сразу несколько стилей в воспитании крохи, комбинируя авторитарный стиль и либеральный. С одной стороны это даже хорошо, так как есть возможность определить, какая модель поведения родителей лучше влияет на поведение детей.

Итоги

Следует помнить о том, что стили воспитания это не аксиома. Тут можно действительно комбинировать разные варианты. И в большинстве семей так и делается. Достаточно сложно придерживаться какого-то одного стиля воспитания. В жизни случаются самые разные ситуации, и действовать надо по обстановке . Конечно, есть семьи, которые строго придерживаются определенной модели. Но при этом нельзя сказать, что дети в таких ячейках общества полностью счастливы и чувствуют себя комфортно, если, конечно, речь не идет о демократическом стиле воспитания.

В любом случае, как воспитывать малыша, решать только его родителям, но перед тем как выбрать ту или иную модель поведения, стоит все же учесть – в первую очередь надо думать о будущем детей. Ведь то, что будет заложено в них сейчас, прочно укоренится во взрослой жизни.

Тесты

Авторитетный стиль воспитания

Родители, придерживающиеся авторитетного стиля воспитания, признают и поощряют растущую автономию своих детей. Открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменение своих требований в разумных пределах, учитывают мнение ребенка при обсуждении семейных проблем. Авторитетные родители характеризуются готовностью прийти на помощь, если это потребуется, одновременно веря в успех самостоятельной деятельности ребенка.

Родители оказывают эмоциональную поддержку ребенку, способны выражать сочувствие, любовь и теплое отношение, их действия и эмоциональное отношение направлены на содействие физическому и духовному росту детей, они испытывают удовлетворение и гордость от успехов детей.

В идеале ни родители, ни дети не занимают в доме доминирующего положения, они взаимодействуют, сотрудничают. Таким образом, в семье создается гармоничная атмосфера, позволяющая находить решения без борьбы за власть. Члены семьи, в которой достигнуто оптимальное сочетание свободы и контроля, обычно очень привязаны друг к другу, отношения между ними стабильные, удовлетворяющие всех.

Родители стараются учить ребенка своим примером, а дети в такой семье уважают родителей, признают их авторитет.

По мере взросления дети приобретают чувство ответственности за свое поведение, навыки самоконтроля. Дети авторитетных родителей хорошо адаптированы, они уверены в себе, у них развиты самоконтроль и социальные навыки. В таких семьях