26.04.2024

Почему мусульмане держат пост? Вред для здоровья или исцеление от болезней? Рамадан: почему и как постятся мусульмане? Почему в мусульманский пост можно есть ночью.


Пост предписан во всех религиях. Положение поста и некоторые из его уровней.

В борьбе с лишним весом большинство из нас испытало на себе ту или иную форму воздержания от еды. Изобилие диет на сегодняшний день позволяет выбрать ту, что по душе: без сахара, водные, фруктовые.… А вот полный отказ от еды от рассвета до заката в течении всего месяца может вызвать удивление и недоумение. Тем более, когда постятся целые народы: молодые и пожилые, бедные и богатые, взрослые и дети. В чем же еще, кроме укороченного рабочего дня, прелесть Рамадана ? Не слишком ли суров такой пост? Может быть, в Рамадан мусульмане едва прикасаются к работе, только постятся и спят в течение дня? А ночами не спят и пируют? В чем же суть этого месяца?

Пост предписан в каждой религии

В русском языке пост означает добровольное воздержание от какого-то определенного вида пищи, или пищи в целом, соблюдаемое верующими. Пост практикуется практически во всех религиях мира. Например, в индуизме. «Упавааса» – пост благочестивых индуистов по особым случаям, в знак почитания личных богов и покаяния. Такой традиции придерживаются большинство набожных индусов. В дни поста они либо ничего не едят, либо обходятся фруктами, простой легкой пищей… Иудеи постятся в Йом-Кипур (День Искупления, отмечаемый в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния ). В этот день запрещено есть, пить, мыться, носить кожаную одежду и обувь, вступать в половую близость. К тому же, запрет на работу, как в Шабат, распространяется и на Йом-Кипур. И Моисей (мир ему), согласно Торе, тоже соблюдал пост:

«И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Исход 34:28)

Католики постятся в Великий пост как символ сорокадневного поста Иисуса (мир ему). В четвертом столетии недельный пост предшествовал Пасхе или Страстной неделе. А уже в седьмом веке данный пост был продлен до сорока дней. Новый Завет упоминает о посте Иисуса (мир ему):

«…и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (от Матфея 4:2; от Луки 4:3)

Именно это имеет в виду Господь, когда говорит в Коране:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, – быть может, вы устрашитесь» (Коран 2:283)

Одно из лучших праведных дел

Тогда как в большинстве религий пост соблюдается как очищение от грехов, в Исламе этот вид поклонения преследует иную цель – приближение к Богу. Признание Господа предшествует праведности, а потому, соблюдение поста имеет огромное значение в Исламе. Когда пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, спросили:

«Какое дело лучшее?» Он ответил: «Пост, ибо ничто не сравнится с ним» (Аль-Насаи)

Пост в Исламе имеет много уровней. Даже выполняя одно и то же, мусульмане постятся по-разному. Говоря иначе, соблюдают пост на разных уровнях. Ниже мы обсудим некоторые из основных уровней.

Разные стороны поста

Обрядовый уровень

Находящийся на этом уровне человек соблюдает все правила поста: воздерживается от еды, питья и половой близости в течение 29-30 дней ежегодно. Человек на этом уровне не различает духовной стороны поста. Это самый низкий уровень, который должен обязательно присутствовать, чтобы пост считался правильным с исламской точки зрения. Безусловно, существует на этом уровне и духовное преимущество – за следование предписанию Бога. Однако не стоит довольствоваться только этим. Ведь пост – гораздо больше, чем простое соблюдение традиций. И обрядовый уровень не может служить очищением души от грехов.

«Физический» уровень

На этом уровне человек еще и стремится получить физическую выгоду от поста, т.е. избавиться от лишнего веса, улучшить самочувствие. Естественно, что он не злоупотребляет едой. Муки голода и жажды заставляют человека задуматься о посте, каким он должен быть по Сунне. До рассвета пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, принимал лишь легкую пищу, а прерывал пост умеренным количеством еды. Он старательно избегал переедания. Как пришло в хадисе:

«Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть — для питья, а ещё треть — для лёгкости дыхания» (Ибн Маджа).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно разговлялся несколькими свежими или сушеными финиками и стаканом воды прямо перед началом молитвы. На данном уровне голод и жажда во время поста порождают чувство сострадания к голодающим и умирающим от жажды и голода в других уголках мира.

Лечебное свойство поста

На физическом уровне пост воздействует на нейротрансмиттер – химический передатчик импульсов между нервными клетками, и способствует выбросу эндорфина – «гормона счастья». Это походит на эффект от физических упражнений. Врачи также подтвердили благоприятное воздействие поста на здоровье. К примеру, во время поста тело человека расходует накопленный холестерин, что снижает риск инфаркта. Разница между обрядовым уровнем 1 и физическим уровнем 2 заключается в том, что постящийся 1 может съесть очень много на сухур (пища, принимаемая до восхода солнца для поддержания сил в течении дня) и ифтар (разговение), и не чувствовать голода и жажды весь месяц Рамадан . Но пост на уровне 2 тоже не может считаться полноценным. Без духовной стороны, пост может превратиться в простое истощение организма. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

«Человек может не получить от поста ничего, кроме голода и жажды» (Ибн Маджа).

Уровни поста: либидный, эмоциональный, психологический и духовный.

Либидный уровень

На этом уровне человек учится совладать с сексуальным инстинктом и возбуждением. Сегодня, когда СМИ использует сексуальные желания человека как возможность раскрутить и продать определенную продукцию, умение контролировать себя особо важно. Пост способствует не только физическому, но и психическому снижению возбуждения, поскольку постящийся вынужден сторониться всего, что может вызвать сексуальное желание. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

« Молодежь! Пусть те из вас, кто может жениться, непременно сделают это! Потому что это убережет взор от греха и поможет остаться благочестивым. Кто же не в состоянии сделать этого, пусть постится. Так как это поможет ему преобладать над своим искушением » (Сахих Аль-Бухари)

Способному сдерживать себя от разрешенной интимной близости во время поста не сложно будет удержатся от запрещенных сексуальных связей вне поста.

Эмоциональный уровень

Здесь человек учится держать взаперти отрицательные эмоции, томящиеся в голове и сердце. Как известно, одним из самых разрушительный чувств является гнев. Пост помогает справиться и с ним. Как говорится в хадисе:

«Когда кто-то из вас постится, пусть сторонится неподобающих дел и бесполезных разговоров. А если кто-то станет обижать его или спорить с ним, пусть скажет: «Я пощусь» (Сахих Аль-Бухари)

Так, на этом уровне постящийся должен воздерживаться от всяческих негативных эмоций: бессмысленных разговоров и жарких споров. Даже если постящийся убежден в своей правоте, оставив спор, он только выиграет. Во время поста легко укротить даже ревность и зависть, так как все выполняют одинаковое предписание и никто не может чем-либо выделиться.

Психологический уровень

Психологический уровень помогает справиться со скупостью и жадностью. Посланник Аллаха сообщил:

«Аллаху не нужны ни голод, ни жажда человека, который не удерживает себя от лжи даже во время поста» (Сахих Аль-Бухари)

В наш век, когда, казалось бы, все в мире призвано удовлетворять любые потребности и пожелания человека и, причем, немедленно, способность повременить с получением удовольствия или вознаграждения – поистине, великая вещь. Ведь здесь требуется проявление терпения. Пост – прекрасная возможность научится терпению.

По мнению психологов иногда полезно абстрагироваться от материальных благ мира сего. Естественно, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться жизнью полной достатка, просто мирское не должно становиться основным в нашем существовании. А пост как раз помогает избавиться от подобных пристрастий. Еда, например, – это удовольствие для многих. Для таких людей воздержание от нее если не подвиг, то очень большой плюс, а значит – чувство довольства собственной выдержкой.

Духовный уровень

Самый высокий и наиболее важный уровень. Уровень, где человек чувствует связь с Богом. Чтобы подняться на него, необходимо обновлять свое намерение перед каждым днем поста. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом:

«Если до наступления рассвета человек не вознамерился поститься, то его пост не зачтется» (Абу Дауд)

Мы обновляем намерение ежедневно, а значит, каждый день заново настраиваемся соблюдать пост. Так, соблюдение поста не ограничивается лишь внешним воздержанием от еды, а превращается в нечто духовное. Именно на этом уровне пост очищает души людей. Хадис:

«Кто постится в Рамадан искренне и стремится получить награду от Бога, тому будут прощены прежние грехи»

«Между одним и другим Рамаданом – искупление за грехи »

Искренний пост сближает с Господом. За него уготована особая награда. Посланник Аллаха сообщил о вратах в Раю под названием Райан, через которые пройдут постящиеся:

«В Рамадан врата Рая открыты» (Сахих Аль-Бухари)

Пост изначально бывает лишь между человеком и Богом, потому что никто не может знать наверняка, что он постится. Пророк Мухаммад передал слова Господа об этом:

«Каждый поступок сынов Адама для них самих, кроме поста. Пост лишь для Меня, и только Я вознагражу его за это» (Сахих Муслим)

Духовный уровень, соединившись с остальными, меняет человека изнутри: возрождает его духовность и преображает его сущность. Такова великая награда за искренность убеждений и ношения Бога у себя в сердце.

В первый день нового месяца, после появления новой луны, мусульмане отмечают Ид аль-Фитр. Ранним утром они совершают полное омовение, надевают лучшую одежду и спешат на общую молитву. Затем навещают родных и близких. Также в этот день принято подавать милостыню нуждающимся – Закят аль-Фитр (определенное количество самой распространенной в местности еды).

Мусульмане постятся не только в Рамадан . Шесть дней месяца Шауаль , каждый понедельник и четверг, девятое и десятое или десятое и одиннадцатое число месяца Мухаррам — это дни, в которые также желательно соблюдать пост. Пост в десятый день Мухаррама разделяют мусульмане (Ашура) и иудеи (Йом Кипур). Чтобы отличаться от Людей Писания, Господь повелел мусульманам поститься два дня подряд (а не только этот день).

Тогда как пост сам по себе считается одним из лучших способов поклонения в Исламе, непрерывное соблюдение поста возбраняется так же, как и монашество, обряд безбрачия или какая-либо другая форма полного отречения от мира. Соблюдение поста в дни двух праздников – Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения) – строго запрещено.

Нерсесов Дмитрий 16.06.2016 в 14:33

Наступил священный для мусульман месяц Рамадан - месяц поста. Это и суровое испытание, и великий праздник. В чем духовный смысл Рамадана? Какие ограничения он накладывает на верующих? Кто может не соблюдать пост? И как определить время поста, который длится в дневное время, если вы живете за Полярным кругом? Об этом в прямом эфире видеостудии Pravda. R u рассказал Денис-хазрет Мустафин, заместитель управляющего делами Духовного управления мусульман Москвы и Центрального региона "Московский муфтият".

Пять условий соблюдения поста в Рамадан

- Что значит месяц Рамадан для мусульман?

Месяц Рамазан является месяцем поста. Отвечу по заветам Корана. Всевышний Аллах в Коране говорит: "О те, которые уверовали! Предписан вам пост, так же как он предписывался тем, кто был до вас, - может быть, вы будете богобоязненны!" То есть пост, в первую очередь, является приказом Всевышнего Аллаха, его заветом. Это является обязательным поклонением в исламе.

Как мы знаем, ислам состоит из пяти столпов. Первый - свидетельство, что нет Бога, кроме одного Бога - Аллаха, и пророк Мухаммед его раб и посланник. Второй столп - пятикратный ежедневный намаз. Третий столп - это выплата закята. Четвертый обязательный столп ислама - это как раз пост. Пятый столп у нас - хадж.

- Хадж - это обязательное паломничество?

Для мусульман да. Паломничество в Мекку, в священную Каабу совершается один раз в жизни, в определенный период времени. А вот пост мусульманин обязан держать каждый год в месяц Рамазан.

Кроме обязательного поста у нас есть еще дополнительные посты, которые совершаются в течение года по желанию человека. Пост в аяте Корана обозначается словом саум, корень этого слова в переводе с арабского языка означает воздержание от еды и питья, а также воздержание от разговоров.

Воздержание по шариату - это воздержание от питья, еды, курения и половой близости, начиная с рассвета и до заката солнца. Вот это - шариатское значение. Есть также обязательные условия соблюдения поста. Первое: человек должен быть мусульманином. Второе: человек должен быть здоровым. Третье условие: человек должен быть разумным, отдавать отчет самому себе. И четвертый момент: человек должен знать, что пост для него обязателен. Вот при соблюдении этих четырех условий человеку надо держать пост.

Месяц Корана

- Больные, беременные не обязаны соблюдать пост?

Да. Есть категории людей, кому пост не обязателен. Это, в том числе больные люди, которым не позволяет здоровье. В эту категорию также относятся женщины, которые беременны или кормят грудью младенцев, потому что есть вероятность, что если они будут держать пост, это навредит и им, и детям. Еще одна категория людей, которые не держат пост, это пожилые, особенно слабые старые люди, которые не имеют сил держать пост.

- А, например, военнослужащие при исполнении служебного долга? Ведь достаточно сложно поститься, если ты сидишь за пультом или стоишь на часах, охраняешь что-то?

Сложности в посте нет. Для любого человека он не будет трудным, независимо от того, чем он занимается, если у человека есть четкое жесткое намерение соблюдать пост. Пророк Мухаммед так и говорит, что каждое деяние - по намерению. Если человек поставил себе цель что-то хорошее сделать, - например, продержать пост целый месяц Рамазан, - он это сделает без всяких затруднений. Всевышний Аллах даст ему силы, чтобы целый месяц держать пост.

- Рамадан связан с началом ниспослания священного Корана?

Да, все верно. Рамазан является месяцем Корана. В этот месяц начали ниспосылаться аяты Корана. Как мы знаем из истории ислама, пророк Мухаммед находился в пещере, в уединении, когда поклонялся, молился, тогда явился к нему архангел Джабраил и прочитал ему первые аяфты Корана. Начиная с этого момента в течение 23 лет пророк получал откровения от Джабраила.

Поэтому особым делом в месяц Рамазан является как раз прочитать полностью Коран, сделать хатм Корана. Добавлю, что в месяц Рамазан есть отдельный, дополнительный намаз - Таравих. В некоторых мечетях во время Таравих-намаза полностью прочитывают один джуз Корана. В течение месяца они таким образом прочитывают всю священную книгу.

Время мира и радости

- На время месяца Рамадан а должны быть прекращены все войны, споры и конфликты, так?

Да, Рамазан является таким радостным месяцем, это - большой праздник для мусульман. Весь этот месяц отводится только для поклонения Аллаху. Пост в священный месяц Рамадан в исламе является не просто поклонением Аллаху, но и тайной между Всевышним и Его созданием - человеком.

Если, к примеру, во время намаза мы видим, как человек поклоняется, совершает определенные земные поклоны, поясные поклоны и так далее, то именно в месяц , когда человек держит пост, снаружи посторонним наблюдателям этого никак не видно. Ни один человек не сможет этого определить, потому что это является тайной между Аллахом и человеком.

Во время поста человек пытается полностью отдаться поклонению Всевышнему. За время Рамазана совершается очень много дополнительных намазов, чтение Корана обязательно. Как можно больше времени нужно проводить в поклонении Аллаху. Поэтому никакого времени для войн или каких-то других конфликтов просто не может оставаться.

- Но в , например, продолжаются боевые действия и сейчас - именно в месяц Рамазан. Как к этому относиться?

Война является грехом уже с того момента, как это все началось. Там льется кровь невинных людей. Конечно, проливать кровь - это огромный грех. Просто неописуемо и невозможно, если это продолжается в месяц Рамазан. увеличивается во много раз.

Наказания от Аллаха за убийство не существует здесь, на нашей земле, в земной жизни. За него Всевышний накажет уже в последующей, потусторонней жизни. Как говорится в Коране, убивший одного человека подобен тому, кто убил все человечество. Поэтому такой грех всегда будет считаться страшным грехом. И нет ему прощения.

Интервью к публикации подготовил Юрий Кондратьев

Почему мусульмане постятся?

В борьбе с лишним весом большинство из нас испытало на себе ту или иную форму воздержания от еды. Изобилие диет на сегодняшний день позволяет выбрать ту, что по душе: без сахара, водные, фруктовые.… А вот полный отказ от еды от рассвета до заката в течении всего месяца может вызвать удивление и недоумение. Тем более, когда постятся целые народы: молодые и пожилые, бедные и богатые, взрослые и дети. В чем же еще, кроме укороченного рабочего дня, прелесть Рамадана ? Не слишком ли суров такой пост? Может быть, в Рамадан мусульмане едва прикасаются к работе, только постятся и спят в течение дня? А ночами не спят и пируют? В чем же суть этого месяца?

Пост предписан в каждой религии

В русском языке пост означает добровольное воздержание от какого-то определенного вида пищи, или пищи в целом, соблюдаемое верующими. Пост практикуется практически во всех религиях мира. Например, в индуизме. «Упавааса» - пост благочестивых индуистов по особым случаям, в знак почитания личных богов и покаяния. Такой традиции придерживаются большинство набожных индусов. В дни поста они либо ничего не едят, либо обходятся фруктами, простой легкой пищей… Иудеи постятся в Йом-Кипур (День Искупления, отмечаемый в десятый день месяца тишрей, завершая Десять дней покаяния ). В этот день запрещено есть, пить, мыться, носить кожаную одежду и обувь, вступать в половую близость. К тому же, запрет на работу, как в Шабат, распространяется и на Йом-Кипур. И Моисей (мир ему), согласно Торе, тоже соблюдал пост:

«И пробыл там Моисей у Господа сорок дней и сорок ночей, хлеба не ел и воды не пил» (Исход 34:28)

Католики постятся в Великий пост как символ сорокадневного поста Иисуса (мир ему). В четвертом столетии недельный пост предшествовал Пасхе или Страстной неделе. А уже в седьмом веке данный пост был продлен до сорока дней. Новый Завет упоминает о посте Иисуса (мир ему):

«…и, постившись сорок дней и сорок ночей, напоследок взалкал» (от Матфея 4:2; от Луки 4:3)

Именно это имеет в виду Господь, когда говорит в Коране:

«О те, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан вашим предшественникам, - быть может, вы устрашитесь» (Коран 2:283)

Одно из лучших праведных дел

Тогда как в большинстве религий пост соблюдается как очищение от грехов, в Исламе этот вид поклонения преследует иную цель - приближение к Богу. Признание Господа предшествует праведности, а потому, соблюдение поста имеет огромное значение в Исламе. Когда пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, спросили:

«Какое дело лучшее?» Он ответил: «Пост, ибо ничто не сравнится с ним» (Аль-Насаи)

Пост в Исламе имеет много уровней. Даже выполняя одно и то же, мусульмане постятся по-разному. Говоря иначе, соблюдают пост на разных уровнях. Ниже мы обсудим некоторые из основных уровней.

Разные стороны поста

Обрядовый уровень

Находящийся на этом уровне человек соблюдает все правила поста: воздерживается от еды, питья и половой близости в течение 29-30 дней ежегодно. Человек на этом уровне не различает духовной стороны поста. Это самый низкий уровень, который должен обязательно присутствовать, чтобы пост считался правильным с исламской точки зрения. Безусловно, существует на этом уровне и духовное преимущество - за следование предписанию Бога. Однако не стоит довольствоваться только этим. Ведь пост - гораздо больше, чем простое соблюдение традиций. И обрядовый уровень не может служить очищением души от грехов.

«Физический» уровень

На этом уровне человек еще и стремится получить физическую выгоду от поста, т.е. избавиться от лишнего веса, улучшить самочувствие. Естественно, что он не злоупотребляет едой. Муки голода и жажды заставляют человека задуматься о посте, каким он должен быть по Сунне. До рассвета пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, принимал лишь легкую пищу, а прерывал пост умеренным количеством еды. Он старательно избегал переедания. Как пришло в хадисе:

«Никогда не наполнял человек сосуда, худшего, чем его собственное чрево! Достаточно сыну Адама нескольких кусочков пищи, благодаря которым он сможет поддерживать свои силы, а если уж неизбежно для него есть больше, пусть треть его желудка будет для еды, треть - для питья, а ещё треть - для лёгкости дыхания» (Ибн Маджа).

Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обычно разговлялся несколькими свежими или сушеными финиками и стаканом воды прямо перед началом молитвы. На данном уровне голод и жажда во время поста порождают чувство сострадания к голодающим и умирающим от жажды и голода в других уголках мира.

Лечебное свойство поста

На физическом уровне пост воздействует на нейротрансмиттер - химический передатчик импульсов между нервными клетками, и способствует выбросу эндорфина - «гормона счастья». Это походит на эффект от физических упражнений. Врачи также подтвердили благоприятное воздействие поста на здоровье. К примеру, во время поста тело человека расходует накопленный холестерин, что снижает риск инфаркта. Разница между обрядовым уровнем 1 и физическим уровнем 2 заключается в том, что постящийся 1 может съесть очень много на сухур (пища, принимаемая до восхода солнца для поддержания сил в течении дня) и ифтар (разговение), и не чувствовать голода и жажды весь месяц Рамадан . Но пост на уровне 2 тоже не может считаться полноценным. Без духовной стороны, пост может превратиться в простое истощение организма. Как сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует:

«Человек может не получить от поста ничего, кроме голода и жажды» (Ибн Маджа).

Уровни поста: либидный, эмоциональный, психологический и духовный.

Либидный уровень

На этом уровне человек учится совладать с сексуальным инстинктом и возбуждением. Сегодня, когда СМИ использует сексуальные желания человека как возможность раскрутить и продать определенную продукцию, умение контролировать себя особо важно. Пост способствует не только физическому, но и психическому снижению возбуждения, поскольку постящийся вынужден сторониться всего, что может вызвать сексуальное желание. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, говорил:

«Молодежь! Пусть те из вас, кто может жениться, непременно сделают это! Потому что это убережет взор от греха и поможет остаться благочестивым. Кто же не в состоянии сделать этого, пусть постится. Так как это поможет ему преобладать над своим искушением » (Сахих Аль-Бухари)

Способному сдерживать себя от разрешенной интимной близости во время поста не сложно будет удержатся от запрещенных сексуальных связей вне поста.

Эмоциональный уровень

Здесь человек учится держать взаперти отрицательные эмоции, томящиеся в голове и сердце. Как известно, одним из самых разрушительный чувств является гнев. Пост помогает справиться и с ним. Как говорится в хадисе:

«Когда кто-то из вас постится, пусть сторонится неподобающих дел и бесполезных разговоров. А если кто-то станет обижать его или спорить с ним, пусть скажет: «Я пощусь» (Сахих Аль-Бухари)

Так, на этом уровне постящийся должен воздерживаться от всяческих негативных эмоций: бессмысленных разговоров и жарких споров. Даже если постящийся убежден в своей правоте, оставив спор, он только выиграет. Во время поста легко укротить даже ревность и зависть, так как все выполняют одинаковое предписание и никто не может чем-либо выделиться.

Психологический уровень

Психологический уровень помогает справиться со скупостью и жадностью. Посланник Аллаха сообщил:

«Аллаху не нужны ни голод, ни жажда человека, который не удерживает себя от лжи даже во время поста» (Сахих Аль-Бухари)

В наш век, когда, казалось бы, все в мире призвано удовлетворять любые потребности и пожелания человека и, причем, немедленно, способность повременить с получением удовольствия или вознаграждения - поистине, великая вещь. Ведь здесь требуется проявление терпения. Пост - прекрасная возможность научится терпению.

По мнению психологов иногда полезно абстрагироваться от материальных благ мира сего. Естественно, нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться жизнью полной достатка, просто мирское не должно становиться основным в нашем существовании. А пост как раз помогает избавиться от подобных пристрастий. Еда, например, - это удовольствие для многих. Для таких людей воздержание от нее если не подвиг, то очень большой плюс, а значит - чувство довольства собственной выдержкой.

Духовный уровень

Самый высокий и наиболее важный уровень. Уровень, где человек чувствует связь с Богом. Чтобы подняться на него, необходимо обновлять свое намерение перед каждым днем поста. Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, сказал об этом:

«Если до наступления рассвета человек не вознамерился поститься, то его пост не зачтется» (Абу Дауд)

Мы обновляем намерение ежедневно, а значит, каждый день заново настраиваемся соблюдать пост. Так, соблюдение поста не ограничивается лишь внешним воздержанием от еды, а превращается в нечто духовное. Именно на этом уровне пост очищает души людей. Хадис:

«Кто постится в Рамадан искренне и стремится получить награду от Бога, тому будут прощены прежние грехи»

«Между одним и другим Рамаданом - искупление за грехи »

Искренний пост сближает с Господом. За него уготована особая награда. Посланник Аллаха сообщил о вратах в Раю под названием Райан, через которые пройдут постящиеся:

«В Рамадан врата Рая открыты» (Сахих Аль-Бухари)

Пост изначально бывает лишь между человеком и Богом, потому что никто не может знать наверняка, что он постится. Пророк Мухаммад передал слова Господа об этом:

«Каждый поступок сынов Адама для них самих, кроме поста. Пост лишь для Меня, и только Я вознагражу его за это» (Сахих Муслим)

Духовный уровень, соединившись с остальными, меняет человека изнутри: возрождает его духовность и преображает его сущность. Такова великая награда за искренность убеждений и ношения Бога у себя в сердце.

В первый день нового месяца, после появления новой луны, мусульмане отмечают Ид аль-Фитр. Ранним утром они совершают полное омовение, надевают лучшую одежду и спешат на общую молитву. Затем навещают родных и близких. Также в этот день принято подавать милостыню нуждающимся - Закят аль-Фитр (определенное количество самой распространенной в местности еды).

Мусульмане постятся не только в Рамадан . Шесть дней месяца Шауаль , каждый понедельник и четверг, девятое и десятое или десятое и одиннадцатое число месяца Мухаррам - это дни, в которые также желательно соблюдать пост. Пост в десятый день Мухаррама разделяют мусульмане (Ашура) и иудеи (Йом Кипур). Чтобы отличаться от Людей Писания, Господь повелел мусульманам поститься два дня подряд (а не только этот день).

Тогда как пост сам по себе считается одним из лучших способов поклонения в Исламе, непрерывное соблюдение поста возбраняется так же, как и монашество, обряд безбрачия или какая-либо другая форма полного отречения от мира. Соблюдение поста в дни двух праздников - Ид аль-Фитр, Ид аль-Адха (праздник жертвоприношения) - строго запрещено.

Доктор Билал Филипс

Вопрос:

Мира вам! Сам я не мусульманин, но интересуюсь Исламом. И мне интересен такой вопрос: почему мусульманам во время поста нельзя не только есть, но и пить? Без еды человек может обойтись долгое время, но без воды жить очень сложно – ведь наш организм на 2/3 состоит из воды. Есть какое-то объяснение этому запрету в вашей религии?

Ответ:

И вам мира. Благодарим вас за ваш вопрос.

Тема поста интересует не только многих немусульман, но и тех мусульман, которые недавно приняли Ислам, поэтому не были знакомы раньше с правилами исламского поста.

Я помню, что сам я в первый раз держал пост в Рамадан, еще не будучи мусульманином. У меня было много учеников-мусульман в школе, и мне хотелось таким образом выразить свою солидарность с ними.

Тогда мне было сложно поверить, что на будущий год я сам стану мусульманином и буду держать пост уже как мусульманин.

Ваш вопрос мне, поэтому, очень близок – когда я только начал держать пост, я обнаружил, что в дневное время мне не сколько хотелось есть, сколько пить.

В Коране мы находим следующий аят:

«Мы низвели с неба воду в меру (т. е. дождь) и пропитали ею землю, и, воистину, в Нашей власти испарить ее.

При помощи воды Мы вырастили для вас пальмовые рощи и виноградники, где на потребу вам растет много плодов, которые вы едите» (23, 18-19).

Вода – это лишь один из множества даров Творца, который мы принимаем как должное в нашей жизни. Только подумайте, сколько раз мы используем воду в течение одного дня (воду мы не только пьем, но ей мы умываемся, стираем нашу одежду, убираем наш дом, готовим пищу, моем посуду, используем ее в промышленности и т.д.).

Во время Рамадана нам предписано на некоторое время отказаться от некоторых благ, которыми нас наделил Всевышний (от еды, питья и любви наших супругов) – именно для того, чтобы мы лучше могли почувствовать всю важность этих вещей.

Если мы лишаемся каких-то важных для нас вещей на некоторое время, мы начинаем больше ценить их, когда наконец вновь их обретаем. Все мусульмане подтвердят – насколько вкусен и ценен для них первый глоток воды на заходе солнца, когда можно наконец открыть пост. Эта вода кажется нам вкуснее самых изысканных кушаний.

В Рамадан мы также благодарим Аллаха за дождь – в другое время года он может раздражать нас, но в это время, когда мы лишены воды, мы радуемся возможности освежиться.

Во время трудностей нам легче посочувствовать тем людям, которые лишены такой возможности – есть и пить, когда захочется. Сколько людей на Земле живут в местах, где обычная вода является редкостью, и каждый ее глоток достается с трудом.

Все вышесказанное, однако, служит лишь вступлением к рассказу о том, почему мусульмане держат пост. Мы делаем это не для того, чтобы поддерживать хорошую форму или испытать какие-то необычные духовные состояния. Мы соблюдаем пост потому, что наш Господь – Всевышний Аллах приказал нам сделать это. Пост – это один из т.н. «пяти столпов» Ислама, вера в которые требуется от всех мусульман:

Мы читаем в Коране:

«Тот из вас, кого застанет месяц Рамадан, в котором был ниспослан Коран — истинное руководство для людей, разъяснение прямого пути и различение [между истиной и ложью], — пусть проводит его, постясь. А если кто будет болен или в пути, то пусть постится столько же дней в другой месяц. Аллах желает вам облегчения, а не затруднения, желает, чтобы вы завершили число дней, [определенных для поста], и чтобы вы возвеличивали Аллаха за то, что Он направил вас на истинный путь. Быть может, вы возблагодарите Его» (2, 185).

Ислам – это очень мудрая и практичная религия, в ней учитываются все возможные жизненные ситуации. Если человек живет в своей местности, он должен держать пост, но он освобождается от поста, если находится в пути, либо болен (как можно видеть из вышеприведенного аята).

Само предписание держать пост также следует из Корана:

«О, вы, которые уверовали! Вам предписан пост, подобно тому, как он был предписан тем, кто жил до вас, — быть может, вы станете богобоязненными» (2, 183).

Мусульмане держат пост, потому что таково повеление Аллаха, они соблюдают это, чтобы достичь довольства Своего Господа.

Фактически, пост – это полное воздержание от основных потребностей человека — еды, питья и отношений между полами, в светлое время дня – от рассвета до заката.

Также – что очень важно, пост – это не только физическое воздержание, это еще и моральное воздержание от всех вредных привычек (как курение) и плохих поступков – как ссоры, сплетни, злословие. В это время важно отказаться даже от дурных мыслей – зависти, ненависти, недоброжелательства. От одного воздержания не будет пользы, если человек в это время ссорится с кем-то или желает другому зла. Наш Пророк (мир ему и благословение Аллаха) сказал, что такой человек не получит от поста ничего, кроме того, что к концу дня он будет страдать от голода и жажды.

Итак, как я постарался объяснить вам раньше, мы отказываемся в пост даже от воды. Иногда это легко сделать (к примеру, в прохладное время года), но, если на дворе стоит летняя жара – это очень существенная жертва. Особенно к концу дня поста, когда начинаешь чувствовать усталость и сонливость. Но если человек знает, что делает это ради довольства Аллаха, ему легче переносить лишения.

Тем более, чего стоит такая небольшая жертва по сравнению со страданиями людей во многих концах Земли – многие из которых живут в постоянном голоде и жажде, кто-то лишился крова и имущества – а возможно, и своих близких — вследствие военных действий. Если мы подумаем обо всех этих людях, нам гораздо легче пожертвовать своими удобствами, отказавшись от пищи и воды на небольшое время.

Когда настает время разговения, мусульмане собираются вместе со своими семьями и друзьями, чтобы открыть пост, поблагодарив Аллаха за Его дары – пищу и воду, которых мы не замечаем в обычное время года.

Так что пост в Рамадан – это чрезвычайно полезная и важная вещь, когда мы учимся быть благодарными Аллаху, стараемся стать лучше и чувствуем единство со своими братьями и сестрами по вере.

Надеюсь, что я смог ответить на ваш вопрос.

Время сухура и ифтара (последнее соответствует времени молитвы магриб) для городов России на текущий год представлен в таблице, доступной для скачивания .

Пост (ураза, руза) представляет собой один из столпов ислама, поэтому его соблюдение является для мусульман обязательным.

Обычно под мусульманским постом обыватель понимает воздержание от употребления пищи и питья в светлое время суток. На самом же деле это понятие гораздо шире: в него входит добровольный отказ не только от приёма пищи, но и от совершения каких-либо грехов, совершаемых глазами, руками и языком, а также от некоторых действий. Находясь в состоянии держания уразы, верующий должен чётко осознавать, что он совершает это ради своего Создателя, и не иметь при этом каких-либо иных намерений.

В исламском вероучении, в зависимости от времени соблюдения и значимости, выделяется два вида поста: обязательный (фард) и желательный (суннат).

Первый массово соблюдается мусульманами на протяжении Священного месяца Рамазан, обладающего несравнимым благом для людей. В Своём Писании Аллах напутствует нас:

«В месяц Рамазан был ниспослан Коран - верное руководство для людей, ясные доказательства верного руководства и различение. Тот из вас, кого застанет этот месяц, должен поститься» (2:185)

Придерживающихся уразы в благословенный месяц мусульман ожидает огромная награда, а за её оставление, не имея на то уважительной причины, непременно последует суровое наказание. Доказательством этому служит следующее высказывание Милости миров Мухаммада (с.г.в.): «Тому, кто во время Рамазана будет соблюдать пост с верой и надеждой на награду Всевышнего, простятся его прежние грехи» (хадис приводят Аль-Бухари и Муслим).

Однако Господь сделал обязательным соблюдение уразы не всем людям.

Кому не нужно держать пост:

1. Людям, не являющимся мусульманами

Важное условие для соблюдения уразы - это исповедование человеком ислама. Для остальных пост не обязателен. В то же время это не означает, что за проведённые без поста дни в месяцы Рамазан каждому человеку, вне зависимости от его вероисповедания, не придётся нести ответ перед Всевышним в День Великого суда.

2. Несовершеннолетним

Ураза вменяется в качестве обязательной для совершеннолетних. При этом необходимо понимать, что подразумевается совершеннолетие с исламской точки зрения, которое наступает не в 18 лет, как принято в большинстве стран мира, а в период полового созревания, которое у каждого человека наступает по-разному.

3. Умственно недееспособным

Умственная дееспособность перечисляется в числе условий обязательности поста. Иными словами, не находящийся в здравом рассудке человек вправе воздержаться от соблюдения этого столпа ислама.

4. Всем, кто находится в пути

Держать уразу не обязательно тем людям, которые находятся в дороги, то есть путникам. Следует отметить, что, согласно шариату, путниками считаются люди, которые удалились на расстояние более 83 км от дома и их путешествие длится не более 15 суток.

5. Физически больным людям

Люди, которые страдают от какой-либо болезни, требующей постоянный прием лекарственных препаратов, либо грозящей сильными недомоганиями и болями, вплоть до угрозы жизни в случае соблюдения уразы, освобождаются от её необходимости.

6. Беременным

Женщины, вынашивающие ребёнка и опасающиеся за жизнь своего будущего чада, вправе не придерживаться поста в месяц Рамазан.

7. Кормящим женщинам

Женщины, которые кормят младенцев своей грудью, также могут не поститься.

8. Женщинам в дни менструации и кровотечений, вызванных родами

В менструальных период и во время послеродовых кровотечений женщины, согласно шариату, находятся в положении ритуального осквернения, ввиду чего несоблюдение уразы им дозволено и, более того, необходимо. Если беременные и кормящие вправе соблюдать пост, то в эти дни женщинам лучше воздержаться.

9. Людям, находящимся без сознания

Верующие, которые пребывают в бессознательном состоянии долгое время, например, в состоянии комы, по понятным причинам так же освобождаются от уразы.

В ситуациях, когда человек пропускает один или несколько дней поста по перечисленным выше причинам, ему надлежит восполнить их потом, когда устранится причина, которая даёт право на несоблюдение поста, например, когда путник вернётся домой или человек выйдет из комы. Верующим, не способным держать уразу в течение года, например, по причине болезни, надлежит за каждый из пропущенных дней кормить одного нуждающегося. Если и это для человека сложно в материальном плане, ибо он сам относится к числу нуждающихся, то он полностью освобождается от данной обязанности.

Желательный пост - это тот, соблюдение которого желательно, но не вменяется мусульманам в качестве обязательного. За соблюдение такого поста верующему полагается награда, а за его оставление греха нет.

Дни, когда желательно держать уразу:

  • День Арафа - за пост в этот день Господь может простить человеку прегрешения, совершённые им за 2 года. Пророк Мухаммад (с.г.в.) пояснял: «Пост в День Арафа служит искуплением грехов, совершённых за прошлый и будущий годы» (хадис от Ибн Маджи и Насаи).
  • День Ашура - постящимся в десятый день месяца Мухаррам стираются все грехи за предшествующие 12 месяцев. Посланник Аллаха (с.г.в.) напутствовал свою умму: «Пост в служит искуплением грехов прошлого года» (хадис приводит Муслим). Однако шиитские богословы уверяют, что держать уразу в этот день нежелательно, поскольку в эту дату был мученически убит внук Заключительного Пророка (с.г.в.) - имам Хусейн, который особо почитаем у мусульман-шиитов.
  • Первые 9 дней месяца Зуль-Хиджа - об этом можно встретить упоминание в хадисе: «Пост в первые дни месяца Зуль-Хиджа, приравнивается к одному году поста» (Ибн Маджа).
  • Месяц Мухаррам - ураза в этот запретный месяц считается суннатом. Ведь сам Пророк Мухаммад (с.г.в.) как-то изрёк: «После Рамадана лучшим для поста является месяц Аллаха - Мухаррам» (хадис приводит Муслим).
  • Месяц Шаабан - ещё один месяц, на протяжении которого желательно поститься. В лунном календаре он идёт перед Рамазаном. В хадисах от Бухари есть упоминание, что Заключительный посланник Всевышнего (с.г.в.) усердствовал в соблюдении уразы в месяц Шаабан, кроме некоторых дней.
  • 6 дней месяца Шавваль - так же желательны для поста. Шавваль следует за Священным месяцем Рамадан. «Если кто-то завершил пост в Рамазан и прибавил к нему шесть дней поста в месяце Шавваль, он получит такую награду, будто бы постился весь год» (хадис от Муслима).
  • Ураза через день , или пост Пророка Дауда (а.с.), который держал уразу через день и который, как говорил Милость миров Мухаммад (с.г.в.), «является самым любимым постом для Аллаха» (в соответствие с хадисом от Муслима).
  • 3 дня в середине каждого месяца - Пророк (с.г.в.) наставлял: «Если захочешь поститься в середине месяца, то постись в 13, 14 и 15 дни» (ат-Тирмизи).
  • Каждый понедельник и четверг - именно в эти дни Посланник Всевышнего (с.г.в.) регулярно соблюдал уразу. «Дела людей представляются Аллаху в понедельник и в четверг, - говорил он. - И я хочу, чтобы мои дела представлялись в то время, когда я соблюдаю пост» (хадис приводит ат-Тирмизи).

Время соблюдения поста в исламе

Известно, что в исламе пост соблюдают на протяжении светлого времени суток. Отсчёт ведётся с наступления утренней зари. В Священной Книге мусульман можно встретить аят:

«Ешьте и пейте, пока вы не сможете отличить белую нитку на рассвете от черной, а затем поститесь до ночи» (2:187)

Постящемуся надлежит прекратить утренний приём пищи (сухур) до наступления времени фаджр-намаза (как правило, за 30 минут).

Однажды один из подвижников спросил Пророка Мухаммада (с.г.в.) о том, какой временной промежуток должен быть между сухуром и азаном на утренний намаз, на что тот ответил: «Столько, сколько необходимо, чтобы прочесть пятьдесят аятов» (хадис от Бухари и Муслима).

Окончание времени соблюдения поста (ифтар) наступает с закатом солнца и совпадает со временем наступления вечернего намаза. В данном случае, верующему после поста следует сначала разговиться, а затем приступить к намазу.

По окончании сухура читается следующая дуа (ният):

نَوَيْتُ أَنْ أَصُومَ صَوْمَ شَهْرِ رَمَضَانَ مِنَ الْفَجْرِ إِلَى الْمَغْرِبِ خَالِصًا لِلَّهِ تَعَالَى

Транскрипция: «Науайту ан-ассумма саума шяхри Рамадаана мин аль-фаджри иль аль-магриби хаалисан лилЛяяхи тя’ааля»

Перевод: «Я намерился держать пост месяца Рамазан от рассвета до заката искренне ради Аллаха»

Сразу же после разговения - при ифтаре - произносят дуа:

اللَهُمَّ لَكَ صُمْتُ وَ بِكَ آمَنْتُ وَ عَلَيْكَ تَوَكَلْت وَ عَلَى رِزْقِكَ اَفْطَرْتُ فَاغْفِرْلِى يَا غَفَّارُ مَا قَدَّمْتُ وَ مَأ اَخَّرْتُ

Транскрипция: «Аллахумма лякя сумту уа бикя аманту уа аляйкя таваккяльту уа ‘аля ризкыйкя афтарту фагъфирли йа гаффару ма каддямту уа ма аххарту»

Перевод: «О Аллах! Ради Тебя я держал пост, в Тебя уверовал и на Тебя лишь уповаю, разговляюсь тем, что Ты мне послал. Прости, о Прощающий мои грехи, прежние и будущие!»

Действия, нарушающие уразу

1. Намеренный приё м пищи и курение

Если постящийся осознанно съел или выпил что-либо, закурил, то его ураза в этот день не будет принята. Но если он съел что-то не намеренно, например, по забывчивости, то в этом случае человеку надлежит прекратить поглощение еды или питья, как только он вспомнил о своём посте, и он может продолжить держать уразу - такой пост будет считаться действительным.

2. Интимная близость

После совершения полового акта пост нарушается. Аналогичные последствия и у поцелуя губы в губы, а также семяизвержения вследствие сознательной стимуляции (мастурбации).

3. Закапывание лекарства в нос и уши

Ураза становится недействительной, как только человек использует специальные лекарственные препараты, применяемые для закапывания в нос и слуховой канал, если они попадают в гортань. В то же время инъекции, которые делаются в вену или мышцу, а также глазные капли пост не нарушают.

4. Проглатывание жидкости при полоскании горла

При соблюдении поста необходимо проявлять осторожность, полоща горло в лечебных целях или просто для смачивания, - попадание воды внутрь сделает ваш пост недействительным. Купаться в водоёме и принимать ванну в состоянии уразы допустимо, но следует остерегаться проникновения жидкости через носовые пазухи, глотку и уши.

5. Использование медицинских ингаляторов

Во время поста следует по возможности избегать применения ингаляторов.

6. Намеренное вызывание рвоты

Если человек, держащий уразу, намеренно вызвал рвоту, то его пост считается нарушенным. Если же рвота произошла не по воле человека, то пост остаётся действительным.

7. Менструация

В ситуации, когда у женщины в светлое время суток наступает , ей надлежит прекратить поститься. Этот день ей необходимо будет восполнить после завершения месячных.

Польза от соблюдения поста

Данный столп ислама несёт в себе множество достоинств для соблюдающих его верующих.

Во-первых, ураза способна ввести человека в райские сады, чему можно найти подтверждение в жизнеописании Пророка (с.г.в.): «Поистине, в Раю есть врата, называемые «Ар-Райян», через которые в День Суда будут входить постящиеся. И не войдет через эти врата никто, кроме них» (хадис от Бухари и Муслима).

Во-вторых, пост будет служить в качестве заступника мусульманина в Судный день: «Пост и Коран в Судный день будут заступаться за раба Аллаха» (хадис от Ахмада).

В-третьих, ураза влечёт за собой , о чём было сказано ранее.

Кроме того, все просьбы верующего, соблюдающего пост, будут приняты Всевышним. Пророк Мухаммад (с.г.в.) сказал: «У постящегося никогда не отвергается дуа во время разговения» (Ибн Маджа).