20.02.2024

Путь который мы выбираем. Путь, который мы выбираем Путь который мы собираем


Завтра, как и сегодня, ...врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою страшную, все возрастающую ответственность... И жизнь врача останется такой же, как сегодня, - трудной, тревожной, героической и возвышенной.

В заключение я позволю себе вернуться к тому, с чего начинается книга, к тому, что мне представляется основным во всех рассматриваемых в ней вопросах.

Как-то я получил письмо от Н. - дочери моих знакомых. Окончив среднюю школу, она решила поступить на медицинский факультет. «Я понимаю, что этот шаг ответствен. Но как быть уверенной в его правильности? Не ошибусь ли я? Получится ли из меня врач?» - вот вопросы, которые поставлены в письме.

Выбор профессии, поиски своего жизненного пути очень нелегки. Очевидно, такие вопросы встают и перед теми, кто хочет стать юристом, архитектором, агрономом. Впрочем, перед кем из нас они не вставали? Важно лишь не ошибиться. Мне близко все, что связано с моей профессией. Возможно, ответ на письмо Н. поможет понять радости и трудности врачебного пути. Вот этот ответ.

«... Никому не советуй быть врачом! И если кто-либо пожелает этого, отговори его, отговаривай его настойчиво и повторно!» - эти слова принадлежат Зондерегеру - одному из лучших швейцарских врачей прошлого, горячо любившему свою профессию.

Нет ли здесь противоречия? На мой взгляд, нет, и вот почему.

Почти у каждого бывает «доктор, которому можно верить», и другие, о которых «...лучше не говорить». Когда врачей ругают, а медициной недовольны, то вспоминают тех, которые «ничего не знают, а меня чуть не довели до могилы...». Когда же некоторые родители настаивают на поступлении дочери или сына «на медицинский», то перед глазами - доктор знающий, уважаемый и хороший. К тому же, как кое-кто думает, а иногда и вслух говорит, «врач при всех обстоятельствах - врач, а с этой специальностью не пропадешь...».

Но от каждого ли врача будет польза людям? Не будет ли сожалений о сделанном выборе?

Медсестра Т. поставила больной банки. Забыв об этом, она их сняла через час. На спине больной остались пузыри. Другой пациентке она сделала инъекцию. Когда больная пожаловалась, что игла тупая, Т. раздраженно ответила: «Все терпят - и вы стерпите». Что было делать с медсестрой? Коллектив настоял на ее увольнении, как непригодной для этой работы.

Я ей говорил: меняйте специальность, уйдите из медицины. Она ушла... и подала заявление на медицинский. До сих пор не понимаю почему.

Другой случай. В семье врача К. сын поступает на медицинский факультет. Спустя три года после окончания он приходит к выводу, что лечить больных нелегко, что «истории болезни треплют нервы», что в порту работать проще, а зарабатывают там больше. Он с радостью ушел бы от стонов, жалоб, слез, а диплом... не пускает. Так он и дотянет до пенсии, озлобленный на свой выбор и внутренне безразличный к больному. Где ошибка? В выборе профессии. А виноват в этом и он сам, и отец.

Встает вопрос, можно ли было в 17 лет предвидеть разочарование, которое наступит в 26? Где признаки годности к врачебной деятельности?

Какой-то критерий может быть в искусстве; он возможен, видимо, и в таких отраслях науки, как математика или физика; наконец, очевидны «тесты» для будущих писателей или поэтов.

Но медицина - это и наука, и искусство. Она требует, чтобы человек имел доброе сердце, ясный ум, большую культуру, железные нервы.

Помню, в «Комсомольской правде» была статья «Кто идет в педагоги?» Автор писал, что учителем надо родиться. Не знаю, можно ли «родиться врачом», но мне кажется, что тот, кто собирается свою жизнь посвятить медицине, прежде всего должен совершенно ясно представлять себе все требования, предъявляемые к врачу, все трудности его работы.

Издаются брошюры для молодежи о выборе профессии, но многие из них слишком парадно рисуют врачебные будни. Эффектные обходы... Доктор держит перед глазами шприц с живительной жидкостью... укол - и больной оживает.

Или ставшая довольно тривиальной «подача» хирургов на экране, в спектаклях и некоторых статьях:

«...Волевой подбородок. Упрямо сдвинутые брови. Отрывистая речь.

Резко стаскивает перчатки, небрежно швыряет их в сторону. Бросает на ходу:

Будет жить!

Поворачивается к окну. Закуривает. Делает нервную затяжку. Не горит. Комкает сигарету. Достает новую...»

Бывает и так, конечно, но, врачебные будни труднее и прозаичнее. И это начинают понимать даже студенты-медики. При опросе, проведенном в Оренбургском медицинском институте, на первом курсе хирургами хотели стать 63 процента студентов, на последнем - 18 процентов, на медицинском факультете в Софии соответственно - 25,4 и 12,8 процента. Цифры эти говорят сами за себя.

Академик Б. В. Петровский, обращаясь к журналистам, пишущим о врачах, не случайно призывал к тому, чтобы больше говорить о повседневности, а не ограничиваться лишь восторженным описанием героических поступков.

Врачебные будни...

Знаете ли вы, например, что у врача нет покоя и тогда, когда он снял халат? Не потому, что в любое время - днем и ночью, в буран и дождь - он может быть вызван к больному, а потому, что труд доктора - это не только тридцать минут у постели больного.

Это бесконечная работа дома над книгой, это беспокойство за диагноз и лечение, это борьба с возможными сомнениями. Врачу приходится помнить, что он врач, в любой обстановке. Моряк вне моря - не моряк, строитель вне стройки - не строитель. Врач - всегда врач.

Вы можете захотеть в фойе филармонии обменяться мнением со встретившимся искусствоведом о прослушанном концерте - не сердитесь, если разговор сведется к лечению камней в желчном пузыре. Вы захотите после утомительного дня вечером прогуляться по улице, ощутить аромат весны - не удивляйтесь, если из пяти встретившихся знакомых четверо заговорят о болезнях.

Но есть и другие. Медицина еще во многом несовершенна. За это несовершенство спрашивать будут с вас, а не с науки. Ответ держать будете вы. А это бывает нелегко. Недостаточно культурный человек будет вас несправедливо ругать, а вы должны будете соблюдать спокойствие, вечером принимать против бессонницы снотворное, а утром входить в палату с улыбкой. Улыбка эта стоит дорого.

Бытует мнение, что с годами у врача вырабатывается иммунитет к страданиям человека. Это не так. Вероятно, к нам, врачам, тоже относятся слова Ромена Роллана о том, что нельзя победить раз и навсегда - побеждать надо ежедневно.

При описании смерти Эммы Бовари у Флобера появился вкус мышьяка во рту и признаки отравления. Л. Н. Толстой вышел как-то из своего кабинета весь в слезах. На вопрос о том, что случилось, он ответил, махнув рукой: «Только что умер князь Болконский». Когда скончался отец Горио, Бальзака застали бледным, с неровным и слабым пульсом.

Не понять переживаний этих писателей нельзя. Но все же речь идет о смерти воображаемой. Когда у врача умирает больной, врач видит ее реально. Частица души настоящего доктора уходит вместе с каждой смертью. Она оставляет след в его нервах, сердце, покое, здоровье. А представляете ли вы себе, что ощущает врач, когда он должен сообщить родным о том, что их отец или ребенок умер? Или вы думаете, что профессия может заглушить человеческие чувства?

Истории медицины известны примеры, когда выдающиеся врачи отказывались от своей практической деятельности, будучи не в силах пережить ее тяготы. Даже такой крупный хирург, как Т. Бильрот, не справился с собой. На некоторое время отказался от врачебной практики и выдающийся терапевт С. П. Боткин.

Вы вправе сказать, что то, о чем я пишу, может оттолкнуть от медицины. Что ж, лучше совсем не переступать ее порога, чем, став врачом, когда-нибудь мечтать о работе в порту.

Вам знаком, вероятно, ответ Льва Толстого на вопрос Леонида Андреева, как научиться хорошо писать: если вы задумали писать книгу, но чувствуете, что можете ее не писать, лучше не пишите. Медицина - не литература. Но если человек, зная о трудностях врачебной жизни, чувствует, что он с ними не справится, лучше уйти, пока не поздно. Нельзя, как это было в одном медицинском институте, вручать врачу диплом, взяв с него честное слово, что он никогда не будет заниматься... лечебной деятельностью! На меня произвела тяжелое впечатление одна цифра, приведенная Б. Я. Первомайским: при опросе студентов пятого курса одного из медицинских институтов выяснилось, что около 20 процентов из них не проявляют особого тяготения к своей будущей специальности или вовсе не интересуются медициной.

Среди студентов-медиков в Литовской ССР прекратили учебу 20 процентов студентов лечебного, 12,6 процента педиатрического и 16 процентов студентов стоматологического факультетов. Основная причина - неудовлетворенность избранной профессией. Эти люди, как мне кажется, вызывают большее уважение, чем те, для которых медицина в дальнейшем оказывается, как кто-то выразился, шестым пальцем на ноге. В таком решении есть не только гражданское мужество, но и честность, ответственность перед обществом.

Если, ясно представляя все это, вы все-таки решите поступить на медицинский факультет, то у вас будет больше шансов на то, что из вас не выйдет ремесленник. И то перед подачей заявления в институт поработайте не просто на производстве, а санитаркой или медицинской сестрой. Выносите судна, прислушайтесь к стонам, почувствуйте цену жизни. И только после этого принимайте решение. Напомню, что почти половина абитуриентов, стремившихся в медвузы Украины, подежурив в больницах, свое решение изменила. Будучи женщиной, не забудьте при этом, что вам придется быть не только врачом, но и женой и матерью, что пока куда труднее, чем быть мужем, отцом и врачом. Труднее. Несмотря на все предоставленные женщина: права.

После всего сказанного можно предвидеть вопрос: не бывает ли, что человек пришел в медицину случайно или не понимая всех ее трудностей и все же стал хорошим врачом?

Известно, что призвание (речь идет не только о врачебной деятельности) может выявиться, на первый взгляд, неожиданно. Химик Луи Пастер дал человечеству вакцину против бешенства, физик Вильгельм Конрад Рентген лучами "X" положил начало новой эре в медицине. Врач Луиджи Гальвани открыл электрический ток, офтальмолог Л. Заменхоф прославился как создатель международного языка «эсперанто», а врач Николай Коперник вошел в историю как выдающийся астроном.

И все же все эти и подобные судьбы вряд ли свидетельствуют о случайностях: просто призвание оказалось сильнее профессии. Тем более вероятно, что призвание может проявиться без того, чтобы человек предполагал его у себя на студенческой скамье. Однако едва ли такие исключения можно возводить в закономерность. Ошибки в выборе врачебной профессии, способные породить не только плохого, но даже среднего доктора, надо стремиться свести к мнимому.

Легче стать врачом, чем быть врачом.

Ни в одной специальности вы не столкнетесь с жизнью в такой ее полноте, противоречивости, драматизме, как будучи врачом.

В онкологическом диспансере мне довелось консультировать мужчину 30 лет, у которого оказалась злокачественная опухоль в стадии, когда излечить его было нельзя.

Говорили мы с ним более часа. Больной просил что-либо сделать для того, чтобы он смог еще прогуляться своей пятилетней дочкой по улице.

Представляете себе, что можно было чувствовать при этих словах, ощущая свое бессилие!

Я шел по улице и думал: вот где настоящее горе, что означают по сравнению с ним преходящие уколы жизни!? Пишу я об этом потому, что, видя часто смерть, вы научитесь ценить и любить жизнь. А это тоже надо уметь. Причем не только самому уметь, но и учить этому других.

Длительность жизни, конечно, не всегда зависит от количества прожитых лет. Говорят, что красота ее определяется тем, что после нее остается. Но жизнь - это и другое: это улыбка ребенка и аромат полевых цветов, пение снегиря и закат солнца, опьянение любовью и аккорд Шопена. А для всего этого прежде всего необходимо здоровье.

Здоровье - первое и необходимое условие благополучия и всей нашей деятельности. Кто-то заметил, что здоровье - это не все, но без здоровья все становится ничем.

Плохо, когда вы испортили чертеж или вяло сыграли Листа. Страшно, если вы будете плохо лечить. Вам доверяют жизнь. А зачастую за одной жизнью стоят благополучие, радость и право на счастье детей, жены, мужа, родителей.

В отличной книге Е. А. Вагнера и А. А. Росновского «О самовоспитании врача» рассказывается о таком эпизоде. В ночь на 1 января 1922 года привезли в больницу тяжелораненого сторожа, которому бандиты топором проломили череп. Срочная операция сверх ожидания сохранила ему жизнь.

Спустя две-три недели, возвратившись поздно вечером домой, врач застал у себя в кухне жену больного и семерых детей мал-мала меньше. Впереди стоял сам недавний пациент.

«Я стоял потрясенный, со сжатым от волнения горлом… Вот она, необычная награда, которую судьба иногда посылает врачу на его нелегком трудовом пути», - заканчивает свой рассказ старый доктор.

Нужен ли другой какой-либо стимул, кроме сознания, что ты вернул детям отца, а матери - ребенка? Можно ли сравнить что-либо с тем, что чувствует врач, возвративший человеку зрение? Это сводит на нет и несправедливое порой суждение о нем, и бессонную ночь, и волнения. Из-за этого стоит жить, стоит стать врачом. Познать радость возвращенного людям здоровья, радость возвращенной жизни - великое счастье!»

Дочь моих знакомых на медицинский факультет не прошла по конкурсу. Она поступила на работу в больницу санитаркой...

Диалог о медицине этой книгой, разумеется, не исчерпан. Да и вряд ли его можно исчерпать. К нему будут неизбежно возвращаться, появятся новые страницы, пересмотрят старые. Такова диалектика человеческих отношений, врачевания, жизни.

Статья 2. Путь, который мы выбираем.

Не помню где нашел это письмо, на каком сайте или форуме, но, думая на какую тему написать первую статью и обнаружив этот своеобразный «меморандум трейдера» в своих архивах, не стал добавлять от себя ничего, настолько точно передано автором все тернии через которые приходиться проходить будущему трейдеру, если он хочет стать профессионалом.
Хочу лишь заметить, что автор письма, по-видимому, не занимался рынка (судя по некоторым его высказываниям), возможно в этом случае путь к успеху был бы покороче.

«Мне иногда пишут люди.
С вопросами, прося совета или рекомендации. И хотя они все находятся на разной ступени развития как трейдера, часто витает в их письмах невысказанный вопрос: что дальше?
Поскольку вопрос, что дальше появляется у всех, я позволю себе публично ответить на пришедшее недавно письмо, естественно не указывая имя автора письма. Возможно, мои ответ будет ответом на вопрос «что дальше» не только конкретному человеку, но и многим другим, которые задавали этот вопрос если не мне то самим себе.
Цитата:
Привет, Алекс.

Я только начинаю на форекс… проиграл первый депо — 300 баксов. Чтобы не отнимать у тебя время, сразу спрошу: в фирме CMS есть фрактал торговая система. Я посмотрел по истории — кажется О.К. Что скажешь? Ты человек опытный, а я уже и на демо и на реале работал по всем индикаторам и системам, кроме этой — весь успех до раза. Продержался три месяца и вылетел в одном тренде, который не увидел. Можно работать по фракталам? Если есть время — может еще что подскажешь… Заранее спасибо.
Привет!

Скажу я следующее. Фракталами я никогда не занимался, однако, несмотря на это, думаю, что ты сольёшь и на фракталах. Точно так же как слил на всех остальных системах. И проблема здесь не столько в том, что за идея лежит в основе системы, сколько в том, что то, что ты сейчас понимаешь под системой, прочитав объяснения в книге, то, что ты используешь как основу для трейдинговой системы будь это фракталы, осцилляторы, мувинги, еллиот, фиббоначии и прочее и прочее, — это лишь идеи…, и взять эти идеи и начать их просто торговать, как делают новички, прочтя очередную идею в учебнике или статье — нельзя, т.к этого не достаточно и последствия всегда одинаковы — слив… Тем не менее, если, как ты говоришь, ты уже всё перепробовал и остались только фракталы, то, закончив с фракталами, ты пройдешь первый виток по спирали эволюции трейдера.
Во время этого витка новички, как правило, перепробывают все известные идеи и методы, описанные в книгах и на сайтах. После этого 70% новичков бросают трейдинг навсегда, окончательно «убедившись» в том, что ничего не работает и вообще всё это был сплошной обман. Более упорные приступают ко второму витку: выбирают какие-то полюбившиеся идеи, методы, приемы, и начинают с ними работать, пытаясь методом проб и ошибок постепенно нарастить «мясо» на тот каркас идей и приемов, который, как им кажется, должен работать. На это тоже уходит долгое время.
Потом начинается третий виток. Убедившись, что любимые методы и идеи тем не менее не дают желаемого результата, трейдер возвращается к каким-то идеям, которые он пробовал в первом витке и пытается как-то их скомбинировать с идеями второго витка. На это тоже уходит много времени.
Да, кстати, обычно каждый виток сопровождается как минимум одним, а то и несколькими заходами в реал с последующими потерями. Правда, возможны и периоды не затяжных выигрышей.
Потом наступает еще один этап, когда трейдер пытается переосмыслить любимые идеи на базе опыта первых трех этапов и с учетом добавленных идеи в третьем этапе, начинается переосмысление ММ, методики и тактики игры, ведутся работы в направлении комбинирования временных периодов…
На пятом этапе трейдер задумывается, почему через определенные периоды времени система «ломается». Начинаются работы по стратегическому переосмыслению методы и входящих в нее систем, с целью определить, выделить фундаментальную составляющую, красную нить методы, переформулировать фундаментальную идею метода и понять происходят «ломки» по «вине» маркета или это всё-таки недоработка методы. Еще время, ещё силы, ещё деньги…
Параллельно идет борьба с самим собой т.к все время в глубине души зудит комарик недоверия ко всему происходящему и иной раз кажется, что жена права: ты — идиот, это не для тебя, надо брать последние бабки, которые ещё остались и отваливать пока не поздно… Это паскудное чувство гнетёт душу в позиции и заставляет делать ошибки и начисто посылать родной метод подальше в те минуты, когда перед носом маячит живой профит или кажущаяся неминуемость лося. На следующее утро, как правило, смотришь на себя в зеркало и говоришь вслух: «Ну что, гад, допрыгался?!»
Так шаг за шагом, год за годом приходится не только нащупывать путь в кромешной тьме, но и заставлять себя верить в себя, не смотря на то, что ты — 0 и в свою методу, которой нет…
Постепенно после 5-7 лет работы, наступает момент, когда тот факт что ты ничего не знаешь о завтра, тогда как друзья знают, что завтра будет зарплата, как-то уже не давит на психику, и на вопрос жены ночью: «Саша, что с нами будет?» ты уже не пытаешься притвориться спящим, а спокойно отвечаешь: что будет — то будет…
Постепенно метода начинает приобретать законченные очертания. Она базируется на твоей философии торговли вымученной годами, на твоей практике, за которую уплачено сполна. Все меньше делаешь ошибок, всем меньше во время трейдинга «позывов» пойти против своего же метода и спороть хреновину — ты уже спинным мозгом понимаешь что «позывы» заканчиваются сливом, как в прямом, так и в переносном смысле ….
Ты понимаешь, пределы работы метода, ты понимаешь, его недостатки, ты знаешь примерно где, когда и сколько ты можешь потерять. Тебя перестают интересовать статьи о трейдинге, ты перестаешь покупать книжки, тебя не интересуют чужие методы, рекомендации, советы, мнения, взгляды, ты больше не спрашиваешь совета у Алекса, он тебе уже не нужен, смотря назад, вниз, ты видишь какой долгий путь ты прошел, как высоко ты поднялся, ты смотришь вниз с высоты своего опыта и видишь многие витки спирали собственной эволюции, ты видишь, что не все витки были кругами, многие были эллипсами, ты понимаешь, что все эти витки эволюции тебя, как трейдера, постепенно сужались и сужались в диаметре, приближаясь постепенно к невидимой оси, к стержню, к тому к чему ты стремился — к истине…, и ты вспоминаешь себя на кругах, когда до истины было казалось рукой подать, но не дотянуться — требовался очередной виток… и ты вспоминаешь себя на эллипсах, когда казалось ты был очень близко к истине, а потом уходил от нее все дальше и дальше … а потом опять приближался..
Потихоньку ты начинаешь делать деньги. Немного… немного, медленно-медленно. Но ты и не торопишься. Ты знаешь что жизнь коротка, ты знаешь что дети растут, ты знаешь что мало осталось, что другие поднялись раньше, многие выше. Но тебя это уже не волнует, да и на тебя уже и так все давно махнули рукой…
День за днем все больше крепнет уверенность в том, что ты делаешь правильные вещи, что эволюция не бывает быстрой, она идет медленно, хотя иногда скачками. Ты не торопишь себя, не дергаешься, как раньше. И когда ты, как Будда, каждое утро включаешь комп и без особых внутренних переживаний делаешь трейд за трейдом, трейд за трейдом, копейку за копейкой, копейку за копейкой, в какой-то момент ты начинаешь знать, понимать, чувствовать, что ты стал тем, кем тебе всегда было положено стать — ты стал трейдером».

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №18»

Изобильненского муниципального района

Ставропольского края

(МКОУ «СОШ №18» ИМРСК)

КЛАССНЫЙ ЧАС

«ПУТЬ, КОТОРЫЙ МЫ ВЫБИРАЕМ»

В 10 «А» КЛАССЕ

Подготовила

педагог - психолог

Акулова И.В.

г. Изобильный 2015 год

«Жизнь для меня не тающая свеча. Это что-то

вроде чудесного факела, который попал мне

в руки на мгно­вение, и я хочу заставить его

пылать как можно ярче, прежде чем передать

грядущим поколениям»

Б. Шоу

Цель: Помочь детям выработать собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу,

Психолог: Среди десятков и сотен, принимаемых человеком решений, ни одно не может сравниться по значению, по роли, по влиянию на судьбу с решением о том по какой дороге пойти, какой путь выбрать.

Ребята:

    Что такое выбор?

    Что мы выбираем?

    Как мы выбираем?

    Чем при этом руководствуемся, на что ориентируемся, делая выбор?

Психолог: Сама жизнь – это уже выбор . Какую жизнь выбрать? По какой дороге пойти? Задавали вы себе когда-нибудь такой вопрос?

Жизнь человека похожа на дорогу. Только эта дорога пролегает во времени. День за днем, час за часом мы проходим, проживаем свой путь, вырастаем и изменяемся, расцветаем и стареем. Где начало нашего жизненного пути? Конечно же, в стране Детства.

Психолог: Детство - это ваши истоки, корни. Отсюда начинается ваш путь в Прекрасное Далеко. Благодаря людям, которые вас вырастили, зажглась свеча вашей души. Вы должны постараться, чтобы она не стала тающей свечой, а превратилась в чудесный факел.

Мы вместе постараемся сегодня прожить эти минуты так, чтобы заставить пылать этот факел как можно ярче, определив маршрут вашего жизненного пути, Дороги, которой вы идете.

Ваш возраст - «пересаживание корней» - самоопределение. Время, когда у вас появляются собственные взгляды и отношения к миру, к людям, к делу, к событиям; собственные требования к себе и окружающим. Поэтому каждый из вас - как витязь на распутье , выясняющий, куда ему идти.

Психолог: А сейчас я предлагаю вам прослушать детскую песенку «Точка, точка, запятая :

Точка, точка, запятая-

Вышла рожица смешная.

Ручки, ножки, огуречик-

Появился человечек...

Что увидят эти точки?

Что построят эти ручки?

Далеко ли эти ножки уведут его?

Как он будет жить на свете?

Мы за это не в ответе.

Мы его нарисовали - только и всего.

Что вы! Что вы! Эти важно!

Чтобы вырос он отважным.

Это трудно, это сложно,

Но иначе невозможно.

Только так из человечка

Выйдет человек.

Психолог. Да, перед человечком, которому еще только предстоит стать личностью, вопросов очень много. На какие-то из них вы будете отвечать в течение всей своей жизни, а на некоторые мы постараемся ответить сейчас.

А сейчас я вам предлагаю фрагменты вопросов, которые вы должны дописать и дать свои варианты ответов.

Что в жизни…?

Кем бы я…?

Зачем людям…?

Какие качества…?

Как выбрать…?

Смогу ли я...?

Что для меня...?

Есть ли у меня...?

Чего бы я...?

Можно ли обойтись без…?

Как преодолеть...?

Что человеку...?

Ответы детей.

Психолог. А для чего каждому из вас необходимо задумываться о своем жизненном пути? Ответ на этот вопрос вы могли услышать в детской песенке.

Значит, одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Расул Гамзатов писал:

Глаза у нас намного выше ног:

В том смысл я вижу и особый знак.

Мы все сотворены, чтоб каждый мог

Все осмотреть пред тем, как сделать шаг.

Психолог: А мы сейчас попытаемся выбрать основные приоритеты для своей жизни .

Задание: Выберите пять самых главных для вас приоритетов в жизни, используя карточки со словами: образование, семья, здоровье, творчество, труд, мир, развлечения, любовь, успех, свобода, деньги, друзья.

Работа детей.

Психолог: Поэтесса Вероника Тушнова писала:

Человек живет совсем немного -

Несколько десятков лет и зим,

Каждый час, отмеривая строго

Сердцем человеческим своим.

Вопрос. Учитывали ли вы это, когда выбирали приоритеты на своем жизненном пути?

Попробуем определить, какие же задачи стоят перед вами, исходя из этих приоритетов.

Психолог: А для этого я хочу вам зачитать отрывок из речи Питирима Сорокина, произнесенной на торжественном собрании 21 февраля 1922 г в честь 103 –й годовщины Петербургского университета.

«Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача – бесконечно трудная и тяжелая. Сумеете ли вы выполнить ее? Сможете ли выдержать этот экзамен истории?...

Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, - это знание… безошибочно указывающее, где Истина и где Заблуждение…

Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжелому, упорному, умственному и физическому… Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого проживания жизни, а прежде всего – творец и созидатель…

Но мало и этого. Нужно запастись вам еще и другими ценностями. Мир – не только мастерская, но и величайший храм, где всякое существо, прежде всего всякий человек, – луч божественного, неприкосновенная святыня. Человек человеку – бог – вот что должно служить нашим девизом. Нарушение его, а тем более замена его противоположным заветом, заветом зверской борьбы, волчьей грызни друг с другом, заветом злобы, ненависти и насилия не проходили никогда даром ни для победителя, ни для побежденных… Распинаю других, мы распинаем себя…

Отправляясь в путь, запаситесь, далее, совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы…, а говорю о моральных поступках, о нравственном поведении и делах.

Позволю обратить ваше внимание и еще на один факт: на семью. Вы… должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество…

Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготовляясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это тягчайшее из жизненных испытаний. Но надеюсь, что «сим победивши».

Психолог : А сейчас я предлагаю вам прочитать Правила жизни великих людей и выбрать для себя самое главное.

Томас Джефферсон (американский философ, третий президент США, автор проекта Декларации независимости):

1. Не откладывай на завтра то, что можно сделать сегодня.

2. Не бойся учиться у умных. У глупых тоже - они учат, чего не надо делать.

3. Не теряй времени зря. Каждый его кусочек должен быть наполнен чем-то (учением, трудом физическим, разумным развлечением), что чему-то учит, что-то создает.

4. Ничего не делай против своей воли.

5. Ничего не предпринимай во гневе, если рассердишься, сосчитай до десяти, если очень рассердишься - до ста.

6. Систематически оглядывай пройденный путь: так ли сделал, все ли сделал, что намечал.

7. Никогда не отступай перед трудностями.

Константин Дмитриевич Ушинский (великий русский педагог):

    Спокойствие совершенное, по крайне мере, внешнее.

    Прямота в словах и поступках.

    Обдуманность действий.

    Решительность.

    Не говорить о себе без нужды ни единого слова.

    Не проводить времени бессознательно: делать то, что хочешь (намечаешь), а не то, что случится.

    Ни разу не хвастать, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

    Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках (самому себе).

Работа детей.

Психолог. Томас Джефферсон и Константин Дмитриевич Ушинский стали идеалом для многих людей. Каждый из вас задайте себе вопрос, а сможете ли вы стать идеалом для других.

Психолог. Как мы уже с вами сказали - одно из составляющих сущности человека - выбор своего предназначения. Вторая составляющая часть личности - преодоление , т. е. - характер, воля, реализация выбора.

Задание. А сейчас попробуем определить, какие черты характера являются главными в путешествии по Дороге жизни, а от каких качеств лучше бы избавиться. А поможет вам сделать правильный выбор детская песенка

Нынче знают даже дети, как прожить на белом свете.

Легче этого вопроса нету ничего-

Просто надо быть правдивым, благородным, справедливым,

Умным, честным, сильным, добрым - только и всего.

Как все просто удается на словах и на бумаге.

Как легко на гладкой карте стрелку начертить.

А потом идти придется через горы и овраги,

Так что прежде, человечек, выучись ходить.

Работа с карточками: доброта, предательство, глупость, сила, лживость, честь, справедливость, ум, низость, слабость, благородство, зависть, правдивость, терпимость

Вычеркните качества, от которых нужно избавляться, аргументируя свой выбор.

Аргументированные ответы детей.

Психолог: Наш разговор я хочу завершить стихотворением Юрия Левитанского « Каждый выбирает для себя»

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы.
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе.
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже - как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Психолог : Ребята, спасибо за сегодняшний разговор. Надеюсь, он вам понравился? Если да, то поднимите, пожалуйста, красные смайлики, если нет – синие смайлики.

Завтра, как и сегодня, ...врач сохранит свой сан жреца, а вместе с ним и свою страшную, все возрастающую ответственность... И жизнь врача останется такой же, как сегодня, - трудной, тревожной, героической и возвышенной. А. Моруа

В заключение я позволю себе вернуться к тому, с чего начинается книга, к тому, что мне представляется основным во всех рассматриваемых в ней вопросах.

Как-то я получил письмо от Н. - дочери моих знакомых. Окончив среднюю школу, она решила поступить на медицинский факультет. «Я понимаю, что этот шаг ответствен. Но как быть уверенной в его правильности? Не ошибусь ли я? Получится ли из меня врач?» - вот вопросы, которые поставлены в письме.

Выбор профессии, поиски своего жизненного пути очень нелегки. Очевидно, такие вопросы встают и перед теми, кто хочет стать юристом, архитектором, агрономом. Впрочем, перед кем из нас они не вставали? Важно лишь не ошибиться. Мне близко все, что связано с моей профессией. Возможно, ответ на письмо Н. поможет понять радости и трудности врачебного пути. Вот этот ответ.

«... Никому не советуй быть врачом! И если кто-либо пожелает этого, отговори его, отговаривай его настойчиво и повторно!» - эти слова принадлежат Зондерегеру - одному из лучших швейцарских врачей прошлого, горячо любившему свою профессию.

Нет ли здесь противоречия? На мой взгляд, нет, и вот почему.

Почти у каждого бывает «доктор, которому можно верить», и другие, о которых «... лучше не говорить». Когда врачей ругают, а медициной недовольны, то вспоминают тех, которые «ничего не знают, а меня чуть не довели до могилы...». Когда же некоторые родители настаивают на поступлении дочери или сына «на медицинский», то перед глазами - доктор знающий, уважаемый и хороший. К тому же, как кое-кто думает, а иногда и вслух говорит, «врач при всех обстоятельствах - врач, а с этой специальностью не пропадешь...».

Но от каждого ли врача будет польза людям? Не будет ли сожалений о сделанном выборе?

Медсестра Т. поставила больной банки. Забыв об этом, она их сняла через час. На спине больной остались пузыри. Другой пациентке она сделала инъекцию. Когда больная пожаловалась, что игла тупая, Т. раздраженно ответила: «Все терпят - и вы стерпите». Что было делать с медсестрой? Коллектив настоял на ее увольнении, как непригодной для этой работы.

Я ей говорил: меняйте специальность, уйдите из медицины. Она ушла... и подала заявление на медицинский. До сих пор не понимаю почему.

Другой случай. В семье врача К. сын поступает на медицинский факультет. Спустя три года после окончания он приходит к выводу, что лечить больных нелегко, что «истории болезни треплют нервы», что в порту работать проще, а зарабатывают там больше. Он с радостью ушел бы от стонов, жалоб, слез, а диплом... не пускает. Так он и дотянет до пенсии, озлобленный на свой выбор и внутренне безразличный к больному. Где ошибка? В выборе профессии. А виноват в этом и он сам, и отец.

Встает вопрос, можно ли было в 17 лет предвидеть разочарование, которое наступит в 26? Где признаки годности к врачебной деятельности?

Какой-то критерий может быть в искусстве; он возможен, видимо, и в таких отраслях науки, как математика или физика; наконец, очевидны «тесты» для будущих писателей или поэтов.

Но медицина - это и наука, и искусство. Она требует, чтобы человек имел доброе сердце, ясный ум, большую культуру, железные нервы.

Помню, в «Комсомольской правде» была статья «Кто идет в педагоги?» Автор писал, что учителем надо родиться. Не знаю, можно ли «родиться врачом», но мне кажется, что тот, кто собирается свою жизнь посвятить медицине, прежде всего должен совершенно ясно представлять себе все требования, предъявляемые к врачу, все трудности его работы.

Герой отважно пускается в путь из мира повседневности в
область сверхъестественного чуда: здесь он встречается со
сказочными силами и одерживает решающую победу: герой
возвращается из этого таинственного приключения
наделенным силой приносить блага своим соплеменникам.
Джозеф Кэмпбелл. «Герой с тысячью лиц»

Джозеф Кэмпбелл, американский мифолог, который в течение многих лет изучал различные легенды и мифы с участием мужчин и женщин из разных культур на протяжении всей истории. Кэмпбелл заметил, что во всех этих историях присутствует определенная единая «глубинная структура», которую он назвал «путешествием героя». Это путь, который проходит душа, по мере своего развития. Следующие шаги представляют собой простой вариант карты Путешествия Героя, предложенной Кэмпбеллом.

1. Зов

Путешествие начинается с зова. Мы входим в мир, и мир предлагает нам обстоятельства, которые призывают или притягивают нашу уникальную жизненную силу. Экхарт Толле, который написал книгу«Сила момента «здесь и сейчас», говорит, что основная функция души в том, чтобы пробудиться. Мы входим в этот мир не для того, чтобы бездействовать. Мы пришли, чтобы пробудиться и еще раз пробудиться и расти и развиваться. Часто призыв к действию исходит от проблемы, кризиса или от кого-то, нуждающегося в помощи. От чего-то утраченного, что нужно восстановить, или какая-то сила в мире ослабла - и ее нужно обновить, некая центральная часть жизни была повреждена - и требуется ее исцеление, брошен вызов - и на него нужно ответить. Но, вместе с тем, зов может прийти от вдохновения или радости: вы слышите отрывок какой-нибудь великой музыки, и пробуждаетесь к миру красоты, которую страстно хотите проявить в этом мире; вы чувствуете удивительную любовь к воспитанию, и она зовет вас, чтобы проявить эту архетипическую силу в обществе; вы влюбляетесь в свою работу, и это - все, о чем вы можете думать. Как мы увидим, призыв к путешествию героя может исходить и из большого страдания, и из большой радости, иногда одновременно из того и другого.

Спросите себя: «К чему призывает меня жизнь?» Вероятно, это призвание не так уж и просто, вероятно, это не приглашение пойти прогуляться в парке. Призвание - это, вероятно, самое трудное, это красивый, но сложный путь. Этот путь обычно разрушает статус-кво. Призвание - это не просто улучшение настоящего. Призвание и предвидение привносят будущее в настоящее и могут полностью разрушить настоящее, лишив вас возможности действовать привычным образом.

Ключевая часть путешествия героя - это принятие призыва и обязательства совершить путешествие.

2. Отказ от призвания

Именно потому, что призыв может оказаться вызывающе сложным, часто он сопровождается тем, что Кэмпбелл называет «отказом». Герой хочет избежать всех хлопот, которые это вызовет. «Нет, спасибо. Пусть кто-нибудь еще это делает. Для меня это слишком трудно. У меня нет на это времени. Я не готов». Это типичные высказывания, которые используются для того, чтобы отказаться от призвания. И в то время, как некоторые из негативных ответов на призыв могут возникать изнутри, некоторые приходят снаружи - от семьи, друзей, критиков или от общества. Вам могут сказать: «Это нереально», или «Это было бы эгоистично», или «Это неэкологично» и т.п. Такие слова иногда вынуждают вас отвернуться от своего призвания, хотя, к счастью, не всегда.

3. Пересечение порога

Как только вы отвечаете на призыв и принимаете на себя обязательства встать на путь и пройти путешествие героя, это приводит к тому, что Кэмпбелл называет «пересечением порога». Теперь вы находитесь в путешествии, вы находитесь в испытании. Слово «порог» имеет несколько значений. Одно из них подразумевает, что за порогом лежит новый рубеж, новая территория, неизвестная, неопределенная и непредсказуемая.

Другое значение порога - то, что вы достигли внешних пределов зоны вашего комфорта. Перед порогом вы находитесь на известной территории, вы находитесь в своей зоне комфорта, вы знаете рельеф этой местности. Как только вы пересекаете порог, вы оказываетесь вне зоны своего комфорта. Поэтому все становится трудным, опасным, часто болезненным, а возможно - даже фатальным. Ступить на эту сложную новую территорию - решающий момент путешествия героя.

Третье значение порога - то, что он является роковой чертой: вы не можете вернуться. Однажды переступив порог, для вас существует только одна возможность - идти вперед.

Таким образом, порог - это такой момент, когда вы собираетесь ступить на новую и сложную территорию - туда, где вы прежде никогда не бывали и откуда нельзя вернуться назад.

И вот тут есть один очень важный момент. Именно в этом месте ваш обычный интеллект вас подведет. Ваше обычное сознание знает только, как создавать различные версии того, что уже происходило. Оно не может создавать новые реальности. Поэтому ваше обычное сознание не может являться ведущей системой в путешествии. Только ваше высшее «Я» способно поддержать вас мудростью и храбростью и проложить курс вашего путешествия героя.

4. Обретение хранителей

Кэмпбелл указывает, что, когда вы собираетесь отправиться в путешествие героя, вы должны найти себе хранителей. Кто они - те, кто споет мою песню и напомнит мне о том, кто я такой? Кто они – те, у кого есть знания и средства, которые мне понадобятся и о которых я ничего не знаю? Кто сможет напомнить мне, что путешествие возможно, и предложить мне свою поддержку, когда я буду больше всего в ней нуждаться? Кто они – мои учителя, мои наставники, мои покровители? Хранителями могут быть реальные люди – друзья, наставники, члены семьи. Ими могут быть также исторические фигуры или мифические существа. Упражнение «Обретение хранителей».

5. Лицом к лицу сосвоимидемонами и тенями

Демоны – это сущности, которые пытаются помешать вашему путешествию, временами угрожая даже самому вашему существованию и существованию тех, с кем вы связаны. Одна из основных задач в путешествии героя – то, как обходиться с «негативной инаковостью» и внутри, и вокруг себя. Герой призван сделать нечто такое, что преобразит не только его самого, но еще и относительно большую область, в которой он живет. Во многих отношениях кульминация путешествия героя – это конфронтация с тем, что мы называем «демоном», с тем, что воспринимается как недоброжелательное присутствие, которое угрожает вам и настроено воспрепятствовать вам достичь своего призвания. Кэмпбелл указывает, что первоначально демон воспринимается как нечто, находящееся вне вас и настроенное против вас, однако путешествие героя приводит вас к пониманию, что проблема не в том, что находится вне вас, а в том, что внутри вас. И демон, в конечном счете, – это просто энергия, которая ни хороша и ни плоха. Это всего лишь энергия, феномен.

А то, что превращает это нечто в демона – это наше к нему отношение. Это то, за счет чего проблема кажется такой трудной. Демон служит нам зеркалом, он разоблачает нашу внутреннюю тень - реакции, чувства или части нашего собственного Я, с которыми мы не знаем, как быть. И суть данного этапа – трансформация и интеграция тени.

6. Развитие внутреннего Я

Таким образом, путешествие героя - это всегда путешествие преобразования, особенно - преобразования самого себя. Тимоти Голви называет это «внутренней игрой». Успех в любой деятельности - является ли это спортом, вашей работой, близкими отношениями, требует определенной степени совершенного владения внешней игрой (например, состав игроков, окружение, правила, необходимые навыки). Многие люди могут довольно хорошо освоить внешнюю игру, но самого высокого уровня исполнения можно достичь только при овладении внутренней игрой. Это зависит от способности человека справляться с напряжением, неудачами, давлением, критикой, кризисом, потерей доверия и т.д.

Один из навыков, которым должен научиться герой, как играть в эту внутреннюю игру. Она включает в себя намного больше, чем наш когнитивный разум. Она является функцией эмоционального и телесного интеллекта, а также духовной мудрости, которая включает в себя установление связи с широким полем сознания - глубинное восприятие информации за рамками эго и интеллекта. В путешествии героя вы должны расти. Вы не можете быть героем и отказаться расти и учиться.

7. Преображение

По мере того, как вы развиваете внутри себя новые возможности и находите своих хранителей, вы становитесь готовы встретиться со своими демонами (и в конечном счете - со своими собственными внутренними тенями) и участвовать в большой трансформационной задаче путешествия. Кэмпбелл называет такие задачи вашими «испытаниями».

Это время большой борьбы, преданности и сражений, которое ведет к появлению новых знаний и новых средств. Именно здесь вы создаете внутри себя и в мире то, что никогда не существовало прежде. Этовыход за рамки того, что когда-то уже существовало, чтобы создать нечто совершенно новое. Этот процесс, конечно, может занять длительный период времени. Он может занять двадцать лет брака, целую жизнь, посвященную работе, или годы исследований и инноваций. Будет много отступлений и неудач, будет время, когда будет казаться, что все потеряно и будущего нет. Все это предсказуемые элементы путешествия героя. Герой - это тот, кто может ответить на этот вызов и породить новые способы и возможности, чтобы с успехом с ним справиться. Стадия преображения - это когда вы преуспели в своем путешествии.

8. Возвращение домой

Однако даже на данном этапе может возникать большое сопротивление. Иногда герой не хочет возвращаться. Он устал, возможно, он беспокоится, что другие его не поймут, или возможно - он возвеличился в своем новом состоянии более высокого сознания. Или общество не ждёт его возвращения. Поэтому иногда должен появиться какой-то другой человек или существо и позвать героя вернуться домой.