23.02.2024

Во сколько лет ребенок учится читать. В каком возрасте начинать учить с ребенком буквы и цифры? Как же учить


Такую точку зрения поддерживает наш эксперт - семейный психолог Ирина Карпенко .

Природный процесс

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа этого процесса:

Первый - с начала беременности до 3 лет. В это время формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

Второй - с 3 до 7-8 лет. В этот период созревает второй функциональный блок, управляющий восприятием: зрительным, вкусовым, слуховым, кинестетическим, обонянием, осязанием.

Третий - с 7-8 до 12-15 лет. Ступенька развития третьего блока, который организует активную, сознательную психическую деятельность.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть этап искажают естественное развитие.

Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы - неумением строить отношения с другими людьми, тиками, навязчивыми движениями, заиканием, нарушениями речи.

К тому же чтение в раннем возрасте - сильное умственное напряжение, которое вызывает приток крови к коре головного мозга, что ведет к обеднению кровоснабжения центров дыхания и пищеварения. Как следствие - возникают спазмы сосудов, которые в свою очередь порождают целый букет заболеваний.

Преждевременное обучение чтению опасно и для глаз. Офтальмологи не советуют учить ребенка читать раньше 5-6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Время игры

Еще одной негативной стороной раннего интеллектуального развития малыша является десоциализация.

В дошкольное детство закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честность, справедливость… Самое важное для малыша на этом этапе - научиться контактировать с внешним миром, взаимодействовать с другими людьми и чувствовать их. Именно поэтому в «нежном возрасте» младенцу крайне важна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих.

Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными переживаниями, а лет с трех-четырех и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст - это такой этап психического развития, ведущей деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к новой ступени развития - обучению.

Когда ребенку на ранних этапах развития вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет почти невозможно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить - залог построения крепкой семьи, дружбы, сотрудничества. Вспомните знаменитых вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдали различными комплексами, неуверенностью, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и с противоположным полом. Впрочем, и малыши, которых не обучали 5 языкам с рождения, а просто учили читать с 2-3 лет - переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Кроме того, раннее обучение негативно влияет на формирование образного мышления. Так, психоневролог, профессор Вилен Гарбузов уверен, что ранняя интеллектуализация ведет к «шизоидной интоксикации», заменяя детскую непосредственность и интерес к живой природе отвлеченными вещами, которые маленькие дети пока еще не способны осознать.

Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют и подавляют воображение и образное мышление, - предупреждает профессор.

Без понимания

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться не по указке родителей, а по собственному желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения - не из легких, и если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте дети еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова - затруднителен, и пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил не хватает. Таковы возрастные особенности младшего дошкольного возраста - до 5-6 лет. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанного самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

Любовь на всю жизнь

Желание самому освоить искусство чтения появляется у ребенка, как правило, к 6-7 годам, в редких случаях - в 5 лет.

Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа.

Малыш с упоением зачитывается дет-скими книжками, открывая для себя удивительные миры. Ведь интересное занятие захватывает целиком, и чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим, помогающим раскрыть внутренний мир.

Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был умным и сообразительным, хорошо учился в школе и мог получить перспективную образование. А для этого, считают некоторые мамы и папы, нужно чуть ли не с пеленок (то подгузников) учить малышей читать...

В мире существует много методик раннего обучения чтению. Основными педагоги считают системы Глена Домана, Марии Монтессори и Николая Зайцева. Конечно, каждая из них требует детального изучения. Вспомогательные материалы для этого легко можно найти и в продаже, и в Интернете. А вот чего вы не найдете «в свободном доступе», так это советов квалифицированных педагогов, которые знают нюансы методик раннего чтения. Именно поэтому мы обратились к Александру, заместителю директора по учебно-методической работе Института последипломного педагогического образования Киевского университета им. Б. Гринченко, кандидата психологических наук, доцента.

Методика Глена Домана

Возникла еще в 40-е годы XX в., Когда американский нейрофизиолог Глен Доман начал разработку программы реабилитации детей с поражениями нервной системы. Идея заключается в том, чтобы ребенок учился читать слова сразу, а не по буквам. Для этого родители красным цветом на прямоугольных карточках пишут большими печатными буквами названия предметов, которые часто видит ребенок. В продаже можно найти уже готовые карточки. Потом много раз показывают эти карточки ребенку, одновременно говоря слово. К тому же мама или папа одновременно показывают предмет, этим словом называется. Ребенок запоминает увиденное и услышанное и впоследствии сам начинает читать. Постепенно количество карточек увеличивается, а следовательно увеличивается и количество слов.

Методика Марии Монтессори

Итальянский педагог Мария Монтессори предложила способ, благодаря которому дети сами учатся читать, без помощи специальных пособий и азбук. По мнению Монтессори, сначала дети должны научиться писать, а не читать, поскольку малышей проще написать (т.е. нарисовать) букву. К тому же начинать следует с прописных букв, а не из печатных - круговые движения детям даются легче.
Начинается письмо по подготовке руки. Для этого детям предлагают штриховать рисунок и обводить рамочки. Монтессори большое значение придавала прикосновениям, поэтому малышам дают касаться мягких и пушистых букв. Параллельно с писанием детки учатся читать. Они составляют с помощью подвижного алфавита слова, а впоследствии и фразы. А еще позже рукописных букв переходят к печатным. Основным условием при этом является игра, использование сказки.
Упражнение игра начинается с презентации. То есть родители должны рассказать и показать, что можно сделать с определенными предметами: «Вот мягкие буквы. Будем обводить их пальчиком и называть ». Далее ребенку дают возможность поиграть с этими предметами, не мешая ей и не вмешиваясь. Завершается такая игра уборкой букв в коробку, книг - на полочку и тому подобное. Порядок - это также важный элемент методики Монтессори.

Методика Николая Зайцева

Эту методику Николай Зайцев создал еще в 80-е годы прошлого века для обучения чтению детей от 2-х лет, хотя некоторые родители дают кубики Зайцева детям, которым еще не исполнился годик. В основе системы лежит составной принцип. То есть обучение начинается не с букв, а со складов. При этом автор методики настаивает на лозунге: «Не учиться, а играть!». Именно поэтому основа методики - кубики. При этом Зайцев сделал ставку на зрительную, слуховую и тактильную память ребенка. Склады написанные на гранях кубиков, каждый из которых имеет другой цвет, размер и издают различные звуки, благодаря наполнителям внутри. Все сделано для того, чтобы у ребенка включались различные каналы восприятия. Большие по размеру - это кубики с твердыми складами, маленькие - с мягкими, железные - кубики со звонкими складами, деревянные - с приглушенными, «золотые» - с гласными и тому подобное. И буквы пишутся на кубиках разным цветом: гласные - голубым, согласные - синим и тому подобное.

Не навреди

С какого возраста начинать обучение с ребенком и по какой методике?

- К раннему чтению следует подходить индивидуально. Не существует методик для всех. Более того, ранний возраст является весьма опасным для любого обучения. Такая практика в 99% вредит, а не приносит пользы, и может стать непреодолимым барьером для обучения в будущем.

Большинство считает наоборот. В чем причина?

Это объясняется тем, что мозговые структуры и вообще физиология ребенка (особенно, раннего возраста) не настроены на получение большого потока информации. Я уже не говорю о его переваривании! А у нас, на мой взгляд, сейчас происходит коммерциализация, попытка убедить родителей в том, что чем раньше они начнут учить ребенка, тем быстрее добьются успеха. Однако за счет чего возможен этот успех? За счет того, что мы сокращаем малышей детство и забираем у него здоровье. Сегодня на 1000 детей врачи устанавливают 1400 диагнозов (т.е. у одного ребенка может быть одновременно несколько болезней). В наших школах уже в первом классе практически нет здоровых детей! Возникает вопрос: где мы теряем их здоровья? Ответ очевиден - еще в дошкольном возрасте.

Итак, ранним развитием, в частности обучением чтению, нельзя заниматься с маленькими детьми?

Конечно, можно! Но надо четко понимать, когда ребенок готов к этому. Лучше всего, когда ребенок сам выступает инициатором учебного процесса. Но вряд ли в три года он захочет, чтобы его учили читать. Есть другой подход - речь идет о умелом сочетание игры с элементами обучения в соответствии с возрастом ребенка.

Процесс чтения в психическом плане очень сложным для малышей, поэтому быстро получить результат невозможно. Необходимо большое терпение со стороны родителей и всякая моральная поддержка ребенка.

На ориентированные большинство систем, которые предлагаются для раннего чтения? Они пытаются акцентировать внимание ребенка на том, что она видит. То есть, прежде всего, речь идет о ее фотографическую память. В большинстве малышей действительно этот феномен. Они готовы им пользоваться. Но не много сегодня зрительной нагрузки на ребенка, начиная от компьютерных игр, телевидения, телефонов и тому подобное. Вот почему количество визуальной информации должно быть также хорошо обдуманной родителями.

Что выбрать?

Какая методика лучше: Глена Домана, Монтессори, Зайцева?

- Первая известна тем, что на предмет крепят его название, написанное большими печатными буквами. Ребенок постепенно фиксирует, как написанное слово, и отождествляет его с конкретным предметом. Метод требует терпения родителей и регулярных занятий.

Методика Зайцева интересна тем, что в отличие от системы Глена Домана, предлагает использование кубиков. В свое время выпускалось очень много разных кубиков с буквами, которые давали общее понимание алфавита. Но недостаток заключался в том, что это были отдельные буквы, составить из которых слово было сложно. Кубики Зайцева подобранные по частоте употребления в языке. К каждому комплекту есть специальная инструкция, которая объясняет родителям, как должно происходить обучение. Эта методика учитывает особенности ребенка. Здесь продумано все, начиная от размеров букв и цветов, задействованы различные анализаторы. Кроме того, методика Зайцева не стоит на месте, она развивается.

Недостаток методики обучения чтению с помощью целых слов о том, что ребенок использует свои возможности только как фотограф. Задействованы внимание, сосредоточенность, память. А в кубиках Зайцева - еще и мышление, эмоции, чувства. Потому что ребенок выступает как инициатор сбора, а это для нее гораздо интереснее и естественнее.

Впрочем почему мы хотим выбрать только одну методику? Я не уверен, что это даст результат. Возможен синтез нескольких методик. Кроме того, родители получат желаемый эффект только при условии систематических и приятных для ребенка занятий.

Откуда берутся минусы?

Обучение детей чтению

- Во-первых, чем младше возраст ребенка, тем короче должно быть время, отведенное на обучение. Для ребенка до 3-х лет занятие должно длиться не более 5-ти минут (потому что ей очень трудно сконцентрироваться). Дольше (до 8-10 мин.) Оно может продолжаться только при условии, что будет насыщен различными видами деятельности. Но достичь этого родителям нелегко, потому что не хватает методического и педагогического опыта. Часто проблема возникает из-за того, что нет системы в занятиях, без которой ребенок ничему не научится, так построен ее мозг.

Иногда взрослые ставят перед собой задачу научить ребенка читать, независимо от того, хочет она этого или нет.

Это худший вариант и, к сожалению, достаточно распространен. При таких условиях у ребенка возникает отвращение к учебе. Для нее актуальным является то, что она переживает за игру. Поэтому родители должны проводить занятия с элементами игры, а игру с элементами занятия.

Может тогда не стоит обучать чтению с детства?

- Стоит. Однако если с ребенком начали заниматься, скажем, в 2 года и 8 месяцев, то это не значит, что в 4 она будет читать. Все это достаточно индивидуально. Один ребенок созреет раньше, другая - позже. Но это не значит, что она является бестолковой либо не талантливой. Речь идет о том, что у каждого свой режим развития, и это родителям нужно обязательно учитывать. Только путь постепенности, системности и поддержки имеет успех. Но он является сложным.

Что можете предложить?

Мы почему-то считаем, что проблема здесь в технологии. Нет. Чтение - это, прежде всего, сопереживание. В начале прошлого века очень популярными были журналы для семейного чтения. Как жаль, что теперь их нет! Теперь же популярным стал семейный просмотр телевидения. При этом каждый переживает свое в себе. А вот во время семейного чтения происходит совместное переживание. Это различные психологические процессы. Кроме того телевизор предлагает сразу картинку. Зачем еще что-то представлять? Тебя это уже сделали. Ребенку, который не имеет собственного опыта, навязывают готовую картинку. Как следствие, исчезает потребность в развитии воображения, исчезают творческие способности.

Сейчас есть большое количество различных аудиосредств, которые в чем-то заменяют родителей: диски, компьютер. Но для детей важно, чтобы им читали папа и мама. В такие минуты они становятся ближе к ребенку. Если она слышит их голос или голос бабушки или дедушки, то они становятся родными. А если читает дядя или тетя из динамика, то наоборот - происходит отторжение родителей. Позже они не могут понять, почему дети их не любят. Причина проста - у нас мало времени для общения. А чтение - это также общение, сопереживание. Итак рецепт такой: должно быть книга, которая может заинтересовать малышей, и желание родителей ежедневно находить 10-15 минут, чтобы почитать ребенку. Если этого нет, то, конечно, мы можем научить малыша читать в раннем возрасте, дальше он пойдет в школу, но читать не будет. Почему? Потому формирования читателя происходит только одним путем: от слушателя - к читателю. Другого человечество еще не придумало.

Большинство родителей жалуются на то, что их дети не любят читать. Современное поколение предпочитает гаджеты. Что же делать? Как научить ребенка любить книгу?

— «Хочу гулять!»

— «Пока не прочитаешь двадцать страниц книги за компьютер не сядешь, и гулять не пойдешь!» К сожалению, подобный диалог можно услышать во многих семьях. Если и вы, таким образом, пытаетесь привить своему ребенку любовь к чтению, то смеем вас заверить — у вас ничего не получится.

Из-под палки, по принуждению невозможно пробудить в ребенке любовь к книге.

Процесс чтения должен доставлять ему удовольствие. Как этого добиться? В этой статье мы попытаемся ответить на этот вопрос, опираясь на педагогический опыт и советы детских психологов. Но для начала давайте определимся с понятием «раннее развитие ребенка» и поговорим о современных методиках такого развития. Молодые мамы неизбежно сталкиваются с целой лавиной самых разных мнений по этому поводу. Одни — утверждают, что процесс обучения ребенка должен начинаться с первых дней его появления на свет. Другие – уверены, что раннее развитие приносит больше вреда, чем пользы.

Бесспорно, мы живем в высокотехнологичном мире. И этот мир безжалостен, он требует адаптации интеллекта даже от детей. Неудивительно, что многие молодые мамы, узнав о новомодных методиках раннего развития, пытаются применять их на практике. Например, они начинают прививать своему чаду любовь к чтению прямо с пеленок. Вредны ли современные методики раннего развития для детей или полезны? Попробуем разобраться.

Когда и чем может быть вредно ранее развитие?

  • Бесспорно, ранний возраст (от 0 до 6 лет) самый важный этап, определяющий будущее развитие человека.
  • Ученые утверждают, что недостаточная стимуляция мозга малыша в этот жизненный период может привести к необратимым негативным последствиям.
  • Нейрофизиологи, основываясь на результатах своих исследований, авторитетно заявляют, что основные нейронные связи в мозге ребенка формируются в возрасте до трех лет.

Научные исследования о пользе раннего развития

Именно вышеописанные научные открытия побудили японского бизнесмена Ибука Масару разработать собственную методику и издать книгу «После трех уже поздно». В этой книге японский инженер доказывает, что одаренность любого ребенка зависит от правильно организованной окружающей среды и родительских усилий. Ибука Масару разработал свою методику, опираясь на научно доказанный факт – детский мозг способен в разы больше впитывать информации, чем мозг взрослого человека. Книга получила большую популярность во всем мире. Есть много сторонников данной методики, но имеются и ярые противники.

Безусловно, все мамы стремятся развивать своих малышей не только физически, но и умственно. И делают это с помощью книжек, общения, развивающих занятий. Некоторые родители, вооружившись кубиками Зайцева или карточками Г. Домана, приступают к вполне серьезным занятиям со своим малышом. Что это? Личные амбиции, стремление воспитать гения, желание удивить подружек? Малыш, который в три года умеет читать – ведь это здорово! Не уверены!

Негативные последствия раннего обучения

К сожалению, разговоры о вреде раннего обучения детей – это реальность, а не миф. И об этом говорят многие специалисты. Чаще всего с отрицательными последствиями ранних образовательных «экспериментов» сталкиваются врачи-неврологи. Именно к ним обращаются мамочки с жалобами на те или иные нервные расстройства, неожиданно возникшие у ребенка. Малыш не хочет заниматься, капризничает, у него пропал аппетит, он не может сконцентрироваться. Что же послужило причиной таких изменений в поведении ребенка? Оказывается, мама около месяца назад начала обучать своего малыша (в возрасте одного года или полутора лет) чтению, счету. Но это еще не самые печальные последствия применения современных методик раннего развития.

  • Из-за перегрузки ЦНС в ходе занятий, у детей может нарушиться сон, появиться энурез, нервный тик, заикание.
  • Малыш может жаловаться на головные боли, у него могут наблюдаться серьезные эндокринные нарушения.
  • Обучающие занятия, не соответствующие возрасту малыша, могут вызывать у детей психическое перенапряжение.
  • Учеными доказано, что мозг ребенка развивается поэтапно. В последнюю очередь созревают зоны, отвечающие за восприятие абстрактной информации и за контроль эмоций и воли. Если мама пытается обучить грудничка азбуке или заставляет годовалого малыша заниматься по одной из обучающих программ, ничего хорошего ждать не приходится. Детишки в этом возрасте должны познавать мир, бегая и играя.
  • Несвоевременное развитие навыков чтения может привести к снижению «пластичности» мозга. Вынужденная замена несозревших нейронных цепей доступными, может в дальнейшем привести к торможению интеллектуального развития. Не стоит давать маленькому ребенку и заданий на логику. Ведь теменные области мозга, отвечающие за логику, полностью развиваются лишь к 13 годам.
  • Мы не станем слишком глубоко вникать в анатомические особенности развития детского мозга. Но не сказать о последствиях перегрузки несформированных лобных отделов мозга мы не вправе. Маленький ребенок может научиться читать, но это не принесет ему ни пользы, ни удовольствия.
  • Нарушения в развитии мозга могут носить необратимый характер, что в дальнейшем негативно скажется на умственных способностях ребенка. Такие детки, как правило, плохо учатся, легко отвлекаются на уроках, им трудно сосредоточиться на чем-либо. Они вялы, апатичны, их речь скудна, они с трудом воспринимают любую новую информацию.
  • Большинство детских врачей выступают против применения любых методик раннего развития детей. Но решать, конечно же, родителям.

Когда лучше начать учить ребенка читать — мнения специалистов

Самый лучший возраст для обучения

Оптимальным возрастом для обучения ребенка чтению считается период с 4-6 лет. К этому возрасту у детей уже в достаточной мере развит артикулярный аппарат, они умеют фиксировать свое внимание на поставленной перед ними задаче. Кстати, и времени до поступления в школу предостаточно.

Как понять, что ребенок готов к обучению: советы

Многих родителей интересует вопрос: «Можно ли самостоятельно без участия специалистов распознать готов ли ребенок к обучению?» Безусловно, можно. И сделать это совсем нетрудно. Чтобы занятия не были в тягость и доставляли удовольствие ребенку, он должен обладать некоторыми навыками и знаниями.

А именно:

  • У ребенка не должно быть логопедических проблем. Если малыш не выговаривает определенные звуки, родители должны показать его логопеду. Врач подберет необходимые упражнения для развития речи. Возможно, правильно произносить звуки ребенку мешает короткая уздечка языка. В стоматологической поликлинике хирург подрежет уздечку, и проблема будет решена. Для ребенка этот процесс проходит легко и практически безболезненно.
  • У ребенка должен быть развит фонетический слух. Малыш уже умеет распознавать звуки в слове.
  • Он прекрасно ориентируется в пространстве. Понимает значение слов: вправо, влево, вниз, вверх.
  • Малыш умеет говорить предложениями, может самостоятельно составить рассказ по картинке, пересказать сказку.
  • Он проявляет явный интерес к чтению.

Обучение должно быть выстроено с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка. существует довольно много.

  • Одной из наиболее эффективных считается традиционная методика обучения чтению по букварю . Смысл занятий заключается в последовательном изучении букв, а затем и слов. Это очень кропотливая работа, которая требует усидчивости. Данная методика позволяет применять игровые моменты.
  • Кубики Николая Зайцева . Эта методика основана на сочетании согласной с гласной буквой и наоборот. Ребенок сразу изучает слоги.
  • Методика Г. Домана . При обучении используются картинки. Ребенок учится воспринимать слово целиком. Данная методика прекрасно тренирует зрительную память у ребенка.
  • Эффективными также считаются обучающие программы Е. Чаплыгина и В. Воскобовича .

Более подробно ознакомиться с данными программами можно на специализированных сайтах. Методики обучения чтению подбираются индивидуально в зависимости от психоэмоционального развития ребенка.

Как и когда учить читать гиперактивного и неусидчивого ребенка

Многие мамочки гиперактивных детей уверены, что научить их ребенка читать до школы невозможно. Однако это ошибочное мнение. Конечно, для неусидчивого ребенка нужно подбирать специальные методики обучения.

Например, обучение чтению по букварю Жуковой. Логопед Надежда Жукова предлагает интересную логопедическую методику складывания слогов. В букваре много красочных картинок, которые нравятся детям. Для родителей на страницах книги имеются подробные рекомендации. По мнению многих мам гиперактивных детей, данная методика (в отличие от многих других) позволяет заинтересовать ребенка.

Неплохие отзывы получила и компьютерная программа «Баба Яга учится читать». Эта программа представляет собой сказочную азбуку в стихах. Яркая мультипликация, забавная анимация, интересные волшебные герои способны привлечь внимание даже самых непоседливых детишек. Чтобы отыскать и вернуть буквы в азбуку маленькие игроки должны будут пройти десять непростых испытаний. В ходе этой игры дети не только научатся читать, но и попытаются составлять забавные стишки. На диске записано много музыки, непоседам непременно понравятся веселые песенки и озорные частушки.

  • Детские психологи рекомендуют родителям воспитывать усидчивость у детей с самого раннего детства. Гиперактивный ребенок не может усидеть на месте более пятнадцати минут. При выборе методики эту особенность необходимо учитывать.
  • Специалисты рекомендуют через каждые пятнадцать минут обучения давать ребенку время на отдых.
  • Начинать родители должны с чтения сказок вслух. Но взрослым не следует превращаться в «читающих рабов».
  • Как только ребенок втянется в процесс, инициативу нужно передать ему.
  • Слишком активным детям с нарушением внимания необходимо приобрести специальные развивающие игры. Их в продаже довольно много. Полюбив занимательные игры в слова, ребенок сможет плавно перейти к чтению.

Ответ от Ёветлана Светлая[гуру]
С того, как родители начинают с ним заниматься. А вообще, самый хороший возраст с 3 лет и до 5, никак не раньше и лучше не позже. Но только не учить одновременно английскому, как это сейчас было бы не модно в наше время.

Ответ от Bat Kol [гуру]
От 4 до 6, девочки обычно раньше. А если по методике Зайцева, то, говорят, и с 2,5!




Ответ от Nika aist [новичек]
думаю это зависть от самого ребенка потому что есть дети которых учать читать рано но потом они теряют к чтению и вообше учебе всякий интерес


Ответ от Мечта [мастер]
не знаю как все, а моя дочь начала читать за месяц до 4-летия, скоро ей 5 читает уже хорошо.. причём, уже книжки отбирать приходится))


Ответ от Пользователь удален [активный]
смотря какой ребенок.У меня сестра, сама не кто ее не учил, начила читать в 5 лет. Если ты хочешь своего ребенка научить читать, сделай что бы ему это было инересно.Но не в коем случии не насилуй его этим, а то у него пропадет желание вообще учится.


Ответ от Aliska [гуру]
У нас буквы знала все с 3 лет, с 4-х училась читать, сейчас ей почти 5 - читает предложениями. У всех детей и родителей индивидуальные подходы к обучению. Совсем рано - с 2,5, как писали, думаю обучать не стоит.


Ответ от Anton K. [гуру]
Я начал в четыре года, но недавно я с удивлением обнаружил, что современные дети развиваются гораздо быстрее. Это не касалось чтения, а скорее самоосознания, понимания себя. В этом случае ребенок знал, что такое "я" чуть ли не в полтора года, тогда как раньше это случалось года в три.
Я думаю, с чтением происходит то же самое - возраст начала чтения тоже снижается.


Ответ от Женечка хорошая [новичек]
ну где то лет в 35-40


Ответ от Пользователь удален [мастер]
читать не знаю а вот деньги считать как только родились


Ответ от Пользователь удален [активный]
можно уже и буквы, только чтобы интересно. Я в 5 читал с удовольствием. А мой собственный сын даже в 7 особо не горит желанием... хотя умеет давно))


Ответ от Анастасия Беляева [гуру]
Может не стоит начинать с 3-х лет? Пусть развивается самостоятельно. Он еще успеет начать читать. Лет в пять станете учить буквы. К школе уже будет читать во всю.


Ответ от Олегыч [гуру]
Я начал читать в четыре года.


Ответ от Gelso [гуру]
как научите, девочки раньше, мальчики позже
Девочка может начать читать лет с 4, а мальчик с пяти


Ответ от Ђа которая умеет ждать [гуру]
по разному



Ответ от Овчинников Иван [гуру]
Моей дочке 3,5. Она давно знает все буквы и может прочитать простейшие слова, но, думаю, раньше четырех читать не начнет.


Ответ от Gessi [гуру]
зависит от многих факторов (пол, наследственность, среда и т. п.) я начала читать в 4. мой племянник в 6, а вот племяннице еще три а она уже читает по слогам! ей самой это так интересно! всех уже замучила с этим))


Ответ от Евгения [гуру]
специально для лидеров недели:
я в 3 начала. но это так... 🙂 уникум 🙂
а остальные вроде в 6..
а так, для этого школа есть 🙂

Все без исключения родители радуются, когда их малыш учится чему-то новому.

Любые, даже малейшие, победы становятся поводом для гордости, о них непременно рассказывают всем знакомым и друзьям.

Многие современные психологи отрицательно отзываются о раннем развитии ребёнка, так как считают, что в этом процессе не учитываются психологические особенности.

Развитие и состояние психики ребёнка 100 лет назад и сейчас не имеют каких-либо отличий.

Ни один родитель или педагог не в состоянии ускорить или другим образом повлиять на психологические процессы в организме своего ребёнка.

Абстрактные образы, такие как буквы или цифры, ребёнок не способен воспринимать до 6 лет. Его нервная система имеет программу, которая генетически заложена, и в определённые моменты приходит момент развития тех или иных структур мозга.

В 5-6 лет у ребёнка развито наглядно-образное мышление. Он воспринимает только то, что мог видеть и чувствовать на протяжении своей маленькой жизни.

В 3-4 года такие понятия, как буква, слово, слог, не воспринимаются ребёнком. Он может сложить буквы в слоги и механически запомнить их написание. Но прочитать какое-то простенькое предложение и тем более его понять для малыша пока невозможно.

Ещё одним важным аспектом является то, что основным видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Именно игры готовят малыша чувствовать окружающий мир, понимать людей, выражать свои мысли. Если неосознанно, а тем более необдуманно нарушить эту «игровую» деятельность, можно достаточно сильно навредить становлению личности ребёнка.

Швейцарский психолог Жан Пиаже выделяет три периода психологического развития у детей:

  • сенсорно-моторный (от рождения до двух лет) – формирование тактильных чувств и физических ощущений;
  • образный (от двух до семи лет) – на первом плане игра и освоение языка, формируется самооценка;
  • логический (от семи лет до одиннадцати лет) – выстраиваются логические умозаключения.

Конечно, для освоения чтения лучше всего подходит третий период. Но несмотря на это, многие современные родители стремятся как можно раньше научить своего ребёнка читать.

Раннее развитие: плюсы и минусы

Последнее десятилетие словосочетание раннее развитие можно всё чаще услышать из уст новоиспечённых родителей.

Сторонники такого развития утверждают, что самым оптимальным является возраст от 3 месяцев до 3 лет.

Японская Ассоциация раннего развития даже выпустила книгу под названием «После 3 уже поздно», которая убеждает современных мам и пап в необходимости такого развития.

Психологи считают, что такое стремление – как можно быстрее научить ребёнка всему и сразу – продиктовано неуверенностью родителей. Ими движет собственная нереализованность и жизненная неудовлетворённость. Поэтому сделать из своего чада вундеркинда становится просто целью всей их жизни.

Раннее развитие имеет не только свои плюсы, как утверждает Ассоциация, но и минусы. В качестве плюсов можно выделить:

  1. Общение с ребёнком. Какими бы сложными ни были занятия и уроки чтения, малыш проводит время с любимыми родителями. Такое общение необходимо и положительно сказывается на психологическом развитии ребёнка.
  2. Новая информация. Во время занятий чтению ребёнок узнаёт много нового и интересного для себя. Конечно, он и без раннего чтения познакомится с предметами и явлениями. Но развивающие книжки сделают этот процесс интереснее.
  3. Развитие мозга. Так как занятия по обучению чтению развивают ребёнка, его мозг тренируется без напряжения и всё схватывает на лету. Это поможет в школьные годы уменьшить нагрузку и успешнее справляться с учебными задачами.
  4. Приобретение полезных навыков. Раннее развитие – это тренировка мышления, освоение новых умений и навыков, развитие логики. Это «фундамент» для дальнейшего обучения. Следующие знания не смогут занять прочное место, если нет подготовки.
  5. Повышение самооценки. Похвала нужна и мамам и деткам. Когда родители занимаются с малышом, то осознание, что они делают что-то полезное, поднимает настроение. Да и ребёнок, чувствуя гордость родителей и слыша ласковые слова, стремится к новым победам.
  1. Родители увлекаются. Для них раннее развитие – своеобразная гонка и способ самореализации. Они хотят показать окружающим, каких высот может добиться их ребёнок и какой вклад в это был внесён с их стороны.
  2. Знания требуют сил и времени. Это относится и к мамам, и к детям. Занимаясь с ребёнком, мама может забывать о себе и посвящать время только занятиям для того, чтобы добиться лучших результатов. Да и ребёнку, в силу возрастных и психологических особенностей, трудно долго концентрировать своё внимание.
  3. Не учитываются интересы малыша. Главная деятельность раннего дошкольного возраста – игровая. И конечно, ребёнку интереснее играть в игрушки, смотреть мультики, общаться с домашними питомцами, чем сидеть за развивающими книжками и учиться читать. Важно учитывать желания ребёнка.
  4. Неподготовленность к новым знаниям. Мозг воспринимает ту информацию, которая соответствует возрасту и потребностям ребёнка. Если такое раннее обучение проводить с неподготовленным ребёнком, то в дальнейшем это плохо скажется на обучении в школе. Да и никакого желания ходить в образовательное учреждение у ребёнка не будет.

Каждый родитель самостоятельно принимает решение об оптимальном возрасте обучения чтению своего ребёнка. Но лучше при выборе учитывать плюсы и минусы раннего и своевременного развития.

Все о выборе аптечного аспиратора для малыша вы найдете .

Чтение в удовольствие: когда же начинать?

Психологи выделяют несколько физиологических особенностей ребёнка, которые стоит учитывать:

  1. Обязательным условием начала обучения является речь ребёнка. Он должен говорить не только словами, но и предложениями. Понимать то, что он говорит и для чего. Очень опасно начинать обучение, когда малыш ещё плохо разговаривает.
  2. Ребёнок без труда может назвать слово, которое начинается на букву М и заканчивается на букву А? Выделяет общий звук в нескольких словах? У него хорошо развит фонематический слух. И это очень важно для начала обучения чтению.
  3. У ребёнка не должно быть логопедических проблем. Если он не выговаривает какие-то буквы алфавита, то это нарушает фонематический слух и затрудняет чтение.
  4. Малыш должен пространственно мыслить и знать понятия «лево», «право». Так как читать ему придётся слева направо. Если пространственные понятия незнакомы, то ребёнок начинает читать как ему нравится: с той буквы, которая наиболее интересна.

Примерно данные признаки и умения проявляются к пятилетнему возрасту. Но каждый ребёнок индивидуален, и это не стоит забывать.

Если родители каждый вечер читают сказки перед сном, прививают любовь к чтению, знакомят малыша со стихотворениями чтением вслух, то последующее обучение ребёнка будет успешным и желанным.

Методики обучения чтению: какую выбрать?

Для раннего обучения чтению существует несколько методик, которые имеют свои особенности и рекомендации.

Какую же выбрать, чтобы добиться максимальных результатов?

  1. Азбука – каждая буква имеет картинку-помощницу, которая облегчает запоминание буквы. Например, А– это аист, М– молоко. Но такой способ плох для чтения, так как ребёнок совместно с буквой запоминает и образ, который относится к ней. Как ему понять, почему слово МАМА состоит из чередования аистов и молока, если он привык к таким картинкам?
  2. Букварь – это традиционный способ обучения. Современные буквари отличаются наличием ярких разнообразных картинок и героев. Но их принцип остался прежним – буквы соединяются в слоги, а слоги в слова. Хороший букварь не должен сначала знакомить детей со всеми буквами алфавита, а потом учить их составлять слоги. Лучше, чтобы изучение букв и слогов шло параллельно, потому что из двух согласных и того же количества гласных можно составить уйму слогов. Такая методика позволяет ребёнку самостоятельно получать слоги из букв и слова из слогов.
  3. Метод целых слов – его автором является американский учёный Глен Доман. Он провёл эксперимент, который заключался в следующем. Взгляд у младенцев начинает фокусироваться примерно с двухмесячного возраста, и они с интересом наблюдают и познают окружающий мир. Как раз в таком возрасте им в быстром темпе показывались карточки с предложениями или словами. А мама или педагог читали то, что было написано на карточках, вслух. Продолжительность таких занятий поначалу должна была составлять максимум 10 минут, а потом это время увеличивали. Ребёнок запоминал целые слова благодаря такому методу. К карточкам, на которых были написаны слова, предъявлялись особые требования: размер и высота букв, объём информации строго отбирались. С появлением такой методики родители с энтузиазмом начали писать карточки и проводить такие «ранние» занятия со своими младенцами. Но через какое-то время интерес ребёнка пропадал, а энтузиазм родителей постепенно угасал.
  4. Кубики Зайцева – о них слышали, наверное, все. Петербургский педагог Н. А. Зайцев придумал поместить склады на кубики, что позволило детям в игровой форме учиться читать. Вроде бы и хорошо, что учитывается основной вид деятельности ребёнка дошкольного возраста, но это не очень убедительное преимущество. А недостатков можно назвать несколько. Первый недостаток – стоимость комплекта. Кубики, таблицы-плакаты и аудиокассета могут влететь в копеечку «продвинутым» родителям. Второй недостаток – ребёнок лишается возможности понять, как появляются слоги, и использует уже готовый «материал».
  5. Система максимально раннего развития Павла Тюленева : девиз такой методики «Чем раньше, тем лучше». А конкретнее, П. Тюленев считает, что любой нормальный ребёнок к году легко научится складывать буквы в слова, а к двум освоит беглость чтения. Так же как и в методике целых слов используются карточки, которые зачитываются ребёнку с самого рождения. Важно следить, чтобы ребёнок не отвлекался на другие предметы. Если применять данную методику на практике, значит перескакивать все психологические этапы развития ребёнка и сразу переходить к выполнению умственных операций. А как же тогда игра и образное мышление?

Без игровых моментов в обучении научить ребёнка дошкольного возраста читать практически невозможно. Нужно стараться проводить занятия в игровой форме, использовать сказочных героев-помощников, составлять сценарии занятий.

  1. Важно не заставлять ребёнка читать, если он этого не хочет. Такие занятия должны вызывать положительные эмоции. Это будет полезным для дальнейшего обучения в школе и адаптации к получению знаний.
  2. Тщательно продумывайте задания, так как от этого зависит успешность обучения. Не нужно просить читать длинные предложения, пока не убедитесь, что ребёнок понимает смысл прочитанного.
  3. Продолжительность занятия должна составлять 10-15 минут. Помните – ребёнок быстро устаёт, тем более от нового вида деятельности. Если он потерял интерес, лучше закончить занятие и дать ему отдохнуть.
  4. И однозначного ответа, в каком возрасте стоит начинать такие занятия, просто нет. Не стоит забывать, что малыш не инструмент вашей самореализации, а личность со своими потребностями и особенностями.

    Важно понимать, какую цель преследует обучение, и тогда выбор подходящего времени начала таких занятий будет простым и очевидным. Успехов и терпения!

    Видео на тему