23.02.2024

Во сколько ребенок начал читать. Как и когда учить ребенка читать? Чтение в удовольствие: когда же начинать


Вопрос в журнале «Семья и школа»: Моей внучке четыре года, но она уже знает все буквы и просит, чтобы мы учили ее читать . Можно ли это делать сейчас или подождать, когда она подрастет? Во сколько лет учить ребенка читать ?

Отвечает Ф. Ипполитов, кандидат педагогических наук:

Разрешите начать ответ издалека. Вы, наверное, знаете: сейчас везде в большом ходу кибернетические устройства и кибернетические идеи. Среди этих идей есть одна, как будто очень простая: идея обратной связи.

Без обратной связи, вообще говоря, не мыслимо ни одно наше действие. Если мы протягиваем руку за стаканом воды, обратная связь нам обеспечена прикосновением к нему, ощущением этого предмета в ладони. Если мы беседуем со знакомым, его взгляд, мимика, реплики постоянно показывают нам, как он принимает и понимает наши слова. Это тоже обратная связь.

Хорошо, а причем тут ваш вопрос?

Сегодня известны тысячи случаев раннего обучения детей и грамоте, и математике, и чужому языку. Уже и в 3 года начинали это, и в 4. Иногда - как педагогический эксперимент, и занимались этим делом дипломированные педагоги и психологи, а иногда папы и мамы безо всякой науки (казалось бы) добивались, что их дитя в 4 года свободно читало на родном языке. Были случаи, когда такое обучение дорого обходилось маленькому человечку: возникали нервные расстройства, истощение мозга, даже задержки умственного развития. Но это редкие случаи, обычно же все проходило благополучно. Это и не удивительно - ребенок учится с первых лет «играючи» запоминает и усваивает великое множество знаний.

Но есть одно ограничение. В 3 — 4 года ребенок привык знакомиться с окружающим миром так, как ему удобней. Он и в рот все сует не от голода, а пощупать, как осязается губами новый предмет. Он и обследует все вещи под столом и под кроватью не потому, что хочет вывозиться в пыли: ему интересно, что «с той стороны». И когда старшие пресекают его попытки, вспомните, сколько горя и рыданий обычно бывает… Короче говоря, ребенок в раннем возрасте не может учиться принудительно. Всем известный школьный возраст- 7 лет - определен не вообще способностью принимать новые знания (она проявляется практически вместе со связной речью), а способностью терпения , способностью делать то, что нужно. Тут, конечно, другой вопрос - как воспитывать эту способность; она тоже в 7 лет разная у детей и зависит больше всего от предварительных усилий родителей.

Однако остается бесспорным: все удачные попытки раннего обучения основаны на умении превратить учебу в удовольствие для ребенка. Он сам должен подходить к взрослым и показывать новые выученные им буквы. Он сам должен напоминать, что сегодня с ним не занимались, и требовать этого. Как добиться такого положения? Ясно - сделать обучение интересным, поддерживать и поощрять малейший шаг вперед. И никакого принуждения, никакого понукания!

Иными словами: если вы хотите знать, можно ли учить вашего ребенка читать , - спрашивайте у самого ребенка! Только не словами спрашивайте, а делом. Приглядитесь, что особенно интересует девочку, и постарайтесь каким-то образом соединить эти интересы с предполагаемым обучением. Начните показывать, рассказывать. Затем прекратите, на день, другой, третий. Малышка не напоминает вам сама, не просит идти дальше?.. Значит, вы в чем-то оплошали - подумайте и постарайтесь начать по-другому. Опять то же самое? Сделайте третью попытку. Снова неудача?.. Ну уж тогда надо обождать - либо ребенок не готов, либо вы сами.

Следовательно, все дело в обратной связи: можете пытаться учить дитя чему угодно, в любом возрасте, но держите обратную связь! Ребенок зевает, отвлекается, пытается удрать от вас? Вот вам верный признак неблагополучия. Немедленно прекращайте дело и не позволяйте себе думать, что малыш в чем-то виноват, «не дозрел», «надо его приучать». Нет, это вы в чем-то не дозрели, виноваты, вам надо придумать что-то иное. Обратная связь недвусмысленно указывает на это.

О первом приучении детей в семье к музыке или спорту, грамоте или языкам есть много популярных книг. Там рекомендуются разные методы и подходы. Прежде чем пускать их в ход, стоит примерить - подходят ли они к вашему характеру, привычкам, темпераменту и опыту. Но главное - не в конкретных способах и методах, а в зоркости, в постоянном поглядывании на «объект воспитания»: Как идет дело? Все ли в порядке? Никто вам не скажет этого лучше, чем сам ребенок всем своим поведением.

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

Здравствуйте, дорогие читатели моего блога! С вами — психолог Ирина Иванова. Уверена, что вы все знаете про современную тенденцию раннего развития малышей.

Может быть, и среди ваших знакомых или коллег по работе есть мамочки, наперебой обсуждающие, в какой развивающий центр или школу раннего развития они водят своего кроху, когда учить ребенка читать (писать, считать, отличать круг от квадрата и т.д.), и не поздно ли начинать это обучение в 3-4 года.

Учитываем возрастные особенности

Кто-то занимается своего ребенка, потому что это престижно, но большинство мам, наслышанные о трудностях обучения в начальной школе, хотят облегчить своему малышу адаптацию к школьной жизни. К сожалению, при раннем обучении чтению не учитывается мнение психологов, а они все, как один аргументировано возражают против такой эскалации естественных процессов.

И сейчас, и 50-100 лет назад, возможности психики маленьких детей нисколько не изменились. Естественный процесс развития здорового ребенка невозможно ни ускорить, ни остановить. Его нервная система запрограммирована генетически на определенные стадии созревания структур головного мозга. Например, до 5-6 лет малыш не способен усваивать абстрактные образы.

Он оперирует только конкретными категориями, теми понятиями, которые он видит сейчас, или тем, что видел, слышал, ощущал в течение своей маленькой жизни. У него стадия наглядно-образного мышления, и никакими «волшебными» методиками не изменить эту закономерность.

Понять в 3-4 года, что такое «звук», «буква», «слово», «слог», ребенок просто не в состоянии. Да, возможно, он сможет сложить буквы в слог, если сможет механически запомнить их написание. Но прочесть простенькое предложение до конца и понять, о чем в нем говорится, сможет едва ли один трехлетний малыш из ста. Он просто забудет его начало, еще не дойдя до точки.

И второй, не менее важный аспект: ранний и средний дошкольный возраст – время Игры с большой буквы. Именно в игре крепче всего можно усвоить и знания, и умения, и способность к эмоциональному познанию мира. Не умея понять чувства других, не умея выразить свои эмоции, малыш останется «моральным инвалидом», как бы жестоко это не звучало.

Настоящая беда всех вундеркиндов – неумение налаживать контакты с окружающими, неумение определять свое место в социуме. Депрессии, расстройства психики, неврозы, неадекватные реакции на обычные ситуации, приверженность к вредным привычкам – вот цена, которую приходится платить ребенку в будущем за амбиции взрослых.

Это мнение исследователей проблематики раннего развития: известного психоневролога профессора В. Гарбузова, немецкого ученого доктора Х. фон Коля и многих других авторитетных специалистов.

А как правильно?

Главное, что нужно определить для себя родителям, решившим научить своего ребенка читать, хочет ли он этого сам? Невозможно осчастливить из-под палки, в основе всех событий и поступков, даже самых маленьких, лежит стимул. Обычно, желание читать, знакомиться с буквами появляется к 6-7, реже к 5 годам. Это и есть сенситивный (наиболее благоприятный) период для начала обучения чтению.

Лучше всего, если и родители малыша любят чтение, и регулярно читают своему ребенку лучшие произведения детской литературы. Культ хорошей книги передастся и подрастающему читателю, ведь он так хочет походить на маму или папу.

Для непроизвольного запоминания букв надо повесить возле детской кроватки детскую азбуку. Ложась спать, малыш будет видеть буквы и быстрее их запоминать. Выбирайте эту азбуку тщательно. Часто можно видеть, как, например, букву «О» сопровождает изображение А чков (очков), или Абезьяны (обезьяны).

С чего начинается обучение чтению? Вы думаете со сложения букв в слоги и слова? Отнюдь, чтение по слогам – далеко не первый этап. Гораздо важнее научить ребенка на слух выделять звук из слова или слога, делить слова на слоги, уметь находить первый и последний звук, придумывать слова на заданный звук.

Именно с этого подготовительного этапа берет начало и безупречное письмо. Таким упражнениям в игровой и соревновательной форме можно уделять всего 5-15 минуток в день, а польза от такой подготовки будет огромная.

Раньше ребенок учился читать в первых классах, на сегодняшний день он должен идти на подготовку к школе и уже уметь читать. Некоторые школы вообще отказываются принимать детей, если они не читают. При этом редко в детском садике серьезно подходят к своей работе и учат буквы, чтению. Впоследствии родители начинают паниковать, когда их дитя отказывается читать. Что делать в этом случае? Нужно ли заставлять? Как обучить свое чадо чтению?

Какой возраст подходит для занятий?

Многие родители должны раз и навсегда запомнить: спешки в вопросе обучения не должно быть. Некоторые родители начинают рассказывать, что их дитя в 2 года читает стихотворения Пушкина, другие при этом сильно волнуются по поводу у ребенка. Ни в коем случае не гонитесь за кем-то! У каждого малыша индивидуальный уровень развития. Вам просто нужно внимательно наблюдать за своим чадом, через время увидите, что он готов научиться читать.

Обращаем внимание на такие признаки :

  • Дитя разговаривает предложениями, может легко составить рассказ о конкретном событии, отлично пересказывает книги, фильмы.
  • Развился фонематичный слух – дитя правильно слышит, умеет распознавать все звуки. Возможно ли проверить эту способность? Легко! Дитя должно за вами повторить такие слоги – «Ка-га», «За-са», «Та-да». Через время нужно усложнить задачу – подберите изображения разных предметов, которые отличаются одним звуком. Например, лак-рак, шапка-лапка, миска-мишка . Главное, чтобы дитя уловило разницу и различало предметы на картинках.
  • Малыш не нуждается в помощи логопеда, правильно разговаривает;
  • Дитя нормально ориентируется в пространстве, знает, где «верх», «низ», «право», «влево» .

Если ребенок соответствует всем критериями, вы можете спокойно начинать заниматься с ним. Считается, что каждое дитя может научиться читать в 5 лет.

Какая методика чтения больше всего подходит?

На сегодняшний день существует несколько эффективных методик:

  • Глена Домана – чтение словами, здесь принимает участие зрительная память.
  • Н. Зайцева – чтение слогами. Ребенок заучивает, затем только читает слоги.
  • Звуко-буквенная методика – малыш слышит звуки, затем пробует их соотносить с конкретными буквами.
  • Сложение букв – сначала необходимо выучить буквы, затем складывать их. Например, «М» + «А» будет «МА».
  • Игровая методика считается самой легкой, потому что дитя расслаблено, не думает, что это нужно, не волнуется.

Основные принципы игровой методики

Сначала рекомендуется выучить все гласные буквы. Затем превратить их в «говорящих». Что это значит? Нужно подготовить 10 кружков из картона, на каждом написать маркером букву. Развесить их по квартире. Когда проходите с ребенком, он должен обязательно посмотреть на букву и произнести звук. После поменяйте кружки местами. Затем пусть ребенок ищет конкретную букву в книгах, в компьютере, в телевизоре. Сделайте все, чтобы поиск букв был веселой игрой.

Если удалось выучить все гласные, переходите к согласным. Не стоит нагружать дитя несколькими буквами, начните с одной. Лучше, чтобы это была «М» , ведь первое слово, которое говорит ребенок «Мама». Сразу же придумайте, с чем похожа буква, так легче будет понять малышу, что это. Например, на качели, часть бантика. Обязательно сделайте кружочек, пусть он будет продолжением гласных. Нужно постепенно вводить согласные. Когда выучили 2 или 3, можете составлять вместе слова. Купите магнитную азбуку. Через время ребенок начнет быстро усваивать материал.

Заметили, что ребенок хорошо знает буквы? Начните складывать вместе слова «С+О+М »,«К+О+С+А» , «К+О+М» и пр. Эта методика подходит для многих деток. С ее помощью можно вернуть интерес малыша к обучению. За счет того, что занятия выстраиваются в форме игры, ребенку интересно учиться.

Важно! Нельзя кричать, унижать и обижать дитя, если ему сложно читать. В этом случае учеба для него превращается в муку. вы ничего не добьетесь, а только ухудшите ситуацию. Вы должны найти стимулы для дитя. Например, можете читать ему вслух, специально останавливаться на интересном месте. Также читать вместе надписи, вывески.

Обычно проблема заключается в том, что родители сами неорганизованные. Решили заниматься? Делайте это до конца, а не махайте рукой, думая, что ничего не получится. Только регулярные и систематические занятия дадут результат.

Метод «Складушки» Вячеслава Воскобовича

С малышом мама или папа внимательно рассматривают рисунок на карточке, затем читают стихи, можно придумать сказку с городом «Склады» или смешные песенки с разными слогами.

Вы должны добиться того, что дитя будет не только петь слоги, но и сможет их показать. Складовые песенки помогут выделить отдельные слоги. Например, сыграйте в игру: «Помоги коту»: ребенок должен сложить слово КОТ , при этом найти склад КО . Все слова сначала должны быть понятные, близкие и достаточно простые.

Затем возьмите карточку и попросите малыша прочитать склад РА. Не может? Пропойте с ним песенку. Внимание! Слова нужно читать только большими буквами, при этом к каждому должна идти картинка.

Методика «Складушки» дает возможность трехлетнему ребенку научиться читать за полгода, а 6-летнему за месяц. Достаточно заниматься дважды в неделю по полчаса.

Преимущества такого развития в том, что у ребенка во время игры будет формироваться , он сможет придумывать сам для себя много чего интересного. Дети любят игры, поэтому с радостью принимают участие в них. Метод подходит, как для , так и для дошкольника.

Таким образом, не нужно паниковать, что ваше чадо не может читать. Всему свое время. Главное постоянно и активно с ним заниматься. Все делать необходимо спокойно, без лишних нервов, стрессов, а тем более . Эти методы запрещены в обучении, они еще больше усугубят проблему – ребенок вообще откажется учиться или у него начнут появляться страхи. Результат будет только тогда, если у дошкольника возникнет интерес к чтению!

Практически для всех современных родителей научить ребенка читать и писать стало своего рода спортивным соревнованием. С появлением моды на всевозможные методики раннего развития, родители буквально устраивают перегонки: чей ребенок научился раньше читать.

Ни для кого не секрет, что времена, когда мы считались самой читающей страной в мире, ушли безвозвратно. Теперь мы не можем похвастаться таким культурным уровнем, однако в этом не стоит винить развал Советского Союза. Появление компьютеров, видеоигр, телешоу и самых разнообразных фильмов намного больше привлекают молодежь, чем книги. Однако психологи и педагоги утверждают, что существует еще одна причина снижения у молодого населения любви к книгам - это раннее обучение чтению .

Зачастую, как уже было сказано, родители воспринимают умение ребенка читать как некое собственное достижение. Желание и заинтересованность в этом процессе самого ребенка заботливых мам совсем не интересует. Вот и получается, что обучая малыша читать, мы одновременно прививаем большую неприязнь к этому действу. Когда дети вырастают, и мамы уже не так сильно влияют на них, они просто перестают читать, ведь книга ассоциируется у них с ужасной скукой и обязаловкой.

Так все-таки , есть ли определенный период, когда ребенка нужно учить читать? Как узнать этот момент и как правильно начать обучение, чтобы не отбить навсегда желание читать у своего малыша?

Модные методики

Сейчас, в период огромного количества информации и новых педагогических и психологических теорий, в мир воспитания ребенка ворвалась мода на раннее развитие. Большое количество психологов хором утверждает, что познавательная активность ребенка наиболее интенсивна в период от 3 месяцев до 3 лет . Объясняют свой выбор возраста психологи тем, что именно в этот период человеческий мозг впитывает всю информацию, которую получает.

Один из основных идеологов раннего обучения - японский ученый Масару Ибуки даже выпустил книгу «После 3 уже поздно», в которой утверждает, что до трех лет ребенка можно научить практически всему. Возможность перегрузить ребенка информацией педагог отбрасывает, говоря о том, что детский мозг перестает воспринимать информацию, когда ее слишком много и просто отключается.

Кроме Масару Ибуки, существует огромное количество солидарных с ним ученых, например Глен Доман, Зайцев и так далее. Все они утверждают, что чем младше ребенок, тем легче и быстрее он воспринимает новую информацию.

Будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную жизнь родители не подозревают, что в раннем обучении существуют подводные камни.

Почему же раннее обучение получило такую неимоверную популярность среди молодых родителей? Этому есть различные объяснения. Одним из них является попытка родителей компенсировать свои неудачи в прошлом . Они хотят сделать из своего ребенка вундеркиндом не для его блага, а для того чтобы удовлетворить свое самолюбие. Возможно, кто-то не достиг желанных целей, не добился той жизни, которой хотел и теперь через ребенка пытается реализовать себя. Не стоит думать, что эти родители - монстры и намеренно издеваются над малышом. Зачастую такая мотивация воспитать ребенка-гения у них абсолютно не осознана, и они искренне верят, что ребенок сам этого хочет, что ему это интересно и что родители стараются для своего малыша. Но будучи уверенными, что рано развитые таланты обеспечат ребенку успешную учебу и дальнейшую жизнь родители даже не подозревают, что в таком раннем обучении существуют подводные камни.

Что там, в голове?

Существуют три основных этапа развития и созревания мозга. Процесс этот длительный и происходит от рождения и до 15 лет.

С начала беременности и до трех лет в детском мозгу формируются те структуры и системы, которые будут отвечать за физическое, эмоциональное состояние ребенка, а также за его познавательные способности. Эти структуры называются первым функциональным блоком мозга.

После трех и до 7-8 лет развивается второй функциональный блок. Этот блок отвечает за восприятие малыша. Органы зрения, слуха, обоняния и осязания будут контролироваться именно этим блоком.

До 12-15 лет развивается последний третий блок. Этот блок контролирует и организовывает активную и сознательную психическую деятельность ребенка.

Вы видите, что существует определённая последовательность развития функций мозга. Без первой ступени не может развиваться вторая и так далее. Когда мы пытаемся перепрыгнуть один уровень развития, мы рискуем прийти к негативным последствиям. Сбой программы развития мозга может повредить те процессы, которые происходят в мозгу и которые должны развиваться в определенное время и при определенных условиях.

Разумеется, негативного эффекта раннего обучения можно и не заметить в течение нескольких лет, однако они все равно рано или поздно проявятся. А проявиться такие сбои в программе мозга могут в виде неврозов, заикания, нервных тиков , да и просто в проблемах с социальными контактами.

Что касается именно раннего чтения, то стоит сказать, что этот процесс из-за своей тяжести для маленького ребенка, вызывает сильный приток крови к головному мозгу, ослабляя тем самым кровоснабжение дыхательных и пищеварительных органов.

К тому же не стоит забывать о вреде для зрения . Все офтальмологи дружно заявляют, что учить читать ребенка, не достигшему пятилетнего возраста - это значит своими руками портить ему зрение. Цилиарная мышца, которая отвечает за зрение, развивается как раз до 5-6 лет, заставляя ребенка так сильно перегружать глаза до этого возраста, вы рискуете разить у ребенка близорукость.

Верить ли в раннее обучение?

Подобные методики действительно заинтересовывают не только с педагогической точки зрения, но и с точки зрения любящих родителей. Кто бы не хотел, чтобы ребенок знал английский язык уже с шести лет, решал задачи уровня средней школы, будучи в первом классе. Картина действительно привлекательная и как утверждают авторы методик - реальная и выполнимая. Но об эффективности этих методик мы слышим только от самих авторов, а вот про их вред в один голос говорят многие врачи и педагоги. Помогает и статистика, согласно которой дети, позднее научившиеся читать и писать, в школе учатся намного успешнее своих «ранних» сверстников.

Юные дарования

Еще одним минусом, о котором никогда не упоминают авторы методик раннего развития - это десоциализация ребенка . Дело в том, что возраст от 3 до 7 лет - это период, когда основная деятельность ребенка - это общение и познание основных моральных норм и законов. В этом возрасте малыш должен постоянно общаться со сверстниками и взрослыми, учиться контактировать с людьми, находить общий язык, свободно чувствовать себя в социуме. А вместо этого ему нужно сидеть за книгой вместе с вами. Разумеется, в такой ситуации, ни о какой адаптации к обществу не будет идти и речи, ведь у ребенка просто отбирают возможность заниматься тем, чем он должен заниматься в этом возрасте.

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность.

Основная форма деятельности ребенка в этом возрасте - это игра . Именно играя, ребенок учится общению, разделяет добро и зло, хорошие и плохие поступки. Этап обучения наступает у малыша позже - когда он идет в школу и уже готов к этому. Поклонники же раннего обучения, не дожидаясь психологической готовности малыша, сразу же окунают его в процесс обучения, не задумываясь о том, что это крайне сложно для ребенка этого возраста.

Именно и поэтому новоиспеченные одаренные дети, которые читают с двух лет, пишут с трех и знают наизусть несколько десятков стихов так и не находят друзей среди сверстников. Зачастую они замкнуты и малообщительны, не умеют находить общий язык с окружающими, и не идут на контакт.

Еще более опасной является сегодняшняя тенденция обучать ребенка не только чтению, но и точным наукам в возрасте до пяти лет. Таким образом, у ребенка напрочь отключается воображение , образное мышление, а ведь это так важно для развития малыша.

Как же учить?

Если вы все-таки решились учить ребенка читать, то помните, что самое главное в этом процессе - его желание и заинтересованность . Если вы сами понимаете, зачем ребенку уметь читать, вы без труда объясните ему это и мотивируете на обучение.

В этой статье речь пойдет о чтении с ребенком до 1 года. Многие родители думают, что рано начинать читать книги ребенку не имеет смысла, т.к. малыш все равно еще ничего не понимает. Однако это не так. Чем раньше вы начнете читать книги своему ребенку, тем лучше, а почему – я расскажу в этой статье. Также из статьи вы узнаете, какие книги лучше всего подходят для чтения до года, и какие картинки наиболее интересны и полезны для малыша.

Почему нужно читать книги ребенку с самого рождения

  • Читая маленькому ребенку книги, вы расширяете его пассивный словарный запас . Конечно, малыш не сразу начнет понимать смысл услышанного, но слова будут откладываться в его памяти, и постепенно он все больше будет отождествлять их с реальными понятиями. Таким образом, чтение способствует развитию речи.
  • Как и другие развивающие занятия в раннем возрасте, чтение книг учит малыша концентрировать внимание , что очень пригодится ему для дальнейшего обучения.
  • Любое общение с родителями очень ценно для ребенка. Ребенку нравится звучание родительских голосов. Наверняка вы постоянно разговариваете со своим малышом. Чтение сказок и стихов, рассматривание картинок в книгах еще больше обогатит впечатления малыша.
  • Чтение способствует развитию воображения ребенка. На первый взгляд может показаться, что мультфильмы ничуть не хуже книг могут справляться с познавательной и воспитательной ролью в жизни ребенка. Однако в отличие от книги, мультфильм не дает пространство для воображения. К тому же во время просмотра мультика у ребенка нет времени для осмысления полученной информации, так как он должен воспринимать новые видеоряды, появляющиеся на экране.

Что и как читать?


Начинать знакомство с книгами следует с коротких ритмичных стихов и простых сказок, основанных на многократном повторении, таких как «Репка», «Теремок», «Колобок». Благодаря повторам ребенок лучше запоминает и усваивает информацию. По мере проявления большего интереса к книгам, можно вводить сказки с более «замысловатым» сюжетом («Три поросенка», «Три медведя», «Волк и семеро козлят», «Красная шапочка» и т.п.), а также более длинные и разнообразные стихотворения. Если ребенок знаком с книгами с пеленок, то он будет с удовольствием и интересом слушать Чуковского, Маршака уже в год. Более подробный список книг для чтения с детьми до 1 года вы найдете здесь:

Когда вы читаете книгу своему ребенку, обязательно останавливайтесь и объясняйте те слова, которые ваш малыш еще не знает и не понимает. Разглядывайте вместе иллюстрации, рассказывайте малышу обо всех деталях, изображенных на картинке, показывайте, где находятся герои сказки, что и как они делают, где летает маленькая бабочка и растет цветочек. Время от времени спрашивайте малыша «Где мишка? Где собачка?».

Такие вопросы просто необходимы для поддержания внимания ребенка, а также позволяют ему быть активным участником вашей беседы. Конечно, первое время вам придется самим отвечать на свои вопросы. Но постепенно (месяцев в 9-10) малыш начнет тыкать пальчиком туда, куда вы ожидаете.

Не бойтесь помногу раз перечитывать одни и те же сказки, дети очень консервативны в своих вкусах, любят многократные повторы и просят снова и снова перечитывать любимые книги. Большое количество повторений, кстати, отлично тренирует память ребенка.

Ребенку полезно также рассматривать так называемые учебники для малышей (Например, книга Олеси Жуковой «Первый учебник малыша » (Ozon , Лабиринт , My-shop ). В таких книгах много картинок, формирующих базовый словарный запас малыша. В них представлены изображения одежды, игрушек, овощей и фруктов, транспорта и т.д. Такой учебник вы можете сделать и сами, вырезая картинки из журналов и прочей ненужной макулатуры и приклеивая их в альбом.

Какие картинки рассматривать с малышом?

Для детей до года важно помнить такое правило: Чем младше ребенок, тем крупнее картинки стоит ему показывать. Картинки в приобретаемых книгах должны быть понятные. Самым маленьким будут очень интересны обучающие книги из серии «Школа семи гномов » — «Мои любимые игрушки », «», «Цветные картинки ». В них на одной странице изображен только один предмет, без лишних деталей.

Месяцев в 9-10 ребенку становятся интересны не только предметы, но и простейшие действия – собачка идет, мальчик хлопает в ладоши, котенок умывается, девочка кушает и т.д. Для этого этапа подойдут книги «Кто что делает? », «Моя первая книжка » (также из серии «ШСГ»). К каждому действию в этих книгах предлагается упрощенное название – «топ-топ», «хлоп-хлоп», «буль-буль», «ням-ням» и т.д.

По мере взросления ребенок начинает проявлять все больше интереса к мелким деталям на картинках, он начинает замечать маленьких букашек, ему становится интересно отыскивать ягодки и грибочки. Поэтому в библиотеке малыша должны будут появиться книжки с более детальными изображениями.

Старайтесь подбирать для своего малыша книги с качественными иллюстрациями. Хорошенько оцените книгу еще в магазине. Современные издательства не всегда тщательно подходят к вопросу создания иллюстраций. Сейчас издается немало книг, сделанных «тяп-ляп» на компьютере, где герои могут копироваться из страницы в страницу даже без изменения позы и выражения лица. То, какие картинки вы показываете малышу с детства, безусловно, повлияет на его художественные вкусы.

Книга о малыше

Еще одну очень полезную книгу для малыша вы можете сделать сами. Ребенок будет смотреть ее с огромным удовольствием, и это неслучайно, ведь эта книга будет про него самого! Для создания такой книги вам понадобится альбом для фотографий и подборка качественных фотографий самого малыша, мамы, папы, других близких родственников, домашних животных и даже любимых игрушек. Нужны также фотографии, изображающие самые простые действия ребенка: Маша кушает, Маша спит, купается, читает книжку, качается на качелях и т.д. Желательно, чтобы на одной странице была только одна фотография, а под ней короткая подпись крупными печатными красными буквами – «Мама» или «Маша спит». Здесь используется тот же принцип, что и при – ребенок визуально запоминает написание произносимых вами слов. После многократного просмотра, он без труда будет узнавать слово «мама», написанное в другом месте.

Немного из нашего опыта чтения книг до года

Своей дочке мы начали читать книжки ежедневно где-то в возрасте 3-х месяцев. Первое время она внимательно их слушала, не отвлекалась, во все вникала (насколько это возможно делать в 3-х месячном возрасте). Но потом, месяцев в 6, она практически перестала проявлять интерес к книгам. Завидев книгу в моих руках, она либо принималась ее грызть, либо просто уползала от меня. Я даже начала переживать, что малышка у нас совершенно не усидчивая. Но здравый смысл подсказывал, что, возможно, это просто такой период развития, который надо переждать. Поэтому мы хоть и регулярно предлагали дочери полистать книги, но делали это не слишком навязчиво.

Интерес к книгам вернулся в возрасте 9 месяцев (и по сей день Тася просто обожает читать книги). И этот интерес стал более осознанным. Дочь не просто смотрела на многообразие пестрых цветов, слушая мой голос, она действительно понимала, что изображено на картинках, начала связывать картинки с реальной жизнью. В 10 месяцев Тася уже хорошо отвечала на вопросы типа «Где корова?», тыкая пальчиком в нужное место на картинке.

Свой собственный альбом с фотографиями Тая любила смотреть больше всего. Мы пролистывали его по несколько раз туда и обратно, и ей все равно этого было мало. Она с удовольствием показывала, где мама, где папа. С 10 месяцев, показывала в альбоме на свое фото, говорила «Тааа» (т.е. Тася).

На этом закругляюсь, до встречи! Обязательно посмотрите статьи: