09.12.2023

Золотое сечение - пропорции красоты. Идеальные пропорции лица Как проходит контурная пластика скул и как долго длится процедура


Лицо - это не просто внешность. Это отражение генетических и национальных особенностей, черт характера, уровня культуры и образования, а также многих других аспектов. И все-таки первое, на что обращают внимание окружающие, - это красота. Золотое сечение лица позволяет определить соответствие внешности идеальным параметрам.

Немного теории

Людям свойственно преклоняться перед красотой, особенно если речь идет о внешности. Параметры красоты постоянно менялись до тех пор, пока не стало известно такое понятие, как золотое сечение лица. Это касается не только внешности. Золотое сечение характеризует пропорциональность и гармонию. Имеется в виду такое деление прямого отрезка на неравные части, чтобы общая длина соотносилась с наибольшей частью так, как последняя относится к наименьшей.

Первооткрывателем данной теории был древний математик Пифагор. Он пришел к выводу, что идеальным параметром красоты является соотношение 1:1,618. Это открытие, а также работы Леонардо да Винчи в свое время взял за основу известный пластический хирург Стивен Марквардт. Он специализировался на коррекции дефектов, которые являются врожденными или возникли в результате несчастных случаев.

"Маска" Марквардта

Марквардт на протяжении многих лет занимался изучением лиц, которые соответствовали стандартам красоты. Исходя из результатов своих наблюдений, а также на основе трудов предшественников доктор пришел к некоторым выводам. Он условно разделил лицо на пятиугольники и треугольники, стороны которых имеют соотношение 1:1,618. В результате получилась так называемая маска красоты, которая определяет золотое сечение лица. Если она совпадает с вашими чертами, то вы можете считать себя красивыми. Интересно, что практически все знаменитости прошлого века почти идеально соответствуют заданным параметрам.

Современные технологии

Современные пластические хирурги вряд ли будут на глаз сравнивать лицо человека и идеальную маску. В этой отрасли нет места приблизительности, а нужна буквально ювелирная точность. К счастью, известный пластический хирург создал компьютерную программу, которая позволяет смоделировать идеальное лицо по золотому сечению.

Достаточно загрузить фотографию лица. Она должна быть сделана по определенным правилам (голову нужно держать прямо, смотря на вытянутые вперед кисти рук). Далее следует процедура обработки, которая заключается в наложении на изображение идеальной маски, определяющей золотое сечение лица. Программа на выходе дает скорректированную фотографию, по которой хирург сможет определить фронт работ. Ну а клиент сможет оценить предполагаемый результат операции и окончательно развеять все сомнения по поводу ее необходимости.

Стоит отметить, что "идеально" не всегда означает "хорошо". Порой усовершенствованное лицо теряет свою изюминку. Именно поэтому многие клиенты отказываются от операции, оценив результат, который выдала программа.

Золотое сечение - пропорция лица

Многие грезят идеальной внешностью, но далеко не все имеют четкое представление о том, какие пропорции можно считать гармоничными. Формула золотого сечения лица неразрывно связана с числом 1,618 и прочими соотношениями. Так, пропорции красоты можно описать следующим образом:

  • отношение высоты и ширины лица должно равняться 1,618;
  • если разделить длину рта и ширину крыльев носа, то получится 1,618;
  • при делении и бровями, опять-таки, получается 1,618;
  • длина глаз должна совпадать с расстоянием между ними, а также с шириной носа;
  • участки лица от до бровей, от переносицы до кончика носа, и нижняя часть до подбородка должны быть равными;
  • если от зрачков провести к уголкам губ, то получится три равных по ширине участка.

Нужно понимать, что в природе совпадение всех параметров встречается достаточно редко. Но в этом нет ничего дурного. Это вовсе не значит, что лица, не соответствующие идеальным пропорциям, можно назвать некрасивыми или немиловидными. Напротив, именно "дефекты" порой придают лицу незабываемый шарм.

Золотое сечение лица: как измерить?

К сожалению, люди часто бывают неуверенными в себе, а особенно - в своей внешности. Даже видя в зеркале миловидное лицо, они не верят в свою привлекательность и стараются найти какие-то изъяны. Чтобы развеять все сомнения, стоит произвести следующие замеры:

  • ширина и длина носа;
  • длина брови от начала до конца и длина изгиба;
  • длина губ, а также ширина крыльев носа.

Указанные пары показателей нужно разделить (найти отношение большего к меньшему). Чем ближе будут полученные результаты к волшебному числу 1,618, тем ближе ваши черты лица к идеалу. Если же результаты ваших расчетов далеки от заветного показателя, не стоит расстраиваться. Никто не будет ходить за вами с линейкой и калькулятором. Доверяйте мнению близких и своему отражению в зеркале.

Идеальное лицо

Традиционно образцом красоты считают известных личностей. Люди стремятся им подражать во всем и даже обращаются к пластическим хирургам с просьбой сделать себя похожим на любимого певца или актера. Тем не менее золотое сечение лица характерно не для всех знаменитостей. Если же говорить об идеальных параметрах, то это, скорее, сборный образ:

  • лоб Кейт Мосс почти на 99% соответствует принципам золотого сечения;
  • идеальными глазами может похвасться Скарлетт Йохансон, а вот обрамлять их должны брови Ким Кардашьян;
  • полностью совпадают с представлениями о красоте нос и подбородок Эмбер Херд;
  • пухлые губки также можно считать идеальными;
  • больше всего соответствует золотому сечению Рианны.

Не стоит всерьез воспринимать подобные исследования, ведь они не имеют под собой никакого научного обоснования. Совместив идеальные черты лица от разных людей, можно получить не более чем правильное с точки зрения пропорций лицо. Тем не менее оно вряд ли покажется вам миловидным. И уж тем более не стоит перекраивать свою внешность под кумиров.

Как добиться идеальных пропорций без пластической операции

Пластическая операция - это не только дорогое удовольствие, но еще и очень рискованная процедура. Тем не менее это не единственный способ применить золотое сечение. Лицо человека вполне возможно скорректировать и при помощи менее радикальных методик.

Достаточно большое распространение получила такая практика, как перманентный макияж. Путем введения под кожу пигмента можно изменить форму бровей или губ, а также скорректировать Настоящие профессионалы даже могут внести коррективы в восприятие формы носа. Тем не менее найти хорошего мастера не так уж и просто. Именно поэтому, если вас преследует опасение, стоит начать с визажа.

Основным оружием визажиста является палитра тональных средств, благодаря которым можно кардинально изменить пропорции лица. Вам вряд ли удастся сделать это самостоятельно, если только вы не профессиональный художник. Правила золотого сечения лица обязан знать каждый уважающий себя специалист в сфере визажа. Если невозможно определить необходимые изменения "на глаз", то идеальным вариантом будет использование программы Маркуорта.

Золотое сечение в природе

Правила золотого сечения лица возникли не на пустом месте. Подробно изучая природу, ученые пришли к выводу, что многие ее творения подчиняются этому закону. Даже в Священном писании сказано, что все в природе подчиняется определенному закону. Ученым осталось лишь найти подтверждение. Подобно раковине, устроены и рога животных и их бивни, а вот если говорить о человеке, то наиболее ярким примером можно считать ухо (не зря его называют ушной раковиной).

Путем многовековых исследований удалось установить, что золотое сечение просматривается в семенах подсолнечника, сосновых шишках, кактусах, цветочных лепестках. В них очевидно проявляется спиралевидная форма и ряд Фибоначчи. А самым ярким примером, пожалуй, можно считать морскую раковину. Это совершенная геометрическая форма, считается эталоном золотого сечения.

Выводы

На протяжении многих веков ученые изучали закономерности строения тех или иных природных объектов. Они пришли к выводу, что для них справедливо правило золотого сечения. А поскольку человек является такой же неотъемлемой частью природы, как цветок, раковина или семя подсолнечника, то и пропорции его лица и тела должны подчиняться определенным законам. Золотое сечение и здесь нашло свое применение.

На смену теоретическим изысканиям всегда приходят практические эксперименты. Вполне естественно, что ученые захотели вывести формулу идеального лица, которое можно было бы считать эталоном красоты. Именно так человечество узнало о волшебной пропорции 1:1,618, а также получило представление о маске золотого сечения. С тех пор люди всех полов и возрастов загорелись идеей довести свою внешность до идеала.

На данный момент золотое сечение активно используется как в пластической хирургии, так и в визаже. Фундаментальные знания о пропорциях человеческой внешности позволяют специалистам исправлять серьезные дефекты, которые носят как врожденный, так и приобретенный характер. Кроме того, воспользовавшись правилами золотого сечения, каждый может сравнить свою внешность с идеальными параметрами.

Мы начинаем новую серию тематических статей о лице.
Лицо у человека всегда было и будет ключевой частью внешности. Именно на лицо мы обращаем внимание, подбираем вещи к лицу, привлекаем внимание и украшаем - лицо.
Форма лица, его пропорции, линии, черты влияют на впечатление о человеке, на его образ в целом. Поэтому очень важно учитывать особенности своего лица при создании образа и своего стиля.
В этой серии статей мы рассмотрим разные типы и формы лица, поговорим об особенностях подбора аксессуаров, украшений, макияжа с учетом особенностей лица, рассмотрим влияние тех или иных черт лица на восприятие внешности.

А начнем мы... с идеала:)
Чтобы определенно говорить о "больших глазах", "круглом лице", "маленьком носе" нужно в первую очередь определиться, что считать точкой отсчета.
Разумеется, речи о том, "сколько вешать в граммах", точнее, какого размера должны быть части лица в сантиметрах, быть не может.
Обычно, когда говорят о характеристиках черт лица, подразумевают пропорции, соотношение размеров разных частей лица между собой и их отношение к лицу в целом.
Так какие же пропорции считаются идеальными?

1. Соотношение длины лица (от линии, проходящей через нижнюю точку подбородка до линии роста волос) к ширине лица в самом широком месте составляет приблизительно 1,61 - так называемое "золотое сечение". Это соотношение длин двух отрезков друг к другу использовали еще античные математики, но широкое распространение - и в математике, и в живописи, и в архитектуре, и во многих других областях оно обрело с легкой руки Леонардо да Винчи.

2. Ширина лица по линии глаз равна длине глаза от внешнего уголка до внутреннего (без учета ресниц), умноженной на пять. При этом идеальное расстояние между внутренними углами глаз равно одной длине глаза. Расстояние от внешнего угла глаза до уха также равно одной длине глаза или чуть меньше. Здесь мнения разнятся: часть источников говорит о расстоянии между внешним углом глаза и краем лица, часть - о расстоянии между глазом и ухом.

3. Глаза находятся на линии, делящей голову горизонтально пополам. Речь идет не о лице, а о голове в целом - от линии по нижней точке подбородка до макушки. Линия глаз делит ее на две равные части.

4. Расстояние от верхней линии роста волос до линии бровей равно расстоянию от линии бровей до линии носа и равно расстоянию от линии носа до линии подбородка.

5. Ширина носа равна расстоянию между внутренними уголками глаз:

6. Ширина рта равна расстоянию между радужками глаз. В некоторых источниках предлагается расстояние между зрачками глаз, но на самом деле погрешность здесь невелика:

Если соединить линиями точки внешних углов глаз (без учета ресниц) и точку середины края нижней губы, получится равносторонний треугольник:

7. Брови. Бровь начинается на линии, проходящей вертикально через внутренний угол глаза и линию крыла носа, а заканчивается в точке пересечения с линией, проведенной от крыла носа через внешний угол глаза:

8. Уши расположены между линией глаз и линией носа, их размер соответствует расстоянию между этими линиями:

9. Высота подбородка равна длине глаза:

Это основные пропорции лица. Именно значительное отклонение от них в ту или иную сторону определяет значение характеристик "большой", "маленький", "низкий", "высокий" и так далее.

В следующий раз поговорим о способах определения пропорций своего лица, а также рассмотрим различные варианты форм лица.

34. ЭСТЕТИЧЕСКАЯ ХИРУРГИЯ

34.1. ВОЗРАСТНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ МЯГКИХ ТКАНЕЙ ЛИЦА И ШЕИ ……………..319

34.2. ДЕФОРМАЦИИ НАРУЖНОГО НОСА ……………………………………………..325

34.3. ДЕФОРМАЦИЯ НАРУЖНОГО УХА ………………………………………………336

Лицо - это передний отдел головы человека. Условно верхняя граница проходит по ли­нии, отделяющей волосистую часть кожи головы от кожи лба. Анатомическая верхняя граница лицевой части черепа - это линия, проводимая через глабеллу (переносицу), надбровные ду­ги, верхний край скуловой кости и дуги до наружного слухового прохода. Боковая граница - по линии прикрепления ушной раковины сзади и задний край ветви нижней челюсти, а нижняя - угол и нижний край нижней челюсти. Рельеф лица и его профиль определяются формой наи­более выпуклых участков - лба, надбровных и скуловых дуг, носа, а также формой мягких тка­ней губ и щек.

Лицо, представляя собой лишь часть головы человека, является главной характеристикой его внешности, т.к. лицо каждого человека обладает индивидуальностью. По лицу человека можно судить о его возрасте, состоянии здоровья, характере, наличии сопутствующих заболе­ваний и т.п.

В 1528 году художник Альбрехт Дюрер в книге о пропорциях человека указывает, что про­порции лица не только строго индивидуальные, но и стабильные. Известно, что у новорожден­ного размер головы в высоту составляет 1/4 часть от всей длины тела, у ребенка 7 лет - 1/6, а у взрослого - 1/8 часть. В клинике принято подразделять лицо на топографо-анатомические области. Различают лицевую часть лобной области головы (надбровные области, надперено­сье) и собственно лицо, состоящее из следующих областей: глазниц, носа, подглазничных, ро­товой, щечных, скуловых, околоушно-жевательных и подбородочной. Пропорции высоты, ши­рины и профиля лица изменяются с возрастом.

При старении, в связи с изменением зубочелюстного аппарата (потерей зубов, атрофией альвеолярного отростка), высота верхней и нижней челюстей уменьшается. В результате этого носогубные и подбородочногубные складки становятся резко выраженными. Инволютивные из­менения захватывают мягкие ткани (тонус мышц снижается, происходит частичная атрофия их из-за недостаточной нагрузки). С возрастом истончается жировая клетчатка и эластичность ко­жи теряется, упругость ее снижена, кожа становится дряблой и складки на лице уже не рас­правляются и образуются морщины. В связи с тем, что тонус мышц снижен, появление морщин еще больше усиливается. Следует отметить, что носогубные и подбородочногубные складки бывают выражены и в сравнительно молодом (до 40 лет) возрасте. В области наружного угла глаз появляется сеть мелких морщин в форме «гусиной лапки» (их появление ускоряет привыч­ка некоторых людей прищуривать глаза). С возрастом на лбу появляются или углубляются лоб­ные складки кожи (продольные или поперечные между бровями - складки мыслителей). Черты лица заостряются, щеки обвисают, появляются избытки кожи век, подбородка и щек.

Стремление к красоте присуще людям извечно и оно является одним из факторов совер­шенствования человека. Эстетическая хирургия способна воспрепятствовать старению.

Эстетическая (косметическая) хирургия является разделом пластической хирургии. Целью эстетической хирургии челюстно-лицевой области является устранение обращающих на себя внимание изменений (возрастных и др.) и дефектов (врожденных или приобретенных). По­сле проведения любой косметической операции остается рубец, который должен удовлетво­рять пациента в эстетическом отношении. Это достигается тем, что разрезы располагаются по ходу естественных складок и борозд.

Отбор пациентов для проведения эстетических оперативных вмешательств является очень важным этапом, т.к. в этот промежуток времени общения с пациентом решается вопрос о возможности выполнения операции данному человеку. Врачу приходиться сталкиваться с неко­торыми людьми, которые при отсутствии косметических недостатков, все же находят у себя не­эстетический вид отдельных частей лица. Они фиксируют на этом свое внимание и все неудачи в жизни (личной или профессиональной) связывают только с этим и проявляют большую на­стойчивость в своем желании быть оперированными. При отсутствии показаний для проведе­ния операции необходимо отказать такому пациенту, т.к. оперативное вмешательство может для него в будущем стать источником душевных переживаний и страданий.

Показания для проведения операций могут быть абсолютными (при наличии выражен­ных и очень заметных косметических дефектов) и относительными (если недостатки слабо-выражены и малозаметны). В последнем случае следует правильно оценить психическое со­стояние пациента с точки зрения возможности совмещения его пожеланий с тяжестью космети­ческого дефекта. Косметическая операция должна выполняться практически здоровым людям.

В челюстно-лицевой области данные операции необходимо проводить у пациентов, достигших 17-18 лет. Исключение составляют лица с врожденными деформациями ушных раковин (лопоухостью), которым хирургическое вмешательство можно проводить в 6-7 летнем возрасте, т.е. перед поступлением в школу.

Пропорции лица пациента в пластической хирургии. Привлекательные лица, как и другие участки тела человека, имеют определенные общие пропорции и взаимоотношения своих частей. Для разработки оптимального плана лечения для пациента, интересующегося ринопластикой, эти пропорции должны быть тщательно проанализированы. При выраженных диспропорциях и серьезных нарушениях взаимоотношений частей лица их коррекция может быть обеспечена только с помощью объемных ортогнатических и даже краниофациальных операций. Сообщение об этом, как правило, является большой неожиданностью для пациента. Вместе с тем все эти особенности должны быть обсуждены с пациентом и приняты во внимание при составлении плана оперативного лечения в каждом конкретном наблюдении. Кроме того, должны быть тщательно изучены форма, пропорции и взаимоотношения отдельных частей самого носа.

Такой подход меняет мышление пластического ринохирурга и заставляет его отказаться от постоянного повторения рутинной редукционной пластики носа в каждом случае в пользу достижения более высоких эстетических результатов, используя методы укрепления тканей носа с применением трансплантатов для увеличения проекции корня, спинки и кончика носа, изменяющих короткий нос и т. д.

В этой части представлены схемы, иллюстрирующие пропорции и взаимоотношения частей лица, которые могут быть полезны при обследовании пациента перед пластикой носа.

Пропорции лица пациента в пластической хирургии. Вид спереди лица, изображенного в соответствии с эстетическими критериями.

Лицо разделено на пять равных частей линиями, проведенными через наиболее выступающие вбок части головы, латеральные и медиальные кантусы.

Ширина рта равна расстоянию от стомиона до подбородка.

Расстояние от бровей до подбородка равно ширине лица на уровне скул.

Расстояние от нижнего края орбиты до основания носа равно ширине основания носа или ½ высоты средней зоны лица.

Пропорции лица: А - лицо разделено на трети линиями, проведенными через ментон, основание носа, точки на уровне верхних краев орбит (бровей ); Б - нижняя треть лица разделена линией, проведенной через стомион, на 1/3 и 2/3.

Нижняя треть лица делится пополам линией, проведенной на уровне каймы нижней губ.

Горизонтальная линия, проведенная через борозду между нижней губой и подбородком, делит расстояние от стомиона до ментона в соотношении 1:2

Длина носа (RT ) должна быть равна расстоянию между точкой смыкания губ и крайней точкой подбородка (SM ).

Профиль, изображенный с учетом эстетических пропорций.

Естественный горизонтальный уровень лица может соответствовать или не соответствовать франкфуртской горизонтали.

Разделение лица на трети в профиль.

Расстояние от угла нижней челюсти до ментона равно ½ расстояния от ментона до линии роста волос.

Идеальная проекция кончика носа (ТА ) равна 0,67 идеальной длины носа (RT ).

Линия, проведенная через середину глабеллы к наиболее выступающей точке подбородка, делит спинку носа, его кончик и лук Купидона пополам.

Ширина костной части носа равна 75 - 80% ширины основания крыльев.

Ширина основания носа равна расстоянию между внутренними углами глаз или ширине глазной щели.

Крылья носа должны несколько расходиться в нижней части.

Линии, соединяющие определяющие точки кончика носа, зону надкончикового излома, угол между колумеллой и долькой, должны образовывать два равносторонних треугольника, совмещенных основаниями.

Линия, очерчивающая крылья носа и колумеллу, напоминает силуэт парящей чайк.

При взоре, обращенном прямо вперед, уровень корня носа соответствует точке между ресницами и складкой верхнего века.

У женщин спинка носа лежит примерно на 2 мм кзади и параллельно линии, проведенной от носо-лобного угла к определяющей точке кончика носа. У мужчин спинка носа находится несколько выше.

В профиль от 50 до 60% носа находятся кпереди от линии, проведенной на уровне верхней губы.

Отношение длины спинки носа к проекции его кончика составляет 1:0,67.

Проекция кончика носа равна ширине его основания.

Ротация кончика носа определяется при проведении линии через наиболее передний и задний края ноздри путем измерения угла с линией верхней губы (носо -губной угол). У женщин составляет 95 - 105°, у мужчин 90 - 95°.

Пропорции лица пациента в пластической хирургии. Угол между колумеллой и долькой составляет около 45°.

Подбородок в профиль должен находиться не более чем на 3 мм кзади от вертикальной линии, проведенной через середину идеальной длины носа и через верхнюю губу. У мужчин подбородок выступает вперед несколько больше.

При виде снизу основание носа имеет вид равностороннего треугольника. Соотношение дольки к высоте ноздри составляет 1:2.

Сбалансированный вид носовых ходов при виде спереди и сбоку.

Нормальное взаимоотношение между крылом носа и колумеллой. Линия, проведенная через наиболее переднюю и заднюю точки ноздри, делит ее пополам.

Высота назиона определяет выраженность носо-лобного и носо-лицевого углов при неизмененных проекциях кончика носа и глабеллы.

Варианты взаимоотношений колумеллы и крыла носа.

Точки и линии, позволяющие проводить расчеты сбалансированности черт лица и носа по Н. S. Byrd.

Следует помнить, что множество лиц являются привлекательными, несмотря на некоторую асимметрию их черт. Это следует обязательно объяснить пациенту, а также указать на все несоразмерности пропорций лица, выявленные в ходе предоперационного обследования. Известно, что практически все пациенты очень критично относятся к своим носам после ринопластики и могут принять существовавшую асимметрию за осложнение хирургического вмешательства.

Над чем работают лучшие умы современной стоматологической науки? Над идеальной улыбкой, воплотившей в себе красоту и здоровье.

Что такое "красота"? Почему лицо и облик одного человека нам нравится, а другого - нет?

На эти вопросы пытались ответить учёные ещё тогда, когда не было ни только стоматологии как направления медицины, но и сама медицина находилась в стадии зарождения.

Оказывается, наше лицо и тело имеет определённые пропорции, кажущиеся на первый взгляд почти мистическими.

Хотя в наш просвещённый век многому можно найти научное и даже математическое объяснение.

Принято считать, что впервые закономерности соотношение размеров тела человека и отдельных его частей обобщил и сформулировал в 1855 г. немецкий исследователь Цейзинг в своём научном труде "Эстетические исследования". За основу своей теории он взял учение о "золотом сечении".

Ещё в VI веке до н.э. древнегреческий философ и математик Пифагор ввёл в научный обиход понятие "золотое деление". "Золотое деление" - это пропорциональное деление отрезка на неравные части. При этом меньший отрезок так относится к большему, как больший отрезок относится ко всему отрезку. a: b = b: c или с: b = b: а.

Так что же особенного в этом соотношении?

Оказывается, что всегда меньший отрезок относится к большему, как 0,382: к 0,618:

То есть, если АВ принять за единицу, АЕ/ЕВ=0,62/0,32 (в практических целях используют приближённые значения).

Один из примеров "золотого деления", с которым наверняка все знакомы, это - пентаграмма и, как представители её, так любимые людьми старшего поколения, "знак качества" и "звезда".

Все диагонали пятиугольника (пятиугольная звезда) делят друг друга на отрезки, связанные между собой "золотой пропорцией".

В настоящее время эта математическая закономерность носит название "золотое сечение", которое ввел в обиход ещё Леонардо да Винчи, который проводил сечения стереометрического тела, образованного правильными пятиугольниками. И каждый раз он получал соотношение сторон в "золотом делении". Он дал этому делению название "золотое сечение", принятое до сих пор.

Но не Пифагор впервые обнаружил закономерность "золотого сечения". Ещё древние египтяне и вавилоняне использовали эти знания в строительстве пирамид и изготовлении предметов обихода. Древние греки при проектировании своих зданий использовали пропорции "золотого сечения". В эпоху возрождения интерес к "золотому сечению" усилился. Художники нашли применение ему в искусстве. Учение о "золотом сечении" связано с именем гениального итальянского математика и монаха Луки Пачоли. В 1509 г. Была издана его книга "Божественная пропорция" с иллюстрациями Леонардо да Винчи (предположительно). Он причислял золотую пропорцию к "божественной сути" через триединство: бог сын, бог отец и святой дух, находящихся между собой в "золотой пропорции".

История "золотого сечения" связана ещё с одним известным итальянским математиком Фибоначчи. До наших времён дошёл ряд чисел: 0, 1, 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55 и т.д., известный, как ряд Фибоначчи.

Особенность последовательности данных чисел заключается в том, что каждый её член, начиная с третьего, равен сумме двух предыдущих (2+3=5, 3+5=8), а отношение смежных чисел ряда приближается к отношению "золотого сечения" (21:34=0,617, а 34:55=0,618). В последствии все исследователи "золотого сечения" в растительном и животном мире, искусстве и анатомии приходили к этому ряду, как арифметическому выражению закона золотого деления. Интересно, что свой закон Фибонначи вывел, подсчитывая количество рождённых кроликов от пары кроликов за год.

Так в чём же ореол таинственности "золотого сечения"?

Всё, что растёт и приобретает какую-либо форму в живом мире нашей планеты - растёт вверх или закручивается по спирали. Спираль (например, морская раковина) - пример соотношения в пропорциях "золотого сечения". Спирали прослеживаются в расположении семян в шишках хвойных деревьев, в семенах подсолнечника и др.

Паук плетёт паутину по спирали, ДНК человека закручено по спирали.

А рост вверх? Растение живёт по тем же законам "золотого сечения". Самый большой участок стебля - до первого листочка. Затем следующие сегменты уменьшаются в пропорции "золотого сечения": с: в = в: а

Удивительно то, что и человек в соотношении отдельных частей тела и расстояний между ними, подчиняется законам "золотого сечения".

Немецкий учёный Альберт Дюрер доказал, что рост человека делится в золотых пропорциях линией, проходящей через пупок и линией, проходящей через кончики средних пальцев опущенных рук.

Его труды продолжил Цейзинг. Он выяснил, что пропорции мужского тела колеблются в пределах 13: 8 = 1, 625.

А пропорции женского тела в среднем находятся в соотношении 8: 5 = 1,6.

Пропорции "золотого сечения" проявляются в отношении длины плеча, предплечья, кисти и пальцев и т.д.

Поразительно, но в лице человека можно проследить множество пропорций, подчиненных "золотому сечению". Причем, чем больше в лице человека соотношений в этой пропорции, тем красивее нам он кажется. Есть лица, при характеристике которых употребляют выражение "правильные черты лица". У этих людей основные пропорции наиболее близки к соотношению 1, 618: или 62: 38.

Какие же пропорции в лице человека стремятся к "золотому сечению"?

Прежде всего, у людей с красивыми лицами наблюдается:

  1. Идеальная пропорция между расстояниями от медиального угла глаза до крыла носа и от крыла носа до подбородка. Это соотношение называется "динамической симметрией" или "динамическим равновесием".
  2. Соотношение высоты верхней и нижней губы будет 1,618.
  3. Высота надгубной складки (расстояние между верхней губой и нижней границей носа) и высота губ будут составлять соотношение 62: 38.
  4. Ширина одной ноздри суммарно с шириной переносицы относится к ширине другой ноздри в пропорции "золотого сечения".
  5. Ширина ротовой щели также относится к ширине между наружными краями глаз, а расстояние между наружными уголками глаз - к ширине лба на уровне линии бровей, как все пропорции "золотого сечения".
  6. Расстояние между линии смыкания губ до крыльев носа относится к расстоянию от линии смыкания губ до нижней точки подбородка, как 38: 62: И к расстоянию от крыльев носа до зрачка - как 38: 62 = 0.
  7. Расстояние между линией верхней части лба до линии зрачков и расстояние между линией зрачков и линией смыкания губ имеет пропорцию "золотого сечения".

Можно продолжить этот список соотношения размеров гармоничного лица. Получается, правильную красоту можно математически просчитать и даже прибегнуть к хирургической корректировке с целью совершенствования внешности.

В настоящее время стоматология, наряду с пластической хирургией, занимается не только лечением заболеваний полости рта, но и эстетической медициной.

Удивительно, но и в стоматологии можно проследить пропорции "золотого сечения".

Красивая улыбка - это не только белоснежные здоровые ровные зубы, но и их правильное соотношение и расположение. И здесь мы опять сталкиваемся с закономерность "золотого сечения".

Вот некоторые примеры соотношений размеров и расстояний между зубами:

  1. Ширина верхнего центрального резца относится к ширине нижнего центрального резца, как 62: 38, т.е. 1, 618:, в соотношении "золотого сечения".
  2. В этой же пропорции находится ширина двух верхних резцов к ширине двух нижних.
  3. Расстояние между премолярами верхней челюсти относится к ширине четырёх верхних резцов, как 62: 38.
  4. Расстояние между дистальными поверхностями нижних клыков и щечными фиссурами моляров - пропорция 38: 62.

И этот список можно продолжить.

Как же на практике можно использовать знание о "золотом сечении" и его влиянии на параметры в стоматологии?

Разумеется, искать применение золотых пропорций в эстетической стоматологии.

Расположение, размер и взаимное соотношение зубов в полости рта - всё это подчинено общему закону - "золотому сечению".

Вольно или невольно, осознанно или неосознанно врач использует эти пропорции при восстановлении коронковой части зуба, при протезировании или ортодонтических мероприятиях. Лучше, конечно, чтобы врач применял математическую составляющую в формировании вашей красоты и здоровья.

А мы теперь знаем, что человек - только часть живого мира на нашей планете, подчиняющийся общим законам мироздания. И доказательство тому - учение о "золотом сечении", дошедшее до нас уже даже не из предыдущего тысячелетия.