12.02.2024

Должностная инструкция актера театра. Профессия - Актёр


Должностная инструкция артиста-вокалиста [наименование организации, учреждения и т. п.]

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями и иных нормативных актов, регулирующих трудовые правоотношения в Российской Федерации.

1. Общие положения

1.1. Солист относится к категории специалистов (работников учреждений культуры) и непосредственно подчиняется [наименование должности непосредственного руководителя].

1.2. На должность солиста принимается лицо, имеющее высшее музыкальное образование и стаж работы по профилю не менее [значение] лет или среднее профессиональное образование и стаж работы по профилю не менее [значение] лет.

1.3. Солист принимается и увольняется с работы приказом [должность руководителя].

1.4. Требования, предъявляемые к солисту: выдающиеся вокальные, отличные музыкальные и сценические данные, высокое профессиональное мастерство, яркая творческая индивидуальность.

1.5. Солист должен знать:

Решения Правительства Российской Федерации по вопросам культуры и искусства;

Приказы, распоряжения и другие нормативные документы, утверждаемые Министерством культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации и учредителем коллектива, касающиеся деятельности ансамбля;

Историю театрального искусства;

Классический и современный российский и зарубежный репертуар музыкальных ансамблей;

Текущий репертуар ансамбля;

Теорию и практику актерского мастерства;

Законы сценической речи и сценического движения;

Основы хореографии;

Правила внутреннего трудового распорядка;

Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

2. Должностные обязанности

Солист в рамках своих должностных обязанностей:

2.1. Готовит под руководством дирижера и режиссера поручаемые ему в соответствии с квалификацией партии и роли и исполняет их на стационаре, на гастролях и выездах.

2.2. В случае необходимости готовит партию и роль в порядке срочного ввода.

2.3. Участвует в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности ансамбля.

2.4. Сохраняет и поддерживает внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых партий и ролей.

2.5. Обладает актерским мастерством для создания вокально-сценических образов.

2.6. Является на репетиции творчески подготовленным.

2.7. Постоянно совершенствует свое мастерство, самостоятельно занимается тренажем, а также занимается с репетитором и концертмейстером.

3. Права

Солист имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством социальные гарантии.

3.2. Знакомиться с проектами решений руководства учреждения, касающимися его деятельности.

3.3. Вносить на рассмотрение руководства предложения по совершенствованию работы, связанной с обязанностями, предусмотренными настоящей инструкцией.

3.4. В пределах своей компетенции сообщать непосредственному руководителю о всех выявленных в процессе деятельности недостатках и вносить предложения по их устранению.

3.5. Требовать от руководства учреждения оказания содействия в исполнении своих должностных обязанностей и прав.

3.6. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.7. Другие права, предусмотренные трудовым законодательством.

4. Ответственность

Солист несет ответственность:

4.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в пределах, определенных действующим трудовым законодательством РФ.

4.2. За причинение материального ущерба работодателю - в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством РФ.

4.3. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, - в пределах, определенных действующим административным, уголовным, гражданским законодательством РФ.

Должностная инструкция разработана в соответствии с [наименование, номер и дата документа].

Руководитель кадровой службы

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Согласовано:

[инициалы, фамилия]

[должность]

[подпись]

[число, месяц, год]

С инструкцией ознакомлен:

[инициалы, фамилия]

[подпись]

[число, месяц, год]

Профессия актера это не только цветы и море поклонников. Если вы думаете о том, чтобы связать свою жизнь со сценой, то обязательно прочитайте этот обзор.

Средняя заработная плата: 30000 рублей в месяц

Востребованность

Оплачиваемость

Конкуренция

Входной барьер

Перспективы

Искусство перевоплощения издавна привлекает людей творческих, ярких и склонных к эмпатии. Актерская профессия весьма популярна, поэтому и конкурс в театральные вузы всегда высок.

История

Родиной театра считается Древняя Греция, где сценические действа носили ритуальный характер. В Средние века лицедейство воспринимали как пособничество дьяволу, и лишь в эпоху Возрождения началось становление театра как серьезного культурного явления. Современная же школа появилась лишь на рубеже XIX и XX веков благодаря К.С. Станиславскому - основателю МХАТа и автору знаменитого во всем мире метода подготовки артиста. Сегодня сцена зачастую привлекает вчерашних школьников внешней атрибутикой. Ребята тянутся к красивой жизни, известности, роскоши. Но даже те юноши и девушки, которых по-настоящему интересует искусство, не всегда понимают, что профессия артиста - одна из самых трудных, и заметного успеха в ней достигают лишь немногие.

Специальности

В театральных вузах готовят актеров по следующим специальностям:

  • драма и кино;
  • музыкальный театр;
  • театр кукол;
  • эстрада и цирк.

Стоит понимать, что выбранное направление ограничивает выпускника не так строго, как в других профессиях. Артист кино вполне может работать в музыкальном театре, а кукольники подчас переходят в драму. Все потому, что базовые предметы на всех отделениях одинаковы. Актерское мастерство, сценическое движение, речь, акробатика - эти и многие другие дисциплины студенты осваивают независимо от выбранного направления.

Где учиться

Театральные вузы есть в большинстве регионов России. В частности, актеров готовят в следующих учебных заведениях:

  • Российский институт театрального искусства (ГИТИС);
  • Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова (ВГИК);
  • Высшее театральное училище им. М.С. Щепкина;
  • Школа-студия МХАТ;
  • Российский государственный институт сценических искусств;
  • Санкт-Петербургский Гуманитарный университет профсоюзов;
  • Санкт-Петербургский государственный институт кино и телевидения;
  • Волгоградский государственный институт искусств и культуры;
  • Кемеровский государственный институт культуры;
  • Ярославский государственный театральный институт.

Должностные обязанности и особенности работы

Если говорить об артистах, которым удалось устроиться на постоянную работу в театр, то их основная задача - участвовать в репетициях и собственно в спектаклях. Понятие «рабочий день» к должности актера применимо далеко не всегда. Драматический артист приходит в театр только тогда, когда необходимо его участие в репетиции, прогоне или показе. В кино есть понятие «съемочный день», но количество часов в нем определяется условиями контракта. Разучивать текст актеру приходится в свободное время, и на репетициях (во всяком случае, на поздних этапах постановки) никаких заминок в этом плане быть уже не должно. Для театрального артиста самая трудная пора - выпуск спектакля. В последние пару недель перед премьерой репетиции идут особенно долго и требуют максимальной отдачи. Вообще, актерская игра связана с постоянным эмоциональным напряжением, и выдержит такую нагрузку далеко не каждый. Поэтому в артисты не стоит идти людям со слабым здоровьем.

Кому подходит профессия

Актер - специальность сугубо творческая. Уникальна она тем, что материалом в сценическом искусстве служит сам художник. Хоть режиссер и довлеет, образ все равно создает сам артист. Для перевоплощения требуется живое воображение и внутренняя подвижность. Само собой, у абитуриента не должно быть страха публичных выступлений и скованности. Но и этого мало. Самое важное в профессии - способность быть искренним не только в обстановке интимной близости, но и у всех на виду.

Если говорить о физических требованиях, то необходимы хорошая дикция и прекрасная память. Отдельно стоит упомянуть про внешние данные. Не будем лукавить: при прочих равных условиях в театральные вузы принимают тех юношей и девушек, которые соответствуют современным представлениям о красоте. Но все же определяющий фактор - отнюдь не внешность. Например, существует понятие сценического обаяния, которое приковывает внимание зрителя к актеру, даже если тот некрасив. А это уже внутреннее качество, и оно сродни таланту. Вспомните Нину Усатову, Лию Ахеджакову, Нонну Мордюкову: они никогда не блистали внешней красотой, но их имена навсегда вошли в историю советского и российского кинематографа.

Заработок

О средней зарплате актеров говорить сложно. В театрах им обычно платят за каждый выход на сцену, а в кино - за съемочный день. О высоких гонорарах звезд мечтают многие, но добиваются ошеломительного успеха единицы. Наиболее перспективны с точки зрения заработка телевидение и кинематограф. Неплохой доход сулит работа ведущего на корпоративных вечеринках, свадебных торжествах и прочих мероприятиях. Обычно такие артисты ни от кого не зависят, поэтому их заработок определяется исключительно их собственным трудолюбием. Но все-таки не стоит забывать, что актерство - это искусство, и оно требует призвания. Если выбирать профессию, исходя из финансовых перспектив, то лучше обходить театральные вузы стороной.

Востребованность

Центр театральной жизни России находится в Москве и Санкт-Петербурге. Здесь есть множество площадок и киностудий, где постоянно требуются новые актеры. В менее крупных городах устроиться сложнее. Но даже если вы живете в столице, стоит понимать, что вузы выпускают намного больше артистов, чем нужно кинематографу и театру. Поэтому работать на сцене и съемочной площадке суждено далеко не всем. Нередко уделом даже талантливого актера становятся непостоянные заработки на детских праздниках, массовых гуляниях и увеселительных мероприятиях. К сожалению, риск остаться не у дел велик в любой творческой профессии, и актерство не исключение. С другой стороны, многое зависит и от упорства начинающего артиста. Устроиться на хорошую работу сразу после вуза мало кому удается, но целеустремленные люди обязательно находят свою дорогу в профессию. Только для этого нужно действовать: рассылать портфолио, ходить на кастинги - словом, предлагать себя. Бездарных людей в театральные вузы не берут, но раскрытие таланта зависит в первую очередь от его обладателя.

Актер – это исполнитель ролей в кино и театре. Мастер перевоплощения. Это человек, который с легкостью может принять образ другой личности, полностью поглотив ее характер и качества. Они несут искусство в массы, даря людям захватывающие моменты. Именно эти моменты дарят зрителю возможность развлечься и отдохнуть от трудовых будней, а исполнителю – славу и популярность.

Зарождение актерского мастерства произошло в Древней Греции. В эпоху античности это была престижная профессия и работников театра уважали. В эпоху средневековья, в темные времена и массовые религиозные преследования святой инквизиции, актеров презирали. Их считали бесовским порождением, а театр был признан проявлением дьявола. Скоморохов и бродячие театры забрасывали камнями и гнилыми овощами. В эпоху Возрождения данное искусство начинает свой путь восстановления. Настоящую популярность мир театра получил лишь в 20 веке. Именно тогда Станиславский, основавший МХАТ, совершил революцию актеров. С тех времен данная профессия стремительно набирает популярность. Именитые актеры обзавелись армиями поклонниц и стали узнаваемыми на улицах. Теперь звезды кино и театра получают шикарные гонорары и могут позволить себе роскошную жизнь. Но в то же время данная профессия – одна из самых психологически и физически сложных в мире.

Описание

В основе актерского мастерства лежит принцип перевоплощения. В теории выделяют два его вида:

  • Внешнее перевоплощение. В соответствии со сценарием и задумкой автора, актер с помощью грима, одежды, макияжа, масок меняет свою внешность. Это необходимо для визуального сходства с персонажем, в которого предстоит перевоплотиться. Актеры меняют постановку речи, походку и даже привычки. Он делает все для того, чтобы максимально предать зрителю особенности своего героя.
  • Внутреннее перевоплощение. Простого внешнего сходства недостаточно для передачи характера персонажа. Актер учится мыслить как его герой. Для этого он вживается в роль, перенимая привычки и особенности характера персонажа. По сценарию он понимает суть роли и полностью перевоплощается. Известные актеры для максимального сходства живут на протяжении нескольких недель жизнью своих персонажей, для того чтобы проникнуться их чувствами и переживаниями.

Обычно при подготовке к исполнению роли актеры используют оба типа перевоплощения, грамотно соединяя данное искусство с артистизмом, харизмой и отточенностью движений. Именно данные умения позволяют зрителю наслаждаться театральными представлениями и новинками кино.

На каких специальностях учиться

Для того чтобы получить все необходимые навыки актерского мастерства и освоить искусство перевоплощения, следует выбрать такие специальности:

  • Артист драматического театра и кино.
  • Артист музыкального театра.
  • Артист театра кукол.
  • Артист эстрады и цирка.

Следует внимательно относиться к выбору специальности, ведь от нее зависит и место будущей работы: театр, цирк, театр кукол, кино, опера и т.д. Но следует помнить, что все они дают базовые навыки актерского мастерства и сценречи, что позволит повысить или изменить свою квалификацию.

Где учиться

Практически в каждом крупном городе нашей страны есть высшие учебные заведения, в которых преподается театральное искусство. Самыми известными и престижными являются:

  • Всероссийский государственный университет кинематографии имени С. А. Герасимова.
  • Высшее театральное училище (институт) им. М.С. Щепкина при Государственном академическом Малом театре России.
  • Российский университет театрального искусства – ГИТИС.
  • Театральный институт им. Бориса Щукина при Государственном академическом театре им. Евгения Вахтангова.
  • Школа-студия (институт) им. Вл. И. Немировича-Данченко при МХАТ им. А. П. Чехов.

Сумев пройти комиссию и поступить в один из данных вузов, вы получаете билет в успешную актерскую карьеру. Данные заведения дарят сотни возможностей, важно их не упустить и начать свой творческий путь.

Чем приходится заниматься на работе и специализации

Каждый день жизни актера довольно сложный. Это не только яркие вечеринки и презентации. Это постоянные репетиции и прогонки. Актер в совершенстве оттачивает каждое движение, каждую реплику. Все должно быть совершенным от взглядов, до интонации. В обязанности актера входит запоминание и последующее воспроизведение больших объемов информации. Настоящий профессионал знает свой текст, каждую реплику в совершенстве и не нуждается в подсказках суфлеров. Актер должен постоянно следить за своим внешним видом. Любое появление в обществе должно быть идеальным.

Профессия актера не имеет нормированного графика будней и выходных. Это круглосуточный труд. Он лишь с первого взгляда кажется простым и легким. Но попадая в будни актерской жизни, сразу понимаешь, что все не так просто.

Каждый день актер создает образ. Полностью перевоплощается в своего персонажа, донося его суть публике. Основной задачей является подача эмоционального позыва зрителям, чтобы вызвать ответную реакцию зала.

Кому подходит данная профессия

Актер – это одна из самых творческих профессий. Высокий уровень креативности является одним из основополагающих факторов. Исполнитель ролей должен быть уверенным в себе и артистичным. Игра в театре или в кино требует максимальной концентрации, перевоплощения, важно, чтобы ни одно движение не выглядело иррациональным или нелепым. Ведь зритель чувствует любую фальшь.

Актер должен обладать отменной долговременной памятью. Ведь роли нужно знать наизусть. Дикция должна быть четкой и понятной зрителю. Чтобы каждое слово звучало внятно и звучно, с соответствующей интонацией.

Если вы активный, артистичный человек, уверенно чувствующий себя перед публикой, тогда вам стоит попробовать свои силы на актерском поприще.

Востребованность

В мелких населенных пунктах и областных центрах профессия актера мало востребована в таких заведениях, как театр. Талантливые выпускники вузов могут работать аниматорами или же ведущими торжественных мероприятий.

В Москве или в Санкт-Петербурге дела обстоят совсем иначе. Это крупные мегаполисы, в которых театральная жизнь и киноиндустрия постоянно развиваются и ищут новые лица. Здесь у вас есть все шансы проявить себя на актерском поприще.

Сколько получают люди, работающие по данной профессии

Актерские гонорары могут быть как кричаще большими, так и маленькими. Все зависит от вашего опыта. Начинающие артисты получают небольшие доходы. Главное, не сидеть на месте и находить способы применения своего таланта. Важно обладать терпением, и вы обязательно добьетесь успеха. Если не в кино или театре, то на сцене в роли ведущего точно. Заработок напрямую зависит от занятости.

Легко ли устроиться на работу

Для того чтобы устроиться по специальности, необходимо пройти целый ряд кастингов. Первый этап – отправка заявки на роль с видеороликом, на котором вы читаете отрывок из стиха или прозы. Если режиссеру понравится то, как вы смогли оригинально и тонко передать эмоции, то вам позвонят и пригласят на официальные пробы.

Для того чтобы найти работу, важно обладать талантом, а не только навыками из университета.

Как обычно строится карьера

Карьера актера обычно начинается с не слишком престижных мест работы. Обычно начинают с небольших театров или же работы на праздниках в роли артистов или ведущего. Такая работа позволяет набраться опыта и отточить полученные во время учебы знания и навыки. Важно научиться применять это на практике.

Для того чтобы устроиться в более популярные места, важно постоянно посещать кастинги. На одном из них вас обязательно заметят.

Перспективы профессии

Профессия актера сама по себе считается очень престижным ремеслом. Артисты, которым удается добиться успеха, получают довольно большие гонорары и любовь зрителей. Перспективы заключаются в получении главных ролей в театрах и кино. Они дают популярность и востребованность.

Актер может и развиваться. Так, многие лицедеи часто становятся сопродюсерами фильмов со своим участием или же переквалифицируются в режиссеров-постановщиков, для того чтобы стать создателем картины, а не ее эпизодом.

УТВЕРЖДЕНЫ
Министерством культуры СССР
16 сентября 1977 года
и согласованы с ЦК профсоюза
работников культуры

Перечень квалификационных характеристик артистов театров

Артист драматического театра и театра юного зрителя

Артист театра кукол

Артист-вокалист (солист) музыкального театра

Артист балета музыкального театра

Артист оркестра музыкального театра

Артист хора музыкального театра

Артист вспомогательного состава театров.

АРТИСТ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕАТРА И ТЕАТРА ЮНОГО ЗРИТЕЛЯ

Должностные обязанности. Готовит под руководством режиссера и исполняет в спектаклях театра поручаемые ему роли как на стационаре, так и на гастролях и выездах; не имеет права отказываться от поручаемых ему актерских работ.

Должен обладать необходимыми творческими данными и актерским мастерством для создания сценических образов.

Обязан владеть всеми элементами внутренней и внешней актерской техники и разнообразием выразительных средств; являться на репетиции творчески подготовленным; постоянно совершенствовать свое мастерство, самостоятельно заниматься тренажем; сохранять и поддерживать внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых ролей; в случае производственной необходимости готовить роль в порядке срочного ввода.



Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики, постановления партии и правительства по вопросам искусства. Историю театрального искусства, классическую и современную драматургию; теорию и практику мастерства актера, основы музыкальной грамоты и хореографии, законы сценической речи и сценического движения, методы тренажа и самостоятельной работы над ролью, текущий репертуар своего театра.

Квалификационные требования

Для артиста высшей категории

Яркая творческая индивидуальность, выдающиеся сценические данные, высокое профессиональное мастерство, исполнение наиболее значительных ролей, определяющих идейно-художественную направленность театра; широкое признание публики. Высшее специальное образование и опыт работы в профессиональном театре не менее 3 лет.

Для артиста первой категории

Яркая творческая индивидуальность, профессиональное мастерство и высокая квалификация, исполнение ответственных ролей в спектаклях театра. Высшее или среднее специальное образование и опыт работы по специальности не менее 2 лет.

Для артиста второй категории

Обладание необходимыми сценическими данными и мастерством, исполнение различных ролей в спектаклях. Специальное театральное образование или, в отдельных случаях, общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ ТЕАТРА КУКОЛ

Должностные обязанности. Готовит под руководством режиссера и исполняет в спектаклях поручаемые ему роли, владеет техникой кукловождения, исполняет речевые и технические шумы, производит частичную перестановку декораций.

Обязан постоянно совершенствовать свое мастерство, самостоятельно заниматься тренажем; являться на репетиции творчески подготовленным; в случае производственной необходимости готовить роль в порядке срочного ввода; обладать необходимыми музыкальными и вокальными данными.

Участвует в обсуждении репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности театра.

Должен знать. Постановления партии и правительства по вопросам искусства, основы марксистско-ленинской эстетики. Историю и опыт работы театров кукол; теорию и практику мастерства актера и специфику создания сценического образа в кукольном театре; законы сценической речи и исполнения вокальных сцен и партий; методы тренажа и самостоятельной работы над ролью.

Квалификационные требования

Для артиста высшей категории

Яркая творческая индивидуальность и высокое профессиональное мастерство, совершенное владение техникой кукловождения. Исполнение наиболее значительных ролей, определяющих идейно-художественную направленность репертуара театра.

Высшее специальное образование и опыт работы в кукольных театрах не менее 3 лет.

Для артиста первой категории

Высокая квалификация, творческая индивидуальность и профессиональное мастерство, хорошее владение техникой кукловождения, исполнение ответственных ролей в спектаклях театра.

Высшее или среднее специальное образование и опыт работы в кукольных театрах не менее 2 лет.

Для артиста второй категории

Обладание необходимыми творческими данными и мастерством, владение техникой кукловождения, исполнение различных ролей в спектаклях театра.

Специальное образование или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ-ВОКАЛИСТ (СОЛИСТ) МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Должностные обязанности. Готовит под руководством дирижера и режиссера поручаемые ему, в соответствии с квалификацией, партии и роли и исполняет их как на стационаре, так и на гастролях и выездах; не имеет права отказываться от поручаемых ему актерских работ.

Должен обладать необходимыми голосовыми, музыкальными и сценическими данными, а также актерским мастерством для создания убедительных вокально-сценических образов.

Должен являться на репетиции творчески подготовленным, постоянно совершенствовать свое мастерство, самостоятельно заниматься тренажем, а также заниматься с репетитором и концертмейстером. Сохранять и поддерживать внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых партий и ролей. В случае необходимости готовить партию и роль в порядке срочного ввода.

Участвует в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности театра.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики, постановления партии и правительства по вопросам искусства. Историю театрального искусства, классический и современный советский и зарубежный репертуар музыкального театра, текущий репертуар своего театра. Основные музыкально-теоретические предметы, историю театра. Теорию и практику актерского мастерства, законы сценической речи и сценического движения, основы хореографии. Методы тренажа и самостоятельной работы над партией и ролью.

Квалификационные требования

Для артиста-вокалиста (солиста) высшей категории

Выдающиеся вокальные, отличные музыкальные и сценические данные, высокое профессиональное мастерство, яркая творческая индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности. Исполнение ведущих и первых партий и ролей в репертуаре театра.

Высшее специальное образование и опыт работы в театре не менее 3 лет.

Для артиста-вокалиста (солиста) первой категории

Отличные вокальные, музыкальные и сценические данные, яркая творческая индивидуальность, профессиональное мастерство, исполнение ответственных (первых и вторых) партий и ролей в репертуаре театра.

Высшее или среднее специальное образование и опыт работы в театре не менее 2 лет или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 5 лет.

Для артиста-вокалиста (солиста) второй категории

Хорошие вокальные, музыкальные и сценические данные, достаточный уровень профессионального мастерства. Исполнение партий и ролей второго и третьего плана, а также эпизодических; в театрах оперетты и музыкальной комедии, участие, в случае необходимости, в массовых сценах.

Высшее или среднее специальное образование или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ БАЛЕТА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Должностные обязанности. Готовит под руководством балетмейстера и дирижера поручаемые ему, в соответствии с квалификацией, партии и исполняет их как на стационаре, так и на гастролях и выездах; не имеет права отказываться от поручаемых ему актерских работ.

Должен являться на репетиции творчески подготовленным, постоянно совершенствовать свое мастерство, регулярно посещать уроки классического танца, а также заниматься с репетитором и концертмейстером, сохранять и поддерживать внешнюю форму; в случае производственной необходимости готовить партии в порядке срочного ввода.

Участвует в обсуждении новых произведений, репертуарных планов и других вопросов творческой и производственной деятельности.

Должен знать. Основы марксистско-ленинской эстетики, постановления партии и правительства по вопросам искусства. Основы музыкальной грамоты, историю музыки, театра, балета. Классический и современный советский и зарубежный репертуар, текущий репертуар своего театра. Теорию и практику актерского мастерства, методы тренажа и самостоятельной работы над партией.

Квалификационные требования

Для артиста высшей категории.

Выдающиеся танцевальные, отличные музыкальные и сценические данные, высокое профессиональное мастерство, яркая творческая индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности. Исполнение ведущих и первых партий в балетах, а также ведущих балетных партий в оперных спектаклях и ответственных сольных танцевальных номеров и партий в опереттах и музыкальных комедиях.

Среднее специальное образование и опыт работы в театре не менее 3 лет.

Для артиста первой категории

Отличные танцевальные, хорошие музыкальные и сценические данные, профессиональное мастерство, яркая творческая индивидуальность. Исполнение первых и вторых партий в балетах, ведущих балетных партий в оперных спектаклях, значительных сольных и групповых танцевальных номеров в опереттах и музыкальных комедиях, технически сложных номеров в спектаклях всех жанров. В отдельных случаях - исполнение ведущих партий в балетах.

Среднее специальное образование и опыт работы в театре не менее 2 лет или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 4 лет.

Для артиста второй категории

Хорошие танцевальные, музыкальные и сценические данные, профессиональная подготовка. Исполнение ансамблевых танцев и участие в массовых сценах в спектаклях всех жанров. В отдельных случаях - исполнение вторых партий и несложных сольных номеров.

Среднее специальное образование или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 3 лет.

АРТИСТ ОРКЕСТРА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Должностные обязанности. Квалифицированно, в соответствии с требованиями дирижера, исполняет оркестровые партии своего инструмента как на стационаре, так и на гастролях и выездах. Не имеет права отказываться от поручаемой ему работы по специальности.

Должен обладать развитыми навыками ансамблевого музицирования, бегло читать с листа, постоянно повышать свой технический уровень и музыкальную культуру исполнения. Как музыкант-инструменталист может быть привлечен в случае необходимости к выступлению на сцене в спектаклях театра.

Должен знать. Постановления партии и правительства по вопросам искусства. Историю и основные достижения советской музыкальной культуры, классический и современный советский и зарубежный репертуар музыкальных театров, текущий репертуар своего театра, музыкальную литературу для своего инструмента, комплекс музыкально-теоретических предметов.

Квалификационные требования

Для артиста высшей категории (концертмейстера)

Высшее музыкальное образование. Отличные музыкальные данные, высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения, обширные знания в области репертуара музыкальных театров, большой опыт работы в оркестре, исполнение сольных партий по своей группе.

К высшей категории относятся: концертмейстеры и зам. концертмейстеров первых скрипок и виолончелей, вторые пульты первых скрипок и виолончелей, концертмейстеры и зам. концертмейстеров вторых скрипок, альтов, контрабасов; бас-тромбон, туба, первые голоса деревянных и медных духовых инструментов и их регуляторы, первая арфа, литавры.

Для артиста первой категории

Высшее или среднее музыкальное образование, большой опыт работы в оркестре, отличные музыкальные данные, достаточно высокий уровень техники и музыкальной культуры исполнения.

К первой категории относятся: третий и четвертый пульты первых скрипок и виолончелей, вторые пульты вторых скрипок, альтов, контрабасов, вторая флейта, второй гобой, второй кларнет, второй фагот, вторая и четвертая валторны, вторая труба, второй тромбон, мелкие ударные инструменты, вторая арфа, рояль-челеста.

Для артиста второй категории

Высшее или среднее музыкальное образование, хорошие музыкальные данные.

К этой категории относятся остальные артисты оркестра, обладающие профессиональной подготовкой, в том числе молодые специалисты - выпускники музыкальных учебных заведений, овладевшие навыками оркестрового исполнения в процессе учебы.

АРТИСТ ХОРА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕАТРА

Должностные обязанности. Квалифицированно, в соответствии с требованиями хормейстера и дирижера, исполняет хоровые партии своего голоса, а также сольные запевы. Должен обладать достаточными голосовыми и сценическими данными, необходимой вокальной техникой, навыками хорового пения и чтения с листа. Должен систематически работать над повышением своей квалификации. Исполняет, в соответствии с требованиями режиссера, сценические задачи в массовых сценах.

Должен знать. Постановления партии и правительства по вопросам искусства. Классический и современный советский и зарубежный репертуар музыкального театра, текущий репертуар своего театра. Теорию музыки и сольфеджио, основы актерского мастерства, сценического движения и хореографии.

Квалификационные требования

Для артиста первой категории

Высшее или среднее музыкальное образование.

Для артиста второй категории

Среднее музыкальное образование или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности не менее 2 лет.

АРТИСТ ВСПОМОГАТЕЛЬНОГО СОСТАВА

Должностные обязанности. Участвует в массовых сценах спектаклей всех жанров. Должен обладать необходимыми музыкальными, сценическими и вокальными данными; не имеет права отказываться от поручаемых ему актерских работ.

Должен знать. Элементы актерского мастерства сценического движения, хореографии и основы музыкальной грамоты.

Квалификационные требования. Специальное образование в объеме театральной студии или общее среднее образование и опыт участия в самодеятельности.


Текст документа сверен по:
Сборник руководящих материалов
по вопросам труда и заработной платы
работников театрально-зрелищных предприятий,
Министерство культуры СССР, Москва, 1985 год

0.1. Документ вступает в силу с момента утверждения.

0.2. Разработчик документа: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.3. Документ согласован: _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _.

0.4. Периодическая проверка данного документа производится с интервалом, не превышающим 3 года.

1. Общие положения

1.1. Должность "Артист высшей категории" относится к категории "Профессионалы".

1.2. Квалификационные требования - полное высшее образование соответствующего направления подготовки (магистр, специалист) и повышение квалификации. Стаж работы по профессии артиста драмы (театра драмы, юного зрителя) I категории не менее 3 лет. Яркая творческая индивидуальность; высокое профессиональное мастерство; свободное владение элементами внутренней и внешней техники актерского мастерства; выполнение ответственных, в том числе главных ролей в спектаклях театра; широкое признание публики.

1.3. Знает и применяет в деятельности:
- действующее законодательство в области культуры и искусства;
- историю театрального искусства;
- классическую и современную драматургию;
- теорию и практику мастерства актера;
- основы музыкальной грамоты и хореографии;
- законы сценической речи и сценического движения;
- методы тренажа и самостоятельной работы над ролью;
- текущий репертуар своего театра;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- правила и нормы охраны труда, производственной санитарии и противопожарной защиты.

1.7. Артист высшей категории во время отсутствия, замещается лицом, назначенным в установленном порядке, которое приобретает соответствующие права и несет ответственность за надлежащее выполнение возложенных на него обязанностей.

2. Характеристика работ, задачи и должностные обязанности

2.1. Готовит под руководством режиссера и исполняет в спектаклях театра поручаемые ему роли на стационаре и на гастролях и выездах.

2.2. Должен обладать необходимыми творческими способностями и актерским мастерством для создания сценических образов.

2.3. Обязан владеть элементами внутренней и внешней актерской техники и разнообразием выразительных средств; приходить на репетиции творчески подготовленным, постоянно совершенствовать свое мастерство, самостоятельно заниматься; сохранять и поддерживать внешнюю форму, соответствующую характеру исполняемых ролей; в случае производственной необходимости готовит роль в порядке срочного ввода.

2.4. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.

2.5. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.

3. Права

3.4. Артист высшей категории имеет право требовать создание организационно-технических условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей и предоставление необходимого оборудования и инвентаря.

4. Ответственность

4.1. Артист высшей категории несет ответственность за невыполнение или несвоевременное выполнение возложенных настоящей должностной инструкцией обязанностей и (или) неиспользование предоставленных прав.

4.4. Артист высшей категории несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение требований внутренних нормативных документов организации (предприятия/учреждения) и законных распоряжений руководства.

4.5. Артист высшей категории несет ответственность за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.

4.6. Артист высшей категории несет ответственность за причинение материального ущерба организации (предприятию/учреждению) в пределах, установленных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством.