20.12.2023

Христианин, практикующий буддизм: возможно ли это? Буддизм для начинающих. Что нужно знать начинающему практику? Буддизм: отличия от других религий


Один комментатор в Сети фэйсбук по поводу этого неоднозначного материала Независимой газеты сказал так:

“Буддисты, борющиеся с джихадом - сами джихад)) Мы будем поощрять распространение суфизма, и всё будет ок, а борьба - это одна из 8 мирских дхарм...”

Наверное, это действительно так, ведь вся практика последнего времени покозывает, что когда священнослужители ударяются в политику - ни к чему хорошему это приводит.

Как пишет “НГ”, буддистские радикалы Юго-Восточной Азии считают себя главными пострадавшими от «исламской опасности». Приверженцы четырех благородных истин намерены создать международную организацию по борьбе с глобальным джихадом. О планах противостоять исламистам на общемировом уровне было заявлено участниками ланкийского движения «Бода бала сена» и их союзником - мьянманским проповедником Ашином Вирату. Договаривающиеся стороны провели конгресс, прошедший на фоне протестов со стороны мусульман.

Съезд буддийских радикалов на Шри Ланке 28 сентября был отмечен рядом резких выпадов их лидеров, возмущенных положением своих единоверцев в различных странах Азии. «Пришло время для буддистов объединиться на международном уровне», - выступил с призывом генеральный секретарь «Бода бала сены» Галагодатте Гнанасара. Ашин Вирату солидаризовался с этой точкой зрения и предложил протянуть руку помощи ланкийцам.

«Буддистов следует защищать во всем мире, мы находимся под угрозой со стороны джихадистских групп, терпение наших единоверцев принимают за слабость. И вот результат: буддийские храмы разрушают. Идет джихад против буддийских монахов».

Резкие выступления Ашина Вирату и его единомышленников из «Бода бала сены» не в первый раз направлены против исламистской угрозы. Вирату, пострадавший в ходе теракта, устроенного мусульманами, сравнивал приверженцев этой веры с «бешеными собаками». Вместе с тем ранее буддисты-радикалы ограничивали свои действия взаимным выражением одобрения. Развитие событий может свидетельствовать о переходе от слов к делу.

О готовности ланкийских буддистов именно действовать, причем в первую очередь против собственного правительства, 28 сентября заявил Галагодатте Гнанасара. Политик потребовал от президента Шри Ланки «обуздать мусульманский экстремизм», пригрозив в противном случае поднять восстание: «Мы вернемся в наши храмы и соберем народ». На принятие решительных мер против мусульман Гнанасара дал главе государства неделю.

Позицию своего подчиненного поддержал председатель «Бода бала Сены» Кирим Вималаджоти: «Шри Ланка - не мультикультурная страна, это государство буддистов из народа сингалов». Как и Галагодатте Гнанасара, Вималаджоти пригрозил Коломбо восстанием.

Стоит отметить, что в июне с.г. на острове прошли столкновения на межрелигиозной почве. Ланкийские религиозные радикалы, которых обвиняют в провоцировании беспорядков, уверены, что буддисты имеют право на то, чтобы сопротивляться мусульманам силой. Обвинения, выдвигаемые против приверженцев ислама в Юго-Восточной Азии, таковы: демографическая экспансия, включая нелегальную миграцию, нетерпимость, стремление поставить под свой контроль отдельные сектора национальной экономики.

Надо отметить, что в Сети по этому поводу вообще мнения часто далеко не пользу буддистов. К примеру, в ЖЖ нередко слышны мнения о том, что пробуддийское правительство Мьянмы ввело неофициальную дискриминацию мусульман, живущих, в основном, на западе страны. Они, например, должны платить несколько сотен долларов за право вступить в брак и создать семью. При этом гражданские браки среди мусульман караются пятью годами тюрьмы.

В политическом смысле мусульмане также поражены в правах, поскольку не обладают серьезным представительством в парламенте и органах государственной власти. Даже местная оппозиция негласно поддерживает политику выдавливания мусульман из страны.

Справка

Джиха́д (от араб. الجهاد‎‎ - «усилие») - понятие в исламе, означающее усердие на пути Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбой, однако понятие значительно шире. Джихадом в исламе является борьба со своими духовными или социальными пороками (например, с ложью, обманом, развращенностью общества и т. д.), устранение социальной несправедливости, постоянное усердие в деле распространения ислама, ведение войны с агрессорами, наказание преступников и правонарушителей. Кроме того, в арабском языке слово «джихад» означает любое усилие или усердие, в частности в работе, учёбе и т. д. Согласно Корану, каждый мусульманин должен проявлять усердие в утверждении и защите ислама, расходовать для этого свои материальные средства и все свои силы. В случае опасности необходимо подниматься на вооружённую борьбу против врагов веры. Джихад - это вершина ислама, отдача всех сил и возможностей ради распространения и торжества ислама - одна из главных обязанностей мусульманской общины. В период национально-освободительного движения идеи джихада могут быть применены к борьбе против колониализма. Понятие военного джихада стало основным значением для немусульман и получило название «священная война». Однако некоторые мусульманские авторы отвергают такой подход. Среди самих мусульман джихад является освободительной формой общей миссии источник не указан 524 дня, однако в ряде демократических светских стран и республик джихад относится к ветви экстремизма

Вопрос, послуживший заголовком для нашей статьи, может показаться, по меньшей мере, праздным: буддизм и христианство – совершенно разные религии, ничем не связанные между собой. Если человек является буддистом, он никак не может одновременно с этим быть христианином, так же как никто, будучи христианином, не может, вместе с тем, считать себя буддистом. Таким образом, сама постановка подобного вопроса кажется бессмысленной, однако, как ни странно, лишь на первый взгляд. Мы сформулировали этот вопрос, познакомившись с трудами ныне здравствующего четырнадцатого Далай–ламы Тэнзин Гьяцо.

Для пояснения обратимся в прошлое. Весной 1988 года, в Лондоне, Тэнзин Гьяцо провел четырехдневный цикл лекций о тибетском буддизме, организованный лондонской Тибетской миссией. Открывая свой лекционный цикл, Далай-лама, в частности, сказал: "Здесь … присутствуют люди, хотя и не считающие себя буддистами, однако искренне стремящиеся узнать побольше о буддизме вообще и о тибетском буддизме в частности. Сюда так же относятся те, кто, следуя своей религии, живо интересуются чужими духовными традициями. Я уверен, что в буддийском учении они смогут найти решение различных близких им вопросов…" . Англия - страна, имеющая глубокие христианские корни. Несложно предположить, что большая часть тех, кто присутствовал на лекции Далай-ламы и кто "следует своей религии", - христиане, а значит, пожелание Тэнзин Гьяцо "обрести решение различных вопросов" в буддизме относится именно к ним.

Эта уверенность в том, что христианин может найти духовную пользу в буддизме, и послужила основой написания данной статьи. В ней мы попытаемся ответить на следующие вопросы: совместимо ли мировоззрение, формируемое буддизмом, с мировоззрением христианина, может ли христианин практиковать буддизм и имеет ли он право при этом продолжать считать себя христианином, а также может ли христианин с помощью буддизма решить какие-либо духовные проблемы? Статья предназначена для неукрепленных в вере христиан, которые по неосведомленности полагают, что между религиями нет серьезной разницы, и пытаются расширить свой духовный опыт с помощью чуждых христианству религий.

Прежде всего, немного познакомимся с буддизмом. Буддизм был основан Гаутамой Сиддхартхой из рода Шакья, жившим примерно в VI-V вв. до Р.Х., буддисты называют Сиддхартху Буддой, но Будда – это не имя, а титул, в переводе с санскрита означающий "пробудившийся". Гаутама был принцем и жил на территории нынешнего Непала. Познакомившись с людьми, страдающими болезнями, вплотную столкнувшись со старостью и смертью, Сиддхартха был потрясен, отказался от царства и стал отшельником. Как считают буддисты, в возрасте 35 лет Гаутама достиг состояния пробуждения. В течение всей своей жизни - он прожил 80 лет - Будда проповедовал учение, основой которого послужило его собственное мистическое озарение. Буддизм зародился на территории нынешнего штата Бихар в Индии. От традиционного индуизма буддизм отличается неприятием ведийского канона , а также отрицанием ключевого понятия индуизма "атман". Понятие "атман" имеет в индуизме множество значений, например оно может использоваться как синоним понятия "абсолют" . Так как сейчас в России не составляет труда найти в продаже книги, посвященные буддизму, мы не будем здесь подробно рассказывать о нем и перейдем к рассмотрению сформулированных выше вопросов.

Огромное значение в буддизме играет личный духовный опыт: в основе буддизма лежит мистический опыт Будды : "…великая религиозная традиция, возникшая в Индии и распространившаяся по всей Центральной и Восточной Азии и даже за пределами этой части света, не была скована скриптуральными авторитетами индуизма и прямо возводила доктринальные основания к психотехническому опыту своего коренного Учителя. Речь идет о буддизме" . Помимо того, буддизм учит, что духовный опыт является критерием истинности любого духовного учения, и буддизма в частности: "…психотехника и йогический опыт всегда играли определяющую и доминирующую роль в буддизме,… именно результаты созерцания ложились в основу того или иного учения и именно они служили критериями его истинности…" ; "…истина выражается не в теории, а переживается в йогическом опыте, приводящем к… способности интуитивировать онтологическую реальность, то, что есть в действительности" . Это представление не ново, но, по сути, несостоятельно : любой духовный опыт содержит элементы теоретического знания и всегда интерпретируется на основании имеющихся у мистика мировоззренческих установок, не говоря уже о том, что мистический опыт может быть неверно истолкован. Если духовный опыт является главным критерием истинности буддийского учения, то каким образом можно объяснить тот факт, что для обретения этого опыта требуется ни больше ни меньше, как "…трансформация сознания, переворот в самой его основе…. Но для этой трансформации необходимо понимать природу обыденного, эмпирического сознания и характера психических процессов" . Разве понимание природы обыденного и характера психических процессов уже не заложено буддийской философией? Согласно буддизму, любое философское буддийское учение является указателем пути и методов, с помощью которых достигается высшая цель буддизма, нирвана . В сущности, буддисты признают, что для достижения поставленных перед ними духовных целей необходимо иметь правильное видение проблемы и правильную решимость для ее разрешения, но такая логика вызывает удивление. По сути, она призывает к получению "непредвзятого" духовного опыта, изначально определяя рамки этого опыта в своем учении. Главная цель, которую ставит перед собой буддизм, заключается в преодолении страдания, но для этого оказывается необходима "религиозная буддийская установка": "религиозная буддийская установка – вот то единственное, что приведет к окончательному решению проблемы страдания" . Если я ожидаю, что в результате какой-либо психотехники ко мне явится Будда, мой мистический опыт уже не может считаться непредвзятым, потому что я буду интерпретировать его в соответствии со своими ожиданиями. А если пришедший был не Будда, а, например, бес в образе Будды? К тому же, даже если в процессе какой-либо медитации мистика посещает некое видение, это доказывает только то, что в результате исполнения данной медитативной техники это видение может предстать перед человеком, любое же описание видения, тем более формулировка каких-либо мировоззренческих установок, основанных на содержании видения, является уже творчеством самого мистика, его собственной интерпретацией смысла всего увиденного, однако здесь не следует забывать, что эта интерпретация может быть ошибочна.

Изучая буддизм, мы узнаем, что "…ни одна буддийская система никогда не рассматривалась в качестве учения, возвещающего истину в последней инстанции,… буддийский взгляд вообще заключается в том, что истина не может быть постигнута дискурсивно, ни описана в категориях дискурсивного мышления, ни быть выражена средствами дискурса" . Мы можем согласиться с тем, что любое описание истины не выражает всей ее полноты, но не с тем, что имеющееся выражение объективной реальности не является истинным только в силу того, что представляет собой описание истины, а не саму истину. Впрочем, лишь при условии, что под "истиной" понимается объективная реальность и ее описание адекватно реальной действительности . Дискурсивными средствами нельзя отразить полноту истины, но это не означает, что все, отражаемое методами дискурса, является ложным по определению. Ведь если это так, то буддистам придется выбросить все книги, посвященные буддизму. Если ни одно буддийское учение не "возвещает истину в последней инстанции", а главным источником истинности для буддистов является их личный духовный опыт, который, как выше уже указывалось, в свою очередь, так же абсолютным критерием истинности выступать не может, то какие выводы из этого можно сделать? На наш взгляд, вывод очевиден: у буддизма нет надежных критериев истинности, и все, чему учит буддизм, фактически принимается буддистами на веру!

Для христианина, знакомящегося с любым религиозным движением, имеет огромное значение образ Бога в этой религии. Каким представляют себе Бога буддисты; тождественно ли буддийское представление о Боге образу Бога в христианстве? Процитируем здесь слова современного нам Далай-ламы: "В одной своей речи сам Будда говорит, что Будды не могут смыть водой причину несчастья, которой являются все злые дела и свойства. Не могут они смыть и само несчастье, не могут передать просветление другим. Будды могут только дать нам свое учение и показать нам дорогу к просветлению. Мы сами, в конечном счете, являемся своими собственными спасителями, и счастье находится в наших руках. Несчастье и счастье существ находится в их руках, зависит от их дел и не зависит от Будд. Поэтому в буддизме не принимается существование одного Бога как творца мира. Мы сами являемся господами самих себя. Ответственность за наше счастье или несчастье несем мы сами" . В отличие от буддизма, христианство учит о Боге-Творце, Боге-Спасителе мира: "всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все [есть] Бог" (Евр.3:4), "Отец послал Сына Спасителем миру" (1Ин. 4:14), "ибо нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись" (Деян. 4:12), Бог христиан – это Бог любви, Которому далеко небезразлична как земная судьба человека, так и его посмертная участь: "Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его, сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников, Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных. Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову" (Пс.145:5-9); "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную" (Ин. 3:16). Будда же закончил свою жизнь "призывом к своим ученикам, дабы они надеялись на собственные силы, были бы сами себе светильниками и усердно трудились во имя освобождения" . Подобное учение о спасении и источнике спасения является выводом из следующей предпосылки: "…согласно Махаяне1, каждое живое существо наделено природой Будды (то есть является Буддой потенциально), которую оно может реализовать через достижение пробуждения (бодхи) и таким образом стать Буддой"2. Если Православие учит, что между природой Бога и человека лежит пропасть, преодолеть которую невозможно, что обожение есть результат стяжания благодати Божьей, то учение буддизма основано на вере в возможность человека раскрыть якобы имеющуюся божественность собственной природы. Последователи махаяны учат: "Махаянская концепция Будды называется сверхмирской…. В ней Буддой в собственном смысле этого слова называется Дхармовое тело Будды (дхармакая ), которое представляет собою вечное и изначальное пробужденное сознание, составляющее основу и природу всех прочих состояний сознания" . В махаяне "дхармакая явно приобретает черты некоего вечного, неизменного и недвойственного Абсолюта…. Сколько бы не являлось Будд в бесчисленных мирах сансары , их подлинная природа, Дхармовое тело, будет одной и той же же. Другими словами, у всех Будд одно и то же Дхармовое тело. Более того, дхармакая образует истинную природу сознания всех живых существ, которые таким образом оказываются потенциальными буддами" . Подобная теория позволяет буддийским учителям "…рассматривать собственную личность и личность Шакьямуни как тождественные, а следовательно, они могли на полном основании писать сутры от имени Будды" . Концепция буддистов о дхармовом теле Будды очень похоже на оккультное учение о Христе . В силу того, что в буддизме человек сам для себя бог, то "бессмысленно молится Будде и о чем-либо просить его" .

Интересно учение буддистов о личности. Сразу нужно отметить, что христианское понимание личности буддизм отвергает . Для буддиста личность "не является некоей единой сутью, единой "вещью"…. Она "лишь имя", данное агрегату различных психофизических элементов, структурно упорядоченное соединение которых и образует личность" . Личность в буддизме - это конгломерат дхарм , при этом "дхарма" понимается не как субстанция, а как психофизическое состояние, которое обладает каким-либо одним качеством, дхарма мгновенна. Каждая новая дхарма обусловлена предыдущей. Такое понимание личности приводит буддистов к отрицанию индивидуальной души . Следствием отрицания существования индивидуальной души является следующая идея: "…с точки зрения абсолютной истины Бодхисаттвам спасать некого и не от чего" . Спасение, с точки зрения буддизма, это самоуничтожение своего "я", своей души: "Бодхисаттва изживает саму идею "я", которое может быть спасено…" . При этом, нирвана – духовное состояние, к которому устремляются буддисты, – понимается как "… высшее внеличностное бытие, состояние покоя и блаженства" . Правда, возникает вопрос – бытие и блаженство кого? Ведь никого нет. Фактически "спасение", с точки зрения буддизма, выглядит так: жизнь есть кошмарный сон, но когда спящий просыпается, оказывается, что его самого не существует. Приняв буддийскую концепцию личности, христианину придется вычеркнуть из своей жизни, например, такое понятие как "любовь". Профессор Верховский прекрасно сказал о любви: "Любовь есть абсолютная воля к единству со всем сущим или со всем благим" . Говоря о тайне любви Бога, он продолжает: "В Боге каждое Лицо Пресвятой Троицы любит другие, т.е. всецело живет Ими как Собой" , прот. Сергий Булгаков писал о Божественной внутритроичной любви: "Бог есть самоотвергающая любовь Трех, которая имеет такую полноту взаимности, что соединяет Трех в одной жизни" , ведь "величайшее значение и назначение любви в том, что она соединяет любящих, так что у них становится одна общая жизнь, они живут друг в друге, обладая всем сообща" . Если нет личности, то нет любящих, которые могут соединиться. Буддизм отвергает личность, следовательно, он отвергает любовь, так как любовь личностна по своей природе. Буддизм – религия, которая призывает к милосердию, но при этом убивает любовь. Хорошим примером тому служит следующая история: "Два великих монаха-йогина плыли из Индии на Ланку и везли с собой много золота на строительство на Ланке буддийской ступы. Об этом прознала команда корабля и решила убить монахов, чтобы завладеть золотом. Монахи благодаря своим телепатическим способностям узнали об этом и решили защищаться. Они рассудили так: если эти матросы убьют монахов- бодхисаттв, они совершат ужасный поступок, из-за которого они наверняка попадут в ад … (пять поступков, непременно ведущих к рождению в наихудшем из адов- убийство отца, убийство матери, убийство архата, внесение смуты и раскола в монашескую общину и пролитие крови Будды), а население Ланки останется без ступы, которая тоже нужна для его совершенствования. Поэтому монахи и их сопровождающие первыми напали на матросов, повязали их и бросили в море. Побудительным мотивом такого, казалось бы, жестокого поступка было сострадание как к самим матросам (чтобы спасти их от адских мук), так и к жителям Ланки, которые могли остаться без буддийской святыни" . Представить, что православный святой действовал бы в соответствии с логикой буддийских монахов, принципиально невозможно.

Вышеописанная история с монахами демонстрирует нам характерную черту буддийского мировоззрения: для буддиста мотивация совершенного поступка важнее самого поступка, так как благая, с точки зрения, буддиста, цель является оправданием средств ее достижения: "…во всех школах буддизма наиболее важна мотивация, в соответствии с которой практик принимает решение и ответственность за свои поступки" . История буддизма знает немало случаев, когда буддийские подвижники, борясь с тем, что они считали злом, прибегали к насилию. Эта вероучительная установка буддизма заставляет исследователей этой религии сделать интересный вывод: "…в современном буддизме есть тенденции, которые со временем могут привести к появлению организаций, склонных к насильственным, даже террористическим действиям" . Такие организации в буддизме уже существуют: можно привести пример буддийской школы "Новая традиция кадампа", созданной Геше Келсанг Гьяцо, объявленным своими сторонниками третьим Буддой, задачей которого является распространение буддизма на Западе. Эта организация имеет около ста центров в тридцати шести государствах. Последователи "Новой традиции кадампа" – противники далай-ламы, они обвиняют его в модернизме, суеверии и проамериканизме. Одним из деяний последователей школы "Новая традиция кадампа" является убийство 6 февраля 1997 года в Индии в Дхарамсале (штаб-квартира тибетского правительства в изгнании) трех монахов: директора школы буддийской диалектики Лобсанга Гьяцо и двух его воспитанников. В результате проведенного расследования выяснилось, что помимо совершенных злодеяний, сторонники Геше Келсанга Гьяцо планировали убийства еще более десяти человек, включая далай-ламу . Таким образом, несмотря на то, что буддизм имеет репутацию "мирной" религии, его учение уже сейчас позволяет совершать буддистам далеко не мирные поступки.

Что буддизм говорит о страдании? "Страдание, согласно буддизму, не является следствием утраты некоего совершенного состояния (грехопадение), а есть фундаментальная и безначальная характеристика существования как такового, что сильно отличает позиции буддизма от позиций других мировых религий" .

В буддизме, как и в индуизме, важнейшую роль играет закон кармы, учение о котором никак не может быть совместимо с христианством : "…огромную роль в буддизме играет закон кармы, который поистине можно считать стержнем буддийской доктрины" .

Вывод, который может сделать христианин, познакомившись поближе с буддизмом, прекрасно сформулировали И.М. Концевич и В.А. Кожевников: "Мрачно и жутко становится при соприкосновении с буддизмом, хотя последний и рядится в тогу величия. Он ведет человека к величайшему греху – греху духовного самоубийства, вечного отлучения бессмертной души от источника жизни – Бога. На нем печать гордого отвержения духа отрицания, смерти" ; "В лице буддизма тварь забыла и отринула своего Творца и Промыслителя, поставив на его место роковой, бессмысленный круговорот будто бы безначальных, слепых, космических сил. Отсюда неутешная, неисцелимая скорбь буддийского пессимизма, этого законченного воплощения "души, не имеющей упования"" . Как видим, буддийское мировоззрение принципиально отлично от христианского, практиковать буддизм, рассчитывая на его духовную помощь, и при этом оставаться христианином невозможно, конечно, если христианин не решит совершить духовное самоубийство, в чем буддизм, несомненно, ему сможет помочь.

Виталий Питанов

В конце XX и в начале XXI вв. восточные религии начали активную экспансию в страны Запада. Такие религии, как буддизм и индуизм, имеют в них чрезвычайный, невероятный успех. Этому есть множество причин - набившая оскомину культура потребления, навязываемая чуть ли не в качестве идеологии демократическими властями, ущербность и односторонность собственных религиозных традиций, тяга к экзотике, ну и, конечно же, стремление постичь сокровенные знания Востока, о которых ходят легенды. Эта статья имеет целью прояснить только один аспект всего этого контекста - азы религиозной практики новообращенного буддиста.

О пути буддиста

Буддизм объединяет в себе большое количество различных независимых школ и традиций. Но все они имеют одну общую основу - в качестве трех фундаментальных религиозных ценностей все буддисты признают Будду, Дхарму (то есть учение Будды) и Сангху (духовное сообщество буддистов). Это так называемые три прибежища. Смысл буддийской практики - достижение просветления, реализация природы Будды в человеке. Именно в свете этой цели и ради нее совершаются все ритуалы, читаются мантры, практикуются медитации и так далее. Однако буддизм многолик, и его различные деноминации подчас значительно отличаются друг от друга. Поэтому и в отношении начальной практики то, что требуется от адепта японского дзен, очень далеко от предлагаемого последователю тибетской гелугпы. Мы сосредоточимся главным образом на традициях тибетского буддизма, поскольку именно они наиболее широко представлены и распространены в нашей стране, являясь традиционными для трех регионов.

Самостоятельное принятие буддизма

Этой темы необходимо коснуться, потому что очень многие люди, начитавшись буддийской литературы, вдруг принимают решение стать буддистами и немедленно начинают практиковать те или иные медитации или ритуалы. Однако не все так просто. Уверовать в истинность буддийского учения человек, конечно же, может и должен самостоятельно. Но вот чтобы считать себя полноправным буддистом, то есть членом сангхи, простого решения недостаточно. Для того чтобы войти в духовное сообщество, требуется принять так называемые три драгоценности. Иначе это называется обетом прибежища. Он-то и вводит человека в буддизм. Для начинающих очень важно, чтобы в первый раз этот обет был принят кем-то из уполномоченных служителей-лам. Для этого требуется личная встреча с ламой и совершение церемонии принятия обета прибежища. Без посвящения в эту передачу прибежища большая часть практик не имеет смысла.

Чистое видение

Основная практика буддиста должна быть направлена на развитие навыка чистого видения. Последнее подразумевает, что человек должен тотально и всецело пребывать в «здесь и сейчас», освобождая свой ум от выстраивания пространственно-временных связей. Ум не должен оказываться где-то в другом времени или размышлять о других местах. В нем должна отражаться наличная действительность - то время и то место, где человек находится в текущий момент. Когда этот навык развивается, то меняется восприятие, оно становится чистым. Именно это первый шаг к раскрытию природы Будды. Состояние «здесь и сейчас» - это и есть медитация, ее внутреннее содержание. Таким образом, буддист, чем бы они ни занимался - питьем чая, уборкой квартиры или приготовлением еды, должен стремиться пребывать в медитации через развитие ощущения «здесь и сейчас».

Домашние медитации и ошибки

В тибетском буддизме очень много различных медитативных техник, и некоторые из них чрезвычайно сложны и даже опасны, а потому их передают тайно. Но практики буддизма для начинающих обычно являются безопасными и ошибиться в них практически невозможно, если не подходить, что называется, «творчески», то есть изменяя практику, привнося в нее новые элементы и устраняя прежние. К тому же в буддизме предполагается, что новообращенный занимается практикой под руководством и с благословения своего наставника, который преподавал ему три прибежища (то есть принимал в лоно буддизма и конкретной буддийской школы), а также инструкции по практике. Самостоятельно же принять буддизм без этой церемонии фактически нельзя.

О домашнем алтаре

Что касается обустройства домашнего святилища, то надо сказать, что это считается очень полезным делом. Однако в то же время оно не является необходимым. По своему назначению алтарь играет роль фокуса, который должен концентрировать внимание человека и организовывать его жилищное пространство таким образом, чтобы он помнил, что его важнейшая цель - просветление. Поэтому алтарные предметы должны стимулировать постоянную практику. Поэтому, если уж принято решение святилище создать, то его не нужно превращать в экспозицию, посвященную буддийскому искусству. Обычно достаточно поставить изображение Будды, изображение своего гуру и еще несколько особо важных скульптур или икон. Но лучше не выходить за рамки пяти. Помимо этого, на алтаре принято держать символы чистоты тела, речи и ума. Это значит, что кроме иконы или статуэтки Будды, на алтаре желательно иметь выдержки из священного буддийского писания (как вариант - «сутра сердца» или Ламрим) и так называемую ступу - символ чистоты ума Будды.

Обновление обетов

Вступая на путь тибетского буддизма, человек приобщается к махаяне, которая декларирует для своих последователей не только практику личного освобождения и просветления, но и так называемый путь Бодхисаттвы. Последними называются которые, однако, дают обещание, что в нирвану они отправятся только тогда, когда будут освобождены все остальные существа. И их религиозная практика направлена не только на самих себя, но на благо всех живых существ. Для того чтобы начать практику, новообращенный буддист в традиции махаяны приносит обет Бодхисаттвы. Но через различные неправедные действия нарушает их. Поэтому обет Бодхисаттвы периодически нужно обновлять. Однако буддизм для начинающих бывает чрезвычайно сложен, а его требования запутаны. К примеру, монахи дают обеты, состоящие из нескольких сотен четко прописанных правил. Но для мирян более продуктивным станет другой подход.

Практиковать буддизм для начинающих лучше всего не в контексте свода заповедей, а в контексте правильной мотивации. Это означает, что в своей жизни и буддист должен стремиться принести максимальную пользу как можно большему числу существ. В таком свете нарушением обета будет любое действие, слово или мысль, которые будут направлены во вред кому-либо. Также нарушением обета станет сознательное исключение кого-либо (животного, врага или просто неприятного человека и т. д.) из поля сострадания. Когда обет бывает нарушен, его необходимо принять еще раз. Впрочем, этот обет регулярно обновляется. Например, в практике простираний, которую включает в себя буддизм. Для начинающих это может быть хоть 1 поклон или же 3, 7, 21, 108. К слову сказать, в некоторых школах полная практика включает в себя 108000 простираний.

Начальные практики

Начальные практики в буддизме называются нёндро. Во всех четырех школах тибетского буддизма они примерно одинаковые. Состоят они из четырех частей (хотя классификации бывают различные). В них входит 100000 простираний с принятием прибежища, начитка 100000 раз стослоговой мантры Ваджрасаттвы, 100000 подношений мандалы и 100000 повторений гуру-йоги. Этот порядок, в принципе, можно менять, но лучше следовать именно такой схеме. Кроме того, следует добавить, что эту практику можно выполнять и тем, кто не получил передачи обета прибежища, то есть формально не является буддистом. Однако, как утверждают буддийские учителя, пользы от нёндро в данном случае будет значительно меньше.

Буддизм для начинающих - книги

В заключение поговорим о том, что почитать тем, кто делает первый шаг в сторону буддизма. Для начала упомянем такую книгу, как «Буддизм для начинающих». Геше Джампа Тинлей - ее автор, доктор буддийской философии традиции гелуг, это очень уважаемый, заслуженный учитель Дхармы на территории СНГ. Его книжка посвящена основным, базовым вопросам, с которыми необходимо разобраться новичкам, чтобы иметь правильное представление о выбранном пути. В этом труде описана история возникновения учения, объяснены его главные аспекты, а также дан ряд практических указаний для ежедневной практики.

Следующий труд - это книга с таким же названием, что и предыдущая - «Буддизм для начинающих». Тубтен Чодрон, ее написавшая, - это буддийская монахиня из Америки, которая много лет провела, обучаясь буддийскому пути в Непале и Индии под руководством Далай-ламы и других высоких учителей. На сегодняшний день в западном мире она является одним из самых авторитетных специалистов в своей области. В книге Тубтен Чодрон «Буддизм для начинающих» в форме вопросов и ответов даются ответы на самые популярные вопросы касательно сути учения, его приложения в различных областях человеческой деятельности и, собственно, повседневной религиозной практике. Другими словами, это своего рода катехизис тибетского буддизма.

Другие книги

Кроме этих двух книг, на вопрос «с чего начать изучать буддизм?» мы порекомендуем такие произведения, как «Буддийская практика. Путь к жизни, полной смысла» Далай-ламы XIV и «8 дебютных ошибок» уже упоминавшегося Геше Тинлея.

Буддисты стремятся стать просветленными, поэтому они могут все время пребывать в блаженстве.
И они верят в реинкарнацию, то есть, если что-то плохое случается с вами, это лишь потому, что плохое вы делали в прошлой жизни. И буддисты должны быть вегетарианцами…
К сожалению, многое из того, что "каждый знает" о буддизме, не является верным.
Поговорим здесь о распространенных, но ошибочных представлениях многих людей Запада о буддизме.

1. Буддизм учит, что ничего не существует

Я читала много обличений против буддистского учения, основанных на том, что якобы ничего не существует.

Однако буддизм не учит тому, что ничего не существует. Он бросает вызов нашему пониманию того, как вещи существуют. Она учит, что существа и явления не имеют обособленного существования. Но буддизм не учит тому, что нет существования вообще.

"Ничто не существует" - это фольклорное утверждение, в основном, идет от непонимания учения анатта и его расширения - шуньята в махаяне. Но оно не является доктриной о небытие. Скорее, учения говорят о том, что наше понимание существования ограниченно, односторонне.

2. Буддизм учит, мы все - одно

Слышали вы шутку о том, как буддистский монах сказал продавцу "хот-догов": "Сделай меня одним с этим!"? Так, учит ли буддизм тому, что мы - одно со всем?

В Маха-нидана-сутре, Будда учил: было бы неправильно сказать, что самость конечна, но неправильно сказать, что самость и бесконечна. В этой сутре Будда учил нас не удерживать мнения о самости как о том или ином. Мы утопаем в псевдобуддистской идее, что наши индивидуальности являются составными частями одной вещи, и что существование нашей индивидуальности есть ложь, но лишь бесконечное единое-во-всем верно. Однако понимание самости требует выхода за рамки понятий и идей.

3. Буддисты верят в реинкарнацию

Если вы определите реинкарнацию, как переселение души в новое тело после того, как старое тело умирает, то - нет, Будда не давал учение о реинкарнации. Более того, он говорил, что нет этой самой души, которая бы переселилась.

Однако все же есть буддистские учения о перерождении. Согласно этой доктрине, перерождается не душа, как личность, а некая энергия, кондиционированная в течение жизни. "Тот, кто умирает здесь и возрождается в другом месте, не является тем же лицом", писал ученый тхеравады Рахула.

Тем не менее, вы не должны "верить или не верить" в перерождение, будучи буддистом. Многие буддисты являются агностиками в отношении вопроса перерождения.

4. Буддисты должны быть вегетарианцами

Некоторые школы буддизма настаивают на вегетарианстве, и я считаю, что все школы поощряют его. Но в большинстве школ буддизма вегетарианство является личным выбором каждого, а не заповедью.

Самые ранние буддистские писания предполагают, что исторический Будда сам не был вегетарианцем. Первые монахи жили на подаяния. И существовало правило, что если монаху, в качестве милостыни, было дано мясо, он должен был съесть его - с одним условием, если он не знал, что животное было убито специально, чтобы кормить монахов.

5. Карма и судьба

Слово "карма" означает "действие", а не "судьба". В буддизме карма - это энергии, создаваемые умышленными действиями - через мысли, слова и дела. Мы все создаем карму каждую минуту, и созданная нами карма влияет на нас каждую минуту.

Думать примитивно о "моей карме", как о действиях в прошлой жизни, отражающихся на судьбе в этой жизни - не буддистское понимание. Карма есть действие, а не результат. Будущее не высечено в камне. Вы можете изменить к лучшему ход вашей жизни прямо сейчас при смене - волевыми актами - саморазрушительных моделей.

6. Карма наказывает людей, которые заслуживают этого

Карма не является космической системой правосудия и возмездия. Не существует невидимого судьи, который дергает за ниточки кармы, чтобы наказать преступников. Карма безлична, как гравитация. Что идет вверх, то приходит вниз; что вы делаете, то и происходит с вами.

Карма есть не единственная сила, обусловливающая все события в мире. Если страшное наводнение разрушило деревню, не думайте, что именно карма как-то привела к наводнению, или что люди в деревне заслужили того, чтобы наказать их за что-то. Печальные события могут произойти с кем угодно, даже самым праведным.

Тем не менее, карма является мощной силой, которая может привести, в общем, к счастливой жизни или, в общем, к несчастной.

7. Просветление в настоящее время - блаженство навсегда

Люди воображают, что "получить просветление", все равно, что нажать счастливую кнопку, и что человек при этом, в один прекрасный момент, уходит от невежеств и несчастий, чтобы быть блаженным и безмятежным.

Санскритское слово, часто переводимое как "просветление", на самом деле означает "пробуждение". Большинство людей пробуждаются постепенно, часто незаметно, в течение длительного периода времени. Или они пробуждаются через ряд "открытий" из собственного опыта, каждое из которых чуть-чуть изменяет видение мира, но не всю картину сразу.

Даже самые пробужденные учителя не плавают в облаках блаженства. Они все еще живут в мире, ездят на автобусах, простужаются и иногда заходят в кафе.

8. Буддизм учит, что мы должны страдать

Эта идея исходит из неправильного прочтения первой благородной истины, которая часто переводится, как "Жизнь есть страдание". Люди читают и думают, мол, буддизм учит, что жизнь всегда несчастна. Я не согласна. Проблема в том, что Будда, который не говорил по-английски, не использовал и английское слово "страдание".

В самых ранних писаниях мы читаем, что он сказал о жизни - дуккха. "Дуккха" это слово на пали, которое имеет много значений. Оно может означать обычные страдания, но также может относиться и ко всему, что является временным, неполным или обусловленным некоторыми другими вещами. Таким образом, даже радость и блаженство являются дуккха, потому что они приходят и уходят.

Некоторые переводчики используют для обозначения понятия "дуккха" слова "стресс" или "неудовлетворение" вместо "страдание".

9. Буддизм не является религией

Я слышу это все время: "Буддизм - не религия, а философия". Или, иногда: "Это наука о разуме". Ну, да. Это философия. Это наука, если иметь в виду, что вы используете слово "наука" в очень широком смысле. Но это также и религия.

Конечно, многое зависит от того, как вы определяете понятие "религия". Люди, впервые сталкивающиеся с представлением о религии, как правило, определяют ее в качестве мироощущения, которое требует веры в богов и в сверхъестественных существ. Но, я думаю, это ограниченное представление.

Хотя буддизм не требует веры в Бога, в большинстве школ буддизма учение пронизано мистицизмом, что ставит его за пределы простой философии.

10. Буддисты поклоняются Будде

Исторический Будда, как считается, был человеком, который понял, что просветление каждый получает через свои собственные усилия. Буддизм не является теистическим - Будда специально не учил наличию или отсутствию богов, так что вера в богов не является принципиально полезной для реализации просветления.

Понятие "будда" также включает и саму идею просветления, и представление о том, что природа Будды является природой всех существ. Знаковые изображения Будды и других просветленных существ действительно являются объектами поклонения и почитания, но - не как богов.

11. Буддисты избегают привязок, поэтому они не могут иметь отношений

Когда люди слышат, что буддистская практика призывает к "непривязанности", они иногда предполагают, что это означает следующее: буддисты не могут сформировать отношения с людьми. Но это не так.

В основе привязок лежит представление об отдельности - вы прикрепляетесь к одному, другие - к другому. Мы "прилепляемся" к вещам и людям из чувства неполноценности и нужды.

Но буддизм учит, что идея о своей отдельности от всего сущего является иллюзией, и что, в конечном итоге, ничего не отделено, но все взаимосвязано. Когда человек понимает, что мир тесен, нет никакой необходимости приобретения, вкладывания... Но это не означает, что буддисты не могут быть в близких и любовных отношениях.

Вероятно, у каждого в возникают вопросы, ответы на которые найти не так просто. Многие задумываются о духовном начале, начинают искать путь к осознанию своего бытия. Одна из древнейших религиозных конфессий - буддизм, помогает в таких поисках, учит постижению мудрости и повышению собственной духовности.

Что это за религия

Ответить кратко, что такое буддизм, сложно, поскольку эта , её постулаты больше напоминают философское учение. Одним из принципиальных положений является утверждение того, что постоянно только непостоянство . Говоря проще, в нашем мире постоянен лишь непрекращающийся круговорот всего: событий, рождения и смерти.

Считается, что мир возник сам по себе. А наша жизнь это, по сути, поиск причин нашего появления и осознания , для которых мы появились. Если говорить о религии кратко, то буддизм и его путь - это нравственное и духовное , осознание того, что вся жизнь есть страдание: рождение, взросление, привязанности и достижения, боязнь потерять достигнутое.

Конечная цель - просветление, достижение высшего блаженства, то есть «нирваны». Просветлённый независим от каких-либо концепций, он постиг своё физическое, ментальное, разум и дух.

Истоки буддизма

На севере Индии в городке Лумбини в царской семье родился мальчик Сиддхартха Гаутама (563-483 гг. до н. э., по другим сведениям - 1027-948 гг. до н. э.). В возрасте 29 лет, задумавшись о смысле жизни, Сиддхатрха, покинул дворец и принял аскетический . Поняв, что суровый аскетизм и изнуряющие , не дадут ответов, Гаутама решил очистить путём глубокой .

К 35 годам он достиг просветления, став Буддой и учителем для своих последователей. Основатель буддизма Гаутама прожил до восьмидесяти лет, проповедуя и просвещая. Примечательно, что буддисты принимают в качестве учителей просветлённых других религий, например, Иисуса и Магомета.

Отдельно о монахах

Сообщество буддийских монахов считают самым древним религиозным сообществом. Образ жизни монахов не подразумевает полное отдаление от мира, многие из них активно участвуют в мирской жизни.

Обычно путешествуют небольшими группами, останавливаясь вблизи от мирян, разделяющих их веру, так как именно на монашество возлагается миссия сохранения, просвещения в вере, наставление и распространение учения Гаутамы. Примечательно, что после принятия решения посвятить свою жизнь монашеству от посвящённых не требуется полного разрыва с семьёй .

Монахи живут за счёт пожертвований мирян, довольствуясь лишь самыми необходимыми вещами. Кров, и им предоставляют миряне. Считается, что мирянин, помогающий монаху в его миссии, улучшает свою , прорабатывая её негативные моменты. Поэтому верующие миряне обеспечивают монастыри материально.

Задача же монахов - показать своим примером правильный образ жизни, изучать религию, самосовершенствоваться и нравственно и духовно, а также хранить религиозные письмена, священную книгу буддизма - Трипитака.

Знаете ли вы? Вопреки существующему мнению, что монахами в буддизме являются только мужчины, женщины среди них также были, называли их бхикшуни. Классический тому пример - мать Гаутамы Махапраджапати, которую он сам и возвёл в монашеский сан.

Основы учения

В отличие от других религий в буддизме больше философии, чем мистицизма или слепой веры. Основные идеи буддизма зиждутся на «четырёх благородных истинах». Рассмотрим кратко каждую из них.


Истина о страдании (духкха)

Истина о страдании заключается в том, что оно непрерывно : мы рождаемся из страдания, в течение жизни испытываем его же, постоянно возвращаясь мыслями к каким-то проблемам, достигнув чего-либо, боимся потерять, опять страдая по этому поводу.

Мы мучаемся в поисках исправления поступков прошлого, испытываем вину за проступки. Постоянные переживания, боязнь , страх пред неминуемой старостью и смертью, неудовлетворение, разочарования - это и есть круговорот страдания. Осознание себя в этом круговороте - это первый шаг к истине.

О причине страдания (тришна)

Следуя по пути самосознания, мы начинаем искать причину постоянной неудовлетворённости. При этом все и поступки поддаются скрупулёзному анализу, в результате приходим к тому, что жизнь - это постоянная борьба со страданием . Стремясь к чему-то и получая желаемое, человек начинает желать ещё большего, и так по кругу. То есть первоисточником наших страданий является ненасытная жажда всё новых и новых свершений.

О прекращении страдания (ниродха)

Вращаясь в круговороте борьбы с собственной неудовлетворённостью, многие ошибочно полагают, что избавиться от страданий можно путём победы над своим эго. Однако этот путь приводит к саморазрушению. Прийти к пониманию пути без страдания можно, лишь прекратив борьбу с ним .

Отпустив негативные мысли (злость, зависть, ненависть, разрушающие ум и душу ), начав искать в себе благочестие, мы можем отстранёно посмотреть на свою борьбу. При этом приходит понимание об истинной цели - прекращение борьбы есть нравственное очищение, отказ от нечестивых мыслей и желаний.


Истина о пути (марга)

Важно правильно понять истинный путь к просветлению. Будда называл его «серединным путём», то есть саморазвитие и духовное очищение без фанатизма. Некоторые его ученики понимали истину о пути превратно: они видели её в полном отречении от желаний и потребностей, в самоистязании, а в медитативной практике вместо спокойного сосредоточения, старались ввести довести себя до .

Это в корне неверно: даже Будда нуждался в еде, одежде, чтобы иметь силы для дальнейшего проповедования. Он учил искать путь между суровым аскетизмом и жизнью в наслаждениях, без крайностей. На пути просветления важную роль играет медитативная практика: при этом сосредоточение направлено большей частью на обретение душевного равновесия и наблюдения за потоком своих мыслей в настоящий момент.

Научившись разбирать свои поступки здесь и сейчас, в будущем можно избежать повторения каких-либо ошибок. Полное осознание своего «я», умение шагнуть за пределы эго приводят к осознанию истинного пути.

Знаете ли вы? На холмах к востоку от г.Монива в Мьянме есть необычные статуи Будды. Обе полые внутри, открыты для всех желающих, внутри же находятся изображения событий, связанных с развитием религии. Одна из статуй возвышается на 132 метра, вторая изображающая Будду в лежащем положении, имеет длину 90 метров.


Во что верят буддисты: этапы буддийского пути

Последователи учения Будды считают, что каждый человек появился на этой земле не случайно, у каждого из нас с каждым нашим появлением (реинкарнация) есть шанс очистить карму и достичь особой благодати - «нирваны» (освобождение от перерождений, состояние блаженного покоя). Для этого нужно осознать истину и освободить свой разум от заблуждений.

Мудрости (праджня)

Мудрость заключается в решимости следовать учению, осознании истин, проявлении самодисциплины, отречении от и желаний . Это - видение ситуации сквозь призму сомнений и принятие самого себя и окружающей действительности таковыми, какими они есть.

Постижение мудрости заключается в противопоставлении своему «я», интуитивном прозрении путём медитации, преодолении заблуждений. Это - одна из основ учения, заключающаяся в постижении реальности, незамутнённой мирскими предубеждениями. Само слово на санскрите означает «сверхзнание»: «пра» - высший, «джня» - знание.

Нравственности (шила)

Нравственность - ведение правильного образа жизни : отказ от насилия в любой его форме, торговля оружием, наркотиками, людьми, злоупотребление . Это соблюдение морально-этических норм: чистота речи, без употребления бранных слов, без сплетен, лжи, грубого отношения к ближнему.


Сосредоточения (самадхи)

Самадхи на санскрите - объединение, завершение, совершенство. Овладение методами сосредоточения, осознание себя не как индивидуальности, а в слиянии с высшим космическим разумом . Подобное просветлённое состояние достигается путём медитаций, успокоения своего сознания и созерцания, в итоге просветление приводит к совершенному сознанию, те есть к нирване.

О течениях буддизма

За всю историю учения образовалось много школ и ответвлений от классического восприятия, на сегодняшний момент выделяют три основных течения, о них и поговорим. По сути, это три пути к знанию, которые Будда передал ученикам разными методами, в разной интерпретации, но все они ведут к одной цели.

Хинаяна

Хинаяна представляет собой старейшую школу, претендующую на точную передачу учения его основателем - Буддой Шакьямуни (в миру - Гаутамой), основанной на первых проповедях учителя о четырёх истинах. Основные постулаты веры последователи черпают из самых авторитетных (по их утверждению) источников - Трипитаки, священных текстов, составленных после ухода Шакьямуни в нирвану.

Из всех школ (восемнадцать) хинаяны сегодня существует «тхеравада», больше практикующая медитативные занятия, чем философия учения. Цель последователей хинаяны - уйти от всего мирского путём строго отречения, достичь просветления, подобно Будде, и покинуть цикл сансары, уйдя в состояние блаженства.

Важно! Ключевое отличие Хинаяны от Махаяны: в первой Будда - реальная личность, достигшая просветления, во второй - метафизическое проявление.


Махаяна и Ваджраяна

Течение Махаяна связывают с учеником Шакьямуни - Нагарджуной. В этом направлении теория Хинаяны переосмыслена и дополнена. Это направление получило распространение в Японии, Китае и Тибете. Теоретическая основа - это сутры, письменная форма духовных откровений, по утверждению практиков самого Шакьямуни.

Однако сам учитель воспринимается как метафизическое проявление природы, первоматерия. Сутры утверждают, что учитель не покидал сансару и не может её покинуть, поскольку часть его находится в каждом из нас.

Основы Ваджраяны - . Само направление вместе с практикой Махаяны использует , различные ритуалы и обряды, чтение для укрепления личности и её духовного роста, и самосознания. Наиболее почитают тантристы Падмасамбхаву, основателя тантрического течения в Тибете.

Как стать буддистом

Для человека, заинтересовавшегося учением, есть несколько рекомендаций:

  • До того как стать буддистом, почитайте соответствующую литературу, незнание терминологии и теории, не позволит погрузиться в учение полностью.
  • Следует определиться с направлением, выбрать подходящую для себя школу.
  • Изучите традиции выбранного течения, медитативные практики и основные постулаты.

Чтобы стать частью религиозного учения, необходимо пройти восьмеричный путь осознания истины, который состоит из восьми этапов:

  1. Понимание, которое достигается путем размышления об истинности бытия.
  2. Решимость, которая выражается в отречении от всего сущего.
  3. Данный этап заключается в достижении речи, в которой отсутствуют любая ложь и бранные слова.
  4. На данном этапе человек учится совершать только благие дела.
  5. На данном этапе человек приходит к пониманию истинной жизни.
  6. На данном этапе человек приходит к осознанию истинной мысли.
  7. На данном этапе человек должен достичь полного , отрешения от всего внешнего.
  8. На данном этапе человек достигает просветления, пройдя все предыдущие этапы.

Пройдя этот путь, человек познаёт философию учения и приобщается к ней. Новичкам рекомендуют обратиться за наставлением и некоторыми разъяснениями к учителю, это может быть странствующий монах.

Важно! Учтите, что несколько встреч не дадут того результата, который вы ожидаете: учитель не сможет дать ответы на все вопросы. Для этого рядом с ним нужно прожить бок о бок продолжительное время, возможно годы.

Главная работа над собой заключается в отречении от всего негативного, нужно применять в жизни всё, о чём вы прочтёте в священных текстах. Отказаться от вредных привычек, не проявлять насилия и грубости, сквернословия, помогать людям, не ожидая ничего взамен. Только самоочищение, самосовершенствование и нравственность приведут вас к пониманию самого учения и его основ.

Официального признания вас как истинного последователя можно добиться на личной встрече с Ламой. Только он решит, готовы ли вы следовать учению.


Буддизм: отличия от других религий

Буддизм не признаёт одного бога, творца всего сущего, учение основано на том, что в каждом есть божественное начало, каждый может стать просветлённым и достичь нирваны. Будда - это учитель.

Путь просветления, в отличие от мировых религий, состоит в самосовершенствовании и достижении нравственности и морали, а не в слепой вере. Живая религия признаёт и признавала науку, плавно под неё подстраиваясь, признаёт существование других миров и измерений, считая при этом Землю благословенным местом, откуда путём очищения кармы и достижения просветления можно попасть в нирвану.

Священные тексты не являются непререкаемым авторитетом, а лишь руководством и наставлением на пути к истине. Поиск ответов и осознание мудрости лежит через познание самого себя, а не беспрекословное подчинение постулатам веры. То есть сама вера основывается, прежде всего, на опыте.

В отличие от христианства, ислама и иудаизма, буддисты не признают идею об абсолютном грехе. Грех с точки зрения учения - это ошибка личности, которую можно исправить в последующих перевоплощениях. То есть, нет строгого определения «ад» и «рай» , поскольку в природе нет морали. Всякая ошибка поправима и в итоге любая личность путём реинкарнации может очистить карму, то есть погасить свой долг перед Вселенским разумом.

В иудаизме, исламе или христианстве единственным спасением есть Бог. В буддизме спасение зависит от самого себя, постижения своей природы, следованию морально-этических норм, воздержании негативных проявлений своего эго, самосовершенствования. Есть отличия и в монашестве: вместо полного бездумного подчинения настоятелю, монахи принимают решения всей общиной , руководителя общины выбирают также коллективно. Конечно, к старшим и опытным должно проявляться уважение. В общине также, в отличие от христианских, нет званий или рангов.

Всё о буддизме узнать сразу невозможно, учение и совершенствование идёт годами. Проникнуться истинами учения можно, лишь всецело посвятив себя этой религии.