06.12.2023

Как делать массаж для развития речи. Массаж языка и тела для развития правильной речи у детей


Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

  • вирусные простудные болезни;
  • инфекции глаз (конъюнктивит);
  • кожные болезни;
  • стоматит, гингивит и т.д.

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка . Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Курс состоит обычно из 10-30 ежедневных сеансов, который можно повторить через 1,5-2 месяца.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Важно помнить, что зондовый массаж языка проводится только опытным специалистом, прошедшим профессиональное обучение!

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист . Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей . Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

  1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
  2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

Процедура выполняется в направлении от корня к кончику языка с помощью пальцев, пластмассового либо деревянного шпателя или мягкой зубной щетки.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
  2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
  4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
  5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
  7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
  8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
  9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста . Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота ». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку ». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри ». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку ». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок . Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения. Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к. ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата. Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение. Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.

Массаж может являться как общеукрепляющей процедурой, так и лечебной, решающей ряд проблем со здоровьем человека.

Многие могут относиться достаточно скептически к возможности улучшения речи или возможности малыша заговорить с использованием подобной терапии.

Однако, не стоит забывать, что состоим мы с вами из систем органов, фиксация и взаимодействие которых возможна путем мышечных взаимодействий и пульсаций нервной системы, поэтому подход в решении логопедических проблем должен быть двусторонним — развитие речи с помощью специальных занятий и проведение курса массажных процедур, которые укрепят мышечный аппарат и создадут максимальные предпосылки для речи и правильного произношения.

Дополнительно для развития речи детей и взрослых, логопеды рекомендуют метод Томатис терапии, которая позволяет возобновить связи между ухом и мозгом, привести в гармонию отношения ребенка с окружающим миром.

1. Основные задачи

К основным задачам логопедического массажа относятся:

  • коррекция звукопроизношения;
  • улучшение состояния голоса;
  • нормализация речевого дыхания;
  • устранение эмоционального напряжения у лиц, имеющих дефекты речи;
  • проработка проблем заикания, ринолалии, нарушений голоса, дизартрии;
  • улучшение тонуса мышц ротовой полости и голосового аппарата;
  • проработка и активизация перефирического речевого аппарата;
  • уменьшение гиперсаливации;
  • укрепление глоточного рефлекса;
  • усиление проприоцептивных ощущений;
  • создание предпосылок для произвольных координированных движений органов артикуляции.

2. Показания

Показания к проведению логопедического массажа являются:

  • нарушение голоса;
  • дизартрия;
  • заикания, дискомфорт и напряжение при произношении;
  • ускорение результативности логопедических занятий;
  • непроизвольное слюноотделение;

3. Противопоказания

К ключевым противопоказаниям относятся:

  • наличие инфекционных или соматических заболеваний в остром периоде;
  • заболевания кожных покровов (острые и хронические);
  • конъюнктивит;
  • гингивит;
  • стоматит;
  • герпес и другие вирусные поражения слизистых ротовой полости;
  • увеличение лимфоузлов;
  • усиленная пульсация сонных артерий.

4. Условия проведения

Логопедический массаж проводится после медицинской диагностики с осмотром. Логопед устанавливает форму и структуру речевого дефекта и назначает процедуры. При этом уделяется внимание состоянию мышечного тонуса верхней половины туловища, шеи, мимических и артикуляционных мышц.

Проводится в теплом, хорошо проветренном чистом помещении. Длительность процедур составляет 5-7 минут на начальном этапе, с постепенным увеличением времени до 20-25 минут. При этом существует градация длительности в зависимости от возрастной группы: у грудничков продолжительность не превышает 10-12 минут, на начальном этапе составляет 1-2 минуты; детей дошкольного возраста продолжительность составляет до 15 минут, младшего школьного возраста – 25 минут.

Частота проведения составляет 2-3 раза в неделю. Курс составляет 10-20 процедур, регулярность повторения курса — от двух недель до 2 месяцев, при серьезных поражениях воздействие может выполняться в течение года и более.

Логопедический массаж детей подразумевает осознанность необходимости его проведения родителями малыша — логопед разъясняет результативность массажа, настраивает на положительный результат. Они в свою очередь подготавливают малыша к проводимым действиям, успокаивают. Для устранения страха перед процедурой можно показать движения на другом ребенке, который уже проходил такие процедуры.

Воздействие не должно вызывать болевые ощущения, если ребенок негативно настроен к этой процедуре, на начальных этапах стоит выполнять только поглаживания. Наиболее пораженные участки прорабатываются не сразу, а в середине или ближе к концу процедуры, тем самым расслабляя малыша и устраняя страх пред возможной болью. Постепенно, процедура за процедурой наблюдается снижение боли и страха во время воздейстивя и малыш хорошо принимает все движения. Для проведения вам понадобятся:

  • стерильные медицинские перчатки;
  • защитная маска;
  • нашатырный спирт (в случае необходимости оказания медицинской помощи).

Техника проведения делится на этап классического массирования наружных покровов кожи, на этом этапе используется масло, и логопедическое массирование слизистых оболочек ротовой полости, где массаж выполняется в перчатках и медицинской маске. Общим правилом для обеих случаев является выполнение теплыми руками.

5. Техника проведения логопедического массажа

Техника выполнения повторяет порядок проведения и других частей тела, включает поглаживания, растирания, разминания и вибрации. Процедура проводится в трех различных положениях тела ребенка:

  • лежа на спине головой к массажисту;
  • сидя в кресле с высоким подголовником, массажист располагается за спиной;
  • лежа на спине, массажист находится по правую руку, левой придерживая голову в теменной части черепа, а правой выполняя движения (эта позиция удобна для выполнения массажа губ, щек, жевательных мышц и языка с внешней и внутренней стороны).

Для проработки мышц лица проводится классический логопедический ручной массаж. Он выполняется в положении лежа на спине головой к массажисту.

Начинаем все движения с поглаживаний лица. Кончиками пальцев по массажным линиям массируем область лба, щек, область подбородка. Движения легкие и нежные: область лба — от центра лба к вискам, от надбровных дуг к линии роста волос; щеки – от линии носа к вискам, от линии крыльев носа к козелку уха, от уголков рта к основанию уха; подбородок – от центра к основанию черепа.

Повторяюем воздействие 3-5 раз. При необходимости выполните растирания и разминания по тем же линиям, используя гребнеобразные и граблеобразные растирания, технику валяния и пересекания на области щек.

5.1 Губы

Часто проблемы логопедического характера связаны с низким тонусом ротовой области мышц лица, поэтому интенсивно, кончиками пальцев, проводятся растирания и разминания в этой области, захватывая область подбородка, рта, носогубных складок (рекомендуется при выполнении логопедического массажа при дизартрии). Для проработки речевой мускулатуры проводим интенсивные, но не оттягивающие разминания – кончиками пальцев выполняем простое и лунообразное разминание, массируем область губ.

Выполняется от впадины между подбородком и губой к уголкам губ для нижней губы; от уголков губ к надгубной складке для верхней губы. Используйте поглаживания кончиками пальцев, растирания пиление и пунктирорание, разминание методом валяния и пересекания, вибрации методом постукиваний кончиками пальцев, завершите воздействие поглаживаниями и точечным массажем по активным точкам в этой области. Повторяем комплексное воздействие 5-7 раз. Завершаем поглаживаниями.
В случае наличия асимметрии лица массаж выполняется с большим усилием и проработкой на пораженной стороне для укрепления мускулатуры.

5.2. Шея

Для проработки области шеи в логопедическом массаже используем технику поворотов шеи в разные стороны: поворачиваем голову влево-вправо, вперед-назад, движения повторяем 3-5 раз в каждую сторону. Массируем область кадыка, используя поглаживания. Движения не сдавливающие, аккуратные, повторите их 3-5 раз. Закончите логопедический массаж лица поглаживаниями: область лба от центра к вискам, от бровей к линии роста волос; верхнее веко — от внутреннего уголка глаза к внешнему, от внешнего к внутреннему для нижнего века; щеки – от линии носа к козелку уха, от крыльев носа к основанию уха, от уголка губ к основанию уха. Движения повторите 2-3 раза.

При необходимости дополните логопедический массаж массированием артикуляционного отдела со стороны слизистой оболочки.

Выполняется до еды или через 1,5-2 часа после еды в течение 5 минут. Перед выполнением процедуры оденьте стерильные перчатки.

5.3. Массаж язычной мускулатуры

Выполните поглаживания области десен в горизонтальной плоскости по правую и левую сторону. используйте прямолинейные, зигзагообразные и круговые поглаживания. Повторите 2-3 раза.

Эти манипуляции вызывают усиление слюноотделения, поэтому дайте массируемому сглонуть слюну после них.

Аналогично выполните вертикальные воздействия вдоль всей челюсти, повторите 2-3 раза и дайте сглотнуть слюну. Приступайте к массированию неба – легкими движениями пальцем производите сдвигания мягкого неба по средней линии, при этом могут произносится звуки «А» и «Э». Повторите 10-15 раз.

Массаж языка выполняется от кончика к основанию, до появления рвотного рефлекса. Выполняем легкие поглаживания, похлопывания и вибрации, общая продолжительность процедуры составляет 15-20 секунд.

Поглаживания производим прямолинейно, зигзагообразно, кругообразно. Движения начинаем от середины языка к кончику и образно, от середины к краям (техника «елочка»), от левого края к правому и назад, при этом одной рукой фиксируем язык, а второй производим процедуру. Осуществляем перекатывание пальца по поверхности языка, пощипываем язык кончиками пальцев и растягиваем его края. Выполните поглаживания со стороны подъязычной уздечки к кончику и обратно.

Вместо пальпации можно проводить логопедический массаж при помощи зубной щетки, по аналогичной схеме.

С внешней стороны массаж дополняется точечным воздействием на подчелюстную ямку в течение 15 секунд вибрирующими движениями указательным пальцем и вибрацией двумя указательными пальцами в течение 15 секунд под углами челюсти.

5.4. Язык

При гипертонусе мышц языка воздействие носит расслабляющий характер. При повышенном тонусе язык трудно удержать вне полости рта, небно-глотоный (рвотный) рефлекс может также затруднять проведение, поэтому выполнение подобной процедуры при гипертонусе требует соблюдения следующих правил:

  • массаж проводится после расслабления мышц шейного отдела, плечевого пояса и мышц нижнечелюстного отдела, потому что эти мышцы тесно связаны с мышцами корня языка;
  • движения направлены от кончика языка к корню;
  • перед началом процедуры устанавливается граница небно-глоточного рефлекса. Граница устанавливается перемещением шпателя по поверхности языка с установлением данной границы.

В случае возникновения спазмов при выполнении в наиболее запущенных случаях почти на кончике языка, массаж рекомендуется начинать при внутреннем расположении языка в полости рта, постепенно увеличивая площадь массирования и работе на поверхности языка вне рта.

Для расслабления языка проведите точечные упражнения с подчелюстной ямкой и вибрации под углами челюсти, захватите кончик правой рукой и выполните покачивающие движения из стороны в сторону, вперед назад. Движения плавные, с постепенным увеличением амплитуды.

После этого переходят к выполнению процедуры. Поглаживания производят большим пальцем ведущей руки, при этом указательный палец придерживает язык с другой стороны. Движения проводят от центра к периферии, продвигаясь от кончика языка к корню до установленной границы, выполняя движения с начала с правой стороны от средней линии, затем с левой. Ведомой рукой придерживают язык за кончик, ведущей рукой, используя большой и указательный палец выполняют поглаживания от центра к периферии, от кончика к границе.

Разминания выполняют путем захвата языка сверху большим пальцем, снизу – указательным и средним. Выполняют перетирание поверхности языка по обе стороны от центральной линии языка. От кончика к корню. При таком же положении пальцев выполняют растирания поверхности языка без надавливаний.

Вибрации языка выполняют путем захвата ведущей рукой кончика языка. Производят легкие потяхивания, выполняют похлопывания и надавливания шпателем (деревянным или пластиковым).

Перед воздействием на ротовую полость, научите ребенка эффективно работать со слюноотделением, для этого используйте упражнение жевания с запрокинутой головой, сглатывания слюны с одного раза, выполнять вращения языком в преддверии рта, а затем сглатывать слюну.

Методика работы со сложными случаями дцп часто включает помимо техник логопедического массажа лица проработку рук и ног малыша, развитие хватательных, кинестетических рефлексов, моторики и реакции на внешнее раздражение. В этом случае логопед работает совместно с массажистом и подбирает оптимальные методики, сочетающие массажные движения, направленные на правильное развитие костно-мышечной системы и на развитие соответствующих рефлексов и навыков.

5.5. Кисти рук

В качестве техник проведения логопедического массажа кистей рук и верхних конечностей ознакомьтесь с основными методиками детского массажа верхних конечностей и кистей, который можно дополнить следующими упражнениями:
1. «Пальчиковый бассейн» . В небольшую коробку с высотой бортиков 6-8 см высыпьте горох и фасоль, работа с таким бассейном способствует развитию активной кинестезии. Для усиления эффекта разместите в коробке предметы различной фактуры – шероховатые, гладкие, овальные, квадратные.
2. Логопедическая щетка «ежик» . В домашних условиях тренажер можно изготовить самостоятельно – используйте массажную расческу с мягким основанием крепления деревянных зубчиков, желательно размером с руку ребенка. Удалите ее из расчески, с обратной стороны приклейте войлок или кожу для придания жесткости и сделайте держатель для фиксации на руке. Тренажер используется в двух положениях – иголками к ладони и наружу. За счет большой площади раздражения проводится глубокая проработка нервных окончаний ладонной части кисти при выполнении лечебной логопедической физкультуры (похлопывание по ладоням, похлопывания от кисти к локтю, поглаживание от локтя к кисти и др.).

Дополнить логопедический массаж можно также техниками массажа по биологически активным точкам.

Нажатие на данные точки стимулирует работу определенных систем органов и групп мышц. Методика применения точечного логопедического массажа отличается простотой проведения, физиологичностью, малой зоной воздействия и возможностью проведения не только для коррекции, но и для профилактики. Использование точечного логопедического массажа позволяет:

  • нормализовать тонус мышц;
  • улучшить работу артикуляционного, дыхательного, голосового аппаратов;
  • регулировать вегетативные функции и обменные процессы;
  • регулировать эмоциональное состояние;
  • оказывает профилактическое действие на расстройства голосового аппарата и заболеваний верхних дыхательных путей.

Главным условиям эффективности точечного массажа является правильное определение локализации биологически активных точек, наиболее эффективным методом для их определения является пальпация. Производится подушечками наиболее чувствительных пальцев (чаще всего безымянного или указательного). Методика проведения следующая:

  • на начальном этапе выполняется массаж не более, чем 3-4 точек, постепенно увеличивая их количество;
  • во время одного сеанса работаем с точками как локального назначения, так и общего;
  • точечный массаж проводится до логопедического;
  • процедура носит курсовой характер, сеансы проводятся через день, интервал не должен превышать 3 дней, перерыв между курсами 3-6 месяцев;
  • при проведении процедуры, направленной на релаксацию, включите расслабляющую музыку.

При выполнении точечного массажа выполняется комплексная проработка точек, сгруппированных на определенном участке кожи. Рассмотрим такие основные блоки.

Массаж биологически активных точек нормализации работы артикуляционных мышц (БАТ1): одиночная точка под носом в верхней трети носогубной складки; одиночная точка в центре подбородочно-губной складки; парные точки на расстоянии 1 см от уголков рта; парные точки по диагонали носогубной складки почти по середине между крыльями носа и уголками губ; парные точки на нижней челюсти параллельно точкам отстающих от уголков рта на 1 см.

Биологически активные точки улучшения кровоснабжения и дыхания носоглотки (БАТ2)(улучшение резонанса голоса, профилактика голосовых расстройств): парные точки у крыльев носа; парные точки у надбровных дуг; точка посередине между бровями; парные точки на расстоянии 0,5 см по линии соединения крыльев носа с мочкой уха.

Биологически активные точки воздействия на мышцы глотки и гортани (БАТ3) (нормализация работы мышц голосового аппарата): точка на средней линии шеи между нижним краем подъязычной кости и верхней вырезкой щитовидного хряща; точка на расстоянии 0,7 см выше от верхнего края яремной вырезки грудины.

Биологически активные точки нормализации состояния мышц глотки, гортани и корня языка (БАТ4): точка на средней линии шеи; парные точки по обе стороны щитовидного хряща у переднего края грудинно-ключичной-сосцевидной мышцы. Массируются очень осторожно, так как это вызывает неприятные ощущения.

Биологически активные точки нормализации работы мышц нижней челюсти (БАТ5): точка на середине наиболее выступающей части подбородка; парные точки спереди от козелка уха во впадине соединения челюсти и скуловой кости; парные точки на нижнем крае мочки уха.

Массаж по биологически активным точкам выполняется в сочетании с голосовой гимнастикой:

  • комплекс БАТ1 совместно с произнемением звуков “ЗМММ” в течение 2-3 секунд, таким образом снимается напряжение при звучании голоса;
  • комплекс БАТ2 выполняется совместно с произнесением звуков “ГМММ” в течение 2-3 секунд;
  • комплекс БАТ5 выполняется с протяжным произнесением “ЖММММ” в течение 2-3 секунд, снимается напряжение в глоточно-гортанной области;

5.6. Ушные раковины

Также воздействие на биологически активные точки можно дополнить логопедическим массажем ушных раковин. В этой области сосредоточено большое количество биологически активных точек, которые способны быстро повысить тонус нервной системы, активизировать работу мышц речевого аппарата. Массаж ушных раковин проводится на завершающем его этапе.

Начинаем с перетирания ушных раковин снизу вверх и сверху вниз, затем производим тянущие движения мочек ушей в низ, движения повторяем 5 раз. Это движение способствует активизации артикуляционных мышц. Указательный палец аккуратно помещаем в начало ушного прохода, а большим пальцем выполняем массирование козелка уха с легкими надавливающими движениями. Продолжительность: в течение 30 секунд. Эти движения помогают при насморке, устраняют осиплость. Массаж противозавитка ушной раковины выполняется с противоположной стороны ушного прохода.

Противозавиток прижимается указательным пальцем и массируется сверху вниз в течение 30 секунд. Эти движения способствуют улучшению звучания голоса.
В дополнение к точечному воздействию на ушные раковины, проводится логопедический массаж стоп и кистей, однако это больше относится к детскому массажу, так как наибольшая взаимосвязь тактильных ощущений с корой головного мозга наблюдается в грудничковом возрасте .

В завершении хотелось бы отметить, что при решении логопедических проблем старайтесь выполнять все рекомендации логопеда, включайте в работу речевые занятия, упражнения на развитие и логопедический массаж — интегрируя, вы обречены на успех.

В современном обществе бытует несколько скептическое отношение к логопедическому массажу языка. На самом деле, скепсис скрывает в корне неверное понимание сути назначаемой врачом процедуры. Логопедический массаж для языка оказывает на детей ряд положительных воздействий, о которых вы узнаете из этой статьи.

Показания

Логопедический массаж для языка назначается ребенку при наличии у него приобретенных или врожденных отклонений. В перечень этих отклонений входят следующие нарушения развития, которые встречаются у детей:

  • нарушение голоса или наличие его частичной потери;
  • различные дефекты речи;
  • дизартрия;
  • гипертонус мышц лица;
  • непроизвольное слюноотделение;
  • различного рода проблемы, связанные с развитием артикуляционных мышц;
  • все виды заикания;
  • патологии произношения, связанные с наличием сильного напряжения мышц лица у детей во время разговора.

Для всех этих ситуаций логопедический массаж для языка и лица, который проводится в комплексе с индивидуальными занятиями у логопеда, производит должный положительный эффект.

Этот перечень показаний является основанием для назначения массажа языка у детей, находящихся в разных возрастных группах. При этом этот массаж должен обязательно назначаться врачом, после тщательного осмотра и проведения необходимых диагностических исследований.

Отдельно стоит отметить, что такой логопедический массаж, проводимый для языка, обязательно назначается при ДЦП. У детей с ДЦП наблюдается травматическое поражение ДНС. Такая ситуация встречается при наличии родовой травмы, а также после перенесенного инфекционного заболевания. ДЦП приводит к нарушению функций движения у детей. При ДЦП возникают тонические рефлексы. Также ДЦП приводит к некоторым нарушениям речи ребенка. Нарушения ДЦП имеют положительную тенденцию к восстановлению поврежденных функций. Поэтому делать данный тип массажа языка детям с ДЦП просто необходимо. В такой ситуации логопедический массаж назначается с малых лет.

Цели логопедического массажа

У детей, которые достигли возраста, когда необходимо начинать говорить (1,6-3 года), важно правильное развитие артикуляции, которая и отвечает за формирование речи. В артикуляции свою роль играют некоторые мышцы лица. Именно они в большей степени подвержены гипертонусу. Подобный гипертонус может возникнуть при определенных состояниях или заболеваниях, а также врожденных или приобретенных патологиях, встречаемых у детей.

Детский массаж для языка помогает значительно снизить гипертонус и нормализовать артикуляцию. Также он способствует снижению слюноотделения и активизирует мышцы, имеющие слабую сократительную способность.

Логопедический массаж позволяет мышечным волокнам стать более подвижными и, соответственно, эластичными. В результате малыш, которому проводят такой курс, сможет справиться со всеми вышеуказанными нарушениями и проблемами.

Кроме этого, логопедический массаж для языка проводится и при пониженном тонусе. Но в данной ситуации делать его нужно несколько иначе.

В перечень основных задач, которые ставятся при выполнении детского массажа для языка, входят:

  • коррекция звукопроизношения. После выполнения логопедического массажа дети начинают более правильно произносить звуки;
  • значительное улучшение голоса и состояния голосовых связок;
  • происходит нормализация дыхания, которое ранее было затруднено при разговоре;
  • нормализация моторики, а также тонуса артикуляционного аппарата;
  • нормальное развитие движений рук;
  • увеличение длительности и силы выдоха;
  • выработка ритмичности движений конечностями и дыхания;
  • выработка дифференцированных зрительных движений;
  • обеспечение стимуляции для кинестетических ощущений и движений;
  • стимуляция развития пальцевого осязания;
  • полное или частичное устранение моральных и психических напряжений у детей. Такие явления возникают у малышей, которых дразнят в садах или школах из-за неправильно поставленной речи;
  • значительное уменьшение заикания, а также дизартрии в повседневной жизни ребенка.

Видео «Логопедическое занятие. Массаж языка»

Кроме этого логопедический массаж языка позволяет улучшить состояние мышц и речевого аппарата, которые отвечают за звукоизвлечение. После завершенного курса процедур наблюдается укрепление глоточных рефлексов. Упражнения правильно формируют траекторию движений для органов артикуляции.

Как видим, логопедический комплекс упражнений, разработанный для языка и лица, позволяет в определенной мере устранить у детей дефект речи. Стоит также отметить, что подобный массаж применяется при самых разнообразных нарушениях, которые не вошли в основной перечень показаний, приведенный в предыдущем подпункте.

Техника

В логопедический массаж, который назначают детям разной возрастной группы для языка и лица, входит детально разработанный комплекс упражнений. В каждой конкретной ситуации делать нужно только определенный набор упражнений, направленный на устранение дефекта, имеющего место у ребенка.

При этом его вполне может делать мама в домашних условиях, особенно если ребенку всего пару лет. Ребята постарше могут делать упражнения самостоятельно.

Показано, что выборочно данный тип массажа можно начинать делать, когда ребенку уже исполнилось 2-3 месяца. Но в данной ситуации необходима консультация у врача. Если малыш плохо говорит, комплекс упражнений могут назначить с двух лет.

Техника проведения логопедического массажа включает в себя такие манипуляции:

  • общий массаж лица, который переходит на губы;
  • затем манипуляции переходят в полость рта. Здесь нужно быть особенно внимательными, так как не каждый малыш положительно отреагирует на проводимые в его рту действия.

Очень важно, чтобы ребенок от проводимых манипуляций получал только положительные эмоции и ощущения. Иначе такие действия приведут к повышению тонуса, а также к гиперсензитивности в оральной области. Кроме того, манипуляции против желания малыша в его рту могут спровоцировать активацию рефлекторной сферы. Так, малыш может кусаться или у него разовьется рвотный рефлекс.

Комплекс упражнений, как в домашних условиях, так и на приеме у специалиста, нужно проводить ежедневно. Длительность одного сеанса составляет около трех минут.

Техника проведения массажных манипуляций имеет соответствующие требования. К ним можно отнести следующие положения:

  • необходимо наличие гигиеничной и комфортной обстановки на сеансе;
  • запрещено проводить комплекс упражнений детям, имеющим к нему противопоказания;
  • все манипуляции должен проводить специалист или мама, которая внимательно следила за действиями массажиста.

Для маленьких детей комплекс упражнений нужно проводить в активном контакте-общении. Можно петь веселые песенки, рассказывать стишки или сказки, а также обязательно улыбаться. Во время массажа допускается игра спокойной классической музыки.

Массажные приемы, которые часто входят в комплекс упражнений, включают в себя поглаживание и легкую вибрацию. Вибрация способствует расслаблению мышц, находящихся в гипертонусе.

Поглаживание осуществляется легкими скользящими движениями по коже лица, которые не сдавливают ее в складки. Поглаживание начинается как легкое вождение рукой по лицу в области губ. Затем движения немного усиливаются, оказывая влияние на более глубокие слои кожи.

Глубокое поглаживание проводят либо ладонями, либо сложенными щипцеобразно пальцами, а также тыльной поверхностью пальцев, согнутых в пястно-фаланговых суставах под углом в 90 градусов.

Непрерывная вибрация осуществляется концевыми фалангами пальцев. Их кладут на кожу и как бы сотрясают. Движение напоминает просеивание через сито муки.

Движения выполняем по 4 раза для каждого приема. Необходимо чередовать поглаживание с вибрацией. В домашних условиях и для детей старшего возраста комплекс упражнений можно проводить около 15-20 минут. Но начинать нужно с 5-7 минут, постепенно увеличивая время. Для грудничков данный период составляет всего несколько минут.

Также при проведении массажа языка допускается использование различных инструментов, в роли которых могут выступать предметы повседневности. Это может быть ложка или зубная щетка, но обязательно с мягким ворсом. При их использовании нужно класть под язык несколько салфеток. Менять их нужно каждые 2 минуты. Делаем инструментом круговые и спиралевидные движения. Помните, надавливать сильно не нужно. При использовании зубной щетки можно делать вибрационные движения.

Вышеописанные движения нужно совершать при комнатной температуре, а также теплыми и вымытыми руками.

Для детей, больных ДЦП, техника проведения логопедического массажа очень сильно зависит от выбора позы. Для детей с ДЦП, позы могут быть следующими:

  • поза эмбриона;
  • лежа на спине. В такой позе ребенку под голову следует подложить валик. Ноги должны находиться в согнутом положении в коленных суставах;
  • лежа на спине с фиксируемой при помощи валика головой;
  • на животе. Здесь под грудь малыша нужно подложить валик.

При ДЦП техника массажа направлена на релаксацию мышц языка. Помимо этого воздействие осуществляется на точку, которая находится в подчелюстной ямке. Также нужно воздействовать и на другие точки:

  • носогубная складка;
  • скуловые мышцы;
  • подчелюстные мышцы.

Очень часто логопедический тип массажа проводят совместно со специальной гимнастикой. Она направлена на повышение силы и объема дыхательной мускулатуры, а также ритмичности и глубины дыхания.

Противопоказания

К проведению логопедического массажа имеется ряд противопоказаний, при наличии которых проводить вышеописанные упражнения запрещается. К основным противопоказаниям для данного типа массажа относятся:

  • наличие респираторных острых заболеваний;
  • пик простуды;
  • конъюнктивит или гингивит;
  • стоматит;
  • увеличение лимфотока или лимфоузлов;
  • герпес, который поразил ротовую полость.

Помните, что каждая конкретная ситуации требует индивидуального подхода и рассмотрения. Поэтому перед тем, как записаться на курс лечения, нужно посетить врача.

От того, насколько ответственно вы отнесетесь в данной ситуации к здоровью вашего ребенка, зависит не только эффективность проводимых упражнений, но и конечный результат лечения. При несоблюдении правил выполнения упражнений, а также при наличии противопоказаний, проведение массажа может негативно сказаться на здоровье малыша и привести к непредсказуемым последствиям.

Как видим, несмотря на скептическое отношение к подобным процедурам, логопедический массаж языка имеет неоспоримые достоинства. Его проведение позволит избавить вашего ребенка от различных нарушений речевого аппарата, благодаря чему он сможет расти и развиваться в норме с остальными детьми.

Видео «Что такое артикуляционная гимнастика»

В ролике заботливые родители смогут узнать, что такое массаж языка, для чего он необходим и какие основные приемы при этом эффективны.




Развитие детей проходит очень разнообразно, если некоторый дети могут вообще не болеть, то у других находят значительное количество патологий, задержки взросления и другие проблемы. Истинными причинами подобной пропасти между одногодками могут стать разнообразные физические факторы, психологические трудности, заболевания или даже наследственность.

Так или иначе, игнорировать такое положение дел нельзя, ведь нарушения речи, согласно статистике, сами собой не проходят. Родителям важно поскорее обратиться к сведущему логопеду, который подскажет подходящий способ лечения. Например, столь популярный в последнее время логопедический массаж для детей, который позволяет быстро устранить некоторые дефекты смежных заболеваний.

Суть терапии для ребёнка

Действенным методом педагогического воздействия на стиль познания подрастающим малышом окружающего мира считается равномерное использование физических и психологических путей. При нарушениях речевого развития столь обширный подход оказывается практически единственно верным решением, чтобы восполнить недостающие пробелы в воспитании. И пускай этот способ не считается обязательным, опираясь на отзывы, он неоднократно доказывал свою надёжность и эффективность на деле. Тем более что её можно взять и в качестве дополнительной части полноценной реабилитации, и как абсолютно независимый вид лечения, выбрав определённый вид:

  1. Классический — ему приписывают стандартные массажные приемы вроде поглаживания, растирания и имитации вибрации, которые усиливают приток крови в области лица и во многом корректируют мимику по программе Дьяковой.
  2. Сегментарно-рефлекторный – практически дублирует первый вариант, но выполняется уже согласно визуальному делению, то есть не выходит за границы зоны воротника, шейного отдела и самого лица
  3. Точечный – раскрывая свою технику уже в названии, этот способ отражается исключительно на биологически задействованные точки, основная часть которых расположена около места роста волос.
  4. Зондовый – специально разработанный специалистом Новиковой Е.В. и выполняется при помощи профессиональных инструментов - зондов, чтобы добиться необходимого эффекта.

Кто нуждается в логопедическом массаже?

Одно из наиболее часто проявляющих себя заболеваний, требующих своевременной коррекции у логопеда - это дизартрия. В таком случае наблюдается заметная затрудненность в говорении, за счёт поражения заднелобных и подкорковых отделов головного мозга. Вследствие этого у ребёнка могут наблюдаться серьёзные нарушения с артикуляцией. При подобном диагнозе, как никогда лучше подойдёт лечебный массаж по методу Новиковой или альтернативные версии от Архиповой и Дьяковой.

Другой причиной является ДЦП, когда общий тонус мышц повышен и становится главной причиной затруднения не только в плане активности, но и коммуникации. Не стоит исключать и такой вариант, что нарушение поэтапного развития речи может быть вызвано в итоге родовой травмы или врожденного дефекта из-за специфического строения органов (явление распространяется на полость рта, губ, языка). Если физиологические изъяны лечатся хирургическим путем, то классическому логопедическому массажу в домашних условиях нередко под силу окончательно устранить прочие источники задержки, не сильно отклоняясь от типичной программы развития ребёнка.

Основная роль логомассажа

В целом, детская терапия представляет собой механизм, благодаря которому изменяется общее состояние мышц, правильно распределяется напряжение нервных окончаний, тканей и сосудов.

Каждый этап обусловлен чётко прописанной техникой, которая приводит в норму эмоциональное состояние лица, также страдающее при сбоях в работе в сложившейся ситуации. Финал процедуры должен оказать положительное воздействие на весь организм, а не только на центральные задачи. Например, параллельно с главной функцией подхода, восстанавливается эластичность кожи, улучшается лимфо- и кровообращение.

Поскольку мышечная система подвергается ощутимым изменениям (положительно влияет на эластичность волокон, ускоряется работоспособность мышц, мощность сократительной функции), стоит помнить о прямой зависимости между силой влияния и реализуемыми приемами.

Полагаясь на то, какой итог вы желаете добиться на практике – расслабления или возбудимости – необходимо применять принципиально разную степень интенсивности. Лишь при столь тщательном подходе логотерапия целебно влияет на весь организм и в кратчайшие сроки помогает малышу научиться коммуникации без всяких затруднений.

Условия организации логопедического массажа

Если начинать с мелочей подготовки, то в первую очередь важно обратить внимание на помещение, где должно быть уютно и тепло. Особые требования имеются к рукам массажиста: они обязаны оставаться тёплыми, чистыми, не влажными и не слишком сухими, без воспалительных заболеваний, также следует исключить любые украшения, и иметь короткие ногти без яркого маникюра.

Игнорирование подобных нюансов может стать причиной отвлечённости и снижения внимания ребёнка. Массаж рекомендуют проводить через 2 часа после приема пищи.

В идеале полный курс должен составлять не менее 20 сеансов. Крайне желательно проводить их с определённой периодичностью, ещё лучше — каждый день. А после перерыва в 1 месяц, при необходимости повторить цельный перечень. Естественно, что при явно выраженных нарушениях речи у детей длительность процедур увеличивается.

Как показывает практика, в зависимости от тяжести нарушений речевого аппарата и непосредственно возраста ребёнка время сеанса может длиться от 5 до 30 минут. Первую процедуру лучше взять по минимуму в 5 минут, чтобы не утомить юного пациента. В дальнейшем продолжительность массажа постепенно растягивают.

Как должен вести себя ребенок?

Ребёнок должен вести себя спокойно, не чувствовать болевых и дискомфортных ощущений. Категорически не рекомендуется укладывать его в горизонтальное положение, эффективнее наоборот, проводить курс в сидячем положении, особенно на начальных порах. Если чадо сразу настроено негативно, выполните лишь элементарные массажные движения на лицевой мускулатуре или снимите напряжённость при помощи присутствия его мамы.

Ведь массаж будет полезен только в том случае, если у детей возникает чувство доверия к профессионалу. Знающий специалист сумеет добиться не только реальных результатов, но и соблюсти безопасность, а также подобрать конкретные упражнения, направленные на подключение к активной работе той или иной группы мышц. В частности, научить малыша самостоятельно тренироваться дома:

  • выполнение лёгких поглаживаний и пощипываний губ, чтобы запомнить основные приёмы терапии;
  • взять зубную щетку и воздействовать на кончик или центральную часть языка;
  • использовать мягкие массирующие движения для разминки каждого пальца.

Типичный сценарий логопедического массажа

Если речь идёт о типичном сценарии логопедического массажа под присмотром педиатра-логопеда, но терапию начинают с лица, затем постепенно переходят к губам, а далее – принимаются за массаж языка, то есть более тщательно повторяют план для самостоятельно разминки, предложенной выше.

Все движения проводят от центральной зоны к периферии и стараются часто использовать эффективный принцип — похлопывание. Данная техника позволяет вернуть лицевым мышцам естественный тонус и служит отличным побуждающим фактором, поддерживая интерес ребёнка на протяжении всего получаса, отведённого на сеанс.

Но, обратите внимание: нужно совершать одинаковое количество движений как по часовой и против неё, придерживаясь симметрии.

После нескольких лёгких упражнений (2-5 штуки) силу нажима, похлопываний и пощипывания кожи должна ненавязчиво нарастать. При этом кожные покровы пациента могут слегка покраснеть и это хороший знак, но не перестарайтесь. Например, если у малыша наблюдается сухая или чувствительная кожа, такой напор может оказаться болезненным, поэтому рекомендуется делать массаж с использованием специальных увлажняющих масел для лица или крема.

Непосредственно, время воссоздания массажа, дабы отвлечь ребенка от сосредоточения на ощущениях, советуют применять некоторые хитрости: читать стишки, загадывать головоломки, петь песенки, рассказывать сказки. Желательно, чтобы выбранная вами тактика отвлекала малыша на вашу речь, но не провоцировала его часто отвечать или резко двигаться, так что придерживайтесь увлекательного монолога.

Не исключён вариант повторения заученных скороговорок или фраз, которые ассоциируются с движениями рук (лёгкие хлопки по щекам – «стенка-стенка», прикосновение ко лбу – «потолок», постукивание пальцами по верхней губе и подбородку – «две ступеньки», нажим на кончик носа ребёнка – «и звоночек «дзынь!»).

Кроме того, важно организовывать логопедический зондовый массаж до перекуса или через 1,5 – 2 часов после приёма пищи. К существенным требованиям это не относится, однако внезапно возникнувшие неприятности с процессом пищеварения могут стать решающим фактором и лишить чадо интереса к процедуре. Если у малыша наблюдается температура или симптомы простуды, работу над произношением также стоит отложить до полного выздоровления.

Противопоказания к задуманному проведению

Логопедический массаж при дизартрии или других нарушениях в произношении, увы, может иметь целый ряд ограничений, которые стоит взять во внимание и искать альтернативный метод лечения. Категорически запрещено проводить процедуру, если у ребёнка наблюдаются следующие диагнозы:

  • серьёзные инфекции;
  • увеличение лимфатических узлов;
  • конъюнктивит;
  • температура, жар;
  • повышенное давление;
  • стоматит или гингивит;
  • сыпь на коже;
  • открытые раны, язвы;
  • герпес.

Перед назначением курса важно получить заключение не только от невропатолога, но и сведущего педиатра. Заодно нужно обращаться к действительно опытным врачам, которые имеют опыт проведения массажа не просто с ребёнком, но и конкретной возрастной группой (что тоже имеет свои особенности).

Любой из способов логопедического массажа, в том числе и бытовая версия с ложками, помогает добиться ощутимого прогресса даже при запущенных формах нарушения речи. Впрочем, начинать процедуры всё равно нужно в рекомендованный профессионалом срок, поскольку некоторые подходы предназначены исключительно для младенцев старше полугода, так как ни один зонд не годится для новорожденных и это стоит учитывать при конечном выборе.

Статью подготовил и отредактировал: врач-хирург

Вера Васильева
Пальчиковый массаж как средство развития речи детей

Существует много различных способов, методов и методик развития речи и мышления . Среди них , далеко не всем известный, - пальчиковый массаж , способствующий активизации речевых центров головного мозга.

Пальчиковый массаж и самомассаж - один из наиболее редко применяемых на практике видов деятельности, так как не является обязательным в программе дошкольного и школьного образования. В связи с этим отсутствуют развернутые методические рекомендации по проведению самомассажа с детьми .

Игровой пальчиковый самомассаж - это нетрадиционный, высокоэффективный, доступный и безопасный метод оздоровления, развития речи , познавательной деятельности, общей и мелкой моторики детей . Это уникальная тактильная гимнастика, благодаря которой в мозг поступает мощный поток импульсов от рецепторов, расположенных в коже. Одновременно с этим в кору головного мозга поступает информация, которая не только оказывает тонизирующее действие на центральную нервную систему, но и способствует увеличению резервных возможностей функционирования головного мозга. Он является эффективным средством совершенствования таких психических функций как внимание, память, зрительно-моторная координация, а так же развитие речевой и творческой сфер.

Наиболее значительный эффект можно получить, если сопровождать массажные упражнения речевым материалом. Использование игрового пальчикового самомассажа в сопровождении легко запоминающихся стихов и в сочетании с сюрпризными игровыми моментами позволяют организовать занятия, как весёлые эмоциональные непринуждённые минутки отдыха, релаксационные паузы, и, в то же время, повысить эффективность коррекционной работы на занятиях. Делая себе массаж пальчиков , дети развивают речь , мышление, мелкую и общую моторику и при этом способствуют укреплению своего здоровья.

Самомассаж можно успешно проводить индивидуально и с группой детей одновременно в детских садах, в начальной школе и в условиях семьи.

Разработанный комплекс занимательных игровых упражнений способствует пробуждению интереса к занятиям, умению понимать словесные инструкции, развитию темпо-ритмической , интонационной и слоговой структуры речи , внимания, памяти, усидчивости, обогащению активного словарного запаса, формированию связной речи , помогает сделать речь яркой и эмоциональной, содержит элементы релаксации и эмоциональной разрядки, повышает настроение детей .

Комплекс занимательных игровых упражнений пальчикового массажа для дошкольников с нарушениями речи

1. Массаж (самомассаж ) подушечек пальцев рук

Большой палец ставится на ноготь массируемого пальца , а остальные пальцы прижимаю подушечку снизу, разминая ее. На каждую строчку стиха – разминание одного пальца .

Дети любят всех зверей : (большой палец)

Птиц, и ящериц, и змей, (указательный палец)

Пеликанов, журавлей, (средний палец )

Бегемотов, соболей, (безымянный палец)

Голубей и глухарей (мизинец)

Меняем руку

И клестов, и снегирей (большой палец)

Любят горного козла (указательный палец)

Обезьянку и осла (средний палец )

Дикобраза и ежа (безымянный палец)

Черепаху и ужа (мизинец)

2. Массаж (самомассаж ) фаланг пальцев

Направление массажных движений – от ногтевых фаланг к основаниям пальцев . На каждый слог – разминание одной фаланги.

По-пу-гай (мизинец) во-ро-бей (безымянный) пе-ли-кан (средний ) со-ло-вей (указательный) пти-цы (большой)

А-на-нас (мизинец) аб-ри-кос (безымянный) а-пель-син (средний ) ман-да-рин (указательный) фрук-ты (большой)

3. Массаж (самомассаж ) прижимающий

Кисть одной руки лежит на столе ладонью вниз, пальцы разведены . Другая рука указательным пальцем по очереди прижимает каждый ноготь, сдвигает палец, «катая» его на подушечке влево-вправо. На каждую строчку – нажим на один палец.

Правая рука

Шел медведь к своей берлоге (мизинец)

Да споткнулся по дороге (безымянный)

«Видно очень мало сил (средний )

Я на зиму накопил» (указательный)

Так подумал и пошел (большой)

Левая рука

Он на поиск диких пчел (большой)

Все медведи – сладкоежки (указательный)

Любят есть медок без спешки (средний )

А наевшись, без тревоги (безымянный)

До весны сопят в берлоге (мизинец)

4. Потягивание за кончики пальцев

Вытягивание пальцев за ногтевые фаланги

Тянут – тянут (мизинец)

Бабка с дедкой (безымянный)

Из земли (средний )

Большую репку. (указательный)

Вот пришла бы (большой)

Наша внучка, (большой)

Помогла б (указательный)

Собака Жучка (средний )

Где же кошка? (безымянный)

Мышка-крошка? (мизинец)

Хоть держалась крепко, (одноименные пальцы соединить подушечками друг к другу)

Вытянута репка!

5. «Щелчки»

Ладонь прижата к столу, пальцы разведены . Другая рука поднимает пальцы по одному . Затем палец отпускают и он с силой падает вниз.

Вариант 1

На каждый щелчок назвать предметы из какой-либо категории, например, стол – стул – диван – шкаф – кресло (это мебель)

Вариант 2

Все пальцы по очереди отталкиваются от большого, изображая щелчки.

Во дворе у брата

Бегали котята.

Испугались щелчка –

Разбежались кто куда!

6. Самомассаж мячиками для Су-Джок терапии

Катание мячика между ладонями, прокатывание по каждому пальцу

Я катаю колобок,

У него румяный бок,

Круглый бок, румяный бок,

Вот так чудо – колобок!

7. Массаж (самомассаж ) колечками для Су-Джок терапии

Прокатывание колечка по каждому пальцу от кончика к основанию 4-6 раз, нажимая на него.

Этот пальчик самый сильный , самый толстый и большой.

Этот пальчик для того , чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный , избалованный он самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

8. Самомассаж бусинками

Катание бусинки между большим и другими пальцами . На каждую строчку – один пальчик , а смена рук – после четверостишия.

Круглую рожицу, а не косую 1-й – 2-й

Каждому пальчику я нарисую 1-й – 3-й

Пальчики , как озорные мальчишки 1-й – 4-й

Целых четыре веселых братишки 1-й – 5-й

Смена руки

Пятый братишка на голову ниже, 1-й -2-й

Только умишком и он не обижен. 1-й – 3-й

Даже такое порою бывает : 1-й – 4-й

Маленький всем четверым помогает! 1-й – 5-й

9. Самомассаж шестигранными карандашами

Катание карандаша между ладонями, пропускание карандаша между двумя, тремя пальцами .

Покатаю я в руках карандаш немножко,

Станьте ловкими скорей пальчики , ладошки.

10. Массаж ладоней шариками «марблс» (можно заменить орехами)

Взять два стеклянных шарика, положить их в одну руку, и без помощи второй руки обвести один шарик вокруг другого. Шарики (орехи) должны соответствовать размеру руки ребенка.

Вы видали циркача? Мячи идет вокруг мяча!

Кружит с видом знатока, будто шмель вокруг цветка.

11. «Горошки»

Насыпать горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошины одну за одной и удерживает их в руке, набирая целую горсть. После двустишия – смена рук. Каждая горошина берется на ударный слог.

С блюдца я беру горошки, словно птица клювом крошки.

И полны мои ладошки – руки держат все горошки.

12. Самомассаж прищепками

Берем бельевые прищепки и прищемляем ногтевые фаланги пальцев (кроме большого) на каждый ударный слог.

1-ый вариант

Вот проснулся, встал гусенок,

Пальцы щиплет он спросонок .

Дай, хозяйка корма мне,

Раньше, чем моей родне.

2-ой вариант

Кусается больно котенок – малыш.

Он думает : это не палец, а мышь.

Но я же играю с тобою, глупыш,

А будешь кусаться, - скажу тебе : «Кыш!»

13. Массаж четками

Ребенок проговаривает строчку – откладывает бусину. Работают 1, 2, 3 пальцы , а 4 и 5 держат четки.

Четки мы перебираем,

Все на свете мы считаем.

За день всходит только раз

В синем небе солнца глаз.

И гордится голова :

У нее-то глаза два!

Мы пускаем пузыри :

Раз пузырь, и два, и три.

Мы считаем дырки в сыре :

Раз и два, и три, четыре.

Раз, два, три, четыре, пять.